Совершенствование форм работы с родителями как условие повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития детей
статья
Статья посвящена актуальной теме – развитию родительской компетенции семей с детьми, посещающими занятия в МАУ «ЦППМиСП». Авторы представляют традиционные и инновационые формы работы специалистов с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rubleva.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рублёва Тамара Михайловна,
педагог-психолог
Муниципальное автономное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г.Кунгура
Совершенствование форм работы с родителями как условие повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития детей
Аннотация:
Статья посвящена актуальной теме – развитию родительской компетенции семей с детьми, посещающими занятия в МАУ «ЦППМиСП». Авторы представляют традиционные и инновационые формы работы специалистов с родителями.
Одна из актуальных проблем во взаимодействии педагогов с родителями детей (в том числе с детьми с ОВЗ) в том, что семьи не осознают своей определяющей роли в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в развитии детей с неблагополучными отношениями в семье. Часто родители перекладывают ответственность за ребёнка на педагогов, на репетиторов, на образовательные организации, которые должны справиться с выявленными особенностями развития у ребенка.
В МАУ «ЦППМиСП» педагоги используют разные формы работы с семьей: выпускаются стенгазеты, листовки, тематические буклеты, оформляются папки-передвижки, памятки родителям, размещаются советы специалистов на сайте Центра, рекомендации для родителей на педагогических интернет -порталах («МААМ.ру», «Инфоурок» и др.).
Используются интерактивные формы повышения компетентности родителей: «Дискуссионная мастерская» («воркшоп»), тематические акции, проекты, тренинги для родителей с детьми, тренинги с родителями и др.
На встречах специалистов Центра с родителями рассматриваются вопросы развития и воспитания детей. Например, «Школа для родителей «Искусство быть мамой», посвящённая «Дню Матери». Обсуждаются и осознаются методы воспитания на тренинговых занятиях «Искусство общения». На встречах родители получают информацию не только от психолога, но и друг от друга, имеют возможность высказать свое мнение, услышать мысли других родителей.
Высказывая свои проблемы, родители выделяют наиболее злободневные темы, сами их решают, разрабатывая свод рекомендаций или советов. В результате семьи не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей родительской компетентности, узнают новые идеи воспитания детей, укрепляется самооценка родителя.
Интерактивное взаимодействие родителей и психологов предполагает обмен знаниями, родительским опытом. Например, родители подростков во время беседы об особенностях возрастного периода не только получают знания от специалистов, но и задают вопросы о воспитании тинейджеров, обмениваются мнениями по интересующим вопросам, активно участвуют в обсуждении проблемных ситуаций, что приводит к формированию родительской компетенции в вопросах возрастной психологии.
Одна из активных форм работы с семьей в условиях МАУ «ЦППМиСП» - Стендовый доклад «Мастерская для родителей» по теме «Гимнастика для мозга».
Цель: Знакомство родителей детей, посещающих ИКЗ В МАУ «ЦППМиСП», с комплексом кинезиологических упражнений.
Акции и проектная деятельность, организованные в Центре, - современные формы взаимодействия с родителями и детьми, посещающими занятия с педагогами. Так, проект 2020 года в рамках краевой акции «Семья - любви и верности союз» регионального проекта «Сохраним семью - сбережём Россию» проведён с целью формирования и укрепления у детей семейных таких ценностей, как любовь, верность, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, направлен на развитие чувства семейной сплоченности, сотрудничества родителя и ребёнка.
Взаимодействие с родителями в рамках акции велась через привлечение их к подготовке работ для фотовыставки «Традиции и досуг нашей семьи», выставки рисунков «Моя семья». Педагоги-психологи организовали тестирование родителей по теме «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) и провели консультации по результатам диагностики с целью осознания, изменения родителями стиля семейного воспитания. В диагностике принимали участие 17 родителей детей, посещающих занятия Центре. Результаты по тесту «АСВ»: потворствование - 13 человек, минимальность санкций - 9 человек, гиперпротекция – 8 человек, воспитательная неуверенность выявлена у 5 человек, расширение сферы родительских чувств, фобия утраты - у 3 человек, гипопротекция, недостаточность требований – обязанностей, чрезмерность требований - запретов – у 2 человек, недостаточность требований-запретов и неразвитость родительских чувств – у 1 человека. Нарушения процесса воспитания и патологические стили воспитания не выявлены.
Таким образом, консультирование по данной теме позволило развить родительскую компетенцию в вопросах воспитания детей.
Актуально и целесообразно расширять границы общения с родителями через различные технические средства, цифровую среду. Так повышается информированность родителей о деятельности учреждения, успехах ребёнка. В настоящее время такими средствами могут выступать сайт учреждения, персональный сайт специалиста, группы в социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники» и др.), в мобильных приложениях.
Таким образом, инновационные и традиционные и формы взаимодействия педагогов с родителями предполагают развитие родительской компетенции в вопросах развития и воспитания детей. выстраиваются партнерские отношения с родителями
Список литературы
1. Бабынина, Т. Ф., Гильманова Л.. В. Диалог с родителями / Т. Ф. Бабынина. – Москва : Сфера, 2016. – 127 с.
2.Повышение родительской компетентности средствами создания детско-взрослых образовательных проектов в контексте ФГОС ДО [электронный ресурс]. URL: https://slide-share.ru/povishenie-roditelskoj-kompetentnosti-sredstvami-sozdaniya-detsko-vzroslikh-12923 (дата обращения: 03.09.2021)
3. Сидорова, А. А. Как организовать проект с дошкольниками / А. А. Сидорова. – Москва Сфера, 2016. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.
Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...
«Совершенствование воспитательных методов и форм работы с воспитанниками в условиях коррекционной школы на уровне ФГОС»
laquo;Дети - это живые цветы земли» Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в...
Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС
Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС...
Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...
Рекомендации родителям по вопросам обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями.
Рекомендации родителям по вопросам обучения, воспитания иразвития детей с интеллектуальныминарушениями....
Формы работы с родителями в условиях реализации обновленного ФГОС
Формы работы с родителями в условиях реализации обновленного ФГОС...