СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ. ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ, РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СЕБЯ И ДРУГИХ»
статья

Гордеева Анна Алексеевна

Классификация методов изучения детей и детских коллек­тивов в зависимости от следующих параметров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statia-1.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

 СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА

СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ. ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ, РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СЕБЯ И ДРУГИХ»

Классификация методов изучения детей и детских коллективов в зависимости от следующих параметров:

характера участия испытуемых в их проведении: пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности и др.), активные (анкетирование, тестирование, социометрические измерения и др.);

времени проведения: одномоментные (анкетирование и др.), длительные (целенаправленное наблюдение, биографические и др.);

места проведения:  в детском саду,  в семье,  в лаборатории.

Неэкспериментальные методы (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности), требования к их проведению.

Диагностические методы: количественные (тесты, шкалирование),  качественные:  психолого-педагогический консилиум.

Экспериментальные методы: естественный, моделирующий, лабораторный  эксперимент.

Формирующие методы.

Изучение личности ребенка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в процессе коммуникативной деятельности.

Беседа с ребенком. Анкетирование: анкета для воспитателя
детского сада,  анкета для родителей.        .

Методика диагностики форм общения.

Изучение специфики восприятия и общения детей дошкольного возраста при помощи следующих исследований:

определения характера и избирательности детей к «социальным» (с изображением человека) и «несоциальным» (с изображением различных предметов) зрительным воздействиям;

анализа избирательного отношения детей к «социальным» (человек) и  «несоциальным»  (предметы — игрушки) воздействиям;

определения  типа общения  ребенка со  взрослыми;

выявления у ребенка трудностей в общении с последующей разработкой путей воспитательной работы по коррекции поведения.

Значение понимания и владения различными средствами выражения своего эмоционального состояния в процессе общения.

Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) — моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играющих важную роль в процессе общения.

Классификация основных эмоций (интерес, радость, удивление, дистресс, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, чувство вины), характерные признаки их внешнего выражения. Влияние эмоций на психические процессы.

Расстройства эмоциональной сферы, приводящие к нарушению у ребенка социальных контактов (депрессия, тревожный синдром, эйфория, дисфория, лабильность эмоций).

Словесный язык чувств — средство эмоционального осознания ребенком самого себя.

Вспомогательные средства общения (рисование, музыка).

Методика обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций, их анализ и сравнение.

Методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, свободное и  тематическое рисование,  музыкальное  сопровождение.

Сущность коррекционной направленности методической работы с детьми,   имеющими  расстройства  эмоциональной  сферы.

Изучение личности ребенка в условиях коммуникации. Раскрытие содержания метода изучения личностного поведения.

Изучение детских коллективов: уровни сформированности коллективов, структура межличностных отношений, положение ребенка в системе межличностных отношений. Изучение продуктов деятельности детей: анализ детских рисунков, игры и другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение А.Е. Екимцева Комары Тема: Выявление особенностей стихотворения . Создание веселого художественного образа.

Стихотворение А.Е. Екимцева  КомарыТема: Выявление особенностей стихотворения . Создание веселого художественного образа....

Статья на тему: "Психологические особенности детей с нарушениями речи"

В статье говорится о детях с нарушениями речи и их психологическом сопровождении....

Статья на тему: «Выявление уровня воспитанности младших школьников».

Вашему вниманию представлена статья на тему: «Выявление уровня воспитанности младших школьников».В ней представлены результаты проведенной диагностики в некоторых школах Санкт-Петербурга....

Статья на тему "Выявление способностей у учеников"

Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Основные способы выявле...

Статья "Младший школьник в процессе межличностного взаимодействия"

Статья "Младший школьник в процессе межличностного взаимодействия"...

Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Её цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и циви...