Статья на тему "Выявление способностей у учеников"
статья

Тарасова Марина Николаевна

Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_sposobnostey_u_uchenikov.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №96

Тарасова Марина Николаевна

               Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

          Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.        

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ учащихся);

- «пробы сил» в том или ином виде деятельности;

- - наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализа продуктов деятельности

1. Академические способности

-способность видеть проблему и предлагать пути ее решения; легкость генерирования идей; способность придавать законченный вид «продукту», который получен.

- Провожу анкетирование для выявления круга общения, интересов ребенка; беседу с ребенком для выявления его желания заниматься той или иной деятельностью; диагностирование ребенка (методики «Радости и огорчения», «Мой герой», «Тип мышления», «Память на числа», «Память на образы» и т.д.).

2. Интеллектуальные способности

Для  определения способности к интеллектуальной деятельности применяю методики, созданные  А.И.Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития ребенка);

- «Карта одаренности»;

- Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);

- Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);

 - «Интеллектуальный  портрет»  (систематизация представления учителя об умственных способностях);

- Создание методических материалов для работы с одаренными детьми.

Использую в своей работе педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями, анкетирование, задания творческого характера, предметные олимпиады (викторины, конкурсы, проекты, научно-практические конференции), решение нестандартных математических задач.

3. Познавательные способности

Выявляю познавательную способность через диагностику способностей к обучению:

- тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака;

- методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой.

4. Творческие способности

Выявляю творческие способности  через анализ продуктов деятельности учащихся (поделок, творческих работах и т.д.); через систему  секций, кружков, внеурочной деятельности в школе.

Диагностирую творческие способности с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие способности ребенка» (для родителей).

Использую педагогическое наблюдение индивидуальные беседы с детьми и родителями; творческие конкурсы, олимпиады, проекты.

Веду наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся и провожу анализ продуктов деятельности (творческие работы, проекты, исследования и т.д.)

 Также провожу анализ портфолио обучающихся, в которых отражаются творческие способности детей.

5. Физические способности

Для выявления способности к физкультурно-оздоровительной деятельности изучаю результаты медицинских исследований моих учеников.

Провожу физкультурно-оздоровительные паузы, весёлые старты, подвижные игры, спортивные соревнования, эстафеты.

1. Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность.

2. Включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии:  проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных достижений, метод проектов, технология «портфолио».

3. Формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности. Проектная деятельность развивает ребѐнка в целом. Мои ученики принимали участие в районной научно-практической конференции  «Первые шаги в науке». Задача учителя — научить ребенка учиться, раскрыть и развить его творческий потенциал.

4. Разрабатываю дополнительные задания и мероприятия для учащихся и родителей:

- разноуровневые домашние задания;

- создание «Папки индивидуальных заданий» с постоянным обновлением заданий;

- интеллектуальные игры;

- конкурс исследовательских работ учащихся;

- участие в школьных и районных выставках, творческих работах, смотрах.

- участие в международных и всероссийских конкурсах;

- участие в онлайн олимпиадах на Учи.ру;

- участие в творческих конкурсах и смотрах, участие в спортивных состязаниях и художественных конкурсах;

- динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки,  упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз и мышц рук;

- посещение кружков по внеурочной деятельности;

- соревнования, сюжетно-ролевые игры, квесты –игры,  КВН;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей учащихся;

- круглые столы,  информационно-практические беседы.

5. Веду отбор и структурирование содержания учебного материала, способствующего развитию творческих, познавательных, интеллектуальных способностей обучающихся.

6. Использую  в урочной и внеурочной деятельности дидактические  игры,  решение занимательных и нестандартных математических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".

Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....

Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...

Статья "Развитие творческих способностей на уроках риторики"

        Одной  из  важнейших  задач  современной  школы  является  целенаправленное  формирование  личности  ребёнка....

Развитие креативных способностей у учеников начальной школы

Сегодня одной из проблем педагогики является развитие креативных способностей учащихся. Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать ст...

Развитие творческих способностей у учеников младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей у учеников младшего школьного возраста...

Развитие творческих способностей у учеников начальных классов через литературное образование.

Развите творческих способностей детей.Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий ур...