Статья на тему "Выявление способностей у учеников"
статья
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_sposobnostey_u_uchenikov.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №96
Тарасова Марина Николаевна
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности |
Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности (работ учащихся); - «пробы сил» в том или ином виде деятельности; - - наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализа продуктов деятельности 1. Академические способности -способность видеть проблему и предлагать пути ее решения; легкость генерирования идей; способность придавать законченный вид «продукту», который получен. - Провожу анкетирование для выявления круга общения, интересов ребенка; беседу с ребенком для выявления его желания заниматься той или иной деятельностью; диагностирование ребенка (методики «Радости и огорчения», «Мой герой», «Тип мышления», «Память на числа», «Память на образы» и т.д.). 2. Интеллектуальные способности Для определения способности к интеллектуальной деятельности применяю методики, созданные А.И.Савенковым: - «Оценка общей одаренности»; - «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития ребенка); - «Карта одаренности»; - Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям); - Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»); - «Интеллектуальный портрет» (систематизация представления учителя об умственных способностях); - Создание методических материалов для работы с одаренными детьми. Использую в своей работе педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями, анкетирование, задания творческого характера, предметные олимпиады (викторины, конкурсы, проекты, научно-практические конференции), решение нестандартных математических задач. 3. Познавательные способности Выявляю познавательную способность через диагностику способностей к обучению: - тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака; - методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой. 4. Творческие способности Выявляю творческие способности через анализ продуктов деятельности учащихся (поделок, творческих работах и т.д.); через систему секций, кружков, внеурочной деятельности в школе. Диагностирую творческие способности с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие способности ребенка» (для родителей). Использую педагогическое наблюдение индивидуальные беседы с детьми и родителями; творческие конкурсы, олимпиады, проекты. Веду наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся и провожу анализ продуктов деятельности (творческие работы, проекты, исследования и т.д.) Также провожу анализ портфолио обучающихся, в которых отражаются творческие способности детей. 5. Физические способности Для выявления способности к физкультурно-оздоровительной деятельности изучаю результаты медицинских исследований моих учеников. Провожу физкультурно-оздоровительные паузы, весёлые старты, подвижные игры, спортивные соревнования, эстафеты. | 1. Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность. 2. Включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии: проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных достижений, метод проектов, технология «портфолио». 3. Формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности. Проектная деятельность развивает ребѐнка в целом. Мои ученики принимали участие в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науке». Задача учителя — научить ребенка учиться, раскрыть и развить его творческий потенциал. 4. Разрабатываю дополнительные задания и мероприятия для учащихся и родителей: - разноуровневые домашние задания; - создание «Папки индивидуальных заданий» с постоянным обновлением заданий; - интеллектуальные игры; - конкурс исследовательских работ учащихся; - участие в школьных и районных выставках, творческих работах, смотрах. - участие в международных и всероссийских конкурсах; - участие в онлайн олимпиадах на Учи.ру; - участие в творческих конкурсах и смотрах, участие в спортивных состязаниях и художественных конкурсах; - динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз и мышц рук; - посещение кружков по внеурочной деятельности; - соревнования, сюжетно-ролевые игры, квесты –игры, КВН; - организация психолого-педагогического просвещения родителей учащихся; - круглые столы, информационно-практические беседы. 5. Веду отбор и структурирование содержания учебного материала, способствующего развитию творческих, познавательных, интеллектуальных способностей обучающихся. 6. Использую в урочной и внеурочной деятельности дидактические игры, решение занимательных и нестандартных математических задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"
О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...
Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".
Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....
Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...
Статья "Развитие творческих способностей на уроках риторики"
Одной из важнейших задач современной школы является целенаправленное формирование личности ребёнка....
Развитие креативных способностей у учеников начальной школы
Сегодня одной из проблем педагогики является развитие креативных способностей учащихся. Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать ст...
Развитие творческих способностей у учеников младшего школьного возраста
Развитие творческих способностей у учеников младшего школьного возраста...
Развитие творческих способностей у учеников начальных классов через литературное образование.
Развите творческих способностей детей.Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий ур...