Внедрение технологий с доказанной эффективностью в работу службы сопровождения школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
статья (1, 2, 3 класс)
Опыт командного взаимодействия при внедрении технологий с доказанной эффективностью для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями: обучение отдельными пробами, развитие коммуникации с помощью системы обмена карточками (PECS), структурирование среды, обучение самостоятельному поведению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга
"Центр Реабилитации и Милосердия"
Внедрение технологий с доказанной эффективностью в работу службы сопровождения школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Исполнитель:
Педагог-психолог
Букина А.Л.
Санкт-Петербург
2021
Успешность обучения детей с РАС и интеллектуальными нарушениями зависит от подхода, который выбирают специалисты для каждого конкретного ребенка. Одни направлены на формирование максимальной самостоятельности и расширение возможных стереотипов поведения, другие обращаются к аффективной составляющей психики, третьи основываются на альтернативных методах воздействия. Условно можно разделить пути помощи детям с РАС на основные - позволяющие овладеть навыками, необходимыми в жизни (общение, трудовые навыки, учебные навыки), и вспомогательные – создающие условия для реализации основных.
В настоящее время существуют множество программ вмешательств. Каждой из них присваивается одна из пяти квалификационных категорий (Григоренко Е.Л., 2018). По данным, опубликованным в журнале Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology за 2015 год авторами Смит Т. и Йадарола С., в первую группу - испытанных, устоявшихся методов терапии - были включены ПАП (прикладной анализ поведения) и еще несколько хорошо разработанных программ на основе ПАП и СПСР (социально-прагматические стратегии развития). Во вторую группу - вероятно эффективных методов - авторы включают подходы, основанные на альтернативной коммуникации, например, PECS. Это вмешательства, которые потенциально могут быть эффективными, но их эффективность еще не подтверждена необходимым объемом эмпирических данных.
В настоящее время в школах для детей с интеллектуальными нарушениями распространены следующие подходы:
- Эмоционально-уровневый подход;
- ПАП (Applied Behavioral Analysis, ABA);
- Коррекция и образование детей с аутизмом и сходными коммуникативными расстройствами - ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic Children and Children with relative Communicative Нandicapped – TEACCH).
Вспомогательные (альтернативные) коррекционные подходы, которые относятся к пятой категории вмешательств, то есть не имеют доказанной эффективности:
- биологически направленные воздействия (разнообразные диеты, пищевые добавки, витамины и минеральные вещества, траволечение, гормональная терапия, детоксикация производных ртути и других тяжелых металлов, антигрибковая и противоаллергическая терапия, массаж и т.д.);
- психолого-педагогические воздействия (поддерживающая терапия (Facilitated therapy) , слуховой интеграционный тренинг, холдинг-терапия, музыко-, арт-, игро-, театро-, иппо-, дельфино- , собако- и другие терапии);
- методы психической направленности (медитация, релаксация, гипноз, шаманство и др.)
В основе практической работы службы сопровождения в школе №46 «Центр РиМ» лежат методики с доказанной эффективностью, основанные на прикладном анализе поведения. Необходимым условием эффективной работы службы стало внедрение элементов программы ASSERT («Служба поддержки для людей с Аутизмом: Обучение, Исследования и Подготовка специалистов»), разработанной Томасом Хигби.
Целью методических изысканий является подбор методик и технологий, эффективно помогающих снизить вероятность появления нежелательного поведения, а также скорректировать имеющиеся формы нежелательного поведения среди учащихся с РАС и ТМНР.
Основные задачи:
- Разработка схемы по формированию руководящего (учебного) контроля для специалистов и родителей;
- Адаптация методических рекомендаций, разработанных в «Центре помощи семье и детям с РАС» Нижнего Новгорода в рамках проекта «Внедрение технологий с доказанной эффективностью в работу ОУ»;
- Разработка структуры командной работы при использовании технологий с доказанной эффективностью в классе.
Актуальность выбранной методической темы заключается в жизненной необходимости использовать эффективные и действенные методики в классе в связи с малым количеством времени, выделенным на работу с одним ребенком. Командная работа позволяет создать единую обучающую среду, где дети с РАС могут максимально раскрыть свой потенциал, и уменьшить появление социально неприемлемых форм поведения.
Необходимым и первым условием для обучения ребенка в школе является сформированность у него учебного поведения – способности спокойно сидеть за столом, смотреть на говорящего и слушать, выполнять действия по подражанию, выполнять простые речевые инструкции. Во многом, готовность ребенка к обучению зависит от поведения учителя, простоты понимания ребенком условий и мотивации. В связи с этим была разработана схема формирования руководящего (учебного) контроля на основе рекомендаций Роберта Шрамма, описанных в книге «Детский Аутизм и ABA».
По мнению Шрамма, умение педагога, терапевта, родителя управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации принято называть учебным контролем.
Этапы формирования учебного контроля:
- Сбор информации о любимых занятиях (активностях), предпочитаемых объектах и еде ребенка. Проведение процедуры оценки предпочтений (МОП).
- Ограничение доступа ребенка ко всем формам подкреплений в окружающей среде. Ребенок должен знать, что вы их полностью контролируете, и только вы решаете, когда и как долго они могут быть доступны.
- Отождествление вас с подкреплением. Докажите ребенку, что с вами интересно. Время, проведенное с вами, должно быть привлекательнее, чем занятия в одиночестве. Для начала следует стать частью любимых занятий. Если ребенок любит слушать музыку, вы должны быть тем, кто дает ее послушать. В период формирования учебного контроля работа над интересным взаимодействием с ребенком должна занимать не менее 75% от проведенного вместе времени.
- Использование четких, коротких инструкций с однозначным ответом или выбором. В начале работы инструкции (командный язык) и их выполнение не должны занимать больше 25% времени, проводимом с ребенком. Прежде чем что-либо потребовать, вы должны понять, что именно хотите получить в ответ, чего именно, вы ждете от ребенка. Поощрять следует только приемлемый отклик на ваши инструкции. Во время учебного процесса не подкрепляйте ребенка за попытки уклониться от обучения.
- Создание ситуаций, где ребенок получит опыт успешного выполнения заданий и немедленный доступ к поощрению. В начале работы не следует давать слишком сложные, новые или ресурсно затратные упражнения.
- Подкрепление всех более-менее хороших ответов ребенка. Сначала подкрепляется каждый верный ответ, затем надо переходить к соотношению 2:1, 3:1, 4:1. И в итоге к непредсказуемому (переменному) подкреплению.
- Попытки избежать выполнения задания или инструкций не поощряется. Покажите, что ребенок не получит доступ к подкреплению, если он не следует инструкции.
В связи с внедрением в школьное образование обучения отдельными пробами, встала необходимость быстрой передачи данных всем участникам учебного процесса о способах взаимодействия с детьми с РАС, предпочтениях, актуальных задачах и т.д. Поэтому была адаптирована таблица сводной информации, разработанная в «Центре помощи семье и детям с РАС» Нижнего Новгорода.
В таблицу включены следующие блоки:
- Предпочтения – любимая еда, предметы, активности, которые выступают главными мотиваторами; социальная похвала;
- Дистракторы – хорошо освоенные программы, которые могут выступать «переключателями» для осваиваемых программ;
- Режим подкрепления – как часто и при каких условиях ребенок получает поощрение;
- Коммуникативные задачи – актуальные задачи, которые ребенок должен отрабатывать со всеми участниками учебного процесса;
- Использование расписания – вид расписания (индивидуальное), переносное или закрепленное, в каких ситуациях должно использоваться обязательно.
- Одевание – степень самостоятельности и необходимой помощи в этом процессе;
- Посещение туалета - степень самостоятельности и необходимой помощи в этом процессе, режим посещения;
- Приветствие – каким образом ребенок здоровается с окружающими
- Активности – режим работы по расписанию активностей, количество заданий и их характеристика;
- Трудное поведение и его функция – описание нежелательного поведения и его функции (получение внимания, желаемого, отказ от выполнения, автоматически подкрепляемое поведение);
- Стратегии для предшествующих событий - что необходимо делать, чтобы такое поведение не случалось;
- Стратегии для последствий – что необходимо делать, если такое поведение случилось.
Примеры заполнения подобных таблиц приведены в Приложении 1.
Таблица заполняется психологом совместно с учителем, коммуникативные задачи прописывает логопед.
Структура командной работы при внедрении технологий с доказанной эффективностью в классе.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка в классе и способности усваивать академические навыки является командная работа специалистов службы сопровождения с учителем, воспитателем, тьютором.
Опыт внедрения в учебный процесс обучения методом дискретных проб заставило всех участников учебного процесса более тесно взаимодействовать. Встала необходимость совместной диагностики навыков, постановки актуальных задач для ребенка, отслеживания динамики и постоянного планирования дальнейших действий. Кроме того, переход на дистанционные формы обучения, привел к более тесному сотрудничеству с семьями детей и заставил выступить родителей в качестве терапистов.
За учебный год была выработана примерная структура командной работы, которая на данный момент является рабочей и подлежит дальнейшему изменению и доработке.
Основным итогом проделанной работы является эффективность командного взаимодействия специалистов службы сопровождения с педагогами класса. Адаптация и внедрение методик с доказанной эффективностью в школьное обучение помогает снизить нежелательные формы поведения учащихся. Обучение методом отдельных проб дает возможность отработать навык в «безопасной», не стрессовой ситуации, чтобы генерализовать его в естественной среде наиболее успешно. Внедрение элементов ПАП позволяет сформировать у ребенка представление о себе как об успешном учащемся, а специалистам дает возможность расширить репертуар своих профессиональных умений.
Литература:
- Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. СПб.: Сеанс, 2018.
- Малешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2020;
- Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. Григоренко Е.Л. М.: Практика, 2018.
- Смит Т., Йадарола С. Обновление доказательной базы по расстройствам аутистического спектра [Smith T., Iadarola S. Evidance Base Update for Autism Spectrum Disorder. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 2015].
Приложение 1
Предпочтения | Еда | Предметы | Социальные |
Мармелад, печенье (менее предпочитаемы, чем предметы) | «Гелевые» часы, мячик-антистресс, погремушка с «бегущими» шариками | Похвала | |
Дистракторы | Действия с предметами, имитация крупной моторики | ||
Режим подкрепления | В кабинке:
На уроке: за каждое выполненное задание получает интересующий предмет. Подкрепление может быть предоставлено в середине задания, если оно является трудным. | ||
Коммуникативные задачи | IIIB этап PECS Носит альбом в течение всего дня. Самостоятельно выбирает карточку в альбоме из нескольких, обменивает ее, привлекая внимание педагога. | ||
Использование расписания | Перед началом первого урока выкладывает расписание занятий на день, убирает пиктограмму после каждого урока. Переносное расписание. | ||
Одевание | Самостоятельно | ||
Посещение туалета | Полностью самостоятельное | ||
Приветствие | Говорит «Привет» и машет в ответ на приветствие педагога. | ||
Активности | 2 активности в течение продленки с разными задачами. 2 уровень: 3 задачи с закрытым концом +подкрепление по таймеру (подкрепление получает, обращаясь к учителю ГПД) | ||
Трудное поведение | Функция | Стратегия для предшествующих событий | Стратегия для последствий |
Убегает (покидает рабочее место, убегает из класса) | Отказ от деятельности |
|
|
Бьет по лицу открытой ладонью (поведение появляется как усиление, когда настаивают на выполнении инструкции или задания) | |||
Кричит |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика коррекционно-логопедической работы в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Информация для родителей. выступление на родительском собрании....
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 1 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)
Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 2 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)
Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 3 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)
Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 4 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)
Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...
Методика работы над арифметической задачей на уроках в школе для детей с интеллектуальными нарушениями
Обобщение и презентация педагогического опыта работ над арифметическими задачами. Материал может быть использован в качестве консультационного для педагогов, начинающих работать с данной категорией де...
Сценарий мероприятия "Здравствуй, школа" для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной и тяжёлой степени выраженности
Данное мероприятие призвано в игровой форме ввести первоклассников в мир знаний, создать атмосферу первого школьного праздника, познакомить детей друг с другом, учителем, школой....