Специфика коррекционно-логопедической работы в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
материал (1 класс) на тему
Информация для родителей. выступление на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика коррекционно-логопедической работы в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Одной из главных особенностей логопедической работы в школе V вида является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия, дифференцированный подход, предполагающий учёт особенностей высшей нервной деятельности конкретного ребёнка, причин и механизмов, симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и прочих индивидуальных особенностей ребёнка.
Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются как по уровню развития речи, всех фонематических процессов, так и по степени выраженности и патогенезу других психических нарушений.
Нет классов, где у всех детей был бы однородный речевой дефект (т.е. классов по типу речевого дефекта, что предусмотрено и инструкцией школы V вида). В реальной же жизни крайне сложно сформировать подобный класс, где у всех были бы одинаковые речевые и прочие нарушения.
Логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребёнка, сбора подробного анамнеза.
Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах учащихся служит основой для получения общей картины этиопатогенеза (причин и механизма) нарушений речи у детей, объективных данных об индивидуальных особенностях ребёнка, сведений о коррекционной работе, если таковая проводилась ранее до поступления в школу, а также речевом окружении, социуме ребёнка.
Логопедическое обследование (полное и всестороннее) проводится на начало года для каждого, а не только для вновь прибывших, с целью установления полной клинической и структурно-лингвистической картины имеющегося речевого дефекта. Проводится в индивидуальной форме; результаты обследования на начало года заносятся в речевую карту (и в речевой профиль класса). Туда же вносятся краткие записи в течение года, отмечаются изменения в речевом статусе.
На конец учебного года проводится итоговое логопедическое обследование, фиксируются результаты коррекционной работы за год с данным ребёнком, анализ, динамика речевого развития ребёнка в сравнении с самим собой, а не с другими детьми, что также характерно для личностно-ориентированной системы обучения (т.е. сравнение по вертикали, а не по горизонтали).
На основе данных всестороннего обследования составляется индивидуальный план коррекционных мероприятий для каждого учащегося, учитывающий программные требования соответствующего класса, а также структуру, особенности речевого дефекта этого ученика, проводится деление детей на подгруппы, группы и индивидуально, что позволяет в дальнейшем реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию логопедических занятий.
О занятиях: одной из ведущих и преобладающих форм коррекционного воздействия в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является индивидуальная форма занятий (особенно в подготовительном – 1-х классах). Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности. Это связано с тем, что нет абсолютно одинаковых речевых нарушений: у каждого свои, только ему присущие индивидуальные затруднения, моторные особенности речевого аппарата, слуховое внимание, восприятие, темпы продвижения, компенсаторные возможности и многое другое.
Цель индивидуальных занятий – формирование первичных навыков правильной речи: постановка и автоматизация дефектных звуков, развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, формирование речевого дыхания, развитие голоса и.т.д.
В более старших классах задачи, решаемые на индивидуальных занятиях иные: это развитие всех видов связной речи, коррекция специфических ошибок чтения и письма, работа над сложными грамматическими конструкциями, переносным значением слова и др.
Какую работу ещё проводят наши логопеды в рамках индивидуально-дифференцированного подхода? Это:
Немного поподробнее остановлюсь на ЕРР, т.к. он является неотъемлемой частью в деле организации индивидуально-личностного подхода. Что же такое ЕРР?
Для прочного устранения речевых нарушений весьма важно не только воспитать у детей – логопатов правильные речевые навыки, но и в достаточной степени закрепить, автоматизировать их, ибо только при этом условии дети получают реальную возможность постоянно пользоваться ими в повседневной жизни.
Однако обеспечение такой автоматизации в условиях логопедического кабинета невозможно по следующим двум причинам:
- Для полной автоматизации правильных речевых навыков недостаточно времени, отведённого учебным планом для индивидуальной логопедической работы, т.е. часов, которые учащийся занимается у логопеда.
- Слабый самоконтроль. Дети младшего школьного возраста ещё не в состоянии в должной мере самостоятельно следить за своей речью, когда контроль со стороны логопеда отсутствует (особенно наши дети, у которых не сформированы должным образом многие психические функции, в т.ч. регуляторного характера).
Из всего вышесказанного следует то, что логопеду необходимо активное сотрудничество со всеми, кто систематически общается с ребёнком. Кто же это? А это учителя, воспитатели и родители. Именно они могут оказать наиболее действенную помощь в деле воспитания правильной речи.
Отсюда вытекает необходимость соблюдения единства требований к ученику-логопату. Суть единого речевого режима - единообразие подходов логопеда, учителя и воспитателя к речевой работе с детьми-логопатами, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы. Что является в конечном итоге залогом успеха в деле исправления речи.
Проще сказать ЕРР - это, когда логопед дает навыки правильной речи, а учитель в классе, воспитатель во внеурочное время, родители дома закрепляют их, чтобы полученные навыки правильной речи автоматизировались, стали нормой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем инструмент отслеживания результатов. Таким инструментом технологические карты. На основании резул...
Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках...
Проектные технологии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Обобщение опыта по использованию проектных технологий в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Здоровьесбережение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Для формирования, сохранения и укрепления составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в школу для детей с тяж...
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедической работы с ними в младшем школьном возрасте
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней перечислены виды тяжелых нарушений речи (ТНР), психолого-педагогические и речевые особенности детей с ТНР, основные н...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....
Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...