открытое занятие в 4 классе
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
Занятие психолога в 4 классе
Занятие психолога в 4-м классе "Эмоции и твое настроение"
Цели:
- образовательные - дать представление о том, что такое эмоции, настроение и от чего они зависят, развивать у детей умение управлять своими эмоциями и настроением;
- развивающие - развивать познавательный интерес к психологическому здоровью;
- воспитательные - развивать способность детей к рефлексии.
Основные понятия: положительные и отрицательные эмоции, способы регуляции настроения, способы выражения эмоций.
1.1. Приветствие. Участники здороваются друг с другом.
Упражнение-приветствие:
- Здравствуй друг! – при этом происходит рукопожатие. - Как дела? - разводят руки в стороны. -Где ты был? - берут аккуратно за ушко своего партнера. - Я скучал! - правая рука к сердцу, глаза в глаза. -Ты, пришел…- руки на плечи друг другу. -Хорошо! – объятия.
Психолог приветствует собравшихся, рассказывает о целях предстоящего занятия и основных формах работы.
Психолог: (1 слайд) Сегодня на занятии мы будем говорить о том, что такое эмоции и настроении. Как они взаимосвязаны и как можно ими управлять. У каждого из нас настроение может меняться. Очень важно научиться понимать, почему оно меняется. Попробуем это сделать.
Смайлики (рефлексия). (2 слайд) Выберите смайлик с тем настроением, с которым мы с вами приступаем к занятию (Приложение 1).
Ребята, как вы понимаете слово "эмоции"? (3 слайд) Когда возникают эмоции? Какие вы знаете эмоции? А для чего нам нужны эмоции?
Верно, эмоции - это наши переживания в различных жизненных ситуациях.
Психолог: Эмоции бывают положительные и отрицательные. (4 слайд)
Представьте себе или вспомните, если такое уже было, что вам подарили вашу любимую игру, например, компьютерную игру, или коньки, или самокат, или необыкновенный пенал, словом то, что вам очень-очень хотелось. А теперь скажите, какие эмоции человек испытывает в такие моменты? Конечно, радость, ему очень приятно и весело. Вот такие эмоции, когда нам хорошо, весело, приятно, радостно, называются положительными. Как мы выражаем положительные эмоции? Мы улыбаемся, смеемся, еще мы можем передать положительные эмоции с помощью слов, например: "Как мне хорошо!", "Как я рад!", "Как здорово!". А еще мы можем выразить свои положительные эмоции через действия или движения (пантомимику), например, подпрыгивать от радости или хлопать в ладоши.
А теперь представьте такую ситуацию. Вы играете, предположим, в компьютерную игру, и, как ни стараетесь, вам не удается набрать нужное количество очков. Естественно, вы будете испытывать огорчение. Это отрицательная, или неприятная, эмоция. Когда еще люди испытывают отрицательные эмоции? Когда им больно, обидно, грустно, страшно. Отрицательные эмоции так же, как и положительные, выражаются в словесной форме (например, когда нам плохо, мы говорим: "Не повезло", "Вот беда"), с помощью мимики лица, позы тела и различных движений, то есть пантомимики.
Эмоциональный опыт человека обогащается в течение жизни. Эмоции очень важны в человеческом общении(пример львы, медведи).
Психогимнастика: Упражнение на пантомимику с использованием зеркальца (презентация). Радость, вина, удивление, злость. (5, 6, 7, 8 слайд) А какие движения при этом вы можете делать?
Своими эмоциями нужно уметь управлять. Сегодня мы поговорим об уже знакомых вам эмоциях, научимся управлять своими эмоциями.
9. Игра “Кляксы”.
Цель игры. Снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Участникам предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист бумаги и сложить лист вдвое так, что “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса”.
Агрессивные или подавленные выбирают краску темных цветов. Они “видят” в “кляксах” агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение “страшного рисунка” агрессия выходит вовне, тем самым человек освобождается. Предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску. Те, у кого плохое настроение выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти). Серые и коричневые тона выбираются людьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что человек нуждается в успокоении).
10. Игра “Рассерженные шарики”.
- Попросите каждого надуть шарик. Шарик символизирует тело, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева. Если шарик уже надули и завязали ниточкой, то воздух не может входить в шарик и выходить из него, и так же происходит и с человеком, когда его переполняют чувства. А если человек переживает раздражение и гнев, может ли он оставаться спокойным и мыслить “трезво”?
- А теперь нужно прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался. Можно ли такой способ выражения гнева рассматривать как вполне безопасный, а если нет, то почему. Некоторые пугаются, когда шарики взрываются. Что может означать этот страх? Если шарик – это человек, то взрывающиеся шарики могут означать какой-либо агрессивный поступок, например, нападение на другого человека и т.д. Можно ли считать такой способ выражения гнева “безопасным”?
- Надуйте еще один шарик. На этот раз его не нужно завязывать; лишь крепко держать, не давая воздуху выходить наружу. Шарик по-прежнему символизирует человека, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева.
- Выпустите из шарика немного воздуха и затем вновь крепко его зажмите. Обратите внимание на то, что шарик уменьшился. “Взорвался ли он, когда вы выпускали из него воздух? Можно ли такой способ выражения чувства гнева считать более безопасным? Остался ли в результате этого шарик целым?” Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невредимым, не взорвался и никого не напугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым способом, он никому не причиняет вреда.
- Продолжить сдувать шарик мелкими порциями до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха. Воздух внутри шарика – это как бы чувства раздражения и гнева. Говоря о том, что вызывают в нас эти чувства, и, находя способы их адекватного выражения, мы можем избежать возможных осложнений. Когда раздражение и гнев в нас накапливаются, они однажды могут “вырваться” наружу, как воздух вырывается наружу из слишком сильно надутого шарика, и напугать или травмировать тех, кто находится с ним рядом.
Психолог: Подумайте, какими важными качествами должен обладать человек для того, чтобы стать, например, артистом или разведчиком, водителем, учителем, врачом, банкиром, дипломатом. Профессий очень много, и качеств для каждой профессии вы тоже можете перечислить множество. Но есть одно важное качество, которое нужно человеку в любой серьезной работе, - это умение владеть своими эмоциями. Разве можно быть хорошим хирургом с трясущимися от волнения руками? Или дрессировщиком, который от страха не входит в клетку с животными? Или известным артистом, нагоняющим тоску на зрителей? А в некоторых профессиях, например космонавта или летчика, необходимо пройти испытание на эмоциональную устойчивость. Что же это такое и для чего она нужна?
Когда двухлетний малыш плачет от боли, он просто выражает свои отрицательные эмоции. Он это делает непроизвольно. А как школьник реагирует на боль? Всегда ли он плачет или в состоянии сдержать свои эмоции, то есть подключить свою волю и заставить себя не плакать?
Например, идет обсуждение какой-то важной темы на уроке, ученики увлеклись и некоторые бурно проявляют свои эмоции по поводу данного вопроса. Но вот учитель сказал: "Тихо", - и все затихли, то есть перестали так громко выражать свои эмоции. Значит, не всегда и не везде уместно активно проявлять свои эмоции. С возрастом человек учится сдерживать свои эмоции и управлять ими. Однако не всем и не всегда это удается. Но тот, кто умеет владеть собой, считается эмоционально устойчивым человеком, то есть сдержанным.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Вспомните и расскажите ситуацию, когда вы сумели сдержать свои эмоции.
2. Как вы думаете, в каких случаях уместно проявлять и выражать эмоции, а в каких нет?
3. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вызвать положительные эмоции у мамы или у бабушки, папы, учителей, друзей?
Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то волнуется, то боится, то радуется, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.
Мы узнали, что эмоции выражаются словами и без слов, с помощью мимики, жестов, пантомимики. Эмоции возникают только в процессе взаимодействия, общения. Эмоции бывают положительные и отрицательные и отличаются по силе воздействия. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в различные цвета, делают ее многогранной и удивительной, без них всё вокруг было бы скучным и однообразным.
Гимнастика для глаз.
Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями руки ведущего. (в руке яркий предмет)
Психолог: Эмоции - это зеркало нашего настроения. Я думаю, что у каждого из вас есть свой секрет, как поднять себе настроение, избавиться от гнева.
Расскажите, что вы делаете, если вам грустно?
А если вы злитесь?
А если вы на кого-то обижены? Как вы поступите?
А если вы кого-то обидите?
Вы знаете, что когда человек болеет, то врач выписывает ему различные лекарства, витамины. Я рекомендую вам всем ежедневно принимать витамин "У". Как вы думаете, что это и где его можно купить? Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, который нам поможет в этом разобраться. (просмотр мультфильма "Крошка енот")
Беседа по результатам просмотра.
Буклет (Приложение 2)
КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ НАСТРОЕНИЕМ
Настроение - психическое состояние, которое сопровождается положительными или отрицательными эмоциями. В зависимости от этого мы называем свое настроение хорошим или плохим. Когда у нас хорошее настроение, мы чувствуем себя хорошо, любая работа спорится в наших руках, мы готовы поделиться своим настроением с близкими людьми. Хорошее настроение сопровождается улыбкой или смехом. Если же настроение "испортилось" или ухудшилось, нам не хочется ни с кем общаться, все падает из рук, хочется плакать. Мы чувствуем разочарование, растерянность, тоску, уныние. Выражение лица грустное, уголки губ опущены. Что делать в такой ситуации?
Психологи рекомендуют несколько способов избавления от плохого настроения. Во-первых, подумайте о том, что произошло и вызвало плохое настроение. Это поможет в будущем избежать подобных ситуаций. Во-вторых, переключитесь на другой вид деятельности, не имеющий никакого отношения к причине вашего расстройства.
Если рядом есть доброжелательный и умеющий слушать собеседник (мама, папа, брат, сестра, друг), то"поплачьтесь ему в жилетку". Цените таких людей, помогайте им. В трудные для вас минуты они возьмут "на себя" часть ваших отрицательных переживаний.
Кроме того, вы можете написать письмо. Опишите все свои огорчения и переживания в письме к другу, которое никогда не пошлете. Сохраните его, перечитайте спустя некоторое время. Это поможет вам посмотреть на себя со стороны.
Сделайте себе подарок. Например, займитесь весь день только тем, что вам нравится. Некоторые получают удовольствие и от вкусной еды. Помогите ближнему. Помощь ближнему дает двойной выигрыш. Сделайте доброе дело и избавитесь от плохого настроения.
Один из самых простых и древних способов расстаться с унынием - растворить печаль во сне. Недаром говорят: "Утро вечера мудренее".
Бывает и так, что настроение ухудшилось не у вас, а у вашего друга. Может быть, он сломал ногу, заболел или потерял близкого человека. Тогда стать психологом необходимо вам. Нужно спокойно выслушать товарища, не перебивая, не поглядывая на часы. Затем попытайтесь помочь ему, предложив один из вышеперечисленных способов или свой собственный. Важно, чтобы ваш друг почувствовал в вас поддержку, чтобы он доверял вам и был уверен в вашем доброжелательном отношении к нему.
Посещая больных одноклассников дома, помните, что больному легче будет справиться с болезнью, если у него будет хорошее настроение. Лучше рассказать смешную, веселую историю, анекдот, настроить вашего товарища на быстрейшее выздоровление.
Упражнение «Мусорное ведро»
– Для чего я поставила эту корзину? – Зачем нужно избавляться от мусора? – А если представить себе жизнь без мусорного ведра, что произойдет? – Так же и с чувствами. У каждого из нас могут накапливаться чувства, ставшие ненужными, бесполезными. А некоторые сами любят копить чувства. Например, обиды и страхи. – Сейчас на листочках напишите любое из старых ненужных чувств и выбросите в корзину. А листочках напишем «Я боюсь…», « Я обижаюсь …». Сверните их в комочки и выбросите.
Заключительный этап. Подведение итогов. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? А теперь я вам предлагаю написать на улыбках (вырезаны из цветной бумаги) пожелания своим одноклассникам и нашим гостям. (Из улыбок на доске с помощью магнитов выкладывается цветок.)
Смайлики (рефлексия). (9 слайд) Выберите смайлик с тем настроением, с которым мы с вами заканчиваем наше занятие.
Психолог:
А сейчас выйдите к доске, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем всего хорошего! Пусть у вас всегда будут хорошее настроение, и только положительные эмоции!
Спасибо всем за работу! До свидания!
Литература
- Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 464 с.
- Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. - Мн., 2001. - С. 161 - 162.
- Сизанов А.Н. Психогигиена для учащихся начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".
Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...
Мы летим. Интегрированное открытое занятие в классе предшкольной подготовки
Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книг...
Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...
Моя семья и спорт план открытого занятия 3 класс
Тема урока: " Моя семья и спорт"Тип урока: первичное закрепление новых знаний.Цель урока: Научить учащихся составлять загадку-описание про животного , используя грамматичес...
Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»
Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...
План-конспект открытого занятия "мой класс- моя планета"
План кнспект открытого занятия "Мой класс - моя планета".Занятие расчитано на обучающихся 1- ых классов....