Психологическая готовность к школьному обучению
статья (1 класс)

 

Психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

Готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.  Внимательно ознакомьтесь с критериями школьной зрелости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

Психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

Готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.  Внимательно ознакомьтесь с критериями школьной зрелости.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Физическая готовность к школьному обучению связана с нормами физического развития детей 7 -  летнего возраста и определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др. Также при оценке учитываются состояние нервной системы ребенка, зрения, моторики, слуха, общее состояние его здоровья.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически.    Ведь ребенку предстоит тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 35-40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма 

Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.

Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры, физкультминутки подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.

 Не забывайте про витамины, физическую культуру, режим дня, регулярные диспансеризации, консультации специалистов.

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

У ребенка должно появиться желание принять новую социальную роль – роль школьника (формирование «внутренней позиции школьника»).

Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо».         

Очень важно, чтобы школа была для ребенка привлекательна своей главной деятельностью – учебой.  С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично, полностью. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей

 Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ.

  • Эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.
  • Волевая готовность ребёнка к школе. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься.  Для этого необходим определённый уровень развития произвольности. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.

1. Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня.

2. Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого.

3. Чередуйте  подвижные, шумные игры с умственными занятиями;

4. У детей должны появляться постоянные обязанности в семье. Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть: полив комнатных растений; мытье посуды за собой;  уборка в игровом уголке;  поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.

5. .Приучайте к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;

6.Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.

        Развитию умения произвольно управлять собой способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются:

  1. наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности
  2. уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.)
  • Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
  • Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
  • Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
  1. сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.  Поэтому дидактические игры – незаменимое средство обучения  и развития детей. При помощи дидактических  игр развиваются необходимые  каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Социальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться. Также ребенок должен понимать и исполнять особую роль ученика.

Формируйте у ребенка умения общаться!

  1. Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
  2. Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;  
  3.  Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей;
  4.  Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;
  5.  Признавайте право ребенка на собственное мнение;
  6.  Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;
  7. Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;
  8. Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;
  9.  Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;
  10.  Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
  11. Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.

Хотелось бы подвести итог и отметить, что психологическая готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной готовности к школе. 

 Психологическая готовность ребёнка к школе является результатам развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....

Психологическая готовность к школьному обучению

Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....

Психологическая готовность к школьному обучению.

Что такое психологическая готовность  к школьнему обучению!!!основные направления психологической готовности!...

Психологическая готовность к школьному обучению.

Данная статья раскрывает проблему о готовности детей к обучению  в школе,основные подходы к определению школьной готовности,такие как,педагогическая,психологическая и физиологическая готовность....

пути формирования различных аспектов психологической готовности к школьному обучению при ЗПР

ДАНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЗПР.                                 ...

Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность к школьномуобучению состоит из следующихкомпонентов:•Интеллектуальная•Мотивационная•Эмоционально-волевая,  личностная•Коммуникативная...