Психологическая готовность к школьному обучению
статья (1 класс)
Психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
Готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Внимательно ознакомьтесь с критериями школьной зрелости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
Готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Внимательно ознакомьтесь с критериями школьной зрелости.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Физическая готовность к школьному обучению связана с нормами физического развития детей 7 - летнего возраста и определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др. Также при оценке учитываются состояние нервной системы ребенка, зрения, моторики, слуха, общее состояние его здоровья.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. Ведь ребенку предстоит тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 35-40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма
Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры, физкультминутки подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.
Не забывайте про витамины, физическую культуру, режим дня, регулярные диспансеризации, консультации специалистов.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
У ребенка должно появиться желание принять новую социальную роль – роль школьника (формирование «внутренней позиции школьника»).
Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо».
Очень важно, чтобы школа была для ребенка привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично, полностью. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей
Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ.
- Эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.
- Волевая готовность ребёнка к школе. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься. Для этого необходим определённый уровень развития произвольности. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.
1. Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня.
2. Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого.
3. Чередуйте подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
4. У детей должны появляться постоянные обязанности в семье. Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть: полив комнатных растений; мытье посуды за собой; уборка в игровом уголке; поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
5. .Приучайте к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;
6.Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.
Развитию умения произвольно управлять собой способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются:
- наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности
- уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.)
- Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
- Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
- Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
- сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Поэтому дидактические игры – незаменимое средство обучения и развития детей. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.
СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Социальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться. Также ребенок должен понимать и исполнять особую роль ученика.
Формируйте у ребенка умения общаться!
- Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
- Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;
- Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей;
- Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;
- Признавайте право ребенка на собственное мнение;
- Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;
- Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;
- Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;
- Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;
- Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
- Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.
Хотелось бы подвести итог и отметить, что психологическая готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной готовности к школе.
Психологическая готовность ребёнка к школе является результатам развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....
Психологическая готовность к школьному обучению
Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....
Психологическая готовностьк школьному обучению.
Что такое психологическая готовность к школьнему обучению!!!основные направления психологической готовности!...
Психологическая готовность к школьному обучению.
Данная статья раскрывает проблему о готовности детей к обучению в школе,основные подходы к определению школьной готовности,такие как,педагогическая,психологическая и физиологическая готовность....
пути формирования различных аспектов психологической готовности к школьному обучению при ЗПР
ДАНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЗПР. ...
Психологическая готовность к школьному обучению
Психологическая готовность к школьномуобучению состоит из следующихкомпонентов:•Интеллектуальная•Мотивационная•Эмоционально-волевая, личностная•Коммуникативная...