Программа адаптации
рабочая программа
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно и убедительно (И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, Н.И.Гуткина и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.
Рабочая программа по психологии для 1-2 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2014г.
Анализ мониторинга сформированности личностных компетенций учащихся (5-6 кл)- апрель 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_programmano2.doc | 130.5 КБ |
vneurochnaya_deyat.docx | 30.02 КБ |
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 27.7 КБ |
pedsovet.docx | 27.2 КБ |
programma_raboty_avtorskaya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа адаптации
ВВЕДЕНИЕ
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно и убедительно (И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, Н.И.Гуткина и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.
То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный — а следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.
Что же мы понимаем под адаптацией? Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированный ребенок — это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.
Цель курса: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников.
Задачи
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Создание ситуации эмоционального приятия членов группы.
4. Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирования коммуникативных умений.
5. Активизирование процессов самопознания и самораскрытия членов группы.
Методы и приемы
• Игры-коммуникации.
• Игры-релаксации. Музыка.
• Сказки.
• Рисование.
• Рефлексия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Цели: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
1. Знакомство. Вступительное слово психолога.
2. Игра «В мяч».
3. Игра «Тропинка».
4. Игра «Что изменилось?»
5. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. Вступительное слово психолога.
Учащимся объясняются цели занятий курса, рассказывается, как они будут проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе.
2. Игра «Мяч». Передавать мяч по кругу, называя свое имя, глядя в глаза соседа. На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего.
3. Игра «Тропинка». Все встают в затылок за ведущим, участники игры идут «змейкой» по воображаемой тропинке в затылок друг другу, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые в ходе игры называет психолог.
4. Игра «Что изменилось?». Дети замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Нужно найти пять изменений.
5. Рефлексия занятия.
— С чем мы познакомились на нашем занятии?
— Что вам понравилось на нем?
— Что не понравилось?
— Для чего мы играем в эти игры?
Занятие 2.
Цели: стимулирование внутригруппового общения; развитие памяти, внимания, логического мышления; работа по обогащению словарного запаса детей.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
2. Повтор игры «В мяч».
3. Игра «Закончи слово».
4. Игра «Что изменилось?».
5. Игра «Гомеостат».
6. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. А) Рефлексия предыдущего занятия.
— Вспомним, с какими играми мы познакомились?
Б) Игра «Мяч» (выбрать тех детей, которые первоначально
допускали ошибки).
2. Игра «Закончи слово». Мы будем заканчивать слова, которые начинаются, например, на слоги «ра», «на» и т.д. Ведущий бросает мяч и говорит первый слог, нужно поймать мяч и бросить обратно, закончив слово. Сначала все дети заканчивают слова на слог «ра», а потом можно задавать разные слоги.
3. Игра «Что изменилось?» проводится под музыку (можно усложнить).
4. Игра «Гомеостат». Вся группа становится в круг. По команде психолога все выбрасывают пальцы. Участники должны стремиться к тому, чтобы все выбросили одно и то же количество пальцев.
5. Рефлексия занятия.
Занятие 3.
Цели: развитие межличностного общения, внимания, тактильной памяти.
1. Игра «Конспиратор».
2. Игра «Закончи предложение».
3. Игра «Гомеостат».
4. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. Игра «Конспиратор». Дети встают в круг. Водящий становится внутрь круга, ему завязывают глаза. Дети меняются местами, к одному из ребят подводят водящего, который на ощупь, начиная с головы, должен узнать участника.
2. Игра «Закончи предложение» аналогично игре «Закончи слово», только теперь детям нужно, поймав мяч и бросив его обратно руководителю, закончить предложение: «Летом тепло, а зимой....»
3. Игра «Гомеостат» повторяется на этом занятии не более 3 раз.
4. Рефлексия занятия.
Занятие 4.
Цель: развитие общения в группе, наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы.
1. Игра «Конспиратор».
2. Игра «Кто есть кто, что есть что?».
3. Игра «Имя и движение».
4. Игра «Гомеостат» (если цель игры достигнута, то в планы больше не включать).
5. Рефлексия занятия. Ход занятия
1. Игра «Конспиратор». Дети встают в круг. Водящий становится внутрь круга, ему завязывают глаза. Дети меняются местами, к одному из ребят подводят водящего, который на ощупь, начиная с головы, должен узнать участника.
2. Игра «Кто есть кто, что есть что?». Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому-либо классу, группе. Необходимо выяснить, какие группы слов дети знают. Участники встают в круг, ведущий кидает мяч разным игрокам, тот, кто его поймал, бросает мяч ведущему, говоря слово, которое относится к какой-либо группе (дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты).
3. Игра «Имя и движение». Дети садятся в круг. Им легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело, т.к. язык тела для них наиболее понятный и комфортный. Каждый из участников произносит свое имя и при этом делает какое-нибудь движение ногами, руками, может покривляться, изобразить на лице какое-нибудь чувство. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движения, сделанные им. После того как все произнесли и «показали» свои имена, ведущий предлагает детям в свободном порядке повторить движения, связывая их с именами других детей, опираясь на свою память. Можно использовать и другие задания, например, ведущий называет имя одного
ребенка, а показывает на другого, и он должен изобразить движения, обозначающие имя указанного ребенка.
4. Рефлексия занятия.
Занятие 5.
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления, произвольности движений.
1. Игра «Имя и движение».
2. Игра «Кто есть кто, что есть что?»
3. Игра «Слушай внимательно».
4. Игра «Укрась геометрические фигуры».
5. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. Игра «Имя и движение» (см. занятие 4). В инструкции детям предлагается называть не имя, а фамилию.
2. Игра «Кто есть кто, что есть что?». Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому-либо классу, группе. Дети встают в круг, ведущий бросает мяч, тот, кто его поймал, бросает его ведущему, говоря слово, которое относится к какой-либо группе (деревья, птицы: домашние, дикие; рыбы).
3. Игра «Слушай внимательно». Шуточное упражнение на внимание вызывает положительные эмоции и очень нравится детям. Двое детей одновременно произносят два разных предложения. После этого каждый пробует повторить то, что сказал собеседник, если не получается, то помогает группа. Вначале предложения не должны быть большими.
4. Игра «Укрась геометрические фигуры». Детям раздаются наборы геометрических фигур. Их нужно обвести по контуру и дорисовать так, чтобы получилось какое-либо изображение (цыпленок, цветок, дом и т.д.).
5. Рефлексия занятия.
Занятие 6.
Цель: развитие внимания, логического мышления, способности выражать свои чувства через художественный образ.
1. Игра «Слушай внимательно».
2. Игра «Запомни порядок».
3. Игра «Угадай группу».
4. Рисование красками на тему «Какое у меня настроение».
Ход занятия
1. Игра «Слушай внимательно». Шуточное упражнение на внимание вызывает положительные эмоции и очень нравится детям. Количество говорящих одновременно увеличивается. Трое, четверо, пятеро детей одновременно произносят разные предложения. После этого каждый пробует повторить то, что сказал собеседник, если не получается, то помогает группа.
2. Игра «Запомни порядок». Выбирается пять-шесть детей (остальные зрители), один из которых — водящий. Участники выстраиваются паровозиком, водящий смотрит на паровозик одну минуту, потом отворачивается и перечисляет детей по именам так, как они стоят. Каждый ребенок должен побывать в роли водящего.
3. Игра «Угадай группу». Принцип игры тот же, что и в игре «Кто есть кто, что есть что?» (подробнее см. занятие 4). Бросая мяч, ведущий называет любое слово, поймавший называет группу, к которой оно относится.
4. Рефлексия занятия. Обсудить, какие чувства возникли во время занятия, какое настроение, что понравилось, что нет. Предложить детям нарисовать свое настроение красками.
5. Рисование красками.
Занятие 7.
Цели: расширение словарного запаса, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания.
1. Игра «Коровы, собаки, кошки».
2. Игра «Тактильный образ».
3. Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».
4. Игра «Изобрази животное».
5. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. Игра «Коровы, собаки, кошки». Дети встают в круг, ведущий подходит к каждому ребенку и шепотом сообщает название какого-нибудь животного. Дети закрывают глаза и по сигналу должны «заговорить» так, как «говорит» их животное. Не открывая глаз, они объединяются с теми животными, которые говорят, как они. В процессе игры роли меняются несколько раз.
2. Игра «Тактильный образ». Дети разбиваются на пары. Один из пары встает впереди, другой за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине партнера контур предмета: домик, яблоко и т.д. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает, пара делает шаг вперед и дети меняются местами.
3. Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе». Ведущий задает вопросы, каждый, кто знает ответ, должен поднять руку со сложенными в кулак пальцами — большой палец вверх. Вопросы должны быть простыми, на которые все знают ответ (номер школы, день недели, имя учителя и т.д.). Когда будет много вверх поднятых пальцев, ведущий считает: раз, два, три... На счет «три» все вместе должны прошептать ответ. Нарушивший правило исключается из игры на один круг.
4. Игра «Изобрази животное». Дети встают в круг. Нужно изобразить животное так, чтобы был передан его характер (хитрая лиса, страшный тигр, трусливый заяц, глупый волк, бедный козлик, хвастливый петух).
5. Рефлексия занятия.
Занятие 8.
Цель: развитие произвольного внимания, мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации.
1. Игра «На берегу моря».
2. Рисование красками.
3. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. Игра «На берегу моря». Ведущий предлагает детям представить, что они играют на берегу моря: собирают камушки, бросают их в воду, входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками, подбрасывают и ловят камушки, плещутся в воде. Наигравшись и накупавшись, ложатся на теплый песок и отдыхают, закрыв глаза. Вся игра сопровождается музыкой с морскими композициями.
2. Рисование красками. Дети под музыку рисуют все образы и чувства, возникшие в процессе игры. Затем — представление и обсуждение рисунков.
3. Рефлексия занятия.
Занятие 9.
Цель: развитие пространственной ориентации, восприятия, памяти, наблюдательности, эмоциональной компетенции.
1. Игра «Передай клубочек».
2. Игра «Счастье».
3. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. Игра «Передай клубочек». У ведущего клубок ниток. Он говорит о себе (любимой игрушке, животном, настроении и т.д.), зажимает свободный конец нити в руке и бросает клубок ребенку, сидящему напротив, со словами: «Расскажи нам что-нибудь о себе, а если ты не хочешь пока говорить, то просто возьми нить в руку, а клубок передай другому». Таким образом клубок передается дальше, пока все дети не расскажут о себе. После этого нужно распустить «паутинку». Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени.
2. Игра «Счастье». Ведущий спрашивает детей, знают ли они какую-нибудь историю про счастливое животное или человека и какие чувства испытывают в счастливые моменты своей жизни. Нужно попросить детей нарисовать картинку, которая показывала бы, что бывает, когда они счастливы. Обсуждение того, что делает людей счастливыми.
3. Рефлексия занятия.
Занятие 10.
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, самоконтроля, воображения.
1. Игра «Неожиданные картинки».
2. Игра «Земля, вода, огонь, воздух».
3. Игра «Цвета».
4. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. Игра «Неожиданные картинки». Дети садятся в общий круг, каждый берет лист бумаги и подписывает его с обратной стороны или ставит какой-нибудь значок. Рисуют картинку две-три минуты, по сигналу ведущего (можно использовать музыку) дети передают рисунки по кругу соседу слева. На полученном рисунке каждый продолжает рисовать начатую картинку. Через две-три минуты по сигналу опять передают рисунок, и так до тех пор, пока каждому не придет листок с его подписью.
2. Игра «Земля, вода, огонь, воздух». Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Земля — необходимо назвать животное, вода — рыбу, воздух — птицу, при слове огонь все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая руками.
3. Игра «Цвета». Дети стоят в кругу. Ведущий называет какой-нибудь цвет. Участники должны найти его и дотронуться до него. Кто не успел дотронуться, становится ведущим.
4. Рефлексия занятия.
Занятие 11.
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, коммуникативных способностей, воображения, телесного самовыражения.
1. Игра «Передай клубочек».
2. Игра «Цветы».
3. Рисование красками цветов под музыку.
4. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. Игра «Передай клубочек». У ведущего клубок ниток. Он предлагает каждому сказать какое-нибудь приятное пожелание тому, кто кидает клубочек. Ведущий говорит что-нибудь приятное, зажимает свободный конец нити в руке и бросает клубок ребенку, сидящему напротив. Таким образом клубок передается дальше, пока все дети не скажут друг другу пожелания. После этого нужно распустить «паутинку». Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени.
2. Игра «Цветы». Каждый представляет себя зернышком какого-нибудь цветка, изображая это телесно. Зернышко прорастает, превращаясь в цветок! Ребенок постепенно раскрывается, встает, поднимает руки вверх, тянется к солнцу. Желательно проводить игру под спокойную музыку.
3. Рисование красками цветов. Представление и обсуждение рисунков.
4. Рефлексия занятия.
Занятие 12.
Цель: развитие самоконтроля, самоуважения, фантазии и воображения.
1. Игра «Колечко».
2. Игра «Кляксы».
3. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. Игра «Колечко. Дети садятся в ряд. Складывают руки лодочкой и кладут на коленки. Ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь из детей в руки колечко. Ведущий произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — три раза. Ребенок, у которого колечко, должен выбежать после произнесенных в третий раз слов. Участники игры ловят его. Каждый должен побывать в роли ведущего.
2. Игра «Кляксы». Предложить детям обмакнуть кисть в краску любого цвета и плеснуть на лист бумаги, затем сложить лист вдвое, так чтобы клякса отпечаталась на другой половине листа. Затем нужно развернуть лист и постараться понять, на что или на кого похожа клякса, придумать сказочную историю или дорисовать кляксу. Представление и обсуждение рисунков и сказочных историй.
3. Рефлексия занятия.
Занятие 13.
Цели: развитие тактильной чувствительности, «телесного» воображения; создание положительного настроя, развитие эмоциональной компетенции на этапе завершения занятий.
1. Игра «Тактильный образ».
2. Игра «Подарки».
3. Рефлексия занятия.
Ход занятия
1. Игра «Тактильный образ». Дети разбиваются на пары. Один из пары встает впереди, другой за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине партнера контур предмета: домик, яблоко и т.д. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает — пара делает шаг вперед, а дети меняются местами.
2. Игра «Подарки». Ведущий заранее готовит карточки с именами детей. Участникам предлагается вытащить из волшебной шкатулки карточку и держать в секрете имя, которое на ней написано. Затем ведущий предлагает сделать подарок тому, чье имя написано на карточке. Подарок можно сделать из материала, предложенного ведущим на выбор (бумага, краски, карандаши, цветная бумага, глина, пластилин и т.д.). Затем торжественное открытие секрета — вручение подарков с каким-нибудь пожеланием.
3. Прощание.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ
И ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В процессе наблюдения и диагностики выделяются дети с различными типами школьной дезадаптации: например, с трудностями в учебной деятельности, общении и поведении. Такие ученики нуждаются в индивидуальных или групповых занятиях с психологом, при проведении которых используются методы двигательной (моторной) коррекции и телесно-ориентированные методы, направленные в основном на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.
Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создающим не только некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении детьми навыками чтения, письма, математическими знаниями.
Длительность нижеприводимых занятий 20—30 минут, периодичность — 2—3 раза в неделю после уроков. Игры и игровые упражнения разделены на блоки.
БЛОК 1...
Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и моторного недоразвития.
Игра «Волшебные ладошки»
(автор О.В.Казанцева-Залесская)
Игра направлена на развитие тонкой моторики рук (на подготовку руки к письму); на развитие пространственной координации (право-лево, верх-низ), тонкой телесной координации; способствует формированию взаимодействия правого и левого полушария, оказывает позитивное влияние на развитие речи.
Ребенку предлагается ладошка с цветными ноготками (желательно начинать с ведущей руки) и набор цветных карточек. Психолог показывает карточку какого-нибудь цвета, ребенок поднимает тот палец, на котором находится ноготок соответствующего цвета. Если ребенку трудно поднимать один палец, то можно на первом этапе помочь ему придерживать остальные пальцы. Важно поработать по очереди с правой и левой рукой.
Когда ребенок освоит игру каждой рукой, можно предложить поиграть одновременно двумя руками. Руки лежат параллельно друг другу, цветные ноготки на правой и левой руке соответствуют по цвету. Необходимо поднимать палец, на котором находится ноготок соответствующего карточке цвета (одновременно на правой и левой руке).
Когда ребенок освоит предыдущий этап, можно вводить усложнение. Поменяйте цветные ноготки таким образом, чтобы они не совпадали по цвету на руках. Ребенок поднимает одновременно разные пальцы, например указательный на левой и мизинец на правой. Когда ребенок справится с этой задачей, предложите следующую: расположить руки крест-накрест и попробовать пройти все предыдущие этапы от простого к сложному.
Упражнения с массажными мячами
Детям предлагаются массажные мячи (диаметр 10 см) и дается инструкция:
• покатай мяч между ладонями;
• покатай мяч правой рукой по столу (по вертикали, диагонали и т.д.);
• покатай мяч левой рукой по столу, полу;
• покатай мячи двумя руками по столу, полу;
• покатай мяч двумя руками по столу, скрестив руки;
• прокати мяч по длине руки до плеча (сначала правой рукой, затем левой);
• прокати мяч по спине впереди стоящего ребенка. Затем предлагается снять обувь и в том же порядке покатать массажные мячи ногами.
Упражнения с массажными кольцами
Детям предлагаются массажные кольца (диаметр 17 см) и дается инструкция:
• возьми кольцо двумя руками и перебери пальцами сначала вправо, а затем влево;
• возьми кольцо двумя руками, сделай глубокий вдох и растянуть кольцо в стороны, повтори движение рук губами с произнесением звука иии, делая выдох (губы растянуть в улыбке);
• возьми двумя руками массажное кольцо и сведи руки вместе, одновременно произнося звук ооо на выдохе.
Игра «Шоферы»
Массажное кольцо используется в качестве руля машины. Дети крутят кольцо, изображая езду на машине, и издают звуки, имитирующие звуки машины во время движения. Поворот налево — глаза смотрят в левую сторону; поворот направо — глаза смотрят в правую сторону. И поворот направо — глаза смотрят в левую сторону; поворот налево — глаза смотрят в правую сторону.
Телесные игры и упражнения
Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движения в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.
Для этого используется игра «Зоопарк».
«Змея» — перемещение по полу без помощи рук (на животе, спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или другую змею. «Скорпион» — переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями. «Суслики» — перемещения с помощью различных прыжков в разных темпе и направлениях, замирая и срываясь с места. «Заяц» — прыжки и переходы, легкие отрывистые движения. «Лиса» — плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах. «Лев» (тигр, пантера) — сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоций). «Лошадь» — акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства. И так далее. Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему больше всех понравилось, и «превращается» в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ
В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важных условий его успехов. Пользоваться здесь нужно арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы его убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ, и что это неизменно.
Игровые упражнения начинаются с маркировки левой руки ребенка (ленточка, браслетик, цветная резинка). Таким образом ребенку обеспечивается прекрасная опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством, ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а потом уже превращается в абстрактные пространственные представления.
Упражнение «Солдаты»
Детям даются задания: • левой рукой дотронуться до правой коленки;
• правой рукой — до левого уха;
• сделать два шага левой ногой и поднять правую руку;
• сделать два шага вправо и поставить левую руку на пояс;
• сделать один шаг правой ногой, один шаг левой ногой и подпрыгнуть на месте;
• сделать шаг правой ногой назад и повернуть голову в левую сторону, и так далее.
Игра «Твистер»
Перед детьми располагается игровое поле, на котором изображены круги красного, синего, зеленого и желтого цвета. Помимо игрового поля, к игре прилагается диск со стрелкой в виде циферблата, на котором обозначены цвета кругов, соответствующие цвету кругов на поле, и действия, производимые ребенком в случае его попадания в этот игровой сектор. Дети встают правой ногой на кружок одного цвета, левой на кружок другого. По команде ведущего дети по очереди начинают движения, например: Петя, правая нога на красный кружок, левая рука на зеленый кружок, Сережа, левая нога на синий кружок, левая рука на красный кружок... Количество игроков от одного до шести человек.
БЛОК 2...
Игровые упражнения направлены на установление коммуникативных навыков.
Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Упражнение «Совместное рисование»
Детям предлагается выбрать тему рисунка, например «Зоопарк», «Необитаемый остров», «Магазин игрушек». Уточняется, что рисовать они будут на одном большом листе бумаги все вместе. Важно, чтобы дети смогли договориться и распределить, кто и что будет рисовать, и так распланировать пространство листа, чтобы выполненная работа воспринималась как целостный образ.
Упражнение «Совместное творчество»
Детям предлагаются глина, каштаны, шишки, бусинки, макароны, перья, камушки, ракушки, мелкие палочки и т.д. Далее ведущий предлагает детям ознакомиться с имеющимся материалом (погладить, потрогать, пощупать) и создать общую поделку. Тематика поделок: лесные животные, веселые человечки, летняя полянка, лукошко с грибами и т.д.
Упражнение «Хвасталки»
Дети садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любой сфере. Обязательное условие — рассказывать не всей группе, а одному конкретному человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали «хвасталку», должен сказать: «Я рад за тебя!» — и поделиться своими достижениями со следующим участником игры.
Игровое упражнение «Головомяч»
Для каждой пары детей — один мяч среднего размера. Дети разбиваются на пары и ложатся на пол друг против друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова ребенка оказалась рядом с головой партнера. Дети кладут мяч между головами. Теперь детям нужно поднять мяч и встать самим. Можно касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встать нужно сначала на колени, а потом на ноги. Когда дети научатся легко справляться с этой задачей, ее можно усложнить (объединяться не в пары, а в тройки).
Игры-путешествия
Занятия-путешествия — это групповые игры, где обычно задействованы школа, учителя, администрация, с которыми группа детей вступает во взаимодействие для решения задачи социализации и интеграции этих детей в существующую ситуацию развития, развития навыков помощи друг другу.
Проведение игры явилось финалом групповых занятий с детьми 3 и 4 классов. Занятия в виде тренингов проводились 2 раза в неделю.
Задача проведения игр — научить детей выражать свои негативные чувства без агрессии и конфликтов, показать, как можно разрешить проблемы без помощи кулаков. Помочь детям научиться контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в иговой форме. Очень большое значение имеет точное осознание детьми своего настроения, ведь это дает им возможность выбора поведения в зависимости от этого. При этом осознание выступает своего рода тормозом — оно осложняет отреагирование гнева. Кроме того, игры, которые были проведены перед игрой-путешествием, дают возможность понять, что они в состоянии игать свои эмоции, а значит, контролировать их. Эти игры помогли детям разобраться в том, что называют агрессивным поведением. Проиграв и прочувствовав, они смогут разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое.
На подготовительном этапе были проведены игры из сборника К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать»:
S «Прогноз погоды»
S «Камушек в ботинке»
S «Спустить пар»
S «Рубка дров»
s «Да и нет»
S «Безмолвный крик».
Использовались техники из «Практикума по игровой психотерапии» Хайди Кэдьюсона и Чарльза Шефера:
S «Шкала гнева»
S «Разозлись»
S «Ноги топают, а шарики хлопают».
Проведение игры-путешествия «Усмири своего дракона»
Отбираются команды по 4—5 человек; один ребенок старший по возрасту. Детям раздаются маршрутные листы и анкеты для опроса взрослых (библиотекаря, медсестры и т.д.).
Вопросы анкеты:
Часто ли вы испытываете чувство злости?
Как вы справляетесь с этим чувством?
Вы обидчивый человек?
Что вы делаете когда обижены?
Как вы понимаете выражение «выпустить пар?»
Как вы его «выпускаете»?
Этапы игры
1. «Играем в снежки»
Дети рвут газеты на мелкие-мелкие кусочки и бросают в кучу в центре комнаты. Когда куча станет большой, подбрасывают кусочки в воздух, друг в друга.
2. «Тук-тук»
Дети забивают гвозди в чурбачки, делают из глины фигурки и расплющивают их деревянными молотками.
3. «Хлоп-хлоп»
Дети надувают воздушные шары, а потом лопают их разными способами.
4. «Каляки-маляки»
Рисование одной, двумя руками (по желанию) на листе ватмана.
5. «Шлеп-шлеп»
Бросание мешочками с крупой и воздушными шариками, наполненными крупой, по мишеням.
6. Удары батаками (набитыми поролоном дубинками) по пуфикам (сначала одной рукой, потом другой, потом двумя руками).
Пройдя все этапы игры, дети становятся в круг и танцуют танец «Убить дракона». В танце, двигаясь друг за другом по кругу, представляют, что в центре находится что-то негативное (каждый ребенок представляет свой образ), и производят движения (топают ногой, замахиваются руками и т.д.), как бы избавляясь от негативного образа.
Совместное творчество: из разных материалов (глины, пластилина, спичек, ракушек, макарон и пр.) делают общую поделку.
Обсуждение игры.
Чаепитие.
Игровое упражнение «Первая звезда»
Цель — развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений, чувства сплоченности, сопереживания, повыше-
ния самооценки, создание ситуации успешности, утверждения себя как личности.
Детям рассказывается сказка:
Однажды летом на вечернем небе появилась первая звездочка. Это была новая, только что родившаяся звезда. Она светилась слабым светом и казалась почти прозрачной. Она была маленькая, слабая и очень пугливая. Звездочка оглядывалась по сторонам и ежилась от страха. Еще бы, ведь она впервые показалась на огромном вечернем небосклоне. Все вокруг казалось ей чужим и незнакомым. Звездочка дрожала и тихонько плакала.
Пролетал по небу теплый, летний ветерок, увидел звездочку и удивился. «Какая маленькая, прозрачная звездочка, она такая бледная и несчастная, — подумал ветерок. — Надо ей помочь, развеселить ее и успокоить». И ветерок стал летать вокруг звездочки, осушая ее слезы ласковым, теплым воздухом.
Наступила ночь, на небе стали появляться большие звезды. Они были яркие и сильные. «Ой, новенькая звездочка, какая она маленькая и незаметная, она совсем не светится, ее совсем не видно на ночном небе», — удивились большие звезды.
Звездочка испуганно смотрела на яркие звезды и тихо шевелила своими прозрачными лучиками. Звезды засмеялись, засияли и сказали: «Мы поможем тебе вырасти, каждая из нас отдаст тебе часть своего тепла и света». И большие звезды по очереди стали подплывать к звездочке и притрагиваться к ней своими лучами. Маленькая звездочка заулыбалась, и лучики ее стали наполняться ярким светом, а большие звезды встали в хоровод и начали кружиться вокруг звездочки, продолжая дарить ей свое сияние, и звездочка засияла вместе с ними. А мимо проплывали синие облачка, увидели звездочку и удивились: «Какая красивая новая звезда!» Облачка окружили ее и стали качать звездочку на своих мягких бочках. Маленькая звездочка смеялась, сверкала, расправила свои лучи, и ей стало совсем не страшно. Появилась на ночном небе луна, осветила все своим белым светом, протянула лунную дорожку к звездочке: «Здравствуй звездочка, вот ты и стала большой звездой».
Вопросы
Почему звездочке было страшно? Как ее утешил ветерок?
Что сказали звезды маленькой звездочке? Почему она перестала бояться? Кто помог звездочке вырасти? Тебе было так же страшно, как звездочке? Кто помог тебе справиться со страхом? После обсуждения сказки детям предлагается в нее поиграть.
Материал для игры: шапочка звезды. На роль звездочки сначала выбирается самый неуверенный в себе ребенок (в этой роли должны побывать все дети). Ведущий объясняет, что все движения в игре должны быть плавными, нежными, мягкими, так как звездочка маленькая и хрупкая.
Ребенок-звездочка выходит в центр игровой комнаты. Ведущий говорит о появлении новой звезды. Дети окружают звездочку и плавными движениями, поднимая и опуская руки, имитируют дуновение ветра.
Затем каждый ребенок по очереди подходит к ребенку-звездочке и дотрагивается до его руки, плеча, спины, локтя, головы, заглядывая ему в глаза (дарит тепло и свет). Обратить внимание детей на то, что прикосновение должно быть бережным, мягким. После этого упражнения ребенок-звездочка расправляет плечи, поднимает голову (показывает, какой он стал).
Следующий этап — игра с облачками. Каждый ребенок подходит к ребенку-звездочке, дети встают спина к спине и тихо покачивают друг друга (обратить внимание на плавность движений).
В конце игры все участники берутся за руки, кружатся и танцуют.
После того как все дети побывали в роли звездочки, ребята делятся своими ощущениями, впечатлениями.
Вопросы
Что ты почувствовал, когда стоял в центре круга в начале игры?
Что происходило, когда дети прикасались к тебе? Что ты чувствовал, когда дул ветерок? Понравилось ли тебе играть с «облаками»? Как ты себя чувствовал в конце игры? Вопросы для детей, исполняющих роли больших «звезд»Что происходило с вами, когда вы смотрели на «звездочку» в начале игры?
Что вы чувствовали, дотрагиваясь до «звездочки» и заглядывая ей в глаза? Какая роль тебе больше понравилась, почему?
Создание коллективного панно
Цель: научить детей сотрудничать, развивать воображение, фантазию, творческое мышление.
Учить детей работать с длительными проектами.
Материалы, используемые для создания панно.
Ткань (основа для панно), возможны любые размеры: от 1 метра до 2,5 и 3 метров.
Краски для рук, акварельные краски, бумага цветная, бархатная, гофрированная, фольга, кусочки ткани, меха, кожи, шерсти, бусинки, пуговицы, цветные веревочки, перья, нитки, клей, ножницы и другие материалы.
Панно создается группой детей от 8 до 20 человек в течение нескольких занятий, а возможно — четверти или полугодия. Это длительный творческий процесс, так как сюжет панно может видоизменяться, дополняться, улучшаться. В ходе работы у детей могут появляться новые идеи, фантазии, нереализованные мечты.
Этапы игры
1. Дети обсуждают предстоящее занятие, выбирая тему для создания панно. Темы «Лес», «Морское дно», «Поляна цветов», «Город зверей» и т.д. Выбрав сюжет для панно, дети договариваются, какую работу они будут выполнять. Распределяют, какой цвет краски для рук будут использовать. Например, дети рисующие небо — синюю краску, траву — зеленую краску и т.д.
2. Рисование красками для рук. Разводится краска, дети обмакивают ладони в выбранные заранее цвета и рисуют на панно, создавая фон для будущего сюжета. Живопись с помощью пальцев дает хороший опыт тактильного восприятия, обладает многими достоинствами, она успокаивает и расслабляет. Ребенку не требуется умения хорошо рисовать, он просто занимается творчеством, это создает у него ситуацию успешности.
3. Начало оформления панно. Согласно выбранному сюжету дети вырезают из бумаги, обрезков ткани и других материалов фигурки. Придуманные ими образы размещают на панно и приклеивают.
В ходе работы важно обращать внимание на умение договариваться, работать сплоченно. Дети должны научиться взаимодействовать, сотрудничать, помогать друг другу, воспринимать работу как общую совместную деятельность.
В конце каждого занятия обсуждается весь процесс работы. Каждый ребенок должен поделиться своими успехами и неудачами.
4. Дети принимают решение о завершении работы. Панно рассматривается, оценивается весь процесс создания картины и панно вывешивается на стену класса, коридора, кабинета психолога или в других помещениях.
Игровое упражнение с использованием игрушек из шоколадного яйца «киндер-сюрприз»
Цели и задачи занятия: развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику руки, стимулировать словесное выражение чувств, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки, создавать положительные эмоции.
Материал: игрушки из «киндер-сюрприза», фигурки беге-мотиков, крокодилов, черепах и др.
Глина белая и цветная, цветные картонки (подставки для выполненных работ), пуговицы, бусинки, спичечные коробки, спички, желуди, шишки, гречка, сухой горох, фасоль, поролон и др.
Детям предлагается выбрать 1—2 понравившиеся фигурки и рассмотреть их. После этого ребята должны придумать, чего не хватает их игрушкам, что они для них могли бы сделать. Предлагаются разные варианты — поселить игрушку в новую квартиру, подарить подарок, угостить, покатать на машине, искупать и др. Детям предлагается выбрать материал для своих поделок.
После того как работа выполнена, дети на цветных картонках представляют свою работу, рассказывают о ней.
Вопросы
Что не хватало твоему крокодилу?
Почему ты так решил? Что бы ты еще хотел для него сделать? После того как каждый ребенок расскажет о своей работе, ведущий предлагает детям «сходить друг к другу в гости».
Дети выбирают себе гостей или сами идут со своими поделками в гости.
В конце занятия дети делятся впечатлениями о том, как прошла их игра с другими детьми. Примеры выполненных детьми поделок: Каток для фигурки бегемотика на коньках; Домик и речка для черепашки; Лес и озеро для лягушат; Машинка для крокодильчика.
Игровое упражнение «Каракули»
Цели и задачи: повышение самооценки; развитие способности к концентрации внимания; формирование коммуникативных навыков; развитие воображения, творческого мышления.
Материалы: лист ватмана, карандаши, фломастеры, мелки разного цвета.
Ведущий объясняет детям, что они сейчас будут играть с рисунком. Дети будут создавать рисунки, дорисовывая каракули друг друга.
Этапы
1. Ведущий кладет лист бумаги, дети садятся вокруг и выбирают мелки, карандаши или фломастеры; каждый ребенок использует только один цвет (количество цветов определяется количеством участников).
2. Ведущий просит детей быстро нарисовать на листе каракули — беспорядочные непрерывные линии.
3. Дети рассматривают нарисованные каракули, и желающий ребенок, исходя из собственных фантазий, пытается дорисовать созданные каракули. Он может поворачивать лист в любую сторону. Надо следить за тем, чтобы каждый, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения, тогда все дети поучаствуют в создании законченной композиции несколько раз.
4. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовать. Важно подчеркнуть вклад каждого ребенка в процесс рисования, а также следить, чтобы никто из детей не пытался стереть нарисованное другим.
5. Когда рисунок нарисован ведущий предлагает детям рассказать, что они видят на рисунке. Можно отметить преобладание одного цвета на рисунке (кто больше всех принял участие в рисовании); какие образы или сюжеты получились на рисунке; что привнес в коллективную деятельность каждый участник группы, и как его труд повлиял на ход и результат общей работы.
6. Придумывание детьми историй на основе нарисованной картины. Можно предложить ребятам составить рассказ по цепочке — один ребенок начинает, другой продолжает и так пока все дети не примут участие в составлении истории.
ЛИТЕРАТУРА
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Просвещение, 1998.
Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Казанцева-Залесская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога.
Обухова Л.Ф. Детская психология. — М., 1995.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. — М.: Просвещение, 1993.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.
Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 1998.
Хейм Дж. Джинотт. Групповая психотерапия с детьми/Теория и практика игровой терапии. — М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2001.
Хрестоматия по возрастной психологии //Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1994.
Хрестоматия по детской психологии //Под ред. Г.В. Бурменской — М., 1996.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по психологии для 1-2 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2014г.
Рабочая программа по психологии для 1-2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
Курс психологии «Тропинка к своему Я» может преподаваться за счёт часов школьного компонента и составлять вариативную часть типового учебного плана средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.
Программа предназначена для обучающихся 1-2 классов.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 2 класс по одному часу в неделю (33 и 34ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 67 часов.
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:
учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников
учиться прогнозировать последствия своих поступков
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
делать выводы в результате совместной работы в группе
учиться графически оформлять изучаемый материал
моделировать различные ситуации
усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении
учиться договариваться и приходить к общему решению
учиться понимать эмоции и поступки других людей
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Межпредметные связи:
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебное содержание программы «Тропинка к собственному Я. Уроки психологии в начальной школе 1-2» включает следующие курсы:
Я – школьник. Мои чувства. 1 класс. 33 ч, 1ч в неделю;
Вспомним чувства. Чем люди отличаются друг от друга? Какой Я - Какой Ты? 2 класс. 34 ч, 1ч в неделю;
Формы контроля знаний
Так как психология входит в базисный учебный план школы, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставится по результатам контрольных, проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем.
Дифференцированные карточки-задания, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания.
В силу специфики предмета полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.
При проведении уроков психологии в 1- 2 классах необходимо использование следующих технологий:
Личностно-ориентированные технологии.
Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
Диалогические технологии.
КСО
Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
Коммуникативно-информационные технологии.
Технология учебно-игровой деятельности.
Технология проектной деятельности.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Работа с одаренными детьми
Постоянно стимулировать их познавательную активность.
Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.
Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.
Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательности.
Работа с одаренными детьми предусматривает внутреннюю дифференциацию, использование личностно-ориентированных методов обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания. Во внеурочной деятельности предполагается привлечение ребят к участию в конкурсах, турнирах, интерактивных играх и т.д.
Работа со слабоуспевающими учениками
При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:
Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.
Применение заданий различной степени трудности.
Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.
Использование экспресс-диагностик.
Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.
Карточки-задания на дом.
Индивидуальные и групповые консультации.
Использование межпредметных связей.
Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.
Работа с учебной, дополнительной литературой.
Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов.
Использование интерактивных занятий
Содержание программы «Тропинка к своему Я»
Первый класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 1 класс» (33 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1.Я школьник (16 часов)
Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».
Раздел 2. Мои чувства (17 часов)
Радость Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку. Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу. Обида. Разные чувства. Итоговое занятие.
Второй класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 2 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1. Я – фантазёр (10 часов)
Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а что – фантазии? Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии. Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Раздел 4. Я и мои друзья (8 часов)
Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется? Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»? В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе». Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?
Методические пособия для учителя:
Аудио-, видеозаписи.
Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
Набор открыток сюжетного содержания.
Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.
Набор тематических таблиц.
Набор фотографий видов природы, портретов людей.
Психологические тесты.
Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.
Список литературы
Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.
Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.
Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
Через самовыражение к самопознанию // составитель Сафонова Л.В. Первоуральск, 1997.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.
Энциклопедия практического самопознания // составитель А.И. Красило. М., 1994.
Литература, необходимая для овладения курса.
Для ученика (обучающегося)
Дополнительная
1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. ⎯ Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. ⎯ Минск,2004.
3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко⎯ М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий ⎯ М.: Просвещение, 1991.
5. ТертельА.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель⎯ М.: Проспект, 2005.
6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина⎯ М.: Издательство «Атлант»,2004.
Интернет-ресурсы.
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анализ мониторинга сформированности личностных компетенций учащихся
(5-6 кл)- апрель 2014 г.
Входящие результаты:
Устойчиво-позитивное отношение к личностным ценностям 12%
Ситуативно-позитивное отношение к личностным ценностям 70%
Ситуативно-негативное отношение к личностным ценностям 18%
Устойчиво-негативное отношение к личностным ценностям 0%
Анализ мониторинга сформированности личностных компетенций учащихся
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Целью развивающей работы является последовательное и планомерное формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний
Исходя из этого, можно выделить основные задачи: формировать умения осуществлять различные умственные действия, развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, формировать позитивные личностные характеристики школьников путем целенаправленного развития их когнитивной сферы, т.е. формировать такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.
Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников и рассчитана на учащихся начальной школы в возрасте 7 – 8 лет.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Материал рассчитан на 10 уроков по 40 минут.
Занятия можно проводить в группах по 8-10 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры.
Результатом прохождения занятий по данной программе является повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС второго поколения.
Содержание занятий.
№ п/п | Развиваемые психологические процессы | Методы и технологии |
1 | Развитие словесно-логического мышления Развитие наглядно-образного мышления, развитие речи Развитие графических навыков, пространственной ориентации, зрительно моторной координации Развитие самооценки и объективности восприятия Рефлексия эмоционального состояния | Аналогии Раздели на группы Нарисуй по точкам Оцени свою работу |
2 | Развитие слухового восприятия, внимания, словесно-логического мышления Развитие наглядно – образного мышления Развитие графических навыков, пространственной ориентации, Развитие самооценки и объективности восприятия Рефлексия эмоционального состояния | Вставь слово Найди пару Нарисуй по точкам Оцени свою работу |
3 | Развитие словесно-логического мышления Развитие слухового восприятия, умения ориентироваться в пространстве, умение следовать инструкциям Развитие самооценки и объективности восприятия | Противоположности Раскрась правильно Оцени свою работу |
4 | Развитие слухового восприятия и звуко - буквенного анализа, самоконтроля Развитие наглядно-образного мышления, пространственной ориентации, слухового восприятия Развитие словесно-логического мышления | Найди ошибку Определи фигуру Назови одним словом Конкретизация понятий |
5 | Развитие самоконтроля, умения следовать инструкциям Развитие словесно-логического мышления, умения слушать и слышать Развитие графических навыков, пространственной ориентации, зрительно моторной координации | Учитель — ученик, ученик — учитель Лишнее слово Нарисуй по точкам |
6 | Развивать восприятие пространства, слуховое внимание Развитие зрительной памяти Развитие концентрации внимания, усидчивости | Слушай команду Кто точнее нарисует Определи точный силуэт |
7 | Развивать внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, коммуникативные навыки Развитие концентрации внимания, мышления Развитие словесно-логического мышления, умение слышать и слушать | Горячий камень Шифровальщик Глагольные ассоциации |
8 | Развитие слухового восприятия и внимания Развитие пространственной ориентации развитие пространственной ориентации Развивать зрительную память, способность к анализу различных зрительных образов | Магнитофон Переверни рисунок Что? Где? Близкие знакомые |
9 | Развитие пространственной ориентации, самоконтроля, внимания, слухового восприятия Развитие солесно-логического мышления, Развитие графических навыков, пространственной ориентации, зрительно -моторной координации | Куда указывают стрелки? Восстанови порядок Нарисуй по точкам |
10 | Развитие концентрации внимания Развитие внимания, усидчивости Развитие внимания, наглядно-образного мышления Развитие словесено-логического и наглядно-образного мышления | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Сделай узоры одинаковыми |
Итого: | 10 |
ЛИТЕРАТУРА
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
- Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа адаптации
Программа адаптации - авторская программа для занятий с будущими первоклассниками или с учениками 1 класса. Программа расчитана на 36 часов. Цель : помощь детям в адаптации к новым условиям жизни, к о...
Программа Адаптация будущих первоклассников.
Данная программа поможет учителям начальных классов спланировать работу с будущими первоклассниками, организовав постепенный переход из детского сада в школу....
программа Адаптации первоклассника к школьной жизни
Адаптации первоклассника к школьной жизни...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Программа "Адаптация обучающихся на разных ступенях обучения"
Данной программой можно воспользоваться классным руководителям первого, пятого, десятого классов при переходе на следующую ступень обучения....