программа адаптации
методическая разработка (1 класс) по теме
Программа адаптации - авторская программа для занятий с будущими первоклассниками или с учениками 1 класса. Программа расчитана на 36 часов. Цель : помощь детям в адаптации к новым условиям жизни, к одноклассникам, к учителям. В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Пердлагаемая программа направлена на решение именно этих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptacii.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
адаптации детей
к школьной жизни
Составила
учитель начальных классов
ГБОУ КШ № 1780
Никитина Татьяна Димитриевна
Москва
2012
Введение.
Детство – это не просто возрастной период, когда ребёнку хочется играть, прыгать, бегать и кататься и когда он ещё беспечный. Настоящее детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящая из одного качественного состояния в другое, более высокое. Ребёнок об этом и не помышляет, но зато в этом направлении движутся его развивающие силы. Но сам он не в состоянии завершить процесс взросления. Ему должны прийти на помощь люди, заботящиеся о нём, дающие ему знания и опыт. Именно в этом процессе взросления заключён источник радости и счастья детской жизни. Каждый шажок взросления, сделанный им с помощью взрослых, - это пучок переживаемых им радостей.
Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя его внимание, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Особенно трудным для ребёнка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребёнок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.
Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно «перестроиться тем детям, которые ещё эмоционально не готовы к роли школьника – для них период адаптации к школе может быть травмирующим. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребёнка, в его переживания. Только тогда они смогут оказать ребёнку эффективную помощь.
В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
Предлагаемая программа направлена на решение именно этих задач.
.
Основная цель данной программы – помощь детям в адаптации к школе.
Задачи данной программы:
- развитие и частичная коррекция эмоционально-личностной и познавательной сфер ребёнка;
- развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения;
- создание у каждого ученика чувства принадлежности к группе (классу);
- установление эмоционального контакта между всеми учениками.
Методы проведения занятий:
- имитационные и ролевые игры;
- психогимнастика;
- создание рисунка;
- элементы групповой дискуссии;
- приёмы саморегуляции.
Этапы проведения занятий:
1) получение информации;
2) применение полученных знаний в конкретных ситуациях;
3) перенос знаний, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.
Общие рекомендации по проведению занятий:
- программа рассчитана на 36 занятий;
- перед началом работы по программе учителю необходимо пройти консультацию у школьного психолога и обязательно поддерживать контакты с ним и с родителями учеников на протяжении всего курса;
- занятия проводить лучше в помещения, где дети могут свободно перемещаться;
- продолжительность занятия не должна превышать 30-35 мин;
- занятия проводятся в первом классе с сентября по ноябрь три раза в неделю;
- класс можно разделить на подгруппы (если в классе больше 25 детей);
- во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу;
- ведущий должен работать над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок;
- тематика и планы могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретного класса.
Для проведения занятий по этой программе ведущему понадобятся:
- мягкая игрушка Чебурашка;
- любая мягкая игрушка;
- палас или ковёр на полу;
- магнитофон;
- аудиокассеты с музыкой для релаксации;
- обручи (один большой, на всех – маленькие), верёвки разной длины и разного цвета для каждого;
- пиктограммы;
- клубочек ниток;
- другой раздаточный материал по желанию учителя (ведущего).
Сюжеты историй и рассказов (текстов для обсуждения) объединяет игровой персонаж – Чебурашка (мягкая игрушка). Все занятия начинаются с песни Чебурашки. Дети «преодолевают» возникающие проблемы и усваивают приёмы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты рассказов можно брать непосредственно из реальной жизни детей или придумывать заранее. В ходе занятия рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми.
ПРОГРАММА
Мы добрые от рождения, не делайте нас злыми.
1. Мы – одна семья. Знакомимся друг с другом.
2. Знакомимся с нашим гостем – Чебурашкой.
3. Дарим друг другу тепло.
4. Дружат наши руки.
5. Дружат наши голоса.
6. Самый лучший сосед.
7. Делай как я, а я - как ты.
8. Что я чувствую? Робость.
9. Что я чувствую? Радость.
10. Что я чувствую? Радость.
11. Что я чувствую? Страх.
12. Что я чувствую? Страх.
13. Что я чувствую? Удивление.
14. Что я чувствую? Самодовольство.
15. Что я чувствую? Злость.
16. Что я чувствую? Стыд, вина.
17. Что я чувствую? Отвращение, брезгливость.
18. Закрепление знаний о чувствах.
19. Такие разные настроения.
20. Такие разные настроения.
21. Как справиться с плохим настроением?
22. Как стать уверенным в себе?
23. Как стать уверенным в себе?
24. Как делать выбор?
25. Как делать выбор?
26. Как делать выбор?
27. Как добиваться успеха?
28. Как добиваться успеха?
29. Трудное слово «нет».
30. Трудное слово «нет».
31. Чем мы отличаемся друг от друга?
32. Чем мы отличаемся друг от друга?
33. Учимся говорить себе «стоп».
34. Учимся говорить себе «стоп».
35. Как победить свой страх?
36. Подведение итогов.
Занятие 1. Тема: Мы одна семья. Знакомимся друг с другом.
Задачи:
- развивать чувство принадлежности к классу;
- развивать навыки позитивного социального поведения.
Материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- колокольчик;
- свечка в безопасном подсвечнике;
- один большой обруч и маленькие обручи по количеству детей;
- клубки разноцветных ниток по количеству детей;
- бусинки, камешки, палочки и т.п. лежат на учительском столе.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики заходят в зал;
- даётся время, чтобы они посмотрели вокруг себя;
- начинается занятие.
3. Игра «Давайте познакомимся».
- Ребята, давайте подойдём поближе к центру зала и посмотрим, что лежит там. На что похожа эта фигура? Как она называется? Что вы знаете об этой фигуре? А теперь пусть каждый из вас возьмёт по обручу. Отнесите свой обруч туда, где вы хотите сидеть во время занятия. Это будет ваше место. Обойдите вокруг своего обруча, определите его середину и сядьте. Учитель делает всё вместе с детьми.
- Как вы себя чувствуете в обруче?
- А теперь давайте познакомимся друг с другом. Учитель называет свои имя и отчество, по часовой стрелке по кругу ребята называют своё имя (можно и фамилию).
- Представьте, что ваш обруч – это ваш дом. Как бы украсили ваш дом? Возьмите со стола предметы для украшения и украшайте его, начиная с центра. Когда услышите звон колокольчика, заканчивайте украшать дом. Пока дети украшают свой дом, учитель привязывает к каждому обручу по клубку ниток.
- А сейчас возьмите клубочек и, разматывая его, соедините свой домик с домиком соседа, а потом - с большим обручем, который лежит в центре, и снова возвращайтесь в свой дом.
Составляется рассказ каждым ребёнком. Начинает рассказ учитель: «Сегодня, 2ого сентября, я вышла из своего дома (выходит из своего обруча) и пошла на работу (идёт к большому обручу). Самое интересное на работе было то, что я поближе познакомилась со своими учениками». Далее каждый составляет свой рассказ, при этом сначала ещё раз называет своё имя, идёт к большому обручу. У большого обруча образуется круг из детей.
- Вот мы познакомились друг с другом поближе. Ребята, посмотрите. Как красиво в вашем доме! Хотите, чтобы наш общий дом был тоже красивым? Принесите из своего домика украшения и положите их в середину нашего общего дома. А в самую середину дома мы поставим свечку, чтобы в нашем доме было светло и тепло и зажжём её.
4. Подведение итога игры.
- Что же у нас получилось? Вместе с детьми получается общий рассказ: У каждого из нас есть свой домик, от всех домиков идут дороги в один большой дом. А большой дом состоит из множества разных кусочков. Каждый из нас положил туда что-то своё, значит, у всех нас есть один большой общий дом, где все могут жить вместе.
-Как называется наш общий дом? Кто в нём будет жить? Как мы в нём будем жить?
5. Подведение итогов занятия.
- Давайте возьмёмся за ручки и поблагодарим друг друга за хорошую работу. Я возьму в руки свечку, и мы будем передавать её друг другу и говорить при этом добрые слова. Учитель берёт в руки свечку и передаёт её соседу: «Спасибо, Саша, мне было приятно с тобой работать». Все материалы к занятию остаются на месте.
6. Все прощаются друг с другом.
Занятие 2. Тема: Знакомимся с нашим гостем – Чебурашкой.
Задачи:
- дать каждому ученику ощутить свою принадлежность к группе;
- развивать навыки позитивного социального поведения.
Материалы:
- большой обруч;
- маленькие обручи на каждого ученика;
- мягкая игрушка Чебурашка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Игра «Познакомимся с Чебурашкой».
- Посмотрите, ребята. Кто к нам пришёл в гости? Выслушиваются ответы детей.
-Чебурашка будет присутствовать на наших занятиях, и он хочет с вами уже познакомиться. Дети сидят в своих домиках и каждый по очереди приглашает Чебурашку к себе в гости, при этом он называет своё имя громко, чтобы его запомнили и другие ученики класса.
4. Подведение итога игры.
- Итак, мы познакомились с Чебурашкой.
5. Игра с мячом.
- Учитель стоит в большом обруче, кидает каждому по очереди мяч и задаёт вопрос. Вопросы могут быть разные, но чтобы они касались жизни детей в классе, например,
- в каком ты классе учишься?
- как зовут твоего соседа по парте?
- на каком этаже находится твой класс? И т.п.
6. Подведение итогов игры.
7. Все прощаются друг с другом.
Занятие 3. Тема: Дарим друг другу тепло.
Задачи:
- дать ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить своё мнение;
- учить детей ощущать близость, тепло другого.
Материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- большой обруч;
- маленькие обручи – домики для каждого;
- мягкая игрушка Чебурашка.
Ход занятия:
1 . Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Игра «Давайте поздороваемся».
- Ребята, вы видели, как здороваются взрослые? Выслушиваются ответы детей.
- Сегодня мы с вами тоже попробуем поздороваться друг с другом с помощью рук. Давайте все выйдем из своих домиков и образуем круг вокруг большого обруча. Я сначала поздороваюсь со своими соседями, при этом я буду называть имя соседа справа и имя соседа слева: «Здравствуй, Саша. Здравствуй, Аня». Теперь попробуем по очереди.
- А теперь садимся в свои домики и соединим наши руки: кладём ладошки свои на ладошки соседей. Закрываем глаза Что вы чувствуете?
- Теперь каждый поздоровается с Чебурашкой, при этом громко называет своё имя.
4. Подведение итога игры: что мы подарили друг другу?
5. Подведение итогов занятия.
Занятие 4. Тема: Дружат наши руки.
Задачи:
- развивать чувство единства, сплочённости;
- учить детей действовать согласованно.
Материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- мягкая игрушка Чебурашка;
- клубок достаточно прочных ниток.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Игра «Давайте поздороваемся».
- Ребята, давайте вспомним нашу прошлую игру и поздороваемся ручками, при этом вы должны называть имя соседа справа и имя соседа слева: «Здравствуй, Лена. Здравствуй, Петя».
4. Игра «Дружат наши руки».
- Давайте теперь все встанем.
- В руках я держу клубок ниток. Я обматываю нитку (не туго) вокруг пальца, передаю соседу справа и при этом говорю: «Я очень рада, что в нашем классе есть Вася». Теперь тоже самое делает Вася, а потом по порядку делают все. Клубочек ко мне вернулся. Давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится.
5. Подведение итога игры.
6. Игра «Катушка».
- Я буду катушкой, а вы все возьмётесь за руки. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не «намотается» на катушку. Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте «поживём» в нём, вместе подышим. А теперь будем разматываться.
7. Подведение итога игры.
8. Подведение итога занятия.
Занятие 5. Тема: Дружат наши голоса.
Задачи:
- развивать сплочённость;
- развивать слуховое восприятие;
- повышать у детей уверенность в себе.
Материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
4. Игра «Эхо».
- Ребята, кто знает, что такое эхо?
- Давайте поиграем в эхо. Каждый по очереди называет своё имя и прихлопывает в ладоши, вот так «Та-ня, Та-ня», а мы дружно, как эхо, за ним повторяем.
5. Игра «Паровозик с именем».
- Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя. Я начну: «Та-ня, Та-ня». Я проехала целый круг, а теперь выберу соседа, и он станет паровозиком вместо меня. Теперь он будет называть своё имя и хлопать в ладоши, а я стану его вагончиком, положу руки ему на плечи и вместе с ним буду повторять его имя… Поехали! Вот мы проехали целый круг, теперь следующий сосед станет «паровозиком» и мы уже втроём будем повторять его имя. И до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.
6. Игра «Узнай по голосу».
- Мы приехали на нашем поезде на поляну и поиграем в игру «Узнай по голосу». Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки. Дети по одному по очереди будут вставать в центр круга, а остальные будут водить вокруг него хоровод и читать стихотворение. А тот, кто в середине, должен внимательно слушать и делать то, о чём мы будем его просить.
- Вася, вставай в середину.
Вася, ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ну-ка глазки закрывай, не робей.
Кто зовёт тебя – узнай поскорей.
Теперь, Вася, закрой глаза, а тот, до кого я дотронусь, сделает шаг вперёд и позовёт «Вася! Ау!» А ты попробуешь угадать, кто тебя звал. Игра повторяется до тех пор, пока все не побудут в роли водящего.
7. Подведение итога игры.
8. Подведение итогов занятия.
Занятие 6. Тема: Самый лучший сосед.
Задачи:
- повышать у детей уверенность в себе;
- формировать позитивное отношение к сверстникам.
Материалы:
- мягкая игрушка Чебурашка
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Чтение сказки «Заяц – хваста» («Хвастливый заяц»).
4. Работа над прочитанным произведением:
- кто в начале сказки хвалил зайца?
- кто в конце его хвалил?
- а кто-нибудь из вас хвалился перед другими?
- а кого-нибудь из вас кто-то хвалил?
- когда приятнее: когда ты сам себя хвалишь или когда тебя кто-то хвалит?
5. Игра «Мой сосед самый лучший».
- Давайте попробуем похвалить сначала Чебурашку. Выслушивается каждый ребёнок.
- А теперь мой сосед встаёт на стульчик, он будет зайцем из сказки, а я буду вороной, встану перед соседом и начну его хвалить: «Мой сосед Вася – самый лучший сосед. Он добрый, помогает другим детям…». И так по очереди дети хвалят друг друга.
6. Подведение итога игры.
7. Подведение итогов занятия.
Занятие 7. Тема: Делай как я, а я – как ты.
Задачи:
- укреплять чувство единства;
- развивать групповую сплочённость.
Материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- колокольчик;
- гроздь винограда (посчитать, чтобы ягодок хватило каждому участнику).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Игра «Делай как я, а я - как ты».
- Я предлагаю вам поиграть в новую игру. Давайте возьмёмся за руки. Нас много, а все вместе мы - один класс. Давайте почувствуем, как мы связаны друг с другом, сидя в кругу на полу…А теперь встанем, не нарушая эту связь. Давайте, взявшись за руки, пойдём по кругу и почувствуем связь. А теперь положим правую руку на левое плечо соседа и почувствуем связь. Сейчас садимся в круг и закрываем глаза. Можно выполнять другие разные движения. Учитель касается соседа рукой (можно коснуться ладони, руки, головы, плеча, спины). Кто почувствует прикосновение, должен, не открывая глаз, передать его своему соседу справа. И так до конца.
4. Подведение итога игры.
5. Угощение друг друга виноградом.
- Садимся в свои домики. Закрываем глаза (можно загадать загадку про виноград). В это время на тарелке в центр круга ставится тарелка с виноградом. Со звоном колокольчика дети открывают глаза.
- Гроздь винограда – символ единства. А мы с вами – одна большая семья. Подержите тарелку с виноградом. Тяжёлая? Каждый оторвите по одной ягодке и угощайтесь.
6. Подведение итогов занятия.
Занятие 8. Тема: Что я чувствую? Робость.
Задачи:
- знакомство с чувством робости;
- повышение у детей уверенности в себе;
- сплочение коллектива.
Материалы:
- клубок ниток;
- пиктограмма «робость».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики;
3. Игра «Продолжаем знакомиться».
- У меня в руках клубок. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, в руках у кого он окажется, будет называть своё имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Учитель начинает и рассказывает про себя: «Я - Татьяна Димитриевна. Больше всего я люблю читать», потом передаёт соседу. Далее по очереди высказываются дети. Подводится итог игры.
4. Знакомство с чувством «робость».
- А теперь послушайте мою историю: «Девочка Ася первый раз пришла в детский сад. Она вошла в раздевалку, переоделась, познакомилась с воспитателем и подошла к двери в группу. Ася чуть приоткрыла дверь и заглянула внутрь. На её лице было вот такое чувство (показывается пиктограмма «робость»). Оно называется робость. Давайте попробуем изобразить его. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить Асю? Что могут сделать дети, чтобы помочь девочке? Выслушиваются мнения детей. Подводится итог.
5. Игра «Я – лев».
- Чтобы побороть чувство робости, которое в нас сидит, поиграем в игру «Я – лев».
Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратится во льва. Лев – царь зверей. Какой он? Выслушиваются ответы детей и подводится итог про льва. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Татьяна Димитриевна». А теперь пройдемся по кругу уверенной походкой…
6. Подводится итог занятия.
7. Все прощаются друг с другом.
Занятие 9. Тема: Что я чувствую? Радость.
Задачи:
- первичное знакомство с чувством радости;
- развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Материалы:
- пиктограмма «радость»;
- фотографии весёлых людей;
- бумага, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Приветствие:
- Я называю имя своего соседа и говорю, что мне приятно его видеть. Потом это делают по очереди другие.
4. Этюд «Встреча с другом».
- Я расскажу вам одну историю. «У Ани была подруга. Настало лето, и им пришлось расстаться. Аня осталась в городе, а её подруга уехала с родителями отдыхать. Скучно было Ане. Прошёл месяц. Однажды Аня шла по городу и на автобусной остановке увидела, как из автобуса выходит её подруга». Как вы думаете, какое чувство испытывали Аня и её подруга? Выслушиваются ответы детей. Разыгрывается детьми эта сценка.
5. Подводится итог: показывается пиктограмма «радость».
6. Игра «Я радуюсь».
- Сейчас я вам раздам бумагу, карандаши. Вы должны нарисовать тот предмет, при виде которого вы обрадовались бы. Дети рисуют, потом показывают свои рисунки и рассказывают свою ситуацию.
7. Подведение итогов занятия.
Занятие 10. Тема: Что я чувствую? Радость.
Задачи:
- развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого (состояние радости и робости)
Материалы:
- пиктограмма «радость»;
- пиктограмма «робость»;
- бумага, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение о чувствах робости и радости:
- когда человек испытывает чувство робости? Изобразите это чувство;
- когда человек испытывает чувство радости? Изобразите это чувство.
4. Игра «Когда радуется мама».
- Расскажите каждый о том случае, когда вы заметили, что ваша мама радуется. Дети по очереди рассказывают об этих случаях.
5. Игра «Как радуются животные?»
- Ребята, а радуются ли животные? Кто видел, как они показывают радость? Выслушиваются ответы детей, кто-то может инсценировать мимикой, движениями, голосом и т.п.
6. Игра «Составляем ромашку: я радуюсь, когда…»
- Я вам сейчас раздам бумагу и карандаши. Вы на бумаге напишете, когда вы испытываете чувство радости (печатными буквами), из ваших листочков мы соберём ромашку (листочки разрезаны как лепестки ромашки). В середине – пиктограмма «радость».
7. Подведение итога игры.
8. Подведение итогов занятия.
Занятие 11. Тема: Страх.
Задачи:
- знакомство с чувством страха;
- изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.
Материалы:
- пиктограмма «страх»;
- фотографии детей, испытывающих страх.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение о чувствах, с которыми дети знакомились на прошлых занятиях, изображение их мимикой, голосом, движениями.
4. Этюд «Встреча с гусём».
- Я расскажу вам историю про Галю. «Однажды Галя гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и вдруг услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!» Галя обернулась и увидела большого … гуся.
- Как вы думаете, какое чувство испытывала девочка в это время? Выслушиваются ответы детей.
- А что Галя сделала дальше? Выслушиваются ответы детей.
5. Подведение итога этюда: показывается пиктограмма «страх», и дети дают характеристику этому чувству.
6. Беседа с детьми о том, кто и когда испытывали это чувство (показ фотографий).
7. Игра «Страшно котёнку».
- Ребята, испытывают ли чувство страха животные? Кто это видел? Выслушиваются ответы детей.
- Давайте составим рассказ о том, как страшно было котёнку. Составляется рассказ и инсценируется детьми.
8. Подведение итога игры.
9. Подведение итогов занятия.
Занятие 12. Тема: Страх.
Задачи:
- поиск путей преодоления страха;
- развитие эмпатии, умения сопереживать другим.
Материал:
- пиктограмма «страх»;
- книга Л.Мурр «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» с иллюстрациями;
- книга Н.Носова «Живая шляпа» с иллюстрациями;
- мягкая игрушка – большая собака.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение о чувстве, с которым дети познакомились на прошлом занятии.
4. Этюд «Ваза».
- Послушайте историю, которая называется «Ваза». «Маша стояла у раскрытого окна и смотрела, что происходит на улице. На столе рядом с окном стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, ваза упала и разбилась. Девочку охватило чувство…(дети должны догадаться) страха. И тут в комнату вошла мама.
- А теперь предположите, что произошло дальше. Выслушиваются ответы детей. С помощью вопросов и предположений вывести детей на то, что в таких ситуациях надо пожалеть других; инсценируется сценка, как дети могут пожалеть друг друга, можно и Машу.
5. Подведение итога этюда.
6. Игра «Преодолеваем страх».
- Сначала идёт работа по книгам, названным в материалах; ученики знакомятся с тем, как другие дети преодолевают страх.
- Выставляется мягкая игрушка – большая собака. Создана ситуация: каждый по очереди подходят к собаке и показывают, как они преодолевают страх.
7. Подведение итога игры.
8. Подведение итогов занятия.
Занятие 13. Тема: Что я чувствую? Удивление.
Задачи:
- знакомство с чувством удивления;
- закрепление мимических навыков.
Материалы:
- пиктограммы с изображением чувств робости, радости, страха, удивления;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Давайте все вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу «Добрый день!».
4. Повторение по пиктограммам о чувствах, с которыми дети уже знакомы: рассказывают и показывают.
5. Работа над проблемной ситуацией:
- Ребята, кто из вас бывал в зоопарке? Какое чувство вы чаще всего испытывали, когда впервые видели незнакомых животных? Выслушиваются ответы детей.
6. Подведение итога беседы: знакомство с пиктограммой «удивление».
7. Инсценирование текста, рассказанного учителем.
- Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовёт его , стоя у открытого окна: «Дима, пора домой, обед уже на столе». Дима попрощался с приятелями и пошёл домой. По дороге домой он увидел… и очень удивился (дети должны предположить, что мог увидеть Дима). Выбираются дети на роли мамы, Димы, мимикой и другими частями тела (руками и т.д.) изображается удивление.
8. Полилог о случаях, когда присутствует чувство удивления:
- дети рассказывают своему соседу о тех случаях, когда они кому-то или чему-то удивлялись.
9. Подведение итогов занятия.
Занятие 14. Тема: Что я чувствую? Самодовольство.
Задачи:
- знакомство с чувством самодовольства;
- попытаться разобраться в том, когда это чувство должно иметь место, а когда – нет.
Материалы:
- пиктограмма «самодовольство».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Приветствие и повторение об изученных чувствах.
4. Знакомство с чувством самодовольства.
- Ребята, посмотрите на рисунок (пиктограмма «самодовольство»). Как вы думаете, какое чувство здесь изображено? Когда на лице может появиться такое или очень похожее выражение? Выслушиваются ответы детей.
- Этот человек хочет с нами общаться или нет? Почему вы так решили? Как вы думаете, он хочет поиграть с кем-то со своей игрушкой или всем покажет и никому не даст? Выслушиваются ответы детей.
5. Подведение итогов беседы.
6. Сценка «Я хвастаюсь».
- Теперь по очереди мы будем хвастаться, кто чем захочет. Можно хвастаться тем, что у вас есть, можно что-то придумать.
- Когда и чем можно хвастаться? Нельзя хвастаться?
7. Подведение итога беседы.
8. Чтение учителем сказки: «Мышка – хвастунья».
8. Подведение итогов занятия.
Занятие 15. Тема: Что я чувствую? Злость.
Задачи:
- знакомство с чувством злости;
- приёмы борьбы с чувством злости.
Материалы:
- пиктограмма «злость»;
- бумага, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Создание проблемной ситуации и её разрешение.
- Ребята, вспомните случай из вашей жизни, когда кто-то без спроса взял вашу вещь.
- Какое чувство вы при этом испытывали?
- Попробуйте нарисовать сами пиктограмму «злость». После того, как дети нарисовали, нужно сравнить рисунки детей и показать свою пиктограмму, дать характеристику бровям, глазам, носу, губам и т.д.
4. Подведение итога.
5. Этюд «Дедушка злится».
- Послушайте следующую историю и подумайте, как можно избежать таких случаев и как выходить из таких ситуаций. «К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошёл гулять. Дедушка разозлился, потому что Петя ушёл за калитку без предупреждения. Вдруг с ним что-то случится?».
- Можно ли было сделать так, чтобы дедушка не злился? Как? Выслушиваются ответы детей.
6. Подведение итога этюда.
7. Рассказы детей.
- Ребята, вспомните случай, когда вы кого-то разозлили или рассердили.
- Как вы потом поступали? Выслушиваются ответы детей.
8. Подведение итога беседы.
9. Подведение итогов занятия.
Занятие 16. Тема: Что я чувствую? Стыд, вина.
Задачи:
- знакомство с чувством вины;
- знакомство с приёмами исправления вины.
Материалы:
- пиктограмма «вина»;
- рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Косточка».
- Как вы думаете, почему Ваня заплакал?
- Какое он испытывал чувства?
- Как вы думаете, что при этом происходило с его лицом?
4. Подведение итога по рассказу и ознакомление с пиктограммой «вина».
5. Рассказы детей.
- Ребята, а кому из когда-нибудь было стыдно? Почему?
- Как вы поступали, чтобы исправить случившееся? Выслушиваются ответы детей.
6. Подведение итога по рассказам, при этом больше внимания уделить тому, как можно выходить из таких ситуаций.
7. Подведение итогов занятия.
Занятие 17. Тема: Что я чувствую? Отвращение, брезгливость.
Задачи:
- знакомство с чувством отвращения.
Материалы:
- пиктограмма «отвращение»;
- листы бумаги (можно исписанные)
- мусорное ведро;
- пустая чашка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Этюд « Соленый чай».
- Ребята, послушайте одну историю. « Бабушка потеряла очки. Пришёл из школы её внук и попросил бабушку дать ему теплого чаю. Бабушка принесла чашку тёплого чая. Мальчик сделал глоток, … и выплюнул чай в раковину.
- Что с внуком случилось? Почему он выплюнул чай? Выслушиваются ответы детей.
4. Подведение итога по этюду и ознакомление с новым чувством: отвращением.
5. Характеристика пиктограммы «отвращение», дети пробуют изобразить это чувство.
6. Рассказы детей.
- Кто из испытывал подобное чувство? Когда? Как вы потом от него избавлялись7
- Попробуем создать такую ситуацию: вы все замечаете, что в наших домах грязно, много мусора. Возьмите листы бумаги, помните их, бросайте на пол. Представьте, что это происходит на улице, где грязно. Сейчас мы соберём эти листы бумаги. Покажите, что будет у вас на лице? Как вы будете держать руки, пальцы?
- Как вы думаете, а как убираются технички в школе, в вашем доме, подъезде? Дворники на улице? Выслушиваются ответы детей.
- Как мы им можем помочь? Выслушиваются ответы детей.
7. Подведение итога по рассказам.
8. Подведение итогов занятия.
Занятие 18. Тема: Закрепление знаний о чувствах.
Задачи:
- закрепление умений различать чувства.
Материалы:
- пиктограммы изученных чувств;
- разные карточки с изображениями детей, взрослых, животных.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение знаний об изученных чувствах.
- показываются по очереди пиктограммы и характеризуются детьми.
4. Игра «Азбука чувств».
- Ребята, перед вами лежат разные карточки (детей, взрослых, животных). Каждый из вас выберет одну из них и покажет нам, какое чувство испытывает герой на вашей карточке. Изобразите своего героя и закончите предложения: «Я мышка. Я боюсь, когда…Я радуюсь, когда…Я удивляюсь, когда…» и т.п.
5. Подведение итога игры.
6. Работа над потешкой.
- Учитель читает потешку с разными чувствами, а дети должны угадать, с каким чувством читал учитель:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
7. Подведение итогов занятия.
Занятие 19. Тема: Такие разные настроения.
Задачи:
- ознакомить детей с понятием «настроение»;
- ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.
Материалы:
- мягкая игрушка Чебурашка;
- три стакана с водой;
- блёстки;
- кусок глины;
- плакат «Три настроения»;
- текст про историю Чебурашки (начало).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Работа с текстом о Чебурашке (история Чебурашки, до встречи с крокодилом Геной).
- Учитель объясняет, что Чебурашка будет учиться справляться с трудностями вместе с ними.
4. Знакомство с разными настроениями:
- Когда Чебурашка чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время мысли у него ясные и «чистые», и настроение похоже на чистую воду (показывает стакан с чистой водой).
- Когда в его голову приходят отличные идеи, мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, то настроение бывает прекрасным, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блёстки и палочкой их размешивает)
- Когда его мысли грустны и неприятны, ему плохо или обидно. Тогда его настроение похоже на тёмную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).
5. Обсуждение:
- бывало ли у вас такое грустное настроение, как у Чебурашки? Когда?
- что вы чувствовали при этом?
- как вы выходили из грустного состояния?
- нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение?
- что же нужно делать, чтобы оно прошло?
6. Учим правило.
- учитель открывает детям «правило – секрет»: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроении, думай о хорошем.
- затем учитель приводит примеры мыслей (можно спросить у детей), которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске (можно принести готовые плакаты):
Такие мысли Такие мысли
мне мешают всегда помогут мне
Я плохой Я справлюсь
Я не умею У меня получится
Я не справился Я научусь
Меня обидели Всё будет хорошо
Я боюсь Я не буду бояться
7. Домашнее задание.
- дома последите за своим настроением, отметьте, каким оно чаще всего бывает;
- если настроение станет плохим, попытайтесь «исправить» его при помощи хороших мыслей;
- принести тетрадь в клетку и карточки, изображающие три настроения.
8. Все прощаются друг с другом.
Занятие 20. Тема: Такие разные настроения.
Задачи:
- дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;
- развивать способность детей к рефлексии.
Материалы:
- мягкая игрушка Чебурашка;
- карточки, изображающие три настроения («чистое», «блестящее», «тёмное»);
- аудиокассета с записью спокойной, грустной и весёлой музыки;
- бумага, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение.
- Обсуждается материал предыдущего занятия: О чём мы говорили на прошлом занятии? Какое настроение чаще всего бывало у вас дома? Что вы при этом чувствовали? Какие мысли у вас были?
- Учитель предлагает вспомнить, в каком настроении дети оставили Чебурашку на прошлом занятии и подумать над вопросом:
- Когда изменилось настроение у Чебурашки?
4. Учитель читает историю Чебурашки (продолжение, когда Чебурашка встретился с крокодилом Геной).
5. Подведение итога по тексту.
6. Музыкальная разминка.
- Звучат отрывки весёлой, грустной, спокойной музыки. Дети должны поднять карточку, которая соответствует настроению каждого отрывка.
7. Работа над рисунками.
- Учитель раздаёт детям бумагу и карандаши. Ученики должны нарисовать по выбору предметы, вызывающие у них разные виды настроения, потом каждый рассказывает о чём они думали, когда рисовали.
8. Подведение итога по рисункам.
На стене вывешиваются плакаты, на которых перечислены положительные и отрицательные мысли (см. на материал занятия 19).
9. Подведение итогов занятия.
10. Домашнее задание: последить за своим настроением; если будет плохое настроение, попробовать его изменить.
Занятие 21. Тема: Как справиться с плохим настроением?
Задачи:
- учить детей управлять своим настроением;
- учить детей искать выход из трудных ситуаций.
Материалы:
- мягкая игрушка Чебурашка;
- сломанная игрушка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Игра «Ищем выход из трудной ситуации».
- Опыт «Сломалась игрушка»: учитель показывает сломанную игрушку и спрашивает:
- Может ли игрушка сама по себе стать вновь целой? А если долго ждать? А если заплакать? А если закричать? А можно ли найти выход из этой ситуации? Выслушиваются ответы детей.
4. Подведение итога опыта: выход есть из любой ситуации.
5. Работа над текстом про Чебурашку.
- Представьте себе, что крокодил Гена утром уехал по делам. Чебурашка проснулся и увидел, что Гены нет. Какое настроение было у него в это время? Что надо делать Чебурашке, чтобы настроение изменить? Выслушиваются ответы детей.
6. Подведение итога по тексту: мы можем изменить своё отношение (свои мысли) к ситуациям и изменить своё настроение.
7. Упражнение для выхода из трудной ситуации.
- Дети делятся на группы по трое. Первый ученик произносит: «Даже если», второй – «Мне плохо», третий – «Я что-нибудь придумаю, но плакать и грустить не буду, это бесполезно».
8. Подведение итого упражнения.
9. Подведение итогов занятия.
10. Домашнее задание: если будет плохое настроение, то попробовать найти выход из этой ситуации.
Занятие 22. Тема: Как стать уверенным в себе?
Задачи:
- дать представление о связи между мыслями и поведением.
Материалы:
- баночки с надписями: «Я справился», «Я не справился»;
- фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Проверка домашнего задания: как дети справлялись с плохим настроением.
4. Упражнение.
- Учитель подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: «Я сильный!». На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами «Я слабый». Попросите детей о том, чтобы они произносили слова с соответствующей интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему. Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.
5. Подведение итога упражнения.
6. Игра «Я справлюсь».
- учитель предлагает детям различные ситуации: тебя дразнят; у тебя отобрали любимую игрушку; тебе не разрешают смотреть телевизор; твой друг на тебя обиделся; ты поссорился с братом или с сестрой и т.п. Тот, кто считает, что справится с данной ситуацией, кладёт фишку в банку «Я справился», а тот, кто считает, что не справится – в банку «Я не справился». Далее идёт обсуждение: ребята рассказывают, как будут себя вести в этих ситуациях. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то фишка остаётся в банке, а если нет – предлагаются другие варианты выхода из ситуаций.
7. Подведение итога игры.
8. Подведение итогов занятия.
9. Домашнее задание: постараться справиться с любой ситуацией.
Занятие 23. Тема: Как стать уверенным в себе?
Задачи:
- закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками;
- учить детей способам саморегуляции.
Материалы:
- мягкая игрушка Чебурашка;
-баночки с надписями «Я справился», «Я не справился»;
- бумага и карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение.
- Учитель спрашивает о том, насколько успешно им удаётся справляться с трудными ситуациями, и задаёт им следующие вопросы: Кто уже положил хотя бы одну фишку в баночку с надписью «Я справился»? Как это было? А кто дома не справился с трудной ситуацией? Какая эта была ситуация? Кто хочет, чтобы мы ему помогли? Выслушиваются ответы детей.
4. Игра – упражнение «Мусорное ведро».
- Дети пишут на листах бумаги: «Мне плохо» столько раз, сколько они смогут и захотят. Затем читают вслух и обсуждают: Какие это мысли? Нужны ли они нам? Помогают ли эти мысли нам жить? Зачем же их читать? Зачем же их хранить?
- Учитель просит скомкать листочки, порвать их со словами «Эти мысли мешают мне, они мне не нужны!» и выбросить в мусорное ведро.
5. Подведение итога упражнения.
6. Повторение трудной ситуации, в которой оказался в начале своей истории Чебурашка.
- Кто помог Чебурашке справиться с трудной ситуацией? Может ли кто-то другой помочь нам быть уверенней в себе? Кто это может быть? Выслушиваются варианты ответов.
7. Подведение итогов занятия. 8. Домашнее задание: если вы сами не можете справиться с ситуацией, то попросите помочь кому-то из взрослых.
Занятие 24. Тема: Как делать выбор?
Задачи:
- ознакомить детей с понятием «выбор»;
- осознание понятия «доброта».
Материалы:
- мягкая игрушка Чебурашка;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение.
- Учитель с помощью вопросов подводит детей к тому, что хорошие мысли ведут к доброте: Кто из вас пытался исправить своё плохое настроение? Как вам это удавалось? Кто вам помогал? Как называют того человека, который помогает другим в трудную ситуацию? А кто из вас помог другому выбраться из трудной ситуации? Кто из вас добрый? Что такое «доброта»?
4. Подведение итога о доброте.
5. Создание проблемной ситуации.
- Чебурашка и крокодил Гена шли по улице. Вдруг они увидели, что на улице стоит маленький мальчик и плачет.
- Что сделали бы Чебурашка и его друг? Выслушиваются ответы детей. Почему они так поступили бы? Как поступили бы вы? Почему?
- Выбирайте для себя: беречь игрушки не беречь игрушки
не дёргать собаку за хвост дёргать собаку за хвост
выполнять домашнее задание не выполнять домашнее задание
не обижать других обижать других
- Почему вы выбираете это? Выслушиваются ответы детей.
6. Подведение итога по «выбору»: запомним правило: «Выбирая, думай, что будет потом».
7. Подведение итогов занятия.
Занятие 25. Тема: Как делать выбор?
Задачи:
- закрепить знания о правилах осуществления выбора;
- учить детей анализировать свои поступки.
Материалы:
- атрибуты для игры в магазин (книги, игрушки, сладости и т.п.);
- три коробки: большая, средняя, маленькая.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение.
- Приходилось ли вам за эти дни делать выбор хоть один раз?
- Как сделать правильный выбор (правило)?
- А что получим, сделав выбор?
4. Ролевая игра «Магазин».
- В процессе игры дети выбирают книги, игрушки, сладости и объясняют свой выбор.
5. Подведение итога игры.
6. Упражнение «Рисуем картинки в уме»
- Перед детьми стоят три коробки: большая – это наши желания, средняя – это ваш выбор, маленькая – то, что мы получаем в результате выбора.
- Учитель предлагает детям определить, из какой коробки взяты эти утверждения, и объяснить своё решение: хочу в кино; съел много мороженого; не пошёл в кино из-за домашних работ; получил «двойку», заболело горло.
7. Подведение итога упражнения.
8. Подведение итогов занятия.
9.Домашнее задание:
- Попробуйте в какой-нибудь ситуации сделать правильный выбор, потом посоветуйтесь со взрослыми; когда делаете выбор, пользуйтесь правилом выбора.
Занятие 26. Тема: Как делать выбор?
Задачи:
- ознакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение: дети рассказывают о том, как и когда им пришлось сделать выбор.
4. Создание проблемной ситуации.
- «Один раз мальчик Коля (имя, которого в классе нет) лежал у камина и грелся. Мама спросила у него, сделал ли он уроки. Коля подумал, что он сначала положить дрова в камин, потом возьмётся за уроки. Вдруг он услышал голос брата. Коля решил, что брату скучно и пошёл немного поиграть с ним. Через некоторое время он сел за уроки. Но решил поточить запасной карандаш, хотя у него был наточенный карандаш. Потом мама сказала, что уже поздно и пора спать. Коля так и не сделал уроки».
5. Обсуждение рассказа.
- Что выбрал Коля вместо уроков? Сколько раз он выбирал вместо уроков что-то другое? Что было для него важнее: уроки или дрова; уроки или игра с братом; уроки или карандаш? Что такое выбор? Что произойдёт в школе? Пожалеет ли Коля о своём выборе? О чём ему нужно было подумать, чтобы сделать правильный выбор? Получит ли он замечание от учителя? На каждый вопрос выслушиваются ответы детей и обсуждаются разные варианты ответов.
6. Подведение итога обсуждения. (учитель должен подвести детей к пониманию того, что, выбирая между делами, надо, прежде всего, подумать о том, что будет потом)
7. Игра – упражнение «Догадайся о выборе, если…»
- Учитель предлагает варианты возможных последствий тех или иных действий ребёнка:
- родители довольны;
- друг поблагодарил;
- учитель огорчился.
Затем он напоминает схему: ситуация – выбор – последствия выбора и просит их придумать историю, в которой определённый выбор ребёнка привёл бы к перечисленным выше событиям.
8. Подведение итога игры.
9. Подведение итогов занятия.
10. Домашнее задание: запомнить ситуации, в которых им удавалось сделать правильный выбор.
Занятие 27. Тема: Как добиваться успеха?
Задачи: дать представление о понятии «успех».
Материалы: плакат «Звезда удачи (успеха)»; макет звезды, состоящей из двух половинок.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение домашнего задания: дети рассказывают о тех ситуациях, когда их выбор был правильным.
4. Упражнение « Я смогу!».
Одной рукой дети гладят голову, а другой - круговыми движениями - свой живот, повторяя про себя: «Я смогу!».После выполнения упражнения учитель задаёт вопросы:
- всем ли было легко выполнять это упражнение?
- достаточно ли только верить и говорить себе: «Я смогу!»?
- что ещё нужно?
5. Подведение итога упражнения: чтобы добиться чего-то, нужно верить в успех, но не только… надо ещё и добиваться этого добрыми делами, усилиями и тренировкой.
6. Работа с плакатом и макетом.
Учитель показывает плакат «Звезда удачи» и макет звезды (звезда – когда что-то не удаётся, то нам кажется что это уже никогда не получится, что успех (удача) далеко – далеко от нас, как звезда), состоящей из двух половинок, на одной написано – «Мысли», а на второй – «Дела». При их соединении получается слово «Успех». Стоит поверить и начать добиваться цели, то всё получается.
7. Ролевая игра.
Ситуация «Знакомство». О чём нужно подумать и что сделать, чтобы познакомиться с кем-то? Какие мысли нужны и какие действия? (Мысли – «Я хочу познакомиться с ним», действия – подойти, улыбнуться, сказать то, что хотел). Дети пробуют выполнять эти действия.
8. Подведение итога игры.
9. Подведение итогов занятия.
10. Домашнее задание: нарисуйте свою «Звезду удачи».
Занятие 28. Тема: Как добиваться успеха?
Задачи:
- закрепить представление о составляющих успеха;
- учить применять полученные знания.
Материалы:
- макет «Звезда удачи (успеха)»;
- аудиокассета с записью музыки для релаксации.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение.
Дети рассказывают о том, как им удавалось добиться успеха в чём-либо, и показывают свои «Звёзды удачи (успеха)».
4. Ролевая игра.
Ситуация «Подари подарок другу (подруге)». Дети должны придумать, что подарить другу и решить, о чём нужно подумать и что сделать, чтобы подарить свой подарок. Ребята разыгрывают ситуацию по желанию, после чего можно задавать вопросы: Было ли это просто? Что проще: продумать, как действовать, или выполнить действие?
5. Подведение итога игры.
6. Упражнение «Рисуем картинки в уме».
Звучит музыка, детям даётся задание: нарисуйте своё желание, потом – действия, чтобы это желание исполнилось. Мысленно порадуйтесь:
- я думал об этом;
- я сделал это!;
- я заслужил успех!
- Откройте глаза и скажите вслух: «Я смогу сделать то, что мне надо сделать!»
7. Подведение итога упражнения.
8. Подведение итогов занятия.
9. Домашнее задание: поставить перед собой задачу и постараться добиться успеха с помощью «Звезды удачи».
Занятие 29. Тема: Трудное слово «нет!».
Задачи:
- учить детей говорить «нет!» в нужных ситуациях;
- помочь детям осознать ответственность за свой выбор.
Материалы: плакат со словом «нет!»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение.
Дети рассказывают о тех делах, в которых им удалось добиться успеха.
4. Упражнение «Учимся говорить «нет!».
Сначала с детьми обсуждается вопрос: что значит слово «нет», когда они говорили это слово, когда можно его говорить, когда – не надо, а когда – необходимо? Выслушиваются ответы детей.
Потом учитель задаёт вопросы, на которые детям легко ответить «нет!»:
- вам хотелось бы спать в ледяной пещере?
- вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и никуда не выходить?
- вам нравиться кушать пересоленную пищу? И т.д.
Далее учитель задаёт вопросы, на которые бывает трудно сказать «нет!»:
- вы обижали кого-то?
- вы говорили кому-то когда-нибудь неправду?
- вам легко отказаться от мороженого, даже если у вас болит горло? И т.д.
5. Обсуждение ситуации с мороженым, когда болит горло.
-Почему вам трудно сказать «нет!», когда вам предлагают мороженое, даже если у вас болит горло? Что может произойти, если не сказать «нет!»?- Поможет ли вам тренировка сделать выбор и сказать «нет!», когда это необходимо? Выслушиваются ответы детей
6. Подведение итога упражнения.
7. Подведение итогов занятия.
8. Домашнее задание: учиться говорить «нет!», когда это трудно, но необходимо.
Занятие 30. Тема: Трудное слово «нет!».
Задачи: закрепить знания о том, как говорить «нет!», когда это необходимо.
Материалы:
- плакат со словом «нет!»;
- аудиокассета со спокойной музыкой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение.
Дети рассказывают о тех ситуациях, когда надо было сказать «нет!», и как они с этим справились.
4. Упражнение – тренинг.
Учитель создаёт ситуацию: представьте, что кто-то пытается заставить вас сделать что-то неприятное, опасное, просто плохое (например, поиграть со спичками). Какие «тёмные» мысли могут прийти вам на ум? (Если я скажу «нет!», со мной не будут дружить; если я откажусь, то они станут дразнить меня; а вдруг я останусь один, если скажу «нет!»?). Выслушиваются ответы детей, особенно те, которые, может быть, в таких ситуациях уже были.
Далее учитель даёт варианты «чистых» мыслей, которые помогли бы детям выйти из таких ситуаций «победителями»:
- Это мой выбор! Я смогу победить свой страх! Это нужно сказать, и я сделаю это! Я не испугаюсь!
5. Упражнение.
Включается музыка, детям предлагается сесть, расслабиться и вспомнить тот момент, когда надо было сказать «нет!», но они не смогли сказать и сделали что-то плохое. Даётся время на переживание того момента.
- А теперь откройте глаза и скажите вслух: «Я смогу сказать «нет!», когда это нужно!»
6. Подведение итогов занятия.
7. Домашнее задание: учиться говорить «нет»», кода это необходимо.
Занятие 31. Тема: Чем мы отличаемся друг от друга?
Задачи:
- дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из низ;
- диагностика самооценки.
Материалы:
- мягкая игрушка Чебурашка и мягкая игрушка Волк;
- бумага и карандаши;
- бланки для диагностики самооценки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Игра – разминка.
Учитель предлагает детям нарисовать предмет, который вызывает в каждом из них чувство радости. После выполнения задания дети рассматривают все рисунки, а учитель задаёт вопрос:
- Почему все рисунки разные?
4. Подведение итога игры: мы все разные.
5. Обсуждение двух игрушечных героев: Чебурашки и Волка.
- Одинаковы ли эти герои? Чем они разные? Выслушиваются все ответы детей, потом обобщаются ответы: по внешнему виду, по поведению, по характеру и т.д.
- А чем вы друг от друга отличаетесь? Выслушиваются ответы детей.
6. Подведение итога обсуждения: все друг от друга отличаемся, и все неповторимы – другого как я человека нет.
7. Диагностика самооценки «Самый – самый».
Учитель предлагает детям бланки, на которых нарисованы лесенки (по 10 ступенек в каждой):
- самый злой – самый добрый;
- самый грустный – самый весёлый;
- самый трусливый – самый смелый;
- самый глупый – самый умный.
Образец бланка для диагностики самооценки
Самый добрый
Самый злой____
Учитель просит детей оценить себя по этим качествам и поставить букву «Я» на то место, которое соответствует их самооценке.
8. Подведение итога по диагностике.
9. Домашнее задание: предложить детям попросить родителей, чтобы они оценили своих детей таким же способом (можно эти листы раздать домой).
Занятие 32. Тема: Чем мы отличаемся друг от друга?
Задачи:
- развивать положительную самооценку;
- вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: коробка с разноцветными камешками.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3.Повторение.
Учитель просит желающих рассказать о том, как их оценили родители. Затем он задаёт детям вопросы:
- Как вы считаете, остаётесь ли вы для своих родителей самыми любимыми, лучшими и единственными даже после ваших шалостей? А для учителей А для друзей?
- Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других?
4. Упражнение «Подари камешек».
Учитель предлагает детям взять из коробки по одному разноцветному камешку и подарить его тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я подарю тебе камешек, потому что самый…». Тем детям, которому никто не подарил, камешек дарит учитель, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребёнка, которому он делает подарок.
5. Подведение итога упражнения.
6. Упражнение «Мостик дружбы».
Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища, головами, ладошками и т.п.). Затем он просит построить мостик втроём, вчетвером и т.д. до тех пор, пока все не возьмутся за руки, не составиться круг, в конце все поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».
7. Подведение итогов занятия.
8. Домашнее задание: придумать с родителями необыкновенные мостики, можно их нарисовать.
Занятие 33. Тема: Учимся говорить себе «стоп».
Задачи:
- дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях;
- ввести понятие «тайм – аут».
Материалы:
- сценарий для проблемной ситуации;
- мягкие игрушки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики
3. Повторение: дети показывают свои «Мостики дружбы».
4. Создание проблемной ситуации:
- А ссоритесь ли со своими друзьями, родными? В чём причина ваших ссор?
- Представим картину: на песочнице играли два мальчика, один из них взял игрушку другого…Что же было дальше? Выслушиваются ответы детей. А как вы выходили из таких ситуаций? Кто слышал слово «тайм – аут»? Что это значит? Где, кто и когда пользуется этим словом? Можем ли мы им пользоваться? В ситуации с мальчиками это было нужно или нет? Выслушиваются ответы детей.
5. Подведение итога проблемной ситуации (тайм–аут нужен, чтобы успокоиться, подумать и принять правильное решение).
6. Разыгрывание ситуации.
Учитель предлагает детям, используя мягкие игрушки, разыграть ситуацию, придумав для неё окончание: Мишка сделал крышу из капустного листа, а Зайка не знал, что это крыша Мишки, и съел. Проснулся Мишка, а Зайка крышу доедает … Выслушиваются ответы детей.
7. Подведение итога ситуации: что мы учились делать? Трудно ли это? Нужно ли этому учиться?
8. Подведение итогов занятия.
9. Домашнее задание: потренироваться вовремя останавливаться в сложных ситуациях, брать тайм-аут.
Занятие 34. Тема: Учимся говорить себе «стоп».
Задачи:
- тренировка умения останавливаться, регулировать своё агрессивное поведение, т.е. брать тайм-аут;
- развитие коммуникативных навыков.
Материалы:
- сценарий для проблемной ситуации;
- мягкие игрушки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики
3. Повторение: учитель спрашивает у детей, были ли у них ситуации, когда им удавалось справиться с ситуацией при помощи тайм-аута? Выслушиваются ответы детей.
4. Разыгрывание ситуаций.
Учитель предлагает детям, используя мягкие игрушки, разыграть ситуацию, придумав для неё окончание: Подарил Ёжик Лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала их, а там сидела пчела, она ужалила Лисичку в нос …Выслушиваются ответы детей.
Слонёнок решил помочь Белочке полить огород, но не заметил, что под листьями спит Ёжик, и облил его водой, а Ёжик … Выслушиваются ответы детей.
(можно предложить ситуации из реальной жизни детей)
5. Подведение итога ситуаций: важно дать возможность детям обыграть ситуации и понять, для чего нужно брать тайм-аут, как важно останавливаться, чтобы успокоиться, подумать, не обидеть друзей.
6. Обсуждение ситуаций:
- Что мы учились делать?
- Трудно ли это? Нужно ли этому учиться?
7. Подведение итогов занятия.
8. Домашнее задание: в сложных ситуациях вспомнить про тайм-аут, потренироваться вовремя брать тайм-аут.
Занятие 35. Тема: Как победить свой страх?
Задачи: предупреждение и коррекция страхов.
Материалы: бумага и цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Повторение.
Дети рассказывают про ситуации, в которых они смогли вовремя остановить себя, подумать и поступать по-другому.
4. Рисуем свой страх.
Учитель задаёт детям вопросы: Что такое страх? Нужен ли страх? Чего или кого вы боитесь? Потом предлагает нарисовать свой страх. Затем все рисунки вывешиваются на доску, и все дети рассказывают про свой страх.
5. Подведение итога по рисункам.
6. Работа с рисунками.
Учитель предлагает детям нарисовать рядом со своим страхом себя (как можно крупнее), а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя. Если кому-то жаль зачёркивать свой рисунок, можно предложить назвать рисунок по-другому, например, «Чего или кого я уже не боюсь».
7. Подведение итога по рисункам.
8. Игра «Найди способ выйти из круга».
Все дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребёнок стоит внутри круга и должен постараться любым способом выйти из него.
9. Подведение итогов занятия.
10. Домашняя работа: применять приёмы с рисунками в ситуациях, когда вы испытываете в чём-то страх.
Занятие 36. Тема: Подведение итогов.
Задачи:
- обобщить и закрепить полученные знания и навыки;
- вручение сертификатов «Я умею владеть собой».
Материалы:
- мягкая игрушка Чебурашка;
- плакаты по всем темам;
- сертификаты «Я умею владеть собой»;
- аудиокассета с записью танцевальной музыки: «Если весело живётся, делай так …».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В гимнастическом зале (в нашей школе два таких зала) на полу лежит палас. Учитель вместе с учениками приходит в этот зал. Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нём – обручи поменьше (по одному на каждого ребёнка).
2. Подготовка к занятию.
- ученики вместе с учителем приходят в зал;
- занимают свои домики.
3. Эмоциональный настрой «Подарим улыбку друг другу».
Ребятам предлагается сказать добрые слова Чебурашке и друг другу о занятиях.
4. Повторение.
Вспомнить все темы и попросить рассказать о том, что изменилось к лучшему после этих занятий, что стало хорошо получаться, чему ещё нужно учиться.
5. Награждение.
Чебурашка вместе с учителем награждают ребят сертификатами «Я умею владеть собой», давая каждому напутствия, высказывая пожелания. (сертификаты готовятся заранее, в них можно написать общие или индивидуальные пожелания детям, перечислить основные приёмы саморегуляции)
6. Завершение.
Под музыку «Если весело живётся, делай так …» дети танцуют.
7. Все прощаются с Чебурашкой и друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Адаптация будущих первоклассников.
Данная программа поможет учителям начальных классов спланировать работу с будущими первоклассниками, организовав постепенный переход из детского сада в школу....
программа Адаптации первоклассника к школьной жизни
Адаптации первоклассника к школьной жизни...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Программа "Адаптация обучающихся на разных ступенях обучения"
Данной программой можно воспользоваться классным руководителям первого, пятого, десятого классов при переходе на следующую ступень обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...