Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в первом классе
учебно-методический материал (1 класс)
Анализ работы педагога-психолга в первом классе коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_pervom_klasse.docx | 52.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Психологическое сопровождение детей в МБСОУ «Лучик» включает следующие направления деятельности: диагностику, развитие и коррекцию, обучение, тренинги, профилактику, просвещение и консультирование.
1Г класс
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение и должны быть направлены усилия педагогов в первом классе.
Метапредметные УУД первоклассников исследовались с помощью диагностического комплекса «Готовность к школе» Ясюковой Л.А.
Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков. Первый блок предназначен для группового тестирования. В него входят гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная координация), тест Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособностиа, также проективные рисуночные тесты «Рисунок семьи»? Кактус» и «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера и т. п.). Групповое тестирование не должно проводиться в игровой форме. Необходимо создать обстановку, характерную для обычного урока. Это позволит выяснить готовность детей к восприятию объяснений педагога и способность самостоятельно работать по общей инструкции
Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель - выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие и личностные особенности ребенка (тест Тэммпл-Дорки-Амен - сфера и уровень тревожности; цветовой тест Люшера - энергетическая обеспеченность и эмоциональные установки по отношению к школе).
Память
В результате диагностики было выявлено, что зрительная память на уровне нормы у всех первоклассников. Объем слуховой памяти значительно ниже зрительной.
Низкий уровень развития слухоречевой памяти у следующих учеников:
55555555555
Низкий уровень зрительной памяти у 3333333
Если ребенок запоминает меньше 3 слов (1-2 зоны) (3333333.) и при этом развитие его зрительной памяти не превышает среднего уровня, он будет не сразу понимать объяснения учителя или обращенные к нему вопросы, если каждую фразу ему не повторят 2-3 раза. Особые сложности ребенок будет испытывать при восприятии нового материала. Низкий уровень развития кратковременной речевой памяти обусловлен следующими причинами:
- Фукциональными нарушениями в работе мозга (ММД)
- Слабым речевым развитием, небольшим словарным запасом, связанными с низким уровнем общей культуры и социально-педагогической запущенностью
- Абсолютным доминированием кинестетической или визуальной репрезентивных систем
- Высоким уровнем личностной тревожности
- Сочетанием общей инфантильности ребенка с высокой беспечностью
- Возможно одновременное сочетание нескольких причин
Если у ребенка ослаблена кратковременная речевая память (3333333333333н) не рекомендуется заниматься с ним, используя традиционные формы тренировки памяти: заучивание стихов, придумывание ассоциативных цепочек. Ни к какому улучшению речевой памяти не приведет и общая развивающая работа с другими видами памяти (по типу и модальности). Необходимо работать с причиной и заниматься тем, что дает максимальный развивающий результат.
В любом случае с такими детьми полезно заниматься развитием произвольной речи и обогащением словарного запаса. Активизация речи расширяет возможности всех связанных с ней психических процессов: памяти, восприятия, мышления. Детям с ослабленной памятью рекомендуется предварительно рассказывать содержание уроков. С этим могут справиться родители. Если материал частично знаком ребенку, включается процесс узнавания, который компенсирует недостатки памяти и облегчает понимание.
Если по тесту Тулуз-Пьерона можно предположить, что плохая память обусловлена наличием ММД, необходима консультация невропатолога и соответствующее лечение.
При социально-педагогической запущенности (333333333333333) детям с ослабленной памятью необходимо большее внимание со стороны взрослых. Им надо объяснять значение слов, их необходимо правильно учить и строить предложения. Таким детям рекомендуется заниматься с логопедом
Визуалов и кинестетиков (333333333333333) особенно важно проговаривать все, что видят и делают
Для улучшения памяти высоко тревожных детей (33333333333333) важно оптимизировать процесс адаптации к школе. Если адаптация пройдет благополучно, и ребенок будет получать подтверждения собственной успешности, нервная зажатость, оказывающая депрессирующее влияние на память, пройдет, и объем памяти восстановится до уровня нормы.
Если память функционирует не в полную силу из-за несформированности учебной мотивации, беспечности, инфантилизма, доминирования игровых установок ( Почти у всех детей) Ни в коем случае нельзя ограничивать игры ребенка и в жесткой форме заставлять его учиться. Таким образом можно сформировать только отрицательную установку к школе. Методичный доброжелательный контроль и помощь родителей обязательны, так как инфантильный ребенок работает только под настроение и ожидать большего от него нереально.
Если ребенок воспроизводит слова без искажений и объем его памяти соответствует (3-5) уровню, это еще не означает, что повода для беспокойства нет (дети с высоким уровнем развития памяти и РДА). (33333333333333) До 10-12 лет память и мышление развиваются относительно независимо. Память как более «древний» и поэтому «сильный» процесс более интенсивно развивается с самого рождения. Мышление формируется позже, и часто его развитие тормозится в том случае, если память сильна у ребенка просто не возникает потребность в какой-либо обработке информации, так как и без этого он может легко запомнить и дословно воспроизвести значительный по объему материал. Трудности их ожидают в средней школе, когда от детей начинают требовать умения думать и понимать, делать то, чему они не научились. Если мышление и память «не объединяются» в начальной школе, то потом этот процесс протекает гораздо труднее. При отсутствии такого объединения даже сильная память остается примитивной и функционирует на ассоциативном уровне: информация запоминается подряд, буквально, без осмысления. Только связь с мышлением позволяет памяти подняться на новый уровень за счет подключения смысловой обработки и структуирования запоминаемого материала. Метод простой: не давать ребенку буквально пересказывать материал. Обучать ребенка формулировать основной смысл целого отрывка одним предложением, передавать смысл предложения, заменяя при этом все слова. Приучать его сначала осмысливать, а уже потом запоминать материал: если ребенок изначально настроен на запоминание, старается заучить информацию, то мышление остается невостребованным.
Внимание
Для обработки и интерпритации результатов рекомендуется использовать методическое руководство Л. А. Ясюковой «Оптимизация обучения и развития детей с ММД»
Процент детей с явными нарушениями внимания (333333333333ва) очень высок (58,3 %- нарушение скорости внимания и 50%- нарушение точности. Показатель точности выполнения теста (внимательность) имеет принципиальное значение для диагностики функциональных отклонений в деятельности мозга (ММД). Если расчетное значение этого показателя попадает в зону патологии (или находится на границе с зоной слабого уровня выраженности), то вероятность наличия ММД исключительно высока. Если в течение года повышенные нагрузки сохраняются, то начинается обратный процесс: работа мозга дезорганизуется, нарушается внимание, снижается работоспособность, становится невозможной саморегуляция деятельности.
Тест Тулуз-Пьерона позволяет выявить и медлительных детей (33333333,) Достаточно часто встречаются дети, которые работают с высокой точностью (зоны IV-V), но очень медленно (скорость в зоне II). В этих случаях необходимо выяснить, с чем связана медлительность, как она может осложнять процесс обучения, что следует предпринимать для профилактики. На речевые тесты эти дети отвечает быстро, то можно сказать, что медлительность имеет ограниченный характер и не распространяется на сферу речевого взаимодействия. Следовательно, они будет нормально воспринимать на слух объяснения учителя в процессе урока. А осложнения у него могут появиться только при выполнении письменных работ: либо он не будет успевать, либо будет низким качество работы.
Вернемся к анализу медлительности и выделим еще один тип медлительных детей. (33333333333) Если в индивидуальной беседе ребенок с трудом понимает, что надо делать, а ответы свидетельствуют о том, что его мышление развито слабо, то общая двигательная медлительность имеет интеллектуальный, а не моторный характер. В этом случае проблем в обучении можно избежать, только развивая мышление
Медлительность в деятельности может быть вызвана и повышенной тревожностью ребенка, его неуверенностью в себе,( 33333333333333.) Об этом могут свидетельствовать высокие значения тревожности по тесту Тэмпл-Дорки-Амен и характерный рисунок дерева. Тревожные дети склонны к излишним самопроверкам. Особо медленно они действуют в новых условиях и когда что-то приходится выполнять впервые. Если навыки отработаны, эти дети могут действовать быстро.
Эмоциональная поддержка окружающих и успехи в деятельности, способствующие снижению тревожности, приводят и к нормализации скоростных показателей у этих детей.
Во всех случаях, когда приходится иметь дело с медлительностью, ни в коем случае нельзя действовать «напрямую»: подгонять детей, заставлять их работать быстрее, тренировать на выполнение действий в более быстром темпе.
Если ребенок научится быстро читать и считать, то и все письменные работы он будет выполнять значительно быстрее даже без специальной моторной тренировки. И, конечно, особое значение имеет формирование понятийного мышления, которое разрывает прямую связь скорости деятельности с природными характеристиками и дает человеку совершенно новые возможности.
Мышление
Основу диагностической системы Ясюковой составляют тесты, позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.
Уровень интеллектуального развития 1 Б класса за 2018-2019 уч. год
Высокий уровень- 0;
Выше среднего- 0 уч;
Средний уровень- 3 уч. (3333333333333)
Ниже среднего- 3 уч; (333333333333333333333)
Низкий уровень- 7 уч. (33333333333333333333333333
Зона 1 - Уровень патологии. (3333333333333333333333333333) Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания. Абсолютно необходимы медицинское обследование, консультации врачей и дефектологов прежде, чем давать какие-либо психологические рекомендации по оптимизации процесса развития ребенка.
Зона II - Слабый уровень, или субнорма. (33333333333333333333333 ) Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку. Если абсолютное большинство рассматриваемых показателей не превышает данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет.
Зона III - Средний уровень, или норма. (33333333333333333333333333333.) Минимально необходимый для детей, поступающих в школу, и достаточный для начала обучения по общеобразовательной программе. Если абсолютное большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности ребенка к школе. Однако этот вывод не освобождает родителей от текущего контроля за обучением и от необходимости оказывать детям помощь. Если ребенок будет предоставлен сам себе («ты уже большой, ты - школьник»), то через какое-то время он может оказаться в числе неуспевающих.
Личностные особенности
Для изучения адаптационных резервов первоклассников был использован тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен . цветовой тест Люшера, проективные рисунки «Дерево», «Кактус» По результатам обследования в группу с высокой тревожностью, при которой недопустимы резкость, авторитарные методы общения и необходимы поддержка, внимательное отношение, помощь – вошли 30.7 % детей.
Переутомление, низкая рабочая энергетика, согласно тесту Люшера, отмечены у 36.6 % учащихся.
Преобладание отрицательных эмоциональных состояний показали 18,1% .
- Эмоц возбудимые- 6уч. (33333333333333333333333333333333333333)
- Эмоц затормож - 3 уч. (3333333333333333333333333333333)
- Агрессивность 1уч. (333333333333333333333333.)
- Защитная агрессивность- 8уч. ( 33333333333333333333333333333333333333333н )
- Преобладание отриц. эмоций 3уч. (33333333333333333333333333333333333333)
- Компенсируемое состояние усталости- 2 уч (3333333333333333333333333333.)
- Хронич переутомление 1уч. (33333333333333333333333333333.)
- Состояние перевозбуждения 2 уч ( 333333333333333333333333333)
- Тревожность- 4уч. (3333333333333333333333333
- Дети с РДА 1уч. (333333333333333333333333.)
Факторами школьной дезадаптации могут выступать как индивидуальные особенности ребенка (дисгармоничность и слабость интеллектуального развития, легкие нарушения функционирования мозга, повышенные тревожность и эмоциональная реактивность), так и неблагоприятная социальная ситуация (обстановка в семье или в школе). Начальную стадию дезадаптации можно диагностировать по сдвигам в физиологических и эмоциональных состояниях ребенка, оказание соответствующей помощи может предупредить ее развитие.
Вывод: больше половины учащихся первого класса к обучению в школе не готовы. У большинства детей слабо развито понятийное мышление, умение выделять главное, работать по правилу, низкий уровень слухоречевой памяти, трудности сосредоточения и концентрации внимания. У всех детей отмечаются нарушения в эмоционально волевой сфере, отсутствие учебной мотивации.
По результатам обследования ребят, проводились консультации для родителей и педагогов, выступления на родительском собрании. В первом классе в рамках внеурочной деятельности 2 раза в неделю проводились коррекционные занятия на развитие эмоциональной сферы по программе Свистуновой Е.В «Комплексная психотерапия искусством» (сказкотерапия, изотерапия, игротерапия), проводились индивидуальные занятия по развитию познавательной сферы по авторской программе Мищенковой Л.В.. «36 занятий для будущих отличников»,
Динамика интеллектуального развития детей 1-го класса МБСОУ «Лучик»
за 2019 / 2020 уч. год.
( Классный руководитель –5555555555555555555)
Динамика интеллектуального развития детей за 2019/2020уч. год
( Классный руководитель – 555555555555555)
Список уча-ся | 2019-2020 уч год | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год | |||||||||
сентябрь | декабрь | май | сентябрь | декабрь | май | сентябрь | декабрь | май | ||||
1. | 3333333333. | 1,5 | 1,5 | --- | ||||||||
2. | 33333333333 | 2,9 | 2,9 | 3,3 | ||||||||
3. | 333333333333 | 1,3 | 1,3 | 1,8 | ||||||||
4. | 33333333333 | 1,5 | 1,5 | 0,9 | ||||||||
5. | 33333333333 | 2,8 | 2,8 | 2,3 | ||||||||
6. | 33333333333 | 0,9 | 0,9 | 1,3 | ||||||||
7. | 3333333333. | 2,0 | 2,0 | 2,3 | ||||||||
8. | 33333333333 | 0,8 | 0,8 | 1,1 | ||||||||
9. | 333333333333 | 1,3 | 1,3 | 1,0 | ||||||||
10. | 33333333333 | 2,5 | 2,5 | 2,6 | ||||||||
11. | 33333333333 | 0 | 0 | 0,5 | ||||||||
12. | 33333333333 | 2,3 | 2,3 | 2,5 | ||||||||
13. | 3,5 | 3,5 | 3,8 | |||||||||
Среднее значение | 1,7 | 1,7 | 1,9 |
Результаты диагностики:
За первый год обучения положительная динамика отмечается у пяти учеников (3333333333333333333
Уровень интеллектуального развития на низком уровне у 6 учеников: 3333333333333333333333333333
Отрицательная динамика:
33333333333 – невнимательность, отвлекаемость, медлительность. Отсутствие домашней поддержки;
333333333333333 высокий уровень тревожности, состояние компенсируемой усталости;
33333333333333333 трудности формирование учебной деятельности, правил поведения
Особенности эмоциональной сферы
Класс: 1
Классный руководитель: 555555555555
Результаты диагностики:
В целом, отмечается положительная динамика в эмоциональном развитии детей.
Снизилось количество агрессивных детей ,детей с преобладанием отрицательных эмоций, с компенсируемым состоянием усталости. Повысилось количество детей с высокой тревожностью
| Начало года | Конец года | ||
| 6уч. | 33333333333 | 7 уч | 333333333333333333333333 |
| 3 уч. | 33333333333333333 | 3 уч | 3333333333333333333 |
| 6уч. | 333333333333333333333 | 33333333333333333333333 | |
| 4 уч. | 33333333333333333 | 5 уч. | 3333333333333333333333333 |
| 3уч. | 3333333333333333333333333 | 1уч. | 33333333333333333333 |
| 2уч. | 3333333333333333333 | 2уч. | 33333333333333333333 |
| 1 уч. | Б3333333333333333333 | - | - |
| 3уч. | 33333333333333333 | 2уч. | 33333333333333333 |
Выводы по результатам коррекционной работы
Одной из основных задач начального школьного обучения в период адаптации к школьному обучению является: сохранение и укрепление психического здоровья первоклассника и коррекция нежелательных личностный проявлений. Системное изучение каждого ребенка предполагает выявление не только особенностей его познавательной деятельности, но и своеобразия эмоционально-волевого развития, моторики, поведения, физического состояния, рассматриваемых в различных сочетаниях и взаимосвязях.. целостный системный анализ психолого-педагогического обследования позволяет не только выявить отдельные нарушения в развитии, но и установить иерархичесие связи между ними, выявив систему первичных и вторичных отклонений у детей, что позволяет определить пути коррекционно-педагогической помощи, оптимальные организационные формы обучения и рекомендации индивидуального планового обучения.
Своеобразие развития детей с отклонениями в развитии обуславливает необходимость проведения систематической коррекционной работы у детей с отклонениями в развитии по сравнению с возрастной нормой. У данной категории детей наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала. Неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость.
Содержание коррекционно-педагогической работы строится с направлениями, ориентированными на основные линии психофизического развития: социальную, физическую и познавательную. Коррекционая направленность обучения и воспитания предполагает дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений в развитии ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.
Развивающее адаптационное занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено...
Психолого-педагогическая помощь одарённым детям
Как выявить одарённость у детей, умение подбирать для таких учащихся материал для работы на уроках. Помощь родителям одарённых детей...
Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.
Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...
Психолого-педагогическое занятие для детей 1 класса "Правила поведения в школе"
Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоцен...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...