Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.
статья (4 класс) на тему

Блискунова Людмила Васильевна

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умственно отсталых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Как известно, олигофренопедагогика изучает содержание и методы воспитания и обучения умственно отсталых детей. Но чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умственно отсталых детей. Например, при плохом усвоении материала одному ученику можно предложить дополнительные занятия, а другому можно посоветовать больше отдыхать. При определении размера домашних заданий и при повторении учебного материала необходимо знать особенности памяти умственно отсталых учащихся. Многие непонятные на первый взгляд странности в поведении учеников (замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, агрессия, дурные привычки и т. д.) педагог может понять и устранить, зная особенности эмоционально-волевой сферы этих детей. Психика ребенка-олигофрена совершенно непохожа на психику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития. Для возникновения этого своеобразия небезразличны, конечно, и этиологические факторы, которые часто остаются нераспознанными. В медицинских заключениях часто значится: "Олигофрения невыясненной этиологии" либо "Олигофрения сложной этиологии". Под сложностью этиологии подразумевается сочетание нескольких вредностей, в котором трудно вычленить основной, определяющий фактор.

 Но если попытаться все же, руководствуясь современными данными, найти центральные определяющие дефекты, то такими представляются два: во-первых, отмеченный Г. Е. Сухаревой, дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности;
во-вторых, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, неустойчивость внимания и некритичность мышления, плохая обучаемость. К этому с годами, естественно, присоединяется бедность кругозора, малый запас представлений, конкретность и поверхностность мышления, то есть слабость обобщений, незрелость эмоционально-волевой сферы.    

Весь состав учащихся вспомогательной школы можно (с практической целью) разделить на две основные группы. К первой группе следует отнести детей, перенесших однажды, на одном из этапов развития, какое-либо поражение головного мозга, а затем развивавшихся на дефектной основе, но практически здоровых. Ко второй группе следует отнести детей, которые в период обучения в школе страдают текущими заболеваниями мозга  (сифилисом нервной системы, эпилепсией, шизофренией, гидроцефалией, перенесшие травму и энцефалиты) Они развиваются и в то же время болеют: их состояние может значительно меняться. Остановимся на вопросе о значении приведенных кратких психопатологических данных для педагогов  вспомогатольных школ: эти данные необходимы педагогам прежде всего для квалифицированиого наблюдения за учениками. нужно,- чтобы учитель -мог правильно разбираться в признаках болезни и своевременно-принять необходимые меры;
Признаками обострения могут быть такие явления, как ухудшение умственной работоспесобности,  ухудшение функционального состояния коры головного мозга проявляется и в том, что "работоспособность" нервных клеток снижается, и после небольшой нагрузки они впадают в состояние охранительного торможения.  неправильности  поведения, нарушение восприятия и моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.

Данный материал предназначен для консультаций педагогов, в классах которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Опыт деятельности социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга

Работа социально-педагогической направленности в ГБОУ школе №10 Калининского района Санкт-Петербурга осуществляется в рамках реализации проекта «Служба здоровья»....

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры

laquo;Педагогические механизмы индивидуализации обучения лиц с ОВЗ в образовательной организации»ШМО учителей начальных классов...

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Одним из основополагающих принципов создания единого мирового образовательного пространства и, соответственно, включения в него России является доступность качественного образования, в том числе и для...

Проект «Кинезиология как средство развития мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на начальном уровне обучения»

Цель  данного проекта- апробировать кинезотерапию для развития мышления учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и выявить эффективность её применения.Гипотеза: использование элементов...