Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Жить в мире с собой и другими»
рабочая программа (3 класс)
Одной из важнейших задач системы образования является социализация ребёнка, в том числе развитие личности, способной к общению, к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей.
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии ребёнка, приводят к нарушению общения детей со сверстниками и взрослыми.
Программа ориентирована на гармоничное развитие личности ребёнка, успешность его во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отдел образования города Котовска Тамбовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
города Котовска Тамбовской области
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Жить в мире с собой и другими»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 9 - 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Павлова Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
Котовск 2019
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Направленность образования | Программа ориентирована на основные положения развития современной школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми, достижения психолого-педагогической науки и практики. Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка. |
Направленность программы | Программа имеет социально – педагогическую направленность |
Уровень освоения программы | Уровень освоения программы – ознакомительный (краткосрочный). |
Актуальность программы | Психическое здоровье - фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Одной из важнейших задач системы образования является социализация ребёнка, в том числе развитие личности, способной к общению, к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей. Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии ребёнка, приводят к нарушению общения детей со сверстниками и взрослыми. Особенно ярко это проявляется у социально и педагогически запущенных детей, т. е. детей, относящихся к группе риска. |
Новизна программы | В представленной психологической программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном “Я” ребенка. В играх и упражнениях программы нет соревновательного момента (так как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми). В данной программе использован также комплексный подход. В ходе работы дети знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, снятия эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций. |
Педагогическая целесообразность | Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности Чтобы разобраться в себе, собственных эмоциях, ребенок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Учитывая, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен как в плане опыта, так и в плане внутренних возможностей, становится понятно, что в усвоении назывной формы эмоциональных состояний, равно как и в овладении формами их адекватного телесного выражения, ребёнку необходима помощь взрослого, выступающего в роли носителя этих форм. Следовательно, осознание ребенком собственных эмоциональных состояний и эмоции окружающих, способность говорить об эмоциях не приходит к нему автоматически, а развиваются во взаимодействии с взрослыми. Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Посещая опорную площадку, подросток попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. |
Отличительные особенности | Устойчивый интерес на занятии формируется посредством смены видов работ. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. |
Адресат программы | Программа составлена с учётом возрастных особенностей, рассчитана на один год обучения, включая каникулярное время, на детей в возрасте 9 - 10 лет, желающих заниматься по данной программе. |
Объём и срок реализации | Срок реализации программы – 1 год. Режим занятий - 1 час в неделю. Всего – 36 часов. |
Формы обучения | Форма занятий – очная, групповая. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую часть с использованием большого количества разнообразных игр и наглядности Состав группы – постоянный, 12-15 человек. |
- Цель и задачи программы
Цель программы: формирование навыков позитивного межличностного общения.
Задачи программы:
Обучающие – формирование у учащихся:
- понятие эмоций и чувства человека,
- умения понимать и распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
- представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова),
Развивающие – развитие у учащихся:
- способность адекватно выражать эмоции и чувства, управлять ими;
- позитивные формы поведения и отношения к себе и окружающим, навыки совместной деятельности, способность самостоятельно решать проблемы;
- навыка уверенного поведения;
адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности,
позитивной Я-концепции, развитие самосознания;
Воспитывающие –
Ознакомление учащихся:
- с разными формами коммуникации;
- с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
Создание условий для:
- формировать чувства самоценности и ценности другого человека;
чувство близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
стремление к успеху
- снятие психоэмо-ционального напряжения (состояний агрессивности,
тревожности), мышечных зажимов, преодоление двигательного автоматизма, освоение приемов саморасслабления, снижения тревожности;
- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
- Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Из них | Формы аттестации контроля | |
теория | практика | ||||
Ориентировочный этап 2 1 1 | |||||
1. | Входная диагностика | 1 | собеседование | ||
2. | Входная диагностика | 1 | входная диагностика | ||
Основный этап Раздел «Я и эмоции» 9 6 3 | |||||
3 | Азбука настроения (радость) | 1 | 1 | собеседование, | |
4 | Азбука настроения (удивление) | 1 | 1 | собеседование | |
5 | Азбука настроения (страх) | 1 | 1 | собеседование | |
6 | Азбука настроения (гнев) | 1 | 1 | собеседование | |
7 | Азбука настроения (горе) | 1 | 1 | собеседование | |
8 | Наши эмоции | 1 | 1 | творческая работа | |
9 | Азбука настроения | 1 | творческая работа | ||
10 | Отгадай эмоцию | 1 | собеседование | ||
11 | Эмоциональное состояние | 1 | защита проектов | ||
Раздел «Я + Я» | 12 | 3 | 9 | ||
12. | Тайна моего имени | 1 | 1 | собеседование | |
13 | Автопортрет | 1 | 1 | презентация работ | |
14. | Мой внутренний мир | 1 | 1 | презентация работ | |
15. | Мои желания | 1 | 1 | собеседование | |
16. | Узнай себя | 1 | 1 | творческая работа | |
17. | Волшебное зеркало | 1 | 1 | творческая работа | |
18. | Мой любимый сказочный герой | 1 | 1 | презентация работ | |
19. | Мой волшебный дом | 1 | 1 | творческая работа | |
20. | С кем я живу | 1 | 1 | собеседование | |
21. | Мой ласковый и нежный зверь | 1 | 1 | творческая работа | |
22. | Я знаю, я умею, я могу | 1 | 1 | защита проекта | |
23. | Я нужен | 1 | 1 | защита проекта | |
Раздел «Я и моё окружение» | 11 | 6 | 5 | ||
24. | Мы так похожи | 1 | 1 | собеседование | |
25. | Мы такие разные | 1 | 1 | собеседование | |
26-27 | Язык жестов и движений | 2 | 1 | 1 | творческая работа |
28-29 | Мои друзья | 2 | 1 | 1 | собеседование, творческая работа |
30 - 31 | Давайте жить дружно | 2 | 1 | 1 | собеседование, творческая работа |
32 | Мальчики и девочки | 1 | 1 | собеседование | |
33 | Одна команда | 1 | 1 | собеседование | |
34 | Перевоплощение | 1 | 1 | защита проектов | |
Заключительный этап | 2 | ||||
35 - 36 | Итоговая диагностика | 2 | тестирование, диагностика | ||
Всего | 36 | 16 | 20 |
Содержание учебного плана
Раздел | Темы | Теория | Практика |
Ориентировочный этап | Входная диагностика | В ходе ориентировочного этапов проводится начальная диагностика. | Диагностика, тестирование |
"Я и эмоции". | Азбука настроения (радость) Азбука настроения (удивление) Азбука настроения (страх) Азбука настроения (гнев) Азбука настроения (горе) Наши эмоции Азбука настроения Отгадай эмоцию Эмоциональные состояния | Содержание этого раздела поможет ребёнку понять свой эмоциональный мир, расширять представления об эмоции «радость», «удивление», «страх», «гнев», «горе», развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам. | Углубление знания детей о базовых эмоциях радости, удивления, страха, гнева, горя; учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям; продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений; учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, |
«Я+Я» | Тайна моего имени Автопортрет Мой внутренний мир Мои желания Узнай себя Волшебное зеркало Мой любимый сказочный герой Мой волшебный дом С кем я живу Мой ласковый и нежный зверь Я знаю, я умею, я могу Я нужен | Знакомство с ритуалами приветствия, осознания ребёнком своего имени, понимание собственной индивидуальности, внимание детей к себе, своим переживаниям средствами жестикуляции и мимики, закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных; продолжать воспитывать чувство заботы о животных, сострадание к бездомному животному; характерным жестам, движениям, позам, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении; | Развивающие игры-драматизации; сюжетно-ролевые; игры на развитие навыков общения; упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера; этюды; сочинение историй; беседы и рассказы; мини-конкурсы. Рисование и обсуждение рисунков. Выставка творческих работ,рисунков, викторины, работа с информационными источниками, презентация работ, защита индивидуальных и групповых проектов. |
"Я и моё окружение" | Мы так похожи Мы такие разные Язык жестов и движений Мои друзья Давайте жить дружно Мальчики и девочки Одна команда Перевоплощение | Представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; сформировать позитивное отношение к сверстникам; различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения. | Развивающие игры-драматизации; сюжетно-ролевые; игры на развитие навыков общения; упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера; этюды; сочинение историй; беседы и рассказы; мини-конкурсы. Рисование и обсуждение рисунков. Выставка творческих работ, викторины, работа с информационными источниками, Презентация работ, защита индивидуальных и групповых проектов. |
Заключительный этап | Подведение итогов работы. Итоговая диагностика | Алгоритм подведения итогов | тестирование, диагностика |
- Планируемые результаты
В результате реализации программы будут созданы условия для формирования навыков позитивного межличностного общения.
В плане обучающих результатов – обучающиеся научаться:
- находить основные различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;
- различать индивидуальные особенности своих сверстников;
- давать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
- знать какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому общению мешают;
- понимать и описывать свои желания и чувства;
- осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
- различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
- сравнивать эмоции;
- контролировать свои эмоциональные реакции;
В плане развивающих результатов – у обучающихся начнут развиваться:
- способность адекватно выражать эмоции и чувства, управлять ими;
- позитивные формы поведения и отношения к себе и окружающим, навыки совместной деятельности, способность самостоятельно решать проблемы;
- навыка уверенного поведения;
- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности,
В плане воспитывающих результатов – у обучающихся начнут формироваться:
- умение оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения;
- уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
- вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
- выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.
- Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Учимся проектировать» (стартовый уровень)
год обучения: 1
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во час ов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
план | факт | ||||||||
1 | Беседа тестирование | 1 | Входная диагностика | учеб. каб. | собеседование, | ||||
2 | Беседа, тестирование | 1 | Входная диагностика | учеб. каб. | входная диагностика | ||||
3 | работа в группах, сюжетно- ролевые игры | 1 | Азбука настроения (радость) | учеб. каб. | собеседование | ||||
4 | объяснитель-ная беседа,игра-ассоциация | 1 | Азбука настроения (удивление) | учеб. каб. | собеседование | ||||
5 | Объяснитель-ная беседа, игра-ассоциация, практическое занятие | 1 | Азбука настроения (страх) | учеб. каб. | собеседование | ||||
6 | объяснитель-ная беседа, сюжетно- ролевые игры | 1 | Азбука настроения (гнев) | учеб. каб. | собеседование | ||||
7 | сюжетно- ролевые игры | 1 | Азбука настроения (горе) | учеб. каб. | собеседование | ||||
8 | объяснитель-ная беседа, сюжетно- ролевые игры | 1 | Наши эмоции | учеб. каб. | творческая работа | ||||
9 | Практическое занятие,в парах, игра- ассоциация, видеофильм | 1 | Азбука настроения | учеб. каб. | творческая работа | ||||
10 | сюжетно- ролевые игры, практическое занятие в группе | 1 | Отгадай эмоцию | учеб. каб. | собеседование | ||||
11 | Практическое занятие в группе, видеофильм | 1 | Эмоциональные состояния | учеб. каб. | Защита проекта | ||||
12 | подготовка проектов, видеофильм | 1 | Тайна моего имени | учеб. каб. | собеседование | ||||
13 | практическое занятие, презентация проектов | 1 | Автопортрет | учеб. каб. | презентация работ | ||||
14 | деловая игра, практическое занятие в парах | 1 | Мой внутренний мир | учеб. каб. | презентация работ | ||||
15 | подготовка проектов | 1 | Мои желания | учеб. каб. | собеседование | ||||
16 | Деловая игра, практическое занятие в парах видеофильм | 1 | Узнай себя | учеб. каб. | творческая работа | ||||
17 | Практическое занятие в группах, | 1 | Волшебное зеркало | учеб. каб. | творческая работа | ||||
18 | инсценировка сказок, викторина по сказкам | 1 | Мой любимый сказочный герой | учеб. каб. | презентация работ | ||||
19 | презентация проектов | 1 | Мой волшебный дом | учеб. каб. | выставка творческих работ | ||||
20 | беседа, практическое занятие в группах | 1 | С кем я живу | учеб. каб. | собеседование | ||||
21 | презентация проектов, выставка творческих работ | 1 | Мой ласковый и нежный зверь | учеб. каб. | творческая работа | ||||
22 | деловая игра, видеофильм | 1 | Я знаю, я умею, я могу | учеб. каб. | презентация работ | ||||
23 | беседа, практическое занятие в парах | 1 | Я нужен | библиотека | защита проекта | ||||
24 | беседа, видеофильм | 1 | Мы так похожи | учеб. каб. | собеседование | ||||
25 | практическое занятие (работа в парах) | 1 | Мы такие разные | учеб. каб. | собеседование | ||||
26 | Видеофильм, сюжетно | 1 | Язык жестов и движений | учеб. каб. | собеседование | ||||
27 | практическое занятие (работа в группах) | 1 | Язык жестов и движений | учеб. каб. | творческая работа | ||||
28 | беседа, практическое занятие в группе | 1 | Мои друзья | учеб. каб. | собеседование | ||||
29 | практическое занятие в группе, выставка рисунков | 1 | Мои друзья | учеб. каб. | выставка творческих работ | ||||
30 | беседа, сюжетно – ролевые игры видеофильм. | 1 | Давайте жить дружно | учеб. каб. | собеседование | ||||
31 | Беседа, сюжетно – ролевые игры | 1 | Давайте жить дружно | библиотека | творческая работа | ||||
32 | деловая игра. видеофильм | 1 | Мальчики и девочки | библиотека | собеседование | ||||
33 | практическое занятие в группах | 1 | Одна команда | учеб. каб. | собеседование | ||||
34 | презентация проектов видеофильм, | 1 | Перевоплощение | учеб. каб. | защита проектов | ||||
35 | итоговое занятие | 1 | Итоговая диагностика | учеб. каб. | тестирова- ние, диагностика | ||||
36 | итоговое занятие | 1 | Итоговая диагностика | учеб. каб. | тестирова- ние, диагностика |
- Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
учебный кабинет - проветриваемое, светлое помещение, доска, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература. По мере необходимости используется компьютерная, аудио и видеотехника,
для реализации программы также используются Интернет-ресурсы и ресурсы школьной библиотеки.
Методическое обеспечение
разработки бесед, экскурсий, игр, фестивалей, рекомендации по проведению выставок, практических и творческих работ, дидактические материалы, методики по проектной деятельности, тематика творческих и проектных работ.
- Формы аттестации
Формы промежуточной и итоговой аттестации | Собеседование, творческая работа, выставки, фестивали, презентация работ, защита проектов |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов | Готовая работа, грамота, диплом, журнал посещаемости, портфолио, фото |
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов | Выставка, защита творческих работ, конкурс, концерт инсценировки сказок |
2.4. Оценочные материалы
Технологии и диагностические процедуры,
позволяющие наиболее эффективно реализовать программу:
Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического обследования. На протяжения курса занятий обследование проводится два раза: до проведения коррекционно-развивающих занятий по данной программе – входящая диагностика и после прохождения всего курса – итоговая диагностика (по результатам итоговой диагностики и на основе сравнительного анализа результатов входящей и итоговой диагностики делается вывод об эффективности произошедших изменений у каждого ребенка).
При проведении психодиагностического обследования (как входящей диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:
№ | Направленность | Методика |
1 | Для изучения уровня адаптации (дезадаптации) | Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей, разработанный Р. В. Овчаровой |
2 | Для исследования самооценки | Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан |
3 | Для выявления уровня тревожности | Шкала тревожности Кондаш |
4 | Для определения уровня агрессивности | Анкета, разработанная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко, и |
5 | Для исследования поведения | Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (Клейберг Ю.А.) |
2.5. Методические материалы
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
1. | Ориентировочный этап Входная диагностика | компьютер, учебная и методическая литература, разработки, правила. | Объяснительно-иллюстративный, практический Групповая работа. | тестирование |
2. | "Я и эмоции". Азбука настроения (радость) Азбука настроения (удивление) Азбука настроения (страх) Азбука настроения (гнев) Азбука настроения (горе) Наши эмоции Азбука настроения Отгадай эмоцию Эмоциональные состояния | компьютер, учебники, методическая литература, разработки, ресурсы школьной библиотеки | Объяснительно-иллюстративный, проектный, репродуктивный методы. Групповая работа. Индивидуальная работа. | собеседование, творческая работа, презентация работ, защита проектов |
3. | "Я и моё окружение" Мы так похожи Мы такие разные Язык жестов и движений Мои друзья Давайте жить дружно Мальчики и девочки Одна команда Перевоплощение | компьютер, учебники, методическая литература, разработки, ресурсы школьной библиотеки | Объяснительно-иллюстративный, проектный, репродуктивный методы. Групповая работа. Индивидуальная работа. | собеседование, творческая работа, выставка творческих работ, презентация работ, защита проектов |
4. | Заключительный этап Подведение итогов работы. | Компьютер, методическая литература, разработки | Проектный, проблемный, практический, игровой методы. Групповая работа. Индивидуальная работа. | выставка творческих работ, тестирование, презентация работ, защита индивидуальных и групповых проектов. |
2.6. Список литературы
Для педагога:
1. Азарова, Т.В., Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова / под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
2. Евтихов, О.В. Практика психолоического тренинга / О.В. Евтихов. – СПб.: Изд-во «Речь», 2007. – 256 с.
3. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2001. – 400 с.
4. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.
5. Монина, Г.Б., Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.
6. Перешеина, М.В., Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / М.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 374 с.
7. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СП б.: Речь, Институт тренинга, 2000. – 256 с.
8. Психологические тесты / По ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Т. 1.– 312 с.
9. Рай, Л. Развитие навыков эффективного общения / Л. Рай. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
10. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
Для учащихся:
1. Смит, М. Тренинг уверенности в себе / М. Смит // Пер. с англ. СПб: Речь –244 с.
2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
3. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. – 432 с.
Интернет – ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:http//school-collection/edu.ru
2. КМ –школа (образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru
подать
заявку
Курсы
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным автораатериалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение чтрации сайта через форму о
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Добрые ладошки»
Программа дополнительного образования детей «Добрые ладошки» является дополнительной общеобразовательной программой социально-педагогической направленности. Глобальные социальные, экономич...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности
Программа "Занимательный английский" предназначена для обучения детей 1 класса. Программный материал распределён на 1 год. ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебный мир психологии»
Данная программа является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ в форме кружковой деятельности «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»
Программа, календарно-тематическое планирование, рекомендации для родителей, беседы...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗНАЙКА»
Программа дополнительного образования направленого на комплексное развитие учеников 1-х классов....