Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебный мир психологии»
рабочая программа (1 класс)
Данная программа является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети младшего школьного возраста, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни. Именно в этом возрасте закладываются такие психологические составляющие личности, как: самооценка, сила воли, адаптация в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_psihologii_nach.docx | 83.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление системой образования администрации городского округа Луховицы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогического совета Директор МБОУ «ЛСОШ№2»
От 30.08.2020 ___________Т.Н.Свешникова
Протокол №1 Приказ №
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Волшебный мир психологии»
(стартовый уровень)
возраст обучающихся 7-9 лет
срок реализации программы 1 год
Автор –составитель:
Лобанова Анна Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
I.Пояснительная записка……………………………………………………….3
II.Учебный план………………………………………………………………..10
III. Содержание учебного плана…………………………………………………………………………….11
IV.Методическое обеспечение образовательной программы……………………………….……….……………….…………….15
V.Список литературы ……………………………………………………….....16
VI .Календарный учебный график…………………………………………….17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный мир психологии» использовались следующие нормативные документы:
- ФЗ РФ от 29.12.2012 г No273 «Об образовании в Российской Федерации.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от от 09.11.2018 № 196. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. No1726-р
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015г. No729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21)
- Методические рекомендации кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерацииот 11.12.2006 г. No 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
А также в целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди обучающихся, на основании письма Министерства образования Московской области от28.08.2013г. №10825-13в/07 о решении рабочей группы МинистерстваобразованияМосковской области по разработке мер, позволяющих обеспечитьфункционированиенепрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведениянаулицах и автодорогах, от 26.06.2013 в программу включен цикл занятий побезопасностидорожного движения.
Программа разработана для занятий с обучающимися начальных классов. Программа рассчитана на 108 часов ( 3 часа в неделю) .
Данная программа реализуется в МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2» в 2020-2021 учебном году.
Данная программа является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети младшего школьного возраста, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни. Именно в этом возрасте закладываются такие психологические составляющие личности, как: самооценка, сила воли, адаптация в социуме.
Новизна программы заключается в обеспечении развития психических процессов у младших школьников, необходимых для дальнейшего формирования личности ребенка. Программа учитывает возрастные, учебные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Специфика работы по программе в том, что она призвана создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
Содержание программы направлено на решение проблем, связанных с социальной и психологической сторонами личности младших школьников.
Предлагаемая программа имеет социальную направленность, которая
является важным направлением в развитии и воспитании.
Важнейшей отличительной особенностью дополнительного образования сегодня является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие обучающихся в режиме игры.
Данный вид программы направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи. Развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии социальных навыков, образного и логического мышления, зрительной памяти , внимания, умения работать в группе.
Цель программы:
Создание условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер младших школьников, достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Задачи программы
Обучающие:
-расширять знаний и умений, полученных на уроках
способствовать их систематизации;
-обучить приемам группового взаимодействия;
- научить планировать свою работу;
- обучить приемам и технологии взаимодействия друг с другом.
Метапредметные:
-развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы;
-развивать социальную активность;
-развивать коммуникативные качества;
-развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка, его творческий потенциал и познавательную активность, аналитическое мышление.
Личностные:
-воспитывать целеустремленность, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность;
-воспитывать стремления использовать полученные знания в образовательном процессе и в повседневной жизни;
-воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
-выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа базового уровня «Волшебный мир психологии» рассчитана на работу с обучающимися младшего звена в возрасте от 7 до 9 лет.
Программа реализуется для детей младшего школьного возраста. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 108 часов. Срок освоения программы - 1 учебный год, 36 недель.
Формы обучения – очная.
Периодичность занятий: по 3 часа в неделю.
Особенности организация образовательного процесса:
Занятия групповые. Состав группы разновозрастный. Количество детей в группе 10-15 человек. На обучение принимаются все желающие. Зачисление проводится на основании заявления от родителей (опекунов).
Совместная деятельность педагога и детей направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Программа составлена в соответствии с требованиями САН ПИН от 04.07.2014 г. № 41,методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242.При разработке данной программы учитывался принцип разноуровневости. Уровень данной программы «Базовый».
Для обучения детей использую разнообразные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Наблюдение, иллюстрация (плакаты, таблицы, картины, картины, макеты, муляжи) и демонстрация (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач, наглядных пособий, компьютерных продуктов). |
Информационно- рецептивный | Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на аудио и видео , по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование знаний ,самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично- поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Ведущая идея данной программы— создание комфортной среды общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- наглядности (наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности
их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на
создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего
"Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли
осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их
развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и
творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что
обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- умение планировать порядок рабочих операций;
- умение постоянно контролировать свою работу;
- расширение кругозора в области психологии и социальных наук
Проверка усвоения программы производится в форме теста с обучающимися
в конце учебного года, а также участием в конкурсах и олимпиадах.
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы «Волшебный мир психологии»
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
-воспитывать целеустремленность, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность;
--воспитывать стремления использовать полученные знания в образовательном процессе и в повседневной жизни;
-воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
-выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности; -оценивать деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников;
- проявлять самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности;
-оценивать деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли .
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
-развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы;
-развивать социальную активность;
-развивать коммуникативные качества;
Обучающийся получит возможность научиться:
-развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка, его творческий потенциал и познавательную активность, аналитическое мышление;
-умению рассуждать и строить логические умозаключения с помощью учителя;
-моделировать ситуацию с помощью учителя;
- рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности;
-переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную;
- способности самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности;
- самостоятельно определять ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности.
Данная программа является модифицированной.
В основе программы методики( Приложение 1):
- методика «Последовательные картинки» (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго)
- методика «Четвертый лишний»
- методика «Корректурные пробы» (буквенный вариант) (А.Ф. Ануфриев)
Результативность деятельности обучаемых в творческом объединении оценивается следующими способами:
-устный опрос;
-коллективное обсуждение некоторых из выполненных работ;
-тестирование;
-практическое задание;
-выставка работ.
Формы аттестации –зачет, итоговая творческая работа, урок-практикум, конкурс, соревнование.
Формами подведения итогов по темам программы в году обучения являются:, уроки-практикумы, конкурсы, итоговая творческая работа.
Оценкой знаний обучающихся является похвала, призы, победа в конкурсах.
Формы отслеживания и фиксации результатов: материал зачетной работы, итоговые работы. В начале учебного года проводится стартовая диагностика.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита итоговых творческих работ, участие в соревновании, олимпиадах.
Материально – техническое обеспечение : учебный кабинет, парты, стулья ,проекторная доска.
Информационное обеспечение – аудиа, видео, фото и интернет источники.
Кадровое обеспечение – педагог, принимающий участие в реализации программы Лобанова Анна Александровна
II УЧЕБНЫЙ ПЛАН
п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теор. | практ. | формы аттестации/ контроля | ||
I | Введение. Что изучает психология? | 3 | 1 | 2 | |
Путешествие в страну «Психология» | 1 | - | Просмотр мультфильма | ||
Кто живет в этой стране? | - | 2 | Игра-опрос | ||
II | Уроки общения | 30 | 5 | 25 | |
Способы человеческого общения | 8 | 3 | 5 | Устный опрос, олимпиада | |
Виды общения. Мимика, жесты , речь | 10 | 2 | 8 | Устный опрос | |
Секреты общения | 12 | 2 | 10 | Самостоятельная работа, игра | |
III | Внимание | 25 | 7 | 18 | |
Что такое внимание. Виды внимания | 10 | 6 | 4 | Устный опрос | |
Свойства внимания | 15 | 5 | 10 | Устный опрос | |
IV | Память | 22 | 9 | 13 | |
Что такое память? | 9 | 1 | 6 | Устный опрос | |
Виды, формы свойства памяти | 13 | 8 | 8 | Самостоятельная работа | |
V | Восприятие | 5 | 1 | 4 | |
Что такое восприятие? | 1 | 1 | - | Устный опрос | |
Приемы и способы восприятия. | 4 | - | 4 | игра | |
VI | Мышление | 10 | 3 | 7 | |
Что такое мышление? | 4 | 2 | 2 | Устный вопрос | |
Виды мышления | 6 | 1 | 5 | Самостоятельная работа | |
VII | Запоминание сложных образов | 13 | 3 | 10 | |
Что такое образ? | 2 | 2 | - | Устный опрос | |
Использование ассоциаций при запоминании образов | 10 | - | 10 | Олимпиада | |
Запоминание цветов сфетофора. | 1 | 1 | - | Устный опрос | |
Итого: | 108 | 29 | 79 |
IIIСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Что изучает психология?
(3 часа)
Теория (1 ч):Путешествие в страну «Психология»?
Психология как наука о внутреннем мире человека. Дать первичное представление о психологии; познакомить с играми, развивающими внимание, память, мышление, воображение, способами человеческого общения.
Практика (2 ч):Кто живет в этой стране?
Игра, беседа, рисунок «Жители страны «Психология»»
Игра «Снежный ком»
Уроки общения
(30 часов)
Теория(3 ч.): Способы человеческого общения
Познакомить со способами человеческого общения — мимикой, жестами, речью; с одним из секретов общения.
Практика(25 ч.):Игра, беседа, инсценирование, игра «Привет из заграницы». Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям
Развивать умения проявлять внимание к окружающим людям, определять эмоциональное состояние окружающих людей.
Беседа, игра «Подарок другу», игра «Запомни друга». Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника
Развивать умения быть внимательность к окружающим людям, слушать и слышать окружающих.
Беседа, игра «У оленя дом большой». Эмоции. Виды эмоций
Познакомить с понятием «эмоция», видами эмоций. Виды эмоций и их проявление в поведении человека. Удивление, страх, отвращение, радость, горе, гнев
Беседа, инсценирование, изображение ситуации
Настроение моё и окружающих.
Познакомить со способом диагностики настроения через цветопись настроения.
Цветовой тест Люшера
Беседа, игра «Изобрази маску», рисунок «Цветик-семицветик.
Поступки мои и окружающих
Познакомить с приемами оценивания поступков своих и окружающих. Обсудить условия устранения психологического дискомфорта, агрессии.
Расстояния
Игра «Слепой и поводырь».
Внимание
(25 часов)
Теория( 7 ч.): Что такое внимание. Виды внимания: внешнее и внутреннее
Раскрыть понятие «внимание». Познакомить с внутренним и внешним вниманием
Беседа «Что такое внимание?», тест «Внимательный ли ты?»
Виды внимания: непроизвольное и произвольное
Познакомить с видами внимания — произвольным и непроизвольным
Беседа, обсуждение «Что мешает быть внимательным?»
Практика ( 18 ч.):Свойства внимания
Познакомить со свойствами внимания — концентрацией, распределением, переключением, рассеиванием внимания
Беседа, игры на внимание
Игра «Следопыты»
Правила самоорганизации внимания
Познакомить с правилами самоорганизации внимания
Игра «Снежный ком», игры на внимание и память
Игра «Следствие вели»
Обобщающее занятие по теме «Внимание»
Закрепить понятие «внимание», раскрыть свойства внимания — концентрации, распределения, переключения, отвлечения
Беседа, загадки, игра «Дорисуй портрет»
Память
(22 часа)
Теория (9 ч.):Что такое память?
Раскрыть понятие «память», выявить значение памяти в жизни человека.
Роль памяти в жизни человека и в учебе.
Свойства памяти. Рекомендации по развитию памяти.
Беседа, загадки про овощи, игра «Поиск девятого», игра «Что изменилось?»
Зрительная память
Закрепить знания о памяти и зрительной памяти
Практика( 13 ч.) :Игра, беседа, инсценировка
Оживление картины как прием запоминания
Познакомить с приемом запоминания через оживление
Беседа, задания на развитие памяти, мышления, запоминание через оживление
Слуховая память.
Закрепить знания о слуховой памяти. Слуховые представления при запоминании
Беседа, инсценировка, игра «Поиск девятого», аудиозапись
Двигательная память.
Познакомить детей с двигательной памятью. Ощущения движения при запоминании
Беседа, игры
Осязательная память.
Закрепить знания об осязательной памяти. Тактильные представления при запоминании
Разыгрывание рассказа с разной ситуацией, игра «Перебежали»
Обонятельная и вкусовая память.
Закрепить знания об обонятельной и вкусовой памяти. Обонятельные и вкусовые представления при запоминании
Беседа, игры, загадки
Обобщающее занятие по теме «Память»
Закрепить знания о видах памяти и способах запоминания
Обсуждение «Что мешает памяти?»
Восприятие
(5 часов)
Теория ( 1ч):Что такое восприятие
Как мы воспринимаем окружающий мир. Отличие восприятия от ощущений Раскрыть понятия «восприятие», «ощущения», объяснить отличие их друг от друга.
Беседа, загадки, практическая работа
Восприятие величины, формы, цвета
Практика( 4ч.): Раскрыть приёмы восприятия величины, формы, цвета. Познакомить с играми на развитие восприятия величины, формы, цвета
Игры на развитие восприятия величины, формы, цвета
Восприятие пространства
Раскрыть приёмы и восприятия пространства. Закрепить понятие «пространство», раскрыть приемы восприятия пространства: размер, направление, расстояние
Игры на восприятие направления, размера, расстояния
Мышление
(10 часов)
Теория( 3ч):Что такое мышление?
Познакомить с понятием «мышление». Мышление — способность головного мозга находить ответы на вопросы
Загадки, лабиринт, игра «Поиск предмета», игра « Слова по памяти»
Образное мышление
Раскрыть понятия «образ», «образное мышление»
Практика( 7 ч):Загадки, рисунок цыпленка, игра «Необычный мяч», игра «Поиск цвета»
Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами
Дополнить знания о понятии «образное мышление», его разновидностях
Загадка, игра «Мячик вежливости», аудиозапись
Абстрактное мышление
Раскрыть понятия «абстракция», «абстрактное мышление»
Загадка, игра «Найди лишнее», «Отражение», «Квадраты Никитиных»
Запоминание сложных образов
(13 часов)
Теория( 3 ч): Что такое зрительные образы?
Повторить и закрепить понятие «память», «виды памяти»
Загадки, лабиринт, игра «Поиск девятого», задания на развитие мышления и памяти
Образ светофора. Запоминание цветов светофора.
Повторить и закрепить понятие «образ»
Загадки, рисунки животных, история про животных
Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминании образов
Раскрыть понятие «ассоциация», его роль в жизни человека; рассмотреть ассоциации по близости в пространстве и по времени, по сходству
Практика( 10ч):Игра «Бабушка укладывает в чемодан», упражнение «Ассоциация», задание «Представь и запомни».
Сюжетные ассоциации при запоминании.
Раскрыть понятие «сюжетные ассоциации», учить запоминать образы и понятия через составление сюжетных ассоциаций.
Игра «На что похож круг?».
Игра «Чьи тени?»
Игра «Остров сокровищ»
Рассказ, цепочка слогов, лабиринт.
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Для реализации программы применяются следующие формы и методы обучения: словесный; наглядный практический.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации ученых занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс, зачетная работа, соревнование.
Педагогические технологии:
• Индивидуальное обучение, групповое обучение
• Развивающее обучение
• Проектная деятельность
Алгоритм учебного занятия:
1 этап - Приветствие. Повторение материала.
2 этап - Теоретическое изучение нового материала
3 этап - Практическая работа по теме
4 этап - Подведение итогов. Разбор ошибок. Домашнее задание
Дидактические материалы:
• наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
• аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы с мастер-классами, учебные фильмы
VСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1.Жариков Е. , Крушельницкий. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
2.Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно / Т. С. Гарькавая. — М.: Дикта, 2012. — 160 с
3. Завьялова, Т. Я. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — М.: Аркти, 2008. — 56 с.
4. Шадриков, В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова. — М.: Логос, 2011. — 232 с.
5. Энциклопедия психодиагностики: в 4 т. Т. 1: Психодиагностика детей. — Раздел «Младший школьный возраст». — Самара : Бахрах-М, 2008. — С. 177—231.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Кочеткова Г.Г. Развитие пространственного мышления младших школьников // Начальная школа. - 2015. - № 12.
2. Молодцова Н.Г. Развитие визуального мышления у детей младшего школьного возраста на материале произведений живописи: Дис. ... канд. психол. наук. -Н.Новгород: НГПУ, 2017. - 219 с.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1.Чернышева Н.С. Характер младшего школьника: Учеб. пособие. -М.: Флинта; Наука, 2010. - 306 с.
2. Шукчус Л.В. Особенности личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 23 с.
VI КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир психологии»
№ п/п | месяц | число | время проведения занятия | форма занятия | кол-во часов | тема занятия | место проведения | форма контроля |
1 | сентябрь | 2.09 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Путешествие в страну «Психология» | 205 к. | Устный опрос |
2 | сентябрь | 2.09 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Способы человеческого общения | 205 к. | Устный опрос |
3 | сентябрь | 4.09 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Жесты , мимика, речь | 205 к. | олимпиада |
4 | сентябрь | 9.09 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Коммуникативные игры | 205 к. | Устный опрос |
5 | сентябрь | 9.09 | 14:50- 15:30 | квест | 1 | Игра «Путешествие заграницу» | 205 к. | Устный опрос |
6 | сентябрь | 1109 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Внимательность к окружающим | 205 к. | Устный опрос |
7 | сентябрь | 15.09 | 14:00- 14:45 | опрос | 1 | Что мы знаем об эмоциях? | 205 к. | дискуссия |
8 | сентябрь | 15.09 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Игра «Изобрази маску» | 205 к. | обсуждение |
9 | сентябрь | 18.09 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Игра «Найди эмоцию» | 205 к. | Устный опрос |
10 | сентябрь | 22.09 | 14:00- 14:45 | тест | 1 | Тест Люшера | 205 к. | обсуждение |
11 | сентябрь | 22.09 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Игра «Пожалуйста выполни» | 205 к. | обсуждение |
12 | сентябрь | 25.09 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Игра «Слепой и поводырь» | 205 к. | обсуждение |
13 | октябрь | 2.10 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Внимание и наблюдательность | 205 к | обсуждение |
14 | октябрь | 2.10 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Эмоциональное состояние собеседника | 205 к | Устный опрос |
15 | октябрь | 6.10 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Коммуникативные игры | Спортзал | Обобщение |
16 | октябрь | 9.10 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Умение слушать собеседника | 205 к | Устный опрос |
17 | октябрь | 1310 | 14:00- 14:45 | квест | 1 | Следопыты | Спортзал | Обобщение |
18 | октябрь | 1310 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Изобрази маску | 205 к | Обобщение |
19 | октябрь | 1610 | 14:00- 14:45 | опрос | 1 | Какие бывают эмоции? | 205 к | Устный опрос |
20 | октябрь | 19 10 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Наши поступки | 205 к | обсуждение |
21 | октябрь | 19 10 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Помоги другу | 205 к | Обобщение |
22 | октябрь | 23 10 | 14:00- 14:45 | квест | 1 | В поисках клада | Спортзал | обсуждение |
23 | октябрь | 26 10 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Я в мире людей | 205 к | обсуждение |
24 | октябрь | 26 10 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Игра «Слепой и поводырь» | 205 к | обсуждение |
25 | ноябрь | 3.11 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Умение быть внимательным | 205 к | олимпиада |
26 | ноябрь | 3.11 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Игры на внимательность | 205 к | Самостоятельная работа |
27 | ноябрь | 6.11 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Что такое настроение | 205 к | Устный опрос |
28 | ноябрь | 10 11 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Что такое внимание | 205 к | Устный опрос |
29 | ноябрь | 10 11 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Угадай настроение | 205 к | обсуждение |
30 | ноябрь | 1311 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Найди отличия | 205 к | Устный опрос |
31 | ноябрь | 17 11 | 14:00- 14:45 | Опрос | 1 | Какое бывает внимание | 205 к | Самостоятельная работа |
32 | ноябрь | 17 11 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Исключение лишнего | 205 к | обсуждение |
33 | ноябрь | 20 11 | 14:00- 14:45 | квест | 1 | По лабиринтам коридоров | Спортзал | обобщение |
34 | ноябрь | 24 11 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Свойства внимания | 205 к | обсуждение |
35 | ноябрь | 24 11 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Следствие вели | 205 к | обобщение |
36 | ноябрь | 27 11 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Следствие вели | 205 к | обобщение |
37 | декабрь | 4 12 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Игры на развитие внимания | Спортзал | Олимпиада |
38 | декабрь | 8 12 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Следопыты | Спортзал | Олимпиада |
39 | декабрь | 8 12 | 14:50- 15:30 | беседа | 1 | Виды внимания | 205 к | Устный опрос |
40 | декабрь | 11 12 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Что мешает быть внимательным? | 205 к | Самостоятельная работа |
41 | декабрь | 15 12 | 14:00- 14:45 | опрос | 1 | Что мы знаем о мышлении? | 205 к | Устный опрос |
42 | декабрь | 15 12 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Логическая головоломка | 205 к | обобщение |
43 | декабрь | 18 12 | 14:00- 14:45 | квест | 1 | Поиск девятого | Спортзал | обобщение |
44 | декабрь | 22 12 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Что изменилось? | 205 к | обсуждение |
45 | декабрь | 22 12 | 14:50- 15:30 | беседа | 1 | Как развить мышление? | 205 к | Устный опрос |
46 | декабрь | 25 12 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Слова по памяти | 205 к | Олимпиада |
47 | декабрь | 25 12 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Слова по памяти | 205 к | обсуждение |
48 | декабрь | 29 12 | 14:00- 14:45 | опрос | 1 | Зимняя олимпиада | 205 к | Олимпиада |
49 | январь | 12 01 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Что такое память? | 205 к | Обсуждение |
50 | январь | 12 01 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Поиск девятого | 205 к | Олимпиада |
51 | январь | 15 01 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Зрительная память | 205 к | Обсуждение |
52 | январь | 19 01 | 14:00- 14:45 | квест | 1 | По следам детективов | Спортзал | Обсуждение |
53 | январь | 19 01 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Обонятельная и вкусовая память | 205 к | Обсуждение |
54 | январь | 22 01 | 14:00- 14:45 | опрос | 1 | Виды памяти | 205 к | Устный опрос |
55 | январь | 26 01 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Брейн -Ринг | 205 к | Обсуждение |
56 | январь | 26 01 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Брейн- Ринг | 205 к | Обсуждение |
57 | январь | 29 01 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Что такое восприятие | 205 к | Обсуждение |
58 | январь | 29 01 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Мое пространство | 205 к | Обсуждение |
59 | январь | 29 01 | 15:30- 16:10 | мультфильм | 1 | Вокруг меня | 205 к | Обобщение |
60 | февраль | 2.02 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Приемы запоминания | 205 к | Устный опрос |
61 | февраль | 2.02 | 14:50- 15:30 | беседа | 1 | Слуховая память | 205 к | Обсуждение |
62 | февраль | 5.02 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | В поисках клада | 205 к | Обобщение |
63 | февраль | 9.02 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Двигательная память | Спортзал | Устный опрос |
64 | февраль | 9.02 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Запомни движения | Спортзал | Обобщение |
65 | февраль | 12.02 | 14:00- 14:45 | опрос | 1 | Что я знаю о психологии | 205 к | Обобщение |
66 | февраль | 16.02 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Загадки про психологию | 205 к | Обсуждение |
67 | февраль | 16. 02 | 14:50- 15:30 | беседа | 1 | Мультфильм «Дом» | 205 к | Обсуждение |
68 | февраль | 19 02 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Назад в будущее | Спортзал | Обсуждение |
69 | февраль | 22.02 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Мои способности. | 205 к | Устный опрос |
70 | февраль | 22.02 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Магазин способностей | 205 к | Обсуждение |
71 | февраль | 26 02 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Чему я хочу научиться | 205 к | Обсуждение |
72 | март | 2 03 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Игры на развитие памяти | Спортзал | Олимпиада |
73 | март | 2 03 | 14:50- 15:30 | беседа | 1 | Что такое восприятие | 205 к | Устный опрос |
74 | март | 5 03 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Цвета и формы | Спортзал | Обсуждение |
75 | март | 9 03 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Восприятие моего мира | Спортзал | Устный опрос |
76 | март | 12 03 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Игры на развитие памяти | Спортзал | Обсуждение |
77 | март | 12 03 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Игры на развитие памяти | Спортзал | Обсуждение |
78 | март | 16 03 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Абстрактное мышление | 205 к | Обсуждение |
79 | март | 16 03 | 14:50- 15:30 | опрос | 1 | Загадки «Отражение» | 205 к | Обсуждение |
80 | март | 19 03 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Найди лишнее | 205 к | Обсуждение |
81 | март | 23 03 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Как научиться решать логические задачки | 205 к | Обсуждение |
82 | март | 26 03 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Лабиринт | Спортзал | Обсуждение |
83 | март | 30 03 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Ключ от всех дверей | Спортзал | Обсуждение |
84 | апрель | 2 04 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Игры на развитие восприятия | 205 к | олимпиада |
85 | апрель | 6 04 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Следопыты | Спортзал | олимпиада |
86 | апрель | 6 04 | 14:50- 15:30 | тренинг | 1 | Все вместе едины | Спортзал | Обсуждение |
87 | апрель | 9 04 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Что такое мышление | 205 к | Устный опрос |
88 | апрель | 13 04 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Игры на развитие мышления | 205 к | Обсуждение |
89 | апрель | 13 04 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Найди лишнее | 205к | Обсуждение |
90 | апрель | 16 04 | 14:00- 14:45 | тренинг | 1 | Снежный ком | 205к | Обсуждение |
91 | апрель | 20 04 | 14:00- 14:45 | квест | 1 | В поисках клада | Спортзал | Обсуждение |
92 | апрель | 20 04 | 14:50- 15:30 | квест | 1 | В поисках клада | Спортзал | Обсуждение |
93 | апрель | 23 04 | 14:00- 14:45 | конкурс | 1 | Рисунок пальцами | 205к | Обобщение |
94 | апрель | 26 04 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Хорошие поступки | 205к | Обсуждение |
95 | апрель | 26 04 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Мячик вежливости | 205к | Обсуждение |
96 | апрель | 30 04 | 14:00- 14:45 | беседа | 1 | Что такое память | 205к | Обсуждение |
97 | апрель | 30 04 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Запомни цвета светофора | 205к | олимпиада |
98 | апрель | 30 04 | 15:30-16:10 | беседа | 1 | Правила дорожного движения | 205к | Устный опрос |
99 | май | 6 05 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Мир вокруг меня | Спортзал | Обобщение |
100 | май | 11 05 | 14:00- 14:45 | тренинг | 1 | Мои друзья | 205к | Обобщение |
101 | май | 11 05 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Мир вежливости | 205к | Обобщение |
102 | май | 14 05 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Представь и запомни | 205к | Обсуждение |
103 | май | 18 05 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Путешествие на остров дружбы | Спортзал | Обсуждение |
104 | май | 18 05 | 14:50- 15:30 | игра | 1 | Путешествие на остров дружбы | Спортзал | Обсуждение |
105 | май | 21 05 | 14:00- 14:45 | игра | 1 | Мячик вежливости | 205к | Обсуждение |
106 | май | 25 05 | 14:00- 14:45 | тренинг | 1 | Мои эмоции | 205к | Обсуждение |
107 | май | 25 05 | 14:50- 15:30 | тренинг | 1 | Мои эмоции | 205к | Обсуждение |
108 | май | 30 05 | 14:00- 14:45 | конкурс | 1 | Я в мире психологии | 205к | Обобщение |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика «Последовательные картинки» (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго)
Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребёнка, возможность установления причинно-следственных и пространственно- временных связей, анализ речевого развития ребёнка.
Оборудование: набор их шести сюжетных последовательностей («Лягушки»). (Приложение 2)
Процедура проведения:
Перед ребёнком на стол в произвольном порядке кладут 6 картинок и предлагают рассмотреть (в течение 20 сек.).
Инструкция:
«У меня есть картинки. Разложи их по порядку, что было сначала, а что потом». После того, как ребёнок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ. Если ребёнок не начинает работу, уточняют: «Какую картинку нужно положить первой?», «А что потом?». Если ребёнок разложил не правильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки».
Анализ результатов:
В протоколе регистрируются все действия ребёнка. Как он рассматривает картинки, как начинает работать, в каком стиле (хаотично или целенаправленно), обращается ли за помощью взрослого или работает самостоятельно, замечает ли ребёнок несуразности в последовательности, или просто продолжает свою раскладку, просматривает ли всю последовательность после её завершения, спокоен он или тревожится.
Анализируемые показатели:
- соответствие рассказа ребёнка созданной им последовательности картинок,
- логичность и связность самого рассказа (способность установления причинно-следственных и пространственно-временных закономерностей);
- уровень речевого развития;
- пространственная ориентация разложенных ребёнком картинок (как косвенный показатель специфики латерализации);
- критичность ребёнка к результатам собственной деятельности.
В первую очередь анализируется доступный уровень сложности (т.е. полное соответствие сюжета, созданного ребёнком, разложенной последовательности). При этом достаточно часто для того, чтобы соответствовать созданной последовательности, рассказ ребёнка оказывается нестандартным, лишенным привычной для взрослого логики. Формально такая оригинальная раскладка может считаться неправильной, но должна быть оценена как адекватная, если созданный ребёнком сюжет рассказа ей полностью соответствует. Так, если рассказ точно соответствует разложенному ребёнком порядку, а сам ребёнок ловко придумывает оправдания некоторым несоответствиям, придумывает «складно», излагает рассказ согласно возрастным нормативам логики, то задание следует считать выполненным.
Достаточно часто, наоборот, при формально правильной последовательности картинок в разложенной ребёнком серии, он не в состоянии построить адекватный рассказ, соответствующий смыслу сюжета. В этом случае задание считается выполненным частично.
Рассказ ребёнка анализируется с точки зрения не только речевого оформления (соответствие возрасту, развернутость, активность, грамматическая правильность), но и с точки зрения понимания причинно-следственных и пространственно-временных отношений.
Большое значение имеет пространственная ориентация, как направление раскладывания сюжетной последовательности, так и распределение (компоновки) картинок на поверхности стола. Следует проанализировать такие стратегии раскладывания от первой картинки к последней, как справа-налево, «этажами» и пр.. Стратегия работы справа-налево может оцениваться как косвенный показатель специфики формирования латеральных предпочтений и, в некоторых случаях как показатель несформированности пространственных представлений. Раскладка «от себя» или «к себе» встречается не так часто, но так же может свидетельствовать о проблемах формирования пространственных представлений.
5. Методика «Четвертый лишний»
Цель: изучение словесно-логического мышления, определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов на невербальном уровне.
Оборудование: карты с изображением четырех предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по существенному признаку, т.е. «лишний».
Инструкция:
«На этом рисунке изображено 4- предмета. Три из них можно объединить между собой, можно назвать одним словом, а четвертый предмет к ним не подходит. Найди какой?»
В ситуации, когда ребёнок не понимает такой инструкции ему даётся дополнительное разъяснение. (Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным. Скажи, как можно одним словом назвать остальные предметы?)
Процедура проведения:
Ребёнку поочередно предлагают карты различной тематики (приложения 3 -7):
- мебель – двери (приложение 3);
- школьные принадлежности – посуда (приложение 4);
- конфеты – выпечка (приложение 5);
- бусины (счёт) (приложение 6);
- деревья хвойные – лиственные (приложение 7).
Если ответ ребёнка показывает, что он не понимает предлагаемого задания, специалист вместе с ним разбирает первую картинку данной серии. Даёт обозначение трём предметам и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет (вариант помощи). Далее предлагается вторая картинка.
Анализ результатов:
В протоколе отмечается выбранный в качестве «лишнего» предмет и объяснение ребёнка, почему данный предмет выбран как «лишний» и записывается обобщающее слово, которое ребёнок даёт трем другим предметам данного изображения.
Оценивается правильность обобщения и наличие – отсутствие классификации, называние обобщающего слова.
Методика «Корректурные пробы» (буквенный вариант) (А.Ф. Ануфриев)
Цель: определение объёма и концентрации внимания; динамики работоспособности (колебание внимания, наличие утомляемости и продуктивности деятельности).
Оборудование: бланк с заданиями (буквенный вариант), секундомер.
(Приложение 8)
Инструкция: «Посмотри внимательно на задание. Здесь написаны буквы в случайном порядке. Сейчас мы с тобой вместе попробуем зачеркивать буквы. (Взрослый показывает ребёнку как это необходимо делать, ребёнок - повторяет. Важно убедиться, что ребёнок понял задание).
Ты будешь просматривать каждый ряд букв слева направо (показать), вычеркивая все буквы Ои К. Работать надо быстро и точно. Начинаем работу по команде «Начали», заканчиваем по команде «Стоп»».
Процедура проведения:
Ребёнку предлагается специализированный бланк с заданиями (буквенный вариант). Бланк представляет собой лист бумаги, на котором по строчкам в произвольном порядке напечатаны буквы. Буквы расположены в 17 рядах по 30 букв в каждом ряду. Ребёнку предлагается вычеркивать букву О и К.
Перед началом процедуры необходимо показать на примере как зачеркиваются буквы.
Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 5 минутами.
Через 5 минут, вне зависимости от объёма выполненного задания, ребёнок должен перейти к следующему заданию.
Анализ результатов:
- Норма объёма внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше,
- Концентрации внимания — 10 ошибок и менее.
Обработка результатов:
Обработка производится путем наложения ключа. Подсчитывается количество правильно зачеркнутых букв и количество пропущенных. Подсчёт можно производить как по отдельной минуте, так и по всему заданию в целом.
1. Уровень концентрации внимания
К= (П1 - П2 -П3 ) : П х 100%, где
П1 - сумма правильно зачеркнутых мордочек,
П2 - сумма пропущенных мордочек,
П3 - сумма ошибочно зачеркнутых мордочек,
П - общее количество мордочек в просмотренных строчках, подлежащих зачеркиванию.
Для оценки концентрации внимания в психотехнике принята следующая шкала:
- очень хорошая - 81 -100%
- хорошая - 61 - 80%
- средняя - 41 - 60%
- плохая - 21 - 40%
- очень плохая - 0 - 20%
2. Показатель скорости выполнения задания
А= S : t, где
S - количество знаков в проработанной части задания,
t - время затраченное на эту часть.
Благодаря возможности количественного выражения свойств внимания, можно нарисовать графики, которые будут наглядно показывать изменение за единицу времени (30 с или 60 с)
- скорости работы,
- количества ошибок.
Наличие графиков облегчает анализ процессов утомляемости, колебаний внимания.
Нарастание количества ошибок по мере выполнения в сочетании с уменьшением скорости выполнения говорит об ослаблении внимания, снижении работоспособности, вследствие утомления.
Отсутствие ошибок свидетельствует о врабатываемости и достаточной устойчивости внимания, о его малой истощаемости.
7. Методика «10 картинок для запоминания» (Т.Д. Марцинковская)
Цель: определение объёма непосредственной образной памяти.
Оборудование: набор из 10 картинок с изображением знакомых предметов. (Приложение 9)
Картинки для запоминания:
Самолёт, солнце, платье, ребёнок, кот, карандаш, морковь, стул, дерево, книга
Инструкция: «Я буду показывать тебе картинки, а ты называй их. Посмотри ещё раз на все картинки и постарайся их запомнить».
Процедура проведения:
Картинки выкладывают в ряд по одной с интервалом в 3 секунды. Затем предлагают ребёнку посмотреть ещё раз на все картинки в течение трех секунд и запомнить их. Затем картинки закрывают, а ребёнку предлагают назвать те, которые он запомнил.
Фиксируется количество правильных воспроизведений.
Анализ результатов:
Анализируется объем непосредственной образной памяти.
Если ребёнок назвал 7 и более предметов это говорит о высоком уровне объема непосредственной образной памяти.
Если ребёнок назвал 4 – 6 - средний уровень объёма непосредственной образной памяти.
Если ребёнок назвал 1-2 - это говорит о низком уровне непосредственной, образной памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»
Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ в форме кружковой деятельности «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»
Программа, календарно-тематическое планирование, рекомендации для родителей, беседы...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...