Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников
рабочая программа
Цель программы: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний и нежелательных поведенческих реакций у учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников
Цель программы: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний и нежелательных поведенческих реакций у учащихся с ОВЗ.
Задачи программы можно выделить следующие:
- Создать в рамках занятия безопасные условия для выражения ребенком своего актуального эмоционального состояния;
- Создать условия для конструктивного снятия психического напряжения;
- Формировать навыки конструктивного поведения в процессе взаимодействия.
При реализации данной программы необходимо соблюдение следующих принципов:
- принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип приоритетности коррекции каузального типа, направленной на устранение или нивелирование самих причин, порождающих эти негативные явления в развитии ребенка;
- деятельностный принцип;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной работе.
Программа реализуется в три этапа:
- I-й этап. Диагностический.
- П-й этап. Коррекционно-развивающий.
- III-й этап. Контрольный.
Методические средства, используемые в программе
В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В основном это либо авторские разработки О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной, М.И. Чистяковой, либо авторские модификации отдельных психологических приемов и полифункциональные упражнения, дающие возможность решать несколько задач. В их состав входят:
Психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная тренировка).
Игры и задания направленные на развитие произвольности.
Использование эмоционально - символических методов (рисование, аппликация, лепка)
Релаксационные методы.
Коммуникативные игры.
Ролевые игры.
Структура занятий
Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:
- Ритуал входа в занятие. Создание настроя на совместную работу.
- Релаксация - мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
- Упражнения и игры, носящие полифункциональный характер, направленные на решение актуальных проблем и доступные возможностям конкретной группы детей.
- Ритуал выхода из занятия. Подведение итогов.
Календарно тематическое планирование коррекции поведения и эмоционального состояния
№ | Тема | Формирование знаний, навыков и умений | Дата проведения |
Игра «Ласковое солнышко» | Установление контакта | ||
Игра «Цветик семицветик» | Психотехнические, коррекционные игры и упражнения, элементы психогимнастики. Игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя. | ||
Каждый привлекателен по-своему | Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей. Развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу. | ||
Я+Ты=Мы | Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. | ||
Волшебные средства понимания | Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей. | ||
Настроение | Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей. | ||
Волшебная линия | Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций. | ||
Я – хороший, я – плохой. | Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера. | ||
Любимые сказки | Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств. | ||
«Учимся внимательно слушать и точно выполнять инструкцию». | Овладение основами работы над заданиями на слушание и выполнение инструкции | ||
Игра «Радуга настроений» | Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии для коррекции эмоционального состояния детей. Игры и упражнения на выражение эмоций с использованием цвета. | ||
Игра «Волшебный светофор» | Снятие эмоционального напряжения в вербальной и невербальной форме, предметной и творческой деятельности. Игры и упражнения на выражение эмоций с помощью рисования и лепки. | ||
Игра «Остров сокровищ» | Игры и упражнение на снижение тревоги, агрессии с использованием природных материалов. Создание положительного эмоционального настроя. | ||
Игра «Погода в доме» | Коррекции эмоционального состояния детей. Игры и упражнения на снижение тревоги, агрессии с помощью рисования, лепки. | ||
Игра «Такие разные чувства – что меня радует, что меня огорчает» | Организация условий для безопасного выражения детьми своих эмоций и переживаний. | ||
Игра «В мире эмоций» | Психотехнические, коррекционные игры и упражнения, элементы психогимнастики. Игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя. | ||
«Что делать когда грустно. Учимся творчески мыслить». | Развитие у детей способности к конструктивному самовыражению. Получение позитивного опыта принятия группой личности ребенка и результатов его творческой деятельности | ||
Упражнения «Как я справляюсь со своей обидой?». | Предоставление детям возможности выразить свои чувства, отреагировать свои переживания. Релаксационные упражнения направленные на создание положительного эмоционального настроя. | ||
«Учимся выражать обиду. Учимся точно и быстро выполнять инструкции» | Развитие умения осознанно и конструктивно выражать обиду. Развитие навыков выполнения заданий по инструкции в группе | ||
Упражнение «Кае я справляюсь со своей злостью». | Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии, психогимнастики для коррекции эмоционального состояния детей. | ||
Упражнение «Как я справляюсь со своим гневом» | Сглаживание деструктивных поведенческих реакций (протесты, негативизм, агрессия). | ||
«Учимся выражать гнев и доводить дело до конца». | Развитие умения осознанно и конструктивно выражать гнев. Формирование чувства умелости и компетентности. Развитие умения доводить дело до конца при выполнении заданий по инструкции | ||
Упражнения «Как я справляюсь со своей тревогой». | Снятие эмоционального напряжения через вербальную и невербальную формы, предметную и творческую деятельность. | ||
Упражнение «Как я справляюсь со своими страхами». | Коррекция страхов с помощью рисования, лепки, работы с различными материалами. Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии, психогимнастики для коррекции эмоционального состояния детей. | ||
«Учимся преодолевать страх». | Развитие умения осознавать и выражать тревогу и страх. Развитие умения работать по инструкции | ||
Игра с пластилином, рисование. | Снижение потребности в деструктивном выражении чувств. Формирование внутреннего контроля | ||
Задание «Я и мир вокруг меня» | Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии, психогимнастики для коррекции эмоционального состояния детей. Выражение своего эмоционального состояния через создание продукта свободного творчества. | ||
Игра «Я и мои друзья». | Стимулирование мотивации к общению. Формирование навыков общения. | ||
«Как поделиться радостью» | Развитие способности к осознанию и выражению эмоций в процессе творческой деятельности. Закрепление навыков выполнения задания по инструкции | ||
Вместе веселее | Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других. | ||
Хорошо и плохо | Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии. | ||
Изготовление продукта свободного творчества | Выражение своего эмоционального состояния |
Рекомендации педагогам по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников
1. В коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях интерната, необходимо развивать у детей правильное отношение к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога, формирование навыка самоконтроля.
2. Важно умение учителя давать ребенку максимально содержательную информацию о результатах его деятельности, не смешивая ее с оценками и замечаниями, относящимися к личности в целом. Должно быть сформировано правильное отношение к неудачам и ошибкам детей. Должны быть выделены четкие требования к детям в учебной деятельности и поведении, данные требования должны быть разъяснены, и обеспечен самоконтроль детей за их выполнением. Педагогом должна осуществляться рефлексия причин трудностей во взаимоотношениях с некоторыми учениками и выработка способов преодоления этих трудностей.
3. В целях снижения учебной тревожности у младших школьников, воспитывающихся в условиях интерната, целесообразно формирование у детей критериев и навыков самоконтроля, оценки собственной работы. Обучение пониманию способов собственной деятельности. Становление правильного отношения к успеху как к следствию собственных возможностей и усилий, развитие адекватного отношения к неудачам, позволяющего не бояться ошибок, формирование умения не смешивать результаты конкретной работы с отношением педагога к себе, развитие у ребенка коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также игровых навыков.
4. При построении направленной работы, воспитателям и педагогам рекомендуется придерживаться следующих линий психологического воздействия в психокоррекции тревожности ребенка:
- от сказок и рассказов к рисункам, играм («звук-образ-действие»);
- от наглядных, образных представлений событий с другими героями – к внутренним представлениям;
- от коротких динамических упражнений – к длительным, требующим произвольности в поведении;
- от пассивности, созерцательности – к активности, общей и вербальной;
- от стереотипности – к творческому поиску.
5. В коррекции физиологических проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста можно обращаться к поведенческому подходу, используя метод релаксации, чтобы научить детей развивать осознание и контроль над своими физиологическими и мышечными реакциями на тревогу. Релаксация может сочетаться с воображаемой экспозицией (визуализацией образов).
6. Эффективной формой символического отреагирования в младшем школьном возрасте является сказка, на терапевтическое значение которой указывал ряд исследователей.
16. Приложение.
Описание психотехнических игр и упражнений.
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции,
развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
- « Нос, пол, потолок».По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
- «Гномы – великаны». По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий. Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
- «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…». Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
- «Запрещенное движение». Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.
- «Зеркало». Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
- «Веселый счет». Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
- «Зоопарк». Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
Упражнения, направленные на развитие памяти.
- «Мы собирались в поход…». Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
- «Что изменилось». Множество вариантов. Например.
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.
- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.
- «Повтори за мной». Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
- «Кто больше увидит и запомнит». Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.
Упражнения, направленные на развитие мышления.
- «Закончи слово, предложение». Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
- «Назови одним словом». Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
- «Превращения слов». Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
- «Бывает – не бывает». Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
- «Что можно сделать с …». Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
- «Животные – растения». Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего и среднего возраста на развитие эмоционально-волевой сферы
Развитие эмоционально-волевой сферы. Программа....
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»
Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)
Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...
Рабочая программа "Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер младших школьников"
Авторско-составительская программа. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у младших школьников. (2020-2021 учебный год)....