Коррекционно-развивающая программа для детей младшего и среднего возраста на развитие эмоционально-волевой сферы
рабочая программа на тему
Развитие эмоционально-волевой сферы. Программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvit._emots-vol._sfery_i_poznav_-_kopiya.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
«ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор КГУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» ________________ Н.С.Осадчая «______»________________2017г.
Коррекционно-развивающая программа
для детей младшего и среднего школьного возраста
на развитие
эмоционально-волевой сферы
Возраст обучающихся – 7-12 лет
Категория детей – дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере
Срок реализации программы – 1 год
Автор-составитель:
Лавриенко Елена Викторовна,
педагог-психолог
Емельяново, 2017
Пояснительная записка
Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
К школьному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности школьника, в том числе и психического развития. Таким образом, ребенок должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.). Отечественные исследователи (И. В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н.А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сфере с дефицитом положительных эмоций и волевого усилия.
В связи с этим в рамках воспитательно-образовательного процесса необходимо создавать условия по обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка, созданию психологически стабильно-положительного климата, гуманного отношения, личностно-ориентированного общения, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в детском доме, к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.
В связи с актуальностью заявленной проблемы целью программы является – гармонизация и развитие эмоциональной сферы, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей младшего и среднего школьного возраста.
Задачи программы:
- Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
- Создать возможности для самовыражения, формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными средствами (мимикой, жестом, пантомимикой).
- Способствовать снижению уровня тревожности.
- Обучить приемам саморегуляции.
- Развитие познавательной активности (формирование навыков самообразования).
- Корректировать нежелательные личностные особенности, поведение, настроение.
- Повысить уверенность в себе, развивать самостоятельность.
- Развивать умения слушать и понимать других.
Категория и возраст обучающихся.
Данная программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.
Организационные условия проведения занятий.
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-9 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия – 35-40 минут. Занятия проводятся в игровой комнате или в комнате психологической разгрузки. Кабинеты укомплектован всеми необходимыми методическими материалами.
Направления реализации программы
Программа состоит из 6 блоков:
- Вводный блок
- Эмоциональный блок - «Мои чувства»
- Поведенческий блок - «Я хозяин своих чувств»
- Коммуникативный блок - «Давайте жить дружно»
- Мотивационный блок - «Страна знаний»
- Заключительный блок.
Основные методические приемы обучения:
В программу включены полифункциональные упражнения, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой, могут на разных детей оказывать различное воздействие.
- Психокоррекционные сказки
- Этюды на выражение эмоций
- Упражнения творческого, подражательно-исполнительского характера
- Игры с правилами, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные
- Дидактические и развивающие игры
- Беседы
- Релаксация
- Тематическое рисование
- Психогимнастика
Структура занятия
Этапы | Время | Задачи | Средства | Роль ведущего |
Приветствие | 2 минуты | Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность. | Определенные ритуалы. | Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу. |
1. Вводная часть (разминка) | 5 минут | Самоопределение участников | Ритуализиро-ванная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием. | Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства. |
2. Основная часть (рабочая) | 25 минут | Задачи соответствуют теме занятия | Самые разнообразные активные формы (игры, беседа, рисование) | Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Помочь овладеть навыками, основываясь на полученной информации. |
3. Завершение занятия | 5 минут | Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии. | Подвижные или релаксационные игры | Обеспечение безопасности участников. |
Прощание | 3 минуты | Обозначить конец занятия | Определенные ритуалы | Эмоциональная поддержка детей |
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
- Место проведения занятий должно быть отдельным помещением. Комната должна быть достаточно просторной, чтобы могли свободно поместиться все участники, и было бы еще пространство для игр и упражнений.
- Стол и стулья по количеству участников.
- Музыкальный центр.
- Изоматериалы.
- Использование ресурсов комнаты психологической разгрузки.
Ожидаемый результат
По окончанию курса занятий дети должны уметь:
- Выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
- Понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения.
- Распознавать эмоциональное состояние других людей.
Мониторинг результативности реализуемой программы осуществляется по средствам:
Входящей диагностики (беседа при комплектовании групп; методика «Аутонорма»; тест школьной тревожности Филипса).
- Текущей диагностики (по результатам освоения программы с использованием диагностических методик).
- Итоговой диагностики (по результатам освоения программы с использованием тестовых методик).
Основными показателями эффективности занятий являются:
- степень помощи, которую оказывает психолог детям при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность, и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- особенности поведения детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительный результат занятий;
- эмоциональный фон настроения (положительно-стабильный), уровень работоспособности (в соответствии с возрастной нормой), самооценка, коммуникативная компетентность.
Методическое обеспечение программы
В рамках реализации программы по развитию эмоционально-волевой сферы используются следующие методические разработки:
- Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка / Под ред. С.В. Жолована. – СПб., 2011.
- Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис. 1999.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М «Тропинка к своему Я». Программа групповых занятий. М. «Генезис». 2007
- Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
- Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.
Для реализации поставленных целей используется интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психокоррекционные игры и психорегулирующую тренировку, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения, психогимнастику. Все эти занятия проходят в комнате психологической разгрузки или в игровой.
Атмосфера релаксационной комнаты погружает детей в мир игры, музыки, сказочных превращений, наполненный элементами новизны. Такое искусственно созданное пространство дает возможность освобождаться от напряжения и фрустрации повседневной жизни.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует использование специальных средств и оборудования: релаксационные коврики, проектор светоэффектов, стереомагнитофон с набором компакт-дисков, с музыкой для релаксации. В комплексе это позволяет комплексно воздействовать на большую часть анализаторов для снятия психоэмоционального напряжения, помогает в преодолении негативных переживаний, снятии страхов, снижении тревожности.
Список литературы
- Алямовская В.Г ''Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей''.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) М.: Издательство «Ось-89», 2003 г
- Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения школьников». Педагогическое общество России М 2005.
- Вайнер М.Э. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников» Педагогич.общество России. М. 2006.
- Вайнер М.Э. «Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки», журнал «Коррекционно-развивающее образование», 2008, № 4,с 64.
- Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.
- Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов!» Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб. Детство-Пресс. 2004
- Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис. 1999
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Яр.: Академия развития. 1997
- Марченкова М.В., Теплицкая А.Г. «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2 .
- Минаева В.М. Развитие эмоций. – М.: Аркти. 1999
- Уханова А.В. «Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы школьников», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2.
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать». Ч.4. М., 1999.
- Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е.,.Первушина И.М «Тропинка к своему Я». Программа групповых занятий. М. «Генезис». 2007
- Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
- Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.
- Хухлаева О.В. Хочу быть успешным Школьный психолог № 2 2000.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: просвещение.1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)
Образовательная программа дополнительного образования детей « Куклы вокруг нас» содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...
Особенности развития эмоционально - волевой сферы детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Эмоционально - волевая сфера детей с умственной отсталостью....
Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"
Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего и среднего школьного возраста на развитие учебной мотивации
Развитие учебной мотивации. Программа....
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников
Цель программы: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний и нежелательных поведенческих реакций у учащихся с ОВЗ....
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...