Рабочая программа «Учимся общаться и дружить» .
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Учимся общаться и дружить» позволяет обучающимся 1-4 классов успешно адаптироваться к новым условиям и развивает умение адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_obshchatsya_i_druzhit_2018-19_1.docx | 149.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАОЗЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
№ 16 г. ТОМСКА
634009, г.Томск,
пер.Сухоозерный,6
тел./факс 402519,405974
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ___ от _______2018г. Рук.МО _________/________________ | Согласовано Зам. директора по содержанию образования ________/Козловская О.И. _________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности
«Учимся общаться и дружить»
Направление «Социальное»
База реализации:
Обучающиеся с 1 по 4 класс
Составитель:
педагог – психолог
Держанович Е.П.
Томск – 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Учимся общаться и дружить» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 года № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Программа внеурочной деятельности «Учимся общаться и дружить» позволяет обучающимся 1-4 классов успешно адаптироваться к новым условиям и развивает умение адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.
Программа рассчитана на 4 учебных года 135 учебных часов
Режим занятий:
1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю), так как учебный год первоклассника короче.
2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
Цель программы - развить коммуникативные умения, знания, способности, воспитать коммуникабельную личность.
Задачи программы:
- формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки
- снижение уровня школьной тревожности
- создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований
- формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД
- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми
- формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.
Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современной парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает младше школьник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер. Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей (младше школьников) еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение.
В III-IV классе растет интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны обучающегося личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.
Общение не только самостоятельная сфера жизнедеятельности обучающихся, оно пронизывает и все остальные сферы. Этим определяется та важнейшая роль, которую общение играет в процессе становления и жизнедеятельности личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и
взрослыми
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
- учиться работать в паре и в группе
- выполнять различные роли
- слушать и понимать речь других ребят
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников
- учиться прогнозировать последствия своих поступков
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото)
- делать выводы в результате совместной работы в группе
- учиться графически оформлять изучаемый материал
- моделировать различные жизненные и учебные ситуации
- усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно, проявлять себя в общении
- учиться договариваться и приходить к общему решению
- учиться понимать эмоции и поступки других людей
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
3 - 4 класс
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- извлекать необходимую информацию из текста
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ
ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы работы.
Тренинги
Беседы и дискуссии
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Релаксационные упражнения
Психигимностические этюды и элементы.
Работа с книгой
Работа с притчами
Просмотр видео фильмов
Планируемые результаты и формы контроля.
Основные результаты
- Низкий уровень тревожности
- Высокая и адекватная самооценка
- Позитивное отношение к себе и своей личности
- Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
- Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
Формы контроля:
- Тестирование (групповое или индивидуальное)
- Применение проективных методик диагностики
- Наблюдение
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первый год обучения
Раздел | № | Тема занятия | Кол-во часов | Цели и задачи | УУД | Содержание |
Я в социуме | 2 | «Давайте познакомимся» | 1 | - Эмоционально-положительное отношение к школе. - Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. - Принятие образца «хорошего» ученика как примера для подражания. | К. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время. соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Понимать речевое обращение другого человека. - Слушать и понимать речь других. Л. Положительное отношение к школе. П. Находить сходства и различия, способность обобщать и находить различия. Р. Способность соблюдать правила и нормы поведения. | «Нетрадиционное приветствие» ,«Подарки», «Снежный ком» «Имя действие». |
3 | «Мы-первоклассники» | 2 | «Имя ассоциация», «Путаница», «Ассоциации», «Руки», «Коллективная сказка», | |||
4 | «Я и мои одноклассники» | 2 | «Ток», «Я рада тебя видеть», «Я в тебе уверен (а)», «Солнышко», «Паровозик», «Автобус», «Аплодисменты», «Рисунок животного». | |||
5 | «Все мы разные» | 1 | «Правда и ложь», «Комплимент», «Ассоциации», «Деревья», «Я умею лучше всех…». | |||
6 | «Чем мы похожи и чем отличаемся» | 1 | ««Комплимент», «Пирамида», «Объединитесь те кто …», «Шары». | |||
7 | «Копилка добрых дел» | 1 | «Комплимент», «Солнышко», «Учись ходить как…», «Болото», «Я могу Вас научить…» | |||
Мир моих чувств и эмоций | 8 | «Мое имя» | 1 | -Выражение посредством игры чувств и эмоций. - Сплочение ученического коллектива. - Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. | Р. Принимать и сохранять учебную задачу. П. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя. К. Задавать вопросы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л. Воспитывать заботливое отношение к окружающим. | «Ласковое имя» |
9 | «Мое настроение» | 1 | «Цветок моего настроения», «Какого я цвета?», «Угадай эмоцию друга», «Цветок дружбы». | |||
10 | «Мои чувства и эмоции» | 1 | «Какого я цвета?», Угадай эмоцию", «Пружина», «Пружина». | |||
11 | «Как выразить негативные эмоции: злость, обида» | 1 | «Два барана», «Ругаемся овощами», «Что мне мешает», «Заземление», «Уменьшение в росте человека, вызвавшего гнев». | |||
12 | «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд». | 1 | «Лучевая пушка», «Приемы снятия напряжения», «Мышь и мышеловка», «Сбрось усталость», «Гора с плеч», «Путешествие на голубую звезду». | |||
13 | «Моя семья» | 1 | «Ток», «Портрет», «Идеальный дом». | |||
14 | «Мимика и жесты» | 1 | «На улице», «Идя в школу», «На уроке», «Вы пришли домой», «Представьте себе», «Догадайся о чем я хотел сказать». | |||
Поведение в общественных местах | 15-18 | «Правила поведения в общественных местах» | 3 | Л. Представление о нравственных нормах социума. П. Ориентирование в услышанной, просмотренной информации и умение соотнести полученные знания относительно поставленной задачи. К. Слушать и понимать речь других. Отвечать га поставленные вопросы. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Р. Оценка своего ответа (легко/сложно). | Презентация, видеоролики, дискуссия. Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | |
- Усвоение навыков культурного поведения в общественных местах. - Формирование уважительного и тактичного отношения к личности другого человека. | ||||||
19-20 | «Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей» | 2 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | |||
21 | «Искусство делать, дарить и принимать подарки» | 1 | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | |||
«Познаю себя» | 22 | «Я-неповторимый человек» | 1 | -Формирование позитивного отношения к себе и окружающим людям. - Осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности. - Стремление к само изменению. | К. Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других Л. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Р. Учиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Строить сообщения в устной форме | «Мои положительные черты», Пересказ сказки В.Г. Капустина «Медвежонок и тот, кто живет в речке», «Отражение в воде», «Похвали себя и других». |
22 | «Как стать прилежным и старательным» | 1 | Знакомство с понятиями прилежный и старательный. Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья». | |||
23 | «Мои достоинства» | 1 | «Я могу», «Многие боятся», «Мне удаётся», «Лучшее о себе». | |||
24 | «Я горжусь» | 1 | Дискуссия «Мои достижения». | |||
25 | «7 моих Я» | 1 | Рисуем «Я животное, растение, птица, фрукт…..» | |||
26 | «Посеешь характер-пожнешь судьбу» | 1 | Просмотр мультфильмов. Дискуссия. | |||
27 | «Мои недостатки» | 1 | «Я не умею, НО…», «Научите меня», дискуссия. | |||
28 | «Как превратить недостатки в достоинства» | 1 | «Мои недостатки – достоинства», «Коллаж», «Дорисуй». | |||
29 | «Я глазами других людей» | 1 | «Чем мы похожи», «Ассоциации», «Комплименты», «Ладошки». | |||
30 | «Мой класс-мои друзья» | 1 | Пословицы, беседа о дружбе, «Печатаем портрет класса». | |||
31 | «Что мы узнали и чему научились» | 1 | «Пожалуйста», «Мы с тобой похожи тем, что...», «Атомы и молекулы», «Постройтесь по росту!», «Печатная машинка», «Переправа». | |||
32 | Диагностика | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела, занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Я в социуме | 6 | |
1. | 1. «Давайте познакомимся» 2. «Мы-первоклассники» 3. «Я и мои одноклассники» 4. «Все мы разные» 5. «Чем мы похожи и чем отличаемся» 6. «Копилка добрых дел» | |
Раздел 2. Мир моих чувств и эмоций | 7 | |
2. | 1. «Мое имя» 2. «Мое настроение» 3. «Мои чувства и эмоции» 4. «Как выразить негативные эмоции: злость, обида» 5. «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд». 6. «Моя семья» 7. «Мимика и жесты» | |
Раздел 3. Поведение в общественных местах | 6 | |
3. | 1. «Правила поведения в общественных местах» 2. «Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей» 3. «Искусство делать, дарить и принимать подарки» | |
Раздел 4. Познаю себя | 12 | |
4. | 1. «Я-неповторимый человек» | |
2. «Как стать прилежным и старательным» | ||
3. «Мои достоинства» | ||
4. «Я горжусь» | ||
5. «7 моих Я» | ||
6. «Посеешь характер-пожнешь судьбу» | ||
7. «Мои недостатки» | ||
8. «Как превратить недостатки в достоинства» | ||
9. «Я глазами других людей» | ||
10. «Мой класс-мои друзья» | ||
11. «Что мы узнали и чему научились» 12. Итоговое. | ||
Резервное время | 2 | |
Итого: | 31 |
Второй год обучения
Раздел | № | Тема занятия | Кол-во часов | Цели и задачи | УУД | Содержание |
Секреты общения. | 1 | Секреты общения | 1 | Развитие навыков общения и взаимодействия. | Л. Формирование социального способа оценки своих знаний. П. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы К. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время. Работать в паре. Р. Следовать режиму организации учебной деятельности. | «Я и мое имя», «Опиши одноклассника», «Подарок», «Как ты себя поведешь», «Приглашение в гости» |
1-2 | “Как и почему начинаются ссоры?”. | 2 | Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. | «Ссора», «Взаимодействие», «Корабль», «Путаница», «Сад камней», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Разожми кулак» | ||
3-4 | Мы – единая команда | 2 | Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения. | «Доброе животное», «Дракон кусает свой хвост», «Узнай по голосу», «Путаница», «Молекулы и атомы», «Гром, землетрясение, ураган» | ||
5 | Волшебная поляна | 1 | Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей. | «Угадай животное», «Волшебная поляна» | ||
6-7 | Учимся общаться | 1 | Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов. | «Знакомство», «У меня зазвонил телефон», «Детская радиопередача», «Достань мяч», Рефлексия | ||
Толерантность | 8 | “Свои и чужие”. | 1 | Развивать толерантное отношение к окружающим. | Л. Ученик может выделять морально-этическое содержание событий и действий. Формируется система нравственных ценностей. П. Наблюдать и делать простые выводы по теме. К. Высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Р. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Сказка «Ежик» |
9 | Объединяемся играя | 1 | Сплочение, снятие напряжения, установление дружеских отношений | «Подари улыбку», «Здравствуйте», «Я знаю, что ты… «Мы похожи – мы отличаемся», «Путаница» | ||
10 | Хорошо ли мы знаем друг друга | 1 | Развитие наблюдательности, умение присоединяться и чувствовать, развитие умения работать в группе и парах | «Комплименты», «Мы тебя любим», «Распускающийся бутон» | ||
Дружба | 11-12 | “Девчонки = мальчишки = …?”. | 1 | Способствовать формированию у мальчиков и девочек позитивных установок друг к другу в ходе принятия совместного решения. | Л. Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности . Р. Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны. К. Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать. П. Уметь самостоятельно наблюдать и делать простые выводы. | «Башня», «Совместное рисование», «Ну-ка все вместе» |
13 | Лесной охотник | 1 | Сплочение, развитие чувства коллективизма, умение управлять своим поведением | По методике Т.А. Кириленко | ||
14 | В гостях у Робинзона | 1 | Развитие творческого нестандартного мышления, формирование умения работать в группе | «Незаконченный рисунок», «необычные звери», «Несчастное дерево», «И снова животные», | ||
15-17 | Что такое дружба. “Друзья и недруги”. Учимся дружить | 2 | Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты).Содействовать осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развитие толерантного отношения к окружающим. | Беседа об уважении и принятии другого. Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”. Л.Н. Толстой «Два товарища» «Паутина», работа в командах «мой идеальный друг, «Что важно для дружбы» | ||
Чем люди отличаются друг от друга. | 18-19 | Планета - это мы | 2 | Навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других | Л. Формирование собственной точки зрения. Предпочтение социального способа оценки своих знаний. Р. Адекватно принимать оценку своей деятельности со стороны. П. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. К. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
| Разминка, «Работа в группах», «Обучение хорошим манерам», «Хорошие слова и чувства» |
20 | Какие качества нам нравятся друг в друге. | 1 | « Мне нравиться в тебе…», «Обмен качествами», «Мне нравиться в тебе…, потому что…» | |||
21-22 | Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. | 2 | «Сходства и различия», «Все мы разные, все мы одинаковые», дискуссия , просмотр мультика. | |||
23-24 | Каждый человек уникален | 2 | Дискуссия. «Коллаж», «Поговорим о родителях, о друзьях о себе». | |||
Какой Я — Какой Ты? | 25 | Какой Я? | 1 | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. | Л. Оценивает деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли. - Может выделять морально-этическое содержание событий и действий. Р. Корректировать выполнение задания. К. Доброжелательно идти на контакт, участвовать в совместном решении проблемы (задачи). П. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; | «Кто я?», «Какой я – большой или маленький?», «Мои способности», «Мой выбор, мой путь», «Мой внутренний мир» «Что значит верить?». |
26-27 | Какой Ты? Учимся договариваться. | 2 | «Какой Я? Какой Ты?», «Ладошки», «Круг», «Подари мне…», Сочиняем сказку. | |||
28-29 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице. | 2 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице. Домашние трудности. | |||
30 | Школьные трудности. | 1 | «Я и моя школа», Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с «немогучками». | |||
31-32 | Домашние трудности. | 2 | «Мне сложно, но …». Рисуем трудности и преображаем их», Чтение стихов, рассказов и их обсуждение. | |||
33-34 | Итоговое занятие. | 2 | « Я умею, Я могу», «Наш дружный класс», сочиняем сказку, «Дружба крепкая….». |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Секреты общения | 6 | |
1. | 1. Секреты общения 2. Как и почему начинаются ссоры? 3. Мы – единая команда. 4. Мы – единая команда. 5. Волшебная поляна. 6. Учимся общаться. 7. Учимся общаться. | |
Раздел 2. Толерантность | 3 | |
2. | 1. Свои и чужие 2. Объединяемся играя. 3. Хорошо ли мы знаем друг друга. | |
Раздел 3. Дружба | 7 | |
3. | 1. Девочки = мальчики = …? 2. Девочки = мальчики = …? 3. Лесной охотник. 4. В гостях у Робинзона 5. Что такое дружба. «Друзья и недруги». Учимся дружить. 6. Что такое дружба. «Друзья и недруги». Учимся дружить 7. Что такое дружба. «Друзья и недруги». Учимся дружить | |
Раздел 4. Чем люди отличаются друг от друга | 7 | |
4 | 1. Планета - это мы. 2. Планета - это мы. 3. Какие качества нам нравятся друг в друге. 4. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. 5. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. 6. Каждый человек уникален. 7. Каждый человек уникален. | |
Раздел 5. Какой Я? Какой Ты? | 8 | |
5. | 1. Какой Я? 2. Какой Ты? Учимся договариваться. 3. Какой Ты? Учимся договариваться. 4. Трудности второклассника в школе, дома, на улице. 5. Трудности второклассника в школе, дома, на улице. 6. Школьные трудности. 7. Домашние трудности. 8. Итоговое занятие. | |
Резервное время | 1 | |
Итого: | 34 |
Третий год обучения
Раздел | № | Тема занятия | Кол-во часов | Цели и задачи | УУД | Содержание | ||
Я среди людей | 1 | И снова, Здравствуйте! | 1 | Создание положительного эмоционального настроя в группе. Способствовать самораскрытию личности. | Л. Относиться открыто к внешнему миру, чувствовать уверенность в своих силах в учебной деятельности, уметь адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности. Р. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. | «Расскажите историю», «Оркестр», «Ковчег», «Переправа», «Да, здравствует команда!». | ||
2 | Мои сильные и слабые стороны | 1 | «Я рад общаться с тобой», «Восковая палочка», «Что моя вещь знает обо мне», «Достойный человек не тот у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства», «Воздушные шарики» | |||||
3 | Я среди людей | 1 | Ласковое имя» «Молекулы» «Групповой танец» «Радуга» «Слово на прощание» | |||||
4-5 | Мои поступки | 2 | «Встреча на мосту», «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение», Игра «Вопрос-ответ», «Восковая палочка» Проблемная ситуация «Вызов к директору» (демонстрация уверенного, неуверенного, грубого поведения), «Аукцион»(проблемные ситуации) «Слепец и поводырь» | |||||
6 | Почему люди ссорятся | 1 | Определить особенности поведения в конфликте. Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов. Познакомить со способами выхода из конфликтной ситуации. Выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций. | Л. Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на предложение взрослого. Р. Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат. К. Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать . П. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Тропинка» «Дерево ссор» (запись причин; коллаж) «Отдай предмет» «Толкалки без слов» «Красивая поляна» «Ладошки» | |||
7 | Конфликтны ли вы? | 1 | «От улыбки станет всем светлей» (жест) «Выйти по числу пальцев» «Настойчивость – сопротивление» Методика «Конфликтный ли вы человек?» «Постройтес ь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…)) | |||||
8-9 | Способы выхода из конфликтной ситуации | 2 | «От улыбки станет всем светлей» (жест) «Да и нет». Обсуждение .Проблемная ситуация «В классе»(новый ученик занял парту). Проигрывание. «Способы выхода из конфликтной ситуации» | |||||
Компромисс | 10 | Неконфликтная личность | 1 | «Парные толкалки» «Армреслинг», «Сила власти», «Неконфликтная личность», Релаксация «На озере». | ||||
11 | Умение слушать | 1 | «Пойми меня», Тест «Умеете ли вы слушать?», Беседа «Что мешает слушать других людей», «Испорченный телефон» Релаксация «На реке» , «Слово на прощание» | |||||
12 | Умей договориться | 1 | "Здравствуйте" с разными оттенками интонаций, «Паутина», «Список», «Близнецы», «Жест». | |||||
13 | Нужна ли агрессия | 1 | «Кричалки, шепталки, молчалки» «Агрессия. Понятия сердитость, злость, гнев. Нужна ли агрессия?» Притча о змее. «Агрессивное существо», «Переманивания» | |||||
14-15 | Что делать со злостью и агрессией | 2 | Проблемные ситуации, «Продолжи предложение «Когда я зол…», «Рецепт агрессивности», Бабочка- ледышка», «Лист и гнева» Беседа «Способы снятия агрессии», «Договор о поведении», «Спустить пар»(дети говорят друг другу, что им мешает или на что он сердится), «Стеклянная стена». | |||||
16-17 | Освободись от негативных чувств | 2 | «Самый маленький шарик» , «Мусорное ведро», «Бумажный дождь», «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…)), «Постройте букву», «Обзывалки», «Муравьиная тропа». | |||||
Толерантное отношение к окружающему | 18 | Путешествие в волшебную сказку. | 1 | Рефлексия нравственных качеств «Я». Управление произвольностью внимания. Изучение причинно-следственных связей. Контроль своего поведения в сотрудничестве. Развитие потребности в нравственном самосовершенствовании через изучение культуры разных народов. Ориентировка на ценности человеческой личности. | Р. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.- Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, презентацию). К. - Высказывать и обосновывать свою точку зрения; - Задавать вопросы. | Сочиняем сказку с заданным началом и концом. Дискуссия. | ||
19 | Я могу быть волшебником. | 1 | «Цветик - семицветик», «От улыбки», «Вежливые слова». Притча о добре. | |||||
20-21 | Маленькое дело лучше большого безделья | 2 | Дискуссия. Рисуем открытку бабушке/дедушке. Просмотр мультфильмов, прочтение и обсуждение рассказов и стихов. | |||||
22 | Богатыри на Руси. | 1 | Дискуссия, Современные богатыри и богатыри из сказок «Да-нет». | |||||
23-24 | У каждого народа свой герой. | 2 | Прочтение и обсуждение сказок народов мира. | |||||
25-26 | Культура разных народов. | 2 | Презентация учащимися культуры страны (наиболее понравившейся, на выбор). | |||||
Мы группа | 27-34 | Мы группа | 6 | Сплочение группы, способствовать развитию навыков совместной деятельности, а также правильному взаимодействию. | Л. Формированние социальных мотивов (чувство долга, ответственность). П. – Уметь анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Р. Осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач. | "Поздороваться без слов", "Составление рас сказа", "Дом инвалидов", "Передача чувств", "Испорченный видео магнитофон", "Защита проекта", "Чемодан", "Портрет группы". |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Я среди людей | 9 | |
1 | 1. И снова, здравствуйте! 2. Мои сильные и слабые стороны. 3. Я среди людей. 4. Мои поступки. 5. Мои поступки. 6. Почему люди ссорятся. 7. Конфликтны ли вы ? 8. Способы выхода из конфликтной ситуации. 9. Способы выхода из конфликтной ситуации. | |
Раздел 2. Компромисс | 8 | |
2 | 1.Неконфликтная личность. 2.Умение слушать. 3. Умей договорится. 4. Нужна ли агрессия. 5. Что делать со злостью и агрессией. 6. Что делать со злостью и агрессией. 7. Освободись от негативных чувств. 8. Освободись от негативных чувств. | |
Раздел 3. Толерантное отношение к окружающему | 9 | |
3 | 1. Путешествие в волшебную страну. | |
2. Я могу быть волшебником. | ||
3. Маленькое дело лучше большого безделья. | ||
4. Маленькое дело лучше большого безделья. | ||
5. Богатыри на Руси. | ||
6. У каждого народа свой герой. | ||
7. У каждого народа свой герой. | ||
8. Культура разных народов. | ||
9. Культура разных народов. | ||
Раздел 4. Мы группа | 6 | |
4 | Мы группа. | |
Мы группа. | ||
Мы группа. | ||
Мы группа. | ||
Мы группа. | ||
Мы группа. | ||
Итоговое занятие. | ||
Резервное время | 2 | |
Итого: | 34 |
Четвертый год обучения.
Раздел | № | Тема занятия | Кол-во часов | Цели и задачи | УУД | Содержание | |
Мое настроение | 1 | Введение в мир психологии
| 1 | - Сплочение классного коллектива. - Научить осознавать свои эмоциональные состояния. -Развитие доброжелательного отношения к себе и к другим. - Научить детей работать сплоченной, дружной командой.
| Л. Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве. Р. Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. К. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. П. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | «Правила работы на занятиях»; «Комплименты», Рис. «Это Я» | |
2-3 | Мое настроение
| 2 | «Что такое настроение», | ||||
4 | Кто Я? Какой Я? | 1 | «Кто Я?», «Какой Я?», | ||||
5-6 | Радость. | 2 | «Радость – это…», «Моя ладошка», «Мои желания», «Мои счастливые моменты в жизни» , - Рис. «Счастье», Моя звезда», | ||||
7-8 | Грусть. | 2 | |||||
9-10 | Страх.
| 2 | -Тест «Страхи в домиках», | ||||
Я и мир вокруг меня | 11 | День психологии
| 1 | Задания на внимание; | |||
12 | Я и мир вокруг меня
| 1 | -Развитие социально-коммуникативных навыков. -Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека. | Л. Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки. Р. Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия. К. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Уважение позиции других людей, отличную от собственной. П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений. | «Я и мой мир», «20 желаний», «Пожелание», | ||
13-14 | Я и мои друзья | 2 | «Групповая дискуссия», «Солнце, тучка, дождик», | ||||
15 | Я и моя школа
| 1 | «Школа – это…», «Неоконченные предложения», - Рис. «Школа на планете», «Наоборот», - Анкета «Психологический климат в классе»; | ||||
Я и моя семья
| 3 | Анкета «Мои взаимоотношения», Анкета «Близкие ребенку люди»; | |||||
Мои способности | 2 | М. «Корректурная проба»; | |||||
21 | Мой внутренний мир | 1 | «Мой рисунок- это чудо», | ||||
16-18 | Дружба девочек и мальчиков
| 1 | -Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу; - Развитие навыков координации совместных действий. - Научить детей в конфликтах идти на компромисс;
| Л. Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали. Р. Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия. К. Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. Рефлексии. П. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
| «Я – девочка», «Я – мальчик», Анкета «Я», «Мои проблемы», Почта доверия, «Письмо», Коллаж на тему «Дружба». | ||
19-20 | Я – уникальная и неповторимая личность | 2 | «Мое имя», | ||||
25 | Мы – дружный класс | 1 | «Цвет моего настроения», | ||||
26-27 | Познай самого себя и других | 2 | «Нарисуй свой характер», | ||||
28 | Мои ценности | 1 | «Мои ценности», «Мои качества», «Я хочу, я могу, | ||||
29-31 | Мое настоящее и будущее | 3 | Коллаж на тему «Мое будущее. Моя цель в жизни» | ||||
32-34 | Итоговое занятие «Всем спасибо» | 3 | «Мои пожелания классу», |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела, занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Моё настроение | 10 | |
1 | 1. Введение в мир психологии. 2. Моё настроение. 3. Моё настроение. 4. Кто Я? Какой Я? 5. Радость. Удовольствие. Интерес. Счастье. 6. Радость. Удовольствие. Интерес. Счастье. 7. Грусть. Обида. 8. Страх | |
Раздел 2. Я и мир вокруг меня | 22 | |
2 | 1. День психологии. 2. Я и мир вокруг меня. 3. Я и мои друзья. Правила дружбы. 4. Я и моя школа. 5. Я и моя семья. 6. Мои способности. 7. Мой внутренний мир. 8. Дружба девочек и мальчиков. 9. Я – уникальная и неповторимая личность. 10. Мы дружный класс. 11. Познай самого себя и других. 12. Мои ценности. 13. Моё настоящее и будущее. 14. Итоговое занятие «Всем спасибо» | |
Резервное время | 2 | |
Итого: | 34 часа |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА
- Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2014. – С.224
- Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
- Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
- Саенко Ю.В. Регуляция эмоций (2010)- С-П: Речь, 2010, с 232
- Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/
- Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
- «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
Материально-технические средства обучения
- Ковер
- Бумага для рисования
- Маски для перевоплощения и инсценировок
- Краски, карандаши, фломастеры
- Пластилин или глина (масса для лепки)
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска
- Колонки
- Принтер
- Стулья
- Столы
- Сухой бассейн
- Световой душ (2 шт.)
- Массажные коврики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Учимся общаться"
Программа для педагогов - психологов средней школы...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учись учиться"".
Рабочая программа "УЧись учиться"". Внеурочная деятельность.3 класс....
ПРОГРАММА кружка «Учимся общаться и дружить»
ПРОГРАММА кружка «Учимся общаться и дружить» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...
ПРОГРАММА кружка «Учимся общаться и дружить»
Общая характеристика кружка. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучен...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учусь учиться", 4 класс
Рабочая программа "Учусь учиться"....
Рабочая программа "Учись учиться"
Рабочая программа обще-интеллектуального направления, составленная на основе учебного пособия Языкановой Е.В. "Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения"....