Программа "Учимся общаться"
рабочая программа на тему

Программа для педагогов - психологов средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_umeesh_li_ty_obshchatsya.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Учимся общаться"

Пояснительная записка.

Формируясь и развиваясь в обществе, человек включается во множество социальных связей, взаимодействует с самыми разными людьми по самым разным поводам.

Весь спектр многогранных, многосторонних связей охватывается понятием “общение”. По определению Петровского, “общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу”).
  2. Умение организовать общение (“Я умею), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю”).

Итак, трудно представить себе сферу более многомерную, многотрудную, а, главное, весьма деликатную, порой трудноуловимую, чем общение.

Исследования свидетельствуют о том, что многочисленные конфликты в семьях, на производстве, в воспитании детей возникают именно из-за отсутствия культуры общения.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития личности подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.

Уже в младшем подростковом возрасте развивается потребность разобраться в своих поступках, оценить сложные жизненные ситуации, высказать свои суждения о жизни, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. А, главное, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Именно интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подросткового возраста. Отношения с товарищами, находясь в центре жизни подростка, во многом определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.

Л.И. Божович отмечает, что если в “младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков”, наоборот, “привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками”. [1]

Для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Это стремление является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Подросток, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, отклонениям в психическом развитии, возникновению аффективных переживаний, может стать причиной недисциплинированности, снижения успеваемости и даже правонарушений подростка.

Все это вызывает необходимость проведения систематических факультативных занятий – научно-обоснованных, помогающих школьнику изучать наряду с многообразием мира и самого себя, увидеть себя в центре человеческих взаимоотношений.

Мы считаем, что наряду с этим, очень важно показать подростку, что целостный процесс общения наряду с информативно-коммуникативной функцией, функцией познания людьми друг друга, включает и функцию самопознания.

Цель курса – развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенций, способствующих успешной адаптации личности в обществе.

Основные задачи курса:

  1. Расширить у учащихся понятие “общение”.
  2. Вызвать у подростков интерес к проблемам общения.
  3. Познакомить с различными видами и формами человеческого общения.
  4. Показать многообразие общения человека с окружающим миром и людьми
  5. Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.
  6. Программа курса рассчитана на 32 часа и предназначена для учащихся 5 классов.
  7. Учебный курс включает в себя 2 основных раздела:
  8. Общение – это путешествие в самих себя.
  9. Общение – это искусство понимать и принимать других

Как видно из названий разделов, каждый из них направлен на осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности и, вместе с тем, на формирование социальных навыков. В тематике занятий прослеживается линия, направленная от осознания себя как личности к осознанию себя в социуме.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
– вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания (в этой части применяются такие психологические упражнения, как “мозговой штурм” и специальные” разогревающие” упражнения);
– основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществляется с использованием ролевых игр, творческих этюдов, элементов психодрамы и т.д.)
– заключительная часть (включает осмысление полученного опыта, рефлексию).

В процессе групповой работы используются различные приемы, они, как правило, полифункциональны, с их помощью можно решать сразу несколько задач. Это:
– ролевые игры. В ролевых ситуациях учащиеся ставятся в положения, ролевантные их реальной деятельности, и оказываются перед необходимостью изменить свои установки на окружающий мир;
– психогимнастические игры;
– дискуссионные игры;
– эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование)
– релаксационные методы;
– когнитивные методы, помогающие “освобождению” мышления от иррациональных убеждений, т. е. “умственного мусора”

Основными критериями усвоения материала являются:
– анализ продуктов познавательной деятельности;
– целенаправленное наблюдение за работой учащихся на занятиях;
– умение учащихся давать самооценку и оценку происходящим событиям с необходимыми комментариями и объяснениями.

В результате изучения курсе учащихся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
– овладеть психологической лексикой;
– овладеть “эмоциональной грамотностью”;
– осознать свои достоинства и достоинства других людей;
– осознать свое место в социуме.
– сформировать стойкое убеждение в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.

В качестве измерителей оценки развития коммуникативных способностей, перцептивных и рефлексивных способностей могут быть использованы следующие методики:

  1. Социометрия.
  2. Тестовая карта № 2. Психологический климат школьного коллектива.
  3. Ценностные ориентации.
  4. Тест школьной тревожности Филлипса.
  5. Анкета “Умеешь ли ты общаться”

Тематическое планирование.

Тема раздела

№ урока в теме

Кол-во часов

Тема урока

Домашнее задание

Ожидаемый результат

Общение – это путешествие самих в себя.

Цель: Осознание учащимся неповторимости свой индивидуальности и зависимости успехов человека в обществе от его личных качеств.

1–2

2

Введение в мир психологии.

Работа со словарями.

Расширение у учащихся понятия общения.

3

1

Общение в жизни человека.

Составить круг общения.

Осознание учащимися многообразия общения человека с окружающим миром.

4

1

Я и Я (психологический автопортрет).

Мини-сочинение “Кто такой Я?”

Развитие интереса к собственному внутреннему миру.

5

1

Я глазами других людей.

Заполнить таблицу “Я и мои одноклассники”.

Формирование навыков критического отношения к себе, конструктивного отношения к критике в свой адрес.

6

1

Мои проблемы.

Составить “вредные” советы по достижению поставленных целей.

Умение прогнозировать негативные последствия поступков и чувства ответственности за них.

7

1

Все мы разные, все мы одинаковые.

Развитие толерантности.

8

1

Слагаемые общения.

Умение руководствоваться в своем поведении общепринятыми человеческими ценностями.

9

1

Основные средства общения.

Повторить средства общения.

Умение грамотно использовать разнообразные средства общения.

10–11

2

Я и мой язык: враг или друг.

Подобрать пословицы и поговорки о языке.

Развитие интереса к вербальным средствам общения.

12–14

3

Как можно общаться без слов.

Подготовить невербальные этюды.

Умение правильно оценивать внутреннее состояние человека по внешним проявлениям.

15–16

2

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

Пробудить стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение.

17–18

2

Учимся управлять собой.

Умение использовать способы регуляции настроения.

19–20

2

Барьеры общения.

Ответить на вопрос: “Что мне мешает и помогает в общении”.

Формирование психологической готовности к адекватным действиям в сложных ситуациях.

21–22

2

Как предотвратить конфликт.

Составить алгоритм выхода из конфликтной ситуации.

Умение позитивно разрешать конфликты.

23–24

2

Учимся слушать друг друга.

Развитие умения понимать других людей.

25

1

Комплименты или лесть.

“Солнечные лучи” со своими родителями и близкими.

Формирование эстетического вкуса.

26

1

Что такое сотрудничество.

Оптимизация внутригруппового сотрудничества.

Общение – это искусство понимать и принимать других.

Цель: Формирование бесконфликтного общения, развитие толерантности.

27–28

2

Семь “Я” (Я в кругу семьи).

Традиции в моей семье.

Осознание семьи как самой главной человеческой ценности.

29–30

2

“И в дружбе есть свои законы” (Я в кругу сверстников).

Составить объявление-презентацию “Ищу друга”.

Формирование конструктивного взаимодействия с членами классного коллектива.

31

1

Я и моя школа.

Рисунок “Моя школа”.

Развитие позитивного интереса к школьной жизни.

32

1

Итоговое занятие.

Литература.

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
  2. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.
  3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения “Роспедагентство” 1995.
  4. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1970.
  5. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1986.
  6. Леви В.Л. Я и мы. М.: Молодая гвардия, 1973.
  7. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ “Профиздат”, 1991.
  8. Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.
  9. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

Анкета  « Умеем ли мы общаться?

1.В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А.не принимаю участия

Б. кратко высказываюсь в защиту той точки зрения ,которую считают правильной

В активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя»

2. Выступаете ли вы на собраниях ( классных часах ) с критикой взрослых?

А. нет

Б. только если имею для этого веские основания

В. Критикую всегда и по любому поводу.

3.Часто ли вы спорите с друзьями?

А. только в шутку и то если люди не обидчивые

Б. лишь по принципиальным вопросам в

В. Споры моя стихия.

4. Вы стоите в очереди .Как вы реагируете ,если кто-то лезет вперед?

А. возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

Б.делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону

В .прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

5. дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция

А. не буду поднимать бучу из-за пустяка.

Б.молча возьму солонку

В. Не удержусь от едких замечаний и ,быть может , демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

А. с возмущением посмотрю на обидчика

Б. сухо без эмоций сделаю замечание

В. Выскажусь, не  стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

А. промолчу

Б. ограничусь коротким ,но тактичным комментарием.

В. Выскажу все, что я об этом думаю

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?

А. постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии

Б. не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.

В. Проигрыш испортит мне настроение, подумаю ,как отомстить обидчикам.


В данной работе мы использовали:

1. Вопросы:

  • Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?
  • Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?
  • Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?
  • Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?

2. Социометрическая методика изучения ценностей.

Понятия:

Когда ты вырастешь, ты будешь…

1. Красиво одеваться.

2. Богатым.

3. Очень умным.

4. Властелином мира.

5. Красивым.

6. Всегда помогать людям.

7. Пойдешь воевать.

8. У тебя будет много друзей.

Детям предлагается расположить варианты в порядке значимости для них.

2.3. Количественный анализ полученных данных

На основе ответов составим таблицу.

  1. Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?

Ответы и обоснования

1

Я бы не дала, потому что он у меня в тетрадке ещё что-то сделает. Это плохо, за него будут делать, он ничему не научится.

2

Нет, плохо делает тот, кто просит. Потому что нельзя так делать, нельзя обманывать учительницу. Тот, кто даст, тоже плохо сделает, но он не обманывает.

3

Не дала бы. Учительница могла увидеть. Потом нельзя обманывать старших.

4

Да, если он старался, то дам списать, а если не старался, то пусть получит «два» или «кол».

5

Я бы не дал, плохо поступает мой товарищ, потому что он учительницу в школе не слушает.

6

Я бы не дала списать, потому что списывать нельзя. Надо самому думать. Он будет списывать, ничего не будет знать, и останется на второй год.

7

А я бы дала, т.к. он заступается за меня, когда другие мальчишки обижают.

2. Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?

1

Откажусь, списывать - нехорошо.

2

Я поступлю глупо, если спишу, потому что на следующей контрольной работе я все равно ничего знать не буду.

3

Лучше получить честную двойку, без обмана, не спишу.

4

Я сам виноват, не возьму подсказку. Прогулял этот урок.

5

Нет, я лучше еще немного сам подумаю.

6

Я же отличница. Я всегда могу выполнить работу, но даже если бы не смогла, - не списала бы.

7

А я бы взяла. Потому что плохо знала эту тему.

3. Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?

1.

Назову. Это не хороший человек. Нельзя разбивать окна.

2.

Обманывать учительницу нельзя. Нужно сознаться. Или я ей все расскажу.

3.

Да, я все расскажу про него. А то все мальчишки станут окна бить.

4.

А я бы просто промолчал. Как ему будет трудно, если на него ябедничать будут.

5.

Я ничего не скажу, нехорошо подводить товарища, меня мама так учила.

6.

При всем классе я бы не назвала его фамилию, но потом бы я все рассказала.

7.

А я бы и потом не рассказала. Он же мой одноклассник.

4. Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?

1

Я бы не сказала. Не хочу, чтобы папа и мама меня наказывали.

2

Я бы стер двойку и написал тройку. Сказал бы, что учительница сама исправила, а то меня папка побьет.

3

Я бы сразу не сказала. Не люблю, когда меня наказывают.

4

Я поступил бы хорошо. Я получил бы «пять». А из-за двойки обманывать маму и папу нехорошо. Они меня за одну двойку простят. Вдруг еще на собрании скажут, тогда еще хуже будет.

5

Нужно сначала исправить эту двойку, целый день сидеть, не вставая, заниматься, а потом ее вместе с хорошей оценкой показать.

6

Я бы не показала. Я такая взрослая и получаю двойки - стыдно.

7

Меня не пустят погулять - я лучше промолчу, а потом исправлю и скажу о двойке.

Качественный анализ полученных данных.

По первым двум вопросам мы видим 2 ответа соответствия моральным нормам из 7 - первый вопрос; 1 ответ соответствия из 7 - второй вопрос.

С первых дней обучения школьники узнают от учителя о таких правилах: нельзя списывать у другого, пользоваться подсказкой и давать списывать. Из приведенных ответов и обоснований мы видим, что в младших классах дети осуждают как тех, кто списывает, так и тех, кто дает списывать. В их оценках в той или иной форме выступает, прежде всего, отношение учителя к такому поведению. Младшие школьники не выделяют также такого эстетического аспекта - как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.

По третьей ситуации мы обнаруживаем следующее: 3 соответствия моральным требованиям из 7 ответов.

В данном случае такие моральные понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками. Только трое из семерых полагают, что в некоторых случаях неправда или просто умолчание допустима и даже необходима.

Известно, что школьников всегда пугает перспектива получения плохой оценки. Двойка - это стыд перед учителем и товарищами, удар по самооценке, по самолюбию. По четвертому вопросу складывается следующая картина:

Для младших школьников: 2 соответствия моральным требованиям из 7 ответов.

В этой ситуации принятие решения осложняется тем, что в качестве побудителей выступают несколько мотивов, которые могут быть конкурирующими. Положение усложняется тем, что два мотива, из которых только один должен определить поступок, по своей значимости являются для ребенка равносильными.

Для младших детей мотив «боязнь быть наказанным» оказался легче осознаваемым в силу того, что он им более знаком по опыту. Они очень хорошо знают, что, значит быть наказанным за плохую отметку. Поэтому такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, в нравственном отношении более высокими.

Изобразим графически полученные социометрические данные.

Когда ты вырастешь, ты будешь…

Сводные данные таковы,

1. Очень умным.

2. Богатым.

3. Править всем миром.

5. Красивым.

6. Всегда помогать людям.

6. У тебя будет много друзей.

Выбор детей также свидетельствует о влиянии на их выбор тех взрослых, которые их окружают.

Значимым становится то отношение, которое основывается на внутренних потребностях, проявления так называемого детского максимализма и завышенной самооценкой.

Выводы по второй главе. Суждения младших школьников о степени нравственности поступка, их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт. Им мешает также отсутствие теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях.

Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.

В связи со сказанным большое значение приобретает проблема воспитывающей роли личности самого учителя, нравственный облик которого должен быть в глазах детей безупречным.

Необходимо учитывать, что, проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки доз-воленного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предатель-ство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся, - это глубокая вера в человека, в его возможности, гуманное, оптимистическое отношение к растущему человеку.

Заключение

В своей работе мы провели социологическое исследование детей в возрасте 6-9 лет на предмет ценностных ориентаций.

Проводя подготовительный информационно-поисковый анализ поставленной темы мы выдели следующие важные, на наш взгляд, аспекты:

- Важное условие формирования нравственно здорового общества обеспечение в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.

- Ценности формирую смысл жизни человека, (в самом широком понимании) состоящий, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.

- Дети судят о действиях людей по их следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрица-тельному результату, является плохим независимо от того, совершен он слу-чайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.

Проведенные нами исследования подтвердили, что:

- Младшие школьники не выделяют такого эстетического аспекта - как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.

- Такие моральные понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками.

- Такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, в нравственном отношении более высокими.

Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.

Все вышесказанное, подводит нас к выделению необходимости в разработке средств и методов, способных изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования

  Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)

Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего обра

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ нача...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального ...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016...