Программа «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)
рабочая программа
«Цветик-семицветик» - программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_cvetik-semicvetik_n.ju-kurazheva.docx | 73.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цветик-семицветик»
программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей
(Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)
Пояснительная записка
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»
Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Формы работы с детьми
в рамках программы «Цветик-семицветик»
Групповые занятия
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Возраст | Число детей | Время занятий |
3 – 4 года | 5 – 6 человек | 20 минут |
4 – 5 лет | 6 – 7 человек | 20 минут |
5 – 6 лет | 7 – 8 человек | 25 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
3 – 4 года - восприятие;
4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;
5 – 6 лет - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий:
- Фонотека.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Доска.
- Цветные мелки.
- Краски, карандаши, фломастеры.
- Писчая и цветная бумага.
- Строительный материал.
- Ковёр.
- Рабочие тетради.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.
В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.
Задачи психологического курса для детей 3-4 лет:
- Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
- Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
- Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
- Развивать способность подчинять свои действия правилам.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
- Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
- Способствовать формированию позитивной самооценки.
Возрастные особенности детей 3-4 лет:
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Экспериментирование. Конструирование. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм. |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Цветик-семицветик» детей 3 – 4 лет.
Неделя | Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы и упражнений | |||
Октябрь | ||||||
1 неделя | Знакомство | 1.Познакомить детей друг с другом. 2. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | - приветствие (с помощью зайчика); - упражнение «Давай знакомиться»; - динамическая пауза «Зайчики», «Зарядка-отдыхалка»; - игры: «Карусели», «Зайка», «Раздувайся, пузырь»; - коллективная работа «Цветочная полянка»; - ритуал прощания. | |||
2 неделя | Давайте дружить | 1.Продолжать знакомить детей друг с другом. 2.Сплотить группу. 3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | - приветствие (при помощи «мяча-помощника»); - игры: «Карусели», «Раздувайся, пузырь»; - динамическая пауза «Звериная зарядка»; - задания: «Прятки», «Лабиринт»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - ритуал прощания. | |||
3 неделя | Правила поведения на занятиях | 1.Продолжать знакомство детей друг с другом. 2.Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. 3.Развитие навыков культурного общения. 4.Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) | - приветствие (при помощи «мяча-помощника»); - игры: «Давай поздороваемся», «Кто позвал?», «Вежливый мостик»; - динамическая пауза «Танец в кругу»; - подвижная игра «Пожалуйста»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - задания: «Что хорошо, что плохо», «Загадки»; - ритуал прощания. | |||
4 неделя | Я и моя группа | 1.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. 3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4.Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. | - приветствие (при помощи «мяча-помощника»); - задания: «Художник», «Найди отличия»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - игра «Прятки», «Если тебе нравится, то делай так», «Волшебная палочка»; - экскурсия по кабинету; - ритуал прощания. | |||
Ноябрь | ||||||
1 неделя | Радость | 1.Знакомство с эмоцией «радость». 2.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 3.Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | - приветствие «Улыбка»; - беседа: «Я радуюсь, когда…»; - упражнения: «Гномик» - динамическая пауза «Солнышко»; - пальчиковая гимнастика «Весёлый гном»; - задание «Радостная страничка»; - музыкальное задание «Весёлый мишка»; - психомышечная гимнастика «Буратино» - ритуал прощания. | |||
2 неделя | Грусть | 1.Знакомство с эмоцией «грусть». 2.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 3.Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | - приветствие (с помощью кивка головой); - сказка «Курочка Ряба»; - беседа «Мне грустно, когда…»; - задания: «Грустный утёнок», «Ребята в поезде», «Грустная страничка»; - игры: «Загадочные билеты», «Аплодисменты», «Угадай эмоцию»; - пальчиковая гимнастика «Грустный гном»; - подвижная игра «Грустный - весёлый»; - упражнение «Гномик», «Найди утят»; - ритуал прощания. | |||
3 неделя | Гнев | 1.Знакомство с эмоцией «гнев». 2.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 3.Тренировка мимических навыков. | - приветствие; - беседа «Я сержусь, когда…»; - задания: «Проведи дорожку», «Найди хозяйку», «Сердитая страница», «Найди сердитого зверя»; - игры: «Зеркало», «Гномик», «Угадай эмоцию»; - психогимнастика «Король-боровик»; - музыкальное задание; - психомышечная гимнастика: «Бяка-Бука», «Бабочка», «Буратино»; - пальчиковая гимнастика «Сердитый гном»; - ритуал прощания. | |||
4 неделя | Словарик эмоций | 1.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 2.Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. 3. Закрепление мимических навыков. | - приветствие «Незнайка»; - задания: «Найди маски героям», «Собери картинку»; - пальчиковая гимнастика «Весёлый гном»; - игра «Угадай эмоцию», «Слушай внимательно», «Замри», «Найди различия»; - музыкальное задание; - психомышечная тренировка «Медвежата в берлоге»; - ритуал прощания. | |||
Декабрь | ||||||
1 неделя | Разноцветный паровозик | 1.Развитие восприятия (цвета). 2.Развитие умения различать цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). 3.Развитие навыка цветового соотнесения. 4.Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи). | - приветствие; - игры: «Цветной паровозик», «Наведи порядок»; - подвижная игра «Светофор»; - загадки; - динамическая пауза «Огород»; - упражнения: «Запомни своих друзей», «Прогулка»; - задания: «Найди лишнее»; - ритуал прощания. | |||
2 неделя | Пригласительный билет | 1.Развитие восприятия формы: круг квадрат, треугольник. 2.Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме. | - приветствие; - сказка; - игра «Геометропаровоз», «Лесные звуки», «Внимательный рыболов»; | |||
- упражнения: «Вкусы»; - задания: «Лабиринт», «Удивительная рыбалка»; - пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»; - динамическая пауза «Звериная зарядка» - ритуал прощания. | ||||||
3 неделя | Восприятие величины (большой - маленький) | 1.Развитие восприятия величины: большой – маленький. 2.Развитие мыслительной операции «сравнение». | - приветствие; - сказка «Любопытные мышата»; - игры: «Вспоминайка», «Большой - маленький»; - задания: «Лабиринт», «Наведи порядок», ; - пальчиковая гимнастика «Мышь и слон»; - динамическая пауза; - упражнение «Лишний домик»; - ритуал прощания. | |||
4 неделя | Здравствуй, зима! | 1.Развитие познавательных психических процессов. 2.Обобщение пройденного материала. | - приветствие; - задания: «Снеговик», «Найди пару снежинке», «Санки», «Мешок с подарками»; - танец снежинок; - пальчиковая гимнастика: «Погода»; - игра «Снежинки, сугробы, сосульки»; - ритуал прощания. | |||
Январь | ||||||
2 неделя | Восприятие длины (длинный - короткий) | 1.Развитие восприятия длины: длинный – короткий. 2.Развитие умения соотносить предметы по величине. | - приветствие; - сказка «Длинный - короткий»; - игра «Змея», «Гусеница»; - задания: «Длинный – короткий», «Лабиринт», «Найди хвост»; - пальчиковая гимнастика «Кошка»; - ритуал прощания. | |||
3 неделя | Восприятие величины (широкий - узкий) | 1.Развитие восприятия длины: широкий – узкий. 2.Развитие умения соотносить предметы по величине. | - приветствие; - сказка «Широкий - узкий»; - игры: «Запоминай-ка», «Большие ноги»; - пальчиковая гимнастика «Лягушка»; | |||
- задания: «Лабиринт», «Найди пару»; - ритуал прощания. | ||||||
4 неделя | Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки | 1.Развитие навыков общения. 2.Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. 3.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Цветок сказок»; -беседа по сказке; - игры: «Съедобное - несъедобное»; - пальчиковая гимнастика; - задания: «Мои игрушки», «Найди все мячики», «Найди лишнее», «Путаница», «Положи мячик на место», «Кто во что играет»; - динамическая пауза «Игрушки»; - ритуал прощания «Цветок сказок». | |||
Февраль | ||||||
1 неделя | Сказка «Теремок». Обобщение: животные | 1.Развитие навыков общения. 2.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Цветок сказок»; - загадки; - игры: «Расскажем вместе сказку»; - сказка «Теремок»; - пальчиковая гимнастика: «На лужок»; - задания: «Раздели на группы», «Найди лишнее», «Кто живёт в лесу», «Угадай, чья тень», «Путаница»; - динамическая пауза; - ритуал прощания «Цветок сказок». | |||
2 неделя | К.И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда | 1.Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Цветок сказок»; - сказка «Федорино горе»; - беседа по сказке; - задания: «Всё на месте», «Найди лишний предмет», «Найди и раскрась», «Подарок для Федоры»; - пальчиковая гимнастика; - игры: «Посуда»; - подвижная игра «Варим суп»; - ритуал прощания «Цветок сказок». | |||
3 неделя | Л.Ф. Воронкова «Маша - растеряша». Обобщение: одежда, обувь | 1.Воспитание бережного отношения к своим вещам. 2.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Цветок сказок»; - сказка «Маша-растеряша»; - беседа по сказке; - задания: «Назовём одежду», «Оденем ребят», «Найди и раскрась одежду», «Сороконожка», «Обувь и время года», «Найди лишнее», «Раздели на группы»; - пальчиковая гимнастика «Большая стирка»; - игра «Сапожок»; - ритуал прощания «Цветок сказок». | |||
4 неделя | Мальчики-одуванчики | 1.Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Развивать навыки самоконтроля. | - приветствие (с помощью улыбки); - игры: «Угадай, кто это?», «Ракета хорошего настроения»; - упражнение «Попади в цель»; - подвижная игра «Транспорт»; - пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»; - задания: «Профессии», «Открытка»; - ритуал прощания. | |||
Март | ||||||
1 неделя | Девочки-припевочки | 1.Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Развивать чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. | - приветствие (с помощью улыбки); - игры: «Угадай, кто это?», «Уборка», «Поварята», «Подарки», «Наряд»; - пальчиковая гимнастика «Цветки»; - задания: «Куклы», «Бусы»; - ритуал прощания. | |||
2 неделя | Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель | 1.Развитие эмпатии. 2.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Цветок сказок»; - сказка «Три медведя»; - беседа по сказке; - задания: «Дорога к домику», «В лесу», «Найди лишний предмет»; - пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»; - игры: «Три медведя», «Медведь в берлоге»; | |||
- ритуал прощания «Цветок сказок». | ||||||
3 неделя | Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь | 1.Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. 2.Создавать нравственные основы личности ребенка. 3.Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие «Волшебный цветок»; - задания: «Сказочный фрагмент», «Кто потерялся?», «Вспоминайка», «Помощники», «Дружная рыбалка»; - сказка «Репка»; - беседа по сказке; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - подвижная игра «Карусели»; - ритуал прощания «Цветок сказок». | |||
4 неделя | День смеха | 1.Развивать воображение. 2.Развивать интерес детей к окружающему миру. 3.Развивать творческое мышление. | - приветствие (с помощью смешинок); - игра «Едим в гости»; - подвижные игры: «Петушок», «Поросята», «Кошка»; - задания: «Яркий хвост», «Кто громче хрюкнет», «Угощение для кролика», «В комнате смеха», «Вспоминайка»; - динамическая пауза «Маленький кролик»; - ритуал прощания. | |||
Май | ||||||
1 неделя | Здравствуй, весна. Обобщение: насекомые | 1. Развитие познавательных психических процессов. | - приветствие; - беседа; - загадки про насекомых; - динамическая пауза «Путешествие на лугу»; - игры: «Подснежники», «Солнечный зайчик», «Пробуждение»; - пальчиковая гимнастика «Гусеница»; - задания: «Лабиринт», «Кто лишний?»; - динамическая пауза «Жук»; - ритуал прощания. | |||
2 неделя | Страна Вообразилия | 1.Развивать фантазию и воображение. 2.Формировать интерес к творческим играм. | - приветствие (при помощи воображаемого цветочка); - игры: «Горячо – холодно», «Волшебные башмачки», «Подарок» «Волшебные картинки»; - сказка «Так и не так»; - пальчиковая гимнастика «Волшебник»; - задания: «Чего не бывает на свете», «Вспоминайка», «Чудо-дерево»; - динамическая пауза «Станем мы деревьями»; - ритуал прощания. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.
- Повышение познавательной активности. В занятие включены темы посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.
- Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:
- Правильно дифференцирует цвета и оттенки
- Называет названия шести основных цветов
- Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал
- Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед
- Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте
- Узнает бытовые предметы на ощупь
- Улучшается слуховое внимание и восприятие
Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками. Носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.
- Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).
- Появление сюжетно-ролевой игры. Занятие дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.
Задачи психологического курса для детей 4-5 лет:
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
- продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увлечение количества правил.
- создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
- Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.
Возрастные особенности детей 4-5 лет:
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста |
|
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Цветик-семицветик» детей 4 – 5 лет.
Неделя | Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы и упражнений | ||||
Октябрь | |||||||
1 неделя | Знакомство | 1.Познакомить детей друг с другом. 2. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | - приветствие; - подвижная игра: «Паровозик дружбы»; - динамическая пауза «Дует, дует ветер»; - игры: «Собери цветочек», «Давай знакомиться», «Кто к нам пришёл», «Раздувайся, пузырь!»; - коллективная работа «Цветочная поляна»; - ритуал прощания. | ||||
2 неделя | Давайте дружить | 1.Продолжать знакомить детей друг с другом. 2.Сплотить группу. 3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | - приветствие; - игры: «Незнайка», «Замри», «Раздувайся, пузырь»; - динамическая пауза «Продолжи отгадку» - задания: «Прятки», «Лабиринт»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - ритуал прощания. | ||||
3 неделя | Волшебные слова | 1.Продолжать знакомство детей друг с другом. 2.Развитие навыков культурного общения. 3. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. | - приветствие; - беседа «Зачем нужно быть вежливым?» - игры: «Театр», «Пожалуйста», «Вежливо-невежливо», «Вежливый мячик»; - пальчиковая гимнастика «Апельсин»; - задания: «Помоги белочке», «Найди лишнее»; - ритуал прощания. | ||||
4 неделя | Правила поведения на занятиях | 1.Продолжать знакомство детей друг с другом. 2.Развитие коммуникативных | - приветствие; - игры: «Размышляй-ка», «Давай поздороваемся», «Кто | ||||
навыков, необходимых для общения. 3.Развитие навыков культурного общения. 4.Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) | позвал?», «Мячик правил»; - динамическая пауза «Танец в кругу»; - подвижная игра «Пожалуйста»; - пальчиковая гимнастика «Апельсин»; - задания: «Что хорошо, что плохо», «Дорисуй»; - ритуал прощания. | ||||||
Ноябрь | |||||||
1 неделя | Радость. Грусть | 1.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. 3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4.Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. | - приветствие «Облако»; - динамическая пауза «Весёлые мартышки»; - задания: «Я радуюсь, когда…», «Притворщик», «Радость и грусть», «Радостное и грустное облачко»; - пальчиковая гимнастика «Облако»; - игра «Как доставить радость?», «Найди»; - музыкальное задание; - ритуал прощания «Облако». | ||||
2 неделя | Гнев | 1.Развитие коммуникативных умений и навыков. 2.Знакомство с эмоцией «гнев». 3.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | - приветствие; - сказка; - задания: «Я сержусь, когда…», «Притворщик», «Раздели на группы», «Больше не сержусь», «Сердитое облачко», «Злой волк»; - подвижная игра «Вулкан»; - пальчиковая гимнастика «Король Боровик», «Облако»; - музыкальное задание; - ритуал прощания «Облако». | ||||
3 неделя | Удивление | 1.Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. 2.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 3.Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. | - приветствие «Облако»; - задания: «Я удивляюсь, когда…», «Притворщик», «Удивлённое облачко», «Удивительные картинки»; - подвижная игра «Удивительная газета»; - пальчиковая гимнастика | ||||
«Облака»; - музыкальное задание; - ритуал прощания «Облака». | |||||||
4 неделя | Испуг | 1.Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. 2.Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. 3.Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей. | - приветствие; - задания: «Я боюсь (мне страшно), когда…», «Притворщик», «Испуганное облачко», «Испуганное дерево»; - подвижная игра «Совушка-сова»; - пальчиковая гимнастика «Облака»; - музыкальное задание «Испуганный зайчик»; - конкурс «Боюсек»; - ритуал прощания «Облако». | ||||
Декабрь | |||||||
1 неделя | Спокойствие | 1.Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. 2.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | - приветствие; - беседа; - задания: «Я спокоен, когда…», «Притворщик», «Логический квадрат», «Спокойное облачко», «Поле эмоций» - спокойная игра; - пальчиковая гимнастика «Облака»; - музыкальное задание «Спокойный ёжик»; - ритуал прощания «Облако». | ||||
2 неделя | Словарик эмоций | 1.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 2.Обучение распознавании и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. | - приветствие - психогимнастика «Облако»; - задания: «Найди друга», «Собери облачко», «Сказочные герои», «Оживи облачко», «Моё настроение»; - пальчиковая гимнастика «Облака»; - подвижная игра «Замри»; - музыкальное задание; - ритуал прощания «Облака». | ||||
3 неделя | Восприятие сенсорных эталонов предметов (цвет, форма, величина) | 1.Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. 2.Развитие мыслительных процессов. | - приветствие «Незнайка»; - игра «Карлики - великаны»; - задания: «Будь внимателен», «Знаки», «Загадки-схемы», «Найди лишний», «Поле чудес», «Дорисуй-ка»; - динамическая пауза; - ритуал прощания. | ||||
4 неделя | Восприятие свойств предметов (тяжёлый – лёгкий, прозрачный – непрозрачный, сухой – мокрый, горячий - холодный) | 1.Развитие восприятия свойств предметов. 2.Развитее мышления (сравнение, исключение, анализ). 3.Развитие внимания (зрительное, слуховое). 4.Развитие воображения и логического мышления. | - приветствие; - задания: «Опиши игрушку», «Лёгкий - тяжёлый», «Раскрась лишний предмет», «Найди лишний»; - игры: «Назови», «Скажи наоборот»; - динамическая пауза; - ритуал прощания. | ||||
Январь | |||||||
2 неделя | Мои помощники глазки | 1.Совершенствование восприятия. 2.Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. 3.Тренировка зрительных ощущений. 4.Развитие зрительного внимания. 5.Развитие зрительной памяти. 6.Активизация творческой активности. | - приветствие «Наши помощники»; - гимнастика для глаз; - упражнения: «Запомни своих друзей», «Прогулка»; - задания: «Путаница», «Коврик», «Найди тень»; - игры: «Прятки», «Запрещённое движение»; - ритуал прощания. | ||||
3 неделя | Мой помощник носик | 1.Совершенствования восприятия. 2.Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. 3.Тренировка обоняния. 4.Активизация творческой активности. | - приветствие «Наши помощники»; - гимнастика для носика; - упражнения: «Запахи» - игры: «Приятный - неприятный»; - задания: «Внимательный носик», «Лабиринт»; - пальчиковая гимнастика «Замок»; - упражнение на расслабление; - ритуал прощания. | ||||
4 неделя | Мой помощник ротик | 1.Совершенствование восприятия. 2.Закрепление навыков | - приветствие «Наши помощники»; | ||||
органов чувств. исследования предметов с помощью соответствующих 3.Тренировка вкусовых ощущений. 4.Активизация творческой активности. | - гимнастика для языка; - упражнения: «Вкусы»; - задания: «Лабиринт», «Угощения»; - пальчиковая гимнастика «Сливы»; - игра «Угощения»; - ритуал прощания. | ||||||
Февраль | |||||||
1 неделя | Мои помощники ушки | 1.Совершенствование восприятия. 2.Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. 3.Тренировка слуховых ощущений. 4.Развитие слухового внимания. 5.Развитие слуховой памяти. 6.Активизация творческой активности. | - приветствие «Наши помощники»; - игры: «Лесные звуки», «Тишина и шум», «Чей голосок», «Музыкальная корзина», «Громкие и тихие звуки»; - сказка «История про Волчонка»; - задания: «Деревенька», «Внимательные ушки»; - пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»; - ритуал прощания. | ||||
2 неделя | Мои помощники ручки | 1.Совершенствования восприятия. 2.Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. 3.Тренировка тактильных ощущений. 4.Формирование позитивной мотивации общения. | - приветствие «Наши помощники»; - игра «Волшебные дощечки», «Ищем клад», «Волшебный мешочек», «Где мы были, мы не скажем, а что делали,покажем»; - задания: «Найди пару рукавичке», «Внимательные ручки» - пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»; - ритуал прощания. | ||||
3 неделя | Мои помощники ножки | 1.Совершенствование восприятия. 2.Развитие двигательной активности. 3.Формирование позитивной мотивации общения. | - приветствие «Наши помощники»; - игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Весёлый хоровод»; - пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»; - задания: «Найди пару сапожку», «Наведём порядок»; - ритуал прощания. | ||||
4 неделя | Из чего же сделаны наши мальчишки? | 1.Развитие коммуникативных навыков. 2.Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков. 3.Работа по развитию самоконтроля. | - приветствие «Рукопожатие»; -беседа «23 февраля»; - игры: «Изобрази»; - пальчиковая гимнастика «Кораблик»; - задания: «Спортсмены», «Транспорт», «Найди лишнее», «Настоящий мастер»; - физкультминутка; - ритуал прощания. | ||||
Март | |||||||
1 неделя | Из чего же сделаны наши девчонки? | 1.Развитие коммуникативных навыков. 2.Закрепление об особенностях поведения девочек. 3.Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тёте. | - приветствие «Цветочек»; - игры: «Клумба» - релаксация: «Цветок дружбы»; - пальчиковая гимнастика «Цветок»; - задания: «Куклы», «Бусы», «Помоги бабушке»; - динамическая пауза «Уборка»; - загадки - ритуал прощания. | ||||
2 неделя | Здравствуй, Весна! | 1.Развить воображение. 2.На основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы. 3. Развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов. | - приветствие «Солнышко»; - беседа «Времена года?»; - игры: «Уходи, Зима!», «Весенняя берёза», «Ручеек», «Подснежники», «Прятки с птицами»; - пальчиковая гимнастика: «Капель», «Кораблик»; - задание: «Кораблик»; - ритуал прощания. | ||||
3 неделя | В гостях у сказки | 1.Развить воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. 2.Закрепить знание содержания сказок. 3.Развить творческое мышление. | - приветствие Сказочное; - беседа; - игры: «Волшебный сундучок», «Дружные предметы», «Собери картинку»; - задания: «Лабиринт», «Сказочные герои», «Прятки»; - подвижная игра «Буратино»; - пальчиковая гимнастика: «Лягушка»; - ритуал прощания. | ||||
4 неделя | День смеха | 1.Развить воображение. 2.Развить творческое мышление. | - приветствие (с помощью смешинок и веселинок); - беседа «1 апреля»; - игры: «Трамвайчик», «Аплодисменты», «Жонглёры»; - упражнение «Билеты»; - динамическая пауза; - задания: «Клоуны», «Дрессированные жирафы»; - ритуал прощания. | ||||
Май | |||||||
1 неделя | Страна Вообразилия | 1.Развивать воображение. 2.Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. 3.Развивать восприятие, внимание, память, наглдяно-образное мышление. 4.Развивать мелкую и общую моторику. 5.Развивать самосознания. | - приветствие (с помощью колокольчика); - сказка «Путаница»; - двигательное упражнение «Теплоход»; - задания: «Загадочные животные», «Лабиринт», «Волны»; - пальчиковая гимнастика «Помощник капитана»; - подвижная игра «Море волнуется»; - ритуал прощания. | ||||
2 неделя | Прогулка по городу. Обобщения | 1.Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение. 2.Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы. | - приветствие (с помощью звуков); - задания: «Зрители», «В магазине», «Помогай-ка собирай-ка»; - пальчиковая гимнастика «Приглашение в театр»; - игры: «Кушать подано», «Зоопарк», «Едем домой», «Пожелания»; - ритуал прощания. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.
При общение ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.
Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость. Грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Задачи психологического курса для детей 5-6 лет:
- создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
- Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
- организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов. |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение | Развитие творческого воображения. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
|
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Цветик-семицветик» детей 5 – 6 лет.
Неделя | Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы и упражнений | |
Октябрь | ||||
1 неделя | Знакомство | 1.Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Снять телесное и эмоциональное напряжение. | - приветствие; - игры: «Клубочек имён», «Паровозик имён», «Мостик дружбы»; - упражнения: «Искра», «Я – сказочный герой»; - релаксация «Цветок дружбы»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - рисование цветов; - ритуал прощания «Эстафета дружбы». | |
2 неделя | Наша группа. Что мы умеем | 1.Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. 2.Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. 3. Развивать вербальное и невербальное общение. 4.Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. 5.Снять телесное и эмоциональное напряжение. 6.Развивать внимание, память, мышление, воображение. 7.Развивать мелкую и общую моторику. 8.Развивать навыки самосознания. | - приветствие; - игры: «Делай как я», «Присядьте те, кто…»; - беседа; - упражнения: «Найди отличия», «Помоги другу, или самая дружная пара», «Я хочу подружиться…», «Совместное рисование»; - беседа-релаксация «Каким я буду, когда вырасту?»; - пальчиковая гимнастика «В гости»; - ритуал прощания «Доброе животное». | |
3 неделя | Правила поведения на занятиях | 1.Познакомить детей с правилами поведения группе. 2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. | - приветствие; - игры: «Подарок», «Кто кем будет»; - пальчиковая гимнастика «Замок»; - задания: «Дорисуй ключик», | |
3.Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. 4.Развивать мелкую и общую моторику. 5.Снятие эмоционального и телесного напряжения. | «Ключик»; упражнения «Доброе тепло». | |||
4 неделя | Страна «ПСИХОЛОГиЯ» | 1.Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Снять телесное и эмоциональное напряжение. | - приветствие; - игры: «Горячо - холодно»; «Болото», «Присядьте те, кто…», «Театр Настроения», «Топ-хлоп»; - пальчиковая гимнастика «Помощники»; - задания: «Коврик», «Раскрась коврик», «Логический квадрат»; - ритуал прощания. | |
Ноябрь | ||||
1 неделя | Радость. Грусть | 1.Познакомить детей с чувством радости, грусти. 2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт). 4.Учить детей выражать чувство радости в рисунке. | - приветствие «Страна Настроений»; - динамическая пауза «Путешествие в лес»; - задания: «Ягоды», «Сказочные персонажи», «Весёлый - грустный», «Моя радость», «Гусеница»; - беседа по пиктограмме «Радость», «Грусть»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - игра «Будь внимателен»; - ритуал прощания «Страна Настроений». | |
2 неделя | Гнев | 1.Познакомить детей с чувством гнева. 2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению через мимику, пантомимику, интонацию. 3.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершённое действие или поступок. (Ребёнок | - приветствие «Страна Настроений»; - сказка; - беседа по пиктограмме «Гнев»; - упражнения: «Избавление от гнева»; - пальчиковая гимнастика «Помиримся»; - задания: «Мой гнев», «Сказочные герои»; | |
имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт). 4. Учить детей выражать чувство гнева в рисунке. | - подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»; - ритуал прощания «Страна Настроений». | |||
3 неделя | Удивление | 1.Познакомить детей с чувством удивления. 2.Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3.Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. 4.Учить детей выражать чувство удивления на рисунке. | - приветствие «Страна Настроений»; - сказка; - беседа по пиктограмме «Удивление»; - упражнение «Удивительные запахи»; - пальчиковая гимнастика «Удивительно»; - задания: «Моё удивление», «Настроение сказочного героя»; - подвижная игра «Есть или нет?»; - ритуал прощания «Страна Настроений». | |
4 неделя | Испуг | 1.Познакомить детей с эмоцией испуг. 2.Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. 3.Развивать умение справляться с чувством страха. 4.Учить детей выражать чувство страха в рисунке. | - приветствие «Страна Настроений»; - сказка; - беседа по пиктограмме «Испуг»; - упражнения: «Страшные звуки», «У страха глаза велики»; - пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки»; - задания: «Мои страхи», «Страшно весёлая история»; - игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь» - ритуал прощания «Страна Настроений». | |
Декабрь | ||||
1 неделя | Спокойствие | 1.Познакомить детей с чувством спокойствия. 2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3. Формирование навыков адекватного эмоционального | - приветствие «Страна Настроений»; - беседа по пиктограмме «Спокойствие»; - упражнения: «Медвежата в берлоге», «Спокойные игрушки»; - пальчиковая гимнастика «Спокойные цветки»; | |
реагирования на совершённое действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт). 4.Снятие эмоционального напряжения. | - задания: «Спокойная картина», «Моё спокойствие», «Спокойные вещи»; - ритуал прощания «Страна Настроений». | |||
2 неделя | Словарик эмоций | 1.Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. 2.Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. 3.Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. | - приветствие «Страна Настроений»; - сказка-задание «Азбука настроений»; - упражнения: «Остров настроений»; - пальчиковая гимнастика «Прогулка»; - задания: «Моё настроение», «Нарисуй эмоции», «Угадай музыкальное настроение»; - игра «Кубик настроений», «Азбука эмоций», «Что изменилось?»; - ритуал прощания «Страна Настроений». | |
3 неделя | Страна Вообразилия | 1.Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Формировать интерес к творческим играм. | - приветствие «Мяч»; - задания: «Загадочное послание», «Оживи фигурку», «Нелепица»; - игры: «Средства передвижения», «Чудо-дерево», «Волшебные камешки», «Несуществующее животное»; - сказка; - пальчиковая гимнастика «Маланья»; - моделирование; - ритуал прощания. | |
4 неделя | В гостях у сказки | 1.Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. 2.Закрепить знание содержания сказок. 3.Развивать творческое мышление. | - приветствие; - беседа; - игры: «Волшебный башмачок», «Волшебные слова»; - подвижная игра: «Дровосек», «Салки»; - задания: «Страшила», «Путаница», «Лабиринт»; - пальчиковая гимнастика | |
«Дружба»; - психогимнастика; - ритуал прощания. | ||||
Январь | ||||
2 неделя | Этикет. Внешний вид | 1.Познакомить детей с правилами личной гигиены. 2. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. 3.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 4.Развивать логические операции посредствам речевого общения: внимание (концентрацию, переключение), память. 5.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. | - приветствие «Этикет»; - беседа о культуре внешнего вида; - физкультминутка; - задания: «Шнуровка», «Какая тень лишняя», «Зеркало», «Помоги найти ботинок»; - пальчиковая гимнастика «У Петиной сестрицы»; - игра «Правильно – не правильно»; - ритуал прощания. | |
3 неделя | Этикет. Правила поведения в общественных местах | 1.Познакомить детей с общественным этикетом. 2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 3.Развивать слуховое и зрительное внимание(устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. 4.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. 5.Развитие самосознания и навыков саморегуляции. | - приветствие «Этикет»; - игры: «Пассажирский транспорт», «Займи правильное место» - беседа «Правила поведения в автобусе»; - сценки «на улице», «в театре»; - задания: «Займи правильное место», «Доктор», «В магазине»; - пальчиковая гимнастика «Магазин»; - ритуал прощания. | |
4 неделя | Столовый этикет | 1.Познакомить детей со столовым этикетом. 2.Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. 3.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. | - приветствие «Этикет»; - подвижная игра «Съедобное – несъедобное»; - беседа «Культура поведения за столом»; - упражнение «За столом»; - задания: «Склеим разбитую тарелку блюдо»; - пальчиковая гимнастика | |
4.Развивать логические операции посредствам речевого общения:. 5.Развивать внимание (концентрацию, переключение), память. 6.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. | «Приготовили обед»; - физкультминутка «Правильно – не правильно»; - ритуал прощания». | |||
Февраль | ||||
1 неделя | Подарочный этикет | 1.Познакомить детей с подарочным этикетом. 2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 3.Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику. 4.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. 5.Развивать навыки самосознания и саморегуляции. | - приветствие «Этикет»; - беседа «Как дарить и принимать подарки?»; - релаксация «Подарок»; - игра «Подарок»; - пальчиковая гимнастика «Подарки»; - задания: «Лабиринт», «Что за подарок?», «Разложи подарки»; - физкультминутка «Настроение»; - ритуал прощания. | |
2 неделя | Гостевой этикет | 1.Познакомить детей с гостевым этикетом. 2.Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. 3.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого общения. 4.Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. 5.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. 6.Развивать навыки самосознания и саморегуляции. | - приветствие «Этикет»; - беседа «Как ходить в гости?», «Как принимать гостей?»; - подвижные игры «День и ночь», «Правильно или неправильно?»; - игры: «Комплименты», «Что с друзьями найдём на чердаке?»; - пальчиковая гимнастика; - задания: «Наведи порядок на полках», «Мишка ждёт гостей»; - ритуал прощания. | |
3 неделя | Защитники отечества | 1.Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. 2.Продолжать знакомить детей с | - приветствие «Рукопожатие»; - беседа «23 февраля»; | |
праздником 23 февраля. 3.Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии». | - фотовыставка; - игра с мячом «Профессии»; - двигательное упражнение «Товарищ командир»;- пальчиковая гимнастика «Замок»; - задания: «План», «Что нужно для ремонта?», «Найди лишний транспорт», - подвижная игра «Разведчики»; - ритуал прощания. | |||
4 неделя | Волшебные средства понимания | 1.Сплотить группу. 2.Развивать вербальное и невербальное общение. 3.Формировать отношения доверия, умения сотрудничать. | - приветствие «Давай поздороваемся»; - подвижные игры «Подмигалы», «Запретное движение»; - игры: «Знакомство», «Угадай жест», «Объясни без слов»; - пальчиковая гимнастика «В гости»; - задания: «Нарисуй эмоции», «Логический квадрат», «Сложи картинку», «Дорисуй рисунок»; - ритуал прощания «Искра». | |
Март | ||||
1 неделя | Мамины помощники | 1.Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, тёте. 2.Расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские профессии». | - приветствие «Весенняя капель»; - беседы: «День 8 марта», по сказке; - фотовыставка; - сказка «Про маму»; - танец «Стирка»; - пальчиковая гимнастика «Помощники»; - задания: «Подарок для мамы», «Лабиринт», «Наведём порядок», «Мамино солнышко»; - физкультминутка «Мамины помощники»; - ритуал прощания. | |
2 неделя | Я и моя семья | 1.Воспитывать любовь и уважение к семье. 2.Расширить представление детей | - приветствие; - ребус; - игры: «Семья», «Верно - | |
о семье, об обязанностях членов семьи. 3.Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. 4.Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам. | неверно», «Ассоциации»; - фотовыставка; - беседа «О семье», анализ сказки; - сказка «Сон»; - подвижная игра «Заячья семья»; - пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»; - задания: «Прятки», «Домик»; - ритуал прощания. | |||
3 неделя | Я и мои друзья | 1.Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. 2.Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. 3.Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. | - приветствие; - беседа «Настоящий друг»; - задания: «Вместе с другом», «Найди друга», «В гости», «Рыбалка»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - подвижная игра «Я змея…», «Если нравится тебе»; - игры: «Угадай настроение», «Комплименты»; - ритуал прощания. | |
4 неделя | Я и моё имя | 1.Идентификация ребёнка со своим именем. 2.Формирование позитивного отношения ребёнка к своему Я. 3.Стимулирование творческого самовыражения. | - приветствие «Ласковые имена»; - сказка «Разноцветные имена»; - беседа по сказке; - задания: «Какое моё имя», «Зашифрованное имя», «Внимание! Внимание!»; - творческая мастерская «Наши имена»; - пальчиковая гимнастика; - подвижная игра «Кто позвал?», «Не прослушай своё имя»; - ритуал прощания. | |
Май | ||||
1 неделя | Кто такой «Я»? Черты характера | 1.Формировать умения различать индивидуальные особенности своей внешности. 2.Развитие представлений о себе, качествах своего характера. | - приветствие; - задания: «Мой портрет», «Угадай кто это?», «Путаница»; - пальчиковая гимнастика «Смелый капитан»; - игры: «Зеркало», «Сказочные герои», «Какой я?», | |
«Противоположности»; - ритуал прощания. | ||||
2 неделя | Я особенный | 1.Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой. 2.Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества. 3.Развивать самосознание. 4.Развивать вербальное и невербальное общение. 5.Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. 6.Снять эмоциональное и телесное напряжение. | - приветствие «Эхо»; - беседа с Незнайкой; - задания: «Ласковое имя», «Игрушки» «Кто лишний?»; - игры: «Кто позвал?», «Волшебный стул», «Люди к людям»; - пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков»; - медитативное упражнение «Волшебный цветок»; - коллективная работа «Волшебное дерево»; - ритуал прощания. |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Приключения будущих первоклассников» детей 6 – 7 лет.
Неделя | Тема | Цели и задачи |
Октябрь | ||
1 неделя | Создание «Лесной школы» | Сказки для дошкольной адапта-ции. |
2 неделя | Букет для учителя | Сказки для дошкольной адапта-ции. |
3 неделя | Смешные страхи | Сказки для дошкольной адапта-ции. |
4 неделя | Игры в школе | Сказки для дошкольной адапта-ции. |
Ноябрь | ||
1 неделя | Школьные правила | Сказки для дошкольной адапта-ции. |
2 неделя | Собирание портфе-ля | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовате-льной среды. |
3 неделя | Белочкин сон | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовате-льной среды. |
4 неделя | Госпожа Аккурат-ность | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовате-льной среды. |
Декабрь | ||
1 неделя | Жадность | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовате-льной среды. |
2 неделя | Волшебное яблоко (воровство) | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовате-льной среды. |
3 неделя | Домашние задания | Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям. |
4 неделя | Школьные оценки | Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям. |
Январь | ||
2 неделя | Ленивиц | Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям. |
3 неделя | Списывание | Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям. |
4 неделя | Подсказка | Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям. |
Февраль | ||
1 неделя | Обманный отдых | Сказки о здоровье, в том числе психическом. |
2 неделя | Бабушкин помощ-ник | Сказки о здоровье, в том числе психическом. |
3 неделя | Прививка | Сказки о здоровье, в том числе психическом. |
4 неделя | Больной друг | Сказки о здоровье, в том числе психическом. |
Март | ||
1 неделя | Ябеда | Сказки о школьных конфликтах. |
2 неделя | Шапка - невидимка (демонстративное поведение) | Сказки о школьных конфликтах. |
3 неделя | Задача для Лисёнка (ложь) | Сказки о школьных конфликтах. |
4 неделя | Спорщик | Сказки о школьных конфликтах. |
Апрель | ||
1 неделя | Обида | Сказки о школьных конфликтах. |
2 неделя | Хвосты (межгруп-повые конфликты) | Сказки о школьных конфликтах. |
3 неделя | Грубые слова | Сказки о школьных конфликтах. |
4 неделя | Дружная страна (межполовые кон-фликты) | Сказки о школьных конфликтах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно-развлекательная программа "Цветик-семицветик"
Программа может быть использована ко дню Матери или к 8 марта. Не требует большой предварительной подготовки....
Диагностика, развитие и коррекция психоэмоционального состояния ребенка на основе элементов сказкотерапевтической программы эмоционально-волевого развития детей «Волшебная страна внутри нас» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Фролова).
- исследование психоэмоционального состояния детей;- освоение символического языка Я – конце...
Конкурсно-игровая программа "Цветик-семицветик"
Конкурсы и игры данной программы позволяют разнообразить досуг детей, способствовать развитию чувства прекрасного, формированию эстетического отношения к окружающему миру, различать предме...
Программа индивидуальных занятий эмоционального, познавательного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
В данном учебно-методическом пособии представлены индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подходящие для работы с детьми как с нормой, так и с отклонением в ра...
Игровая программа "Цветик-семицветик"
Веселая игровая программа для учеников 1 класса и их родителей включает интеллектуальные, спортивные и развлекательные задания....
Игровая программа" Цветик-семицветик"
Конспект игровой программы может быть полезен воспитателям ДОУ, ГПД и учителям начальных классов при проведении внеклассного мероприятия в школе и детском саду....
Презентация для педагога-психолога. Опыт реализации модифицированной программы эмоционально-волевого развития детей "Волшебная страна внутри нас"
В презентации кратко изложена структура занятий с детьми ОВЗ по модифицированной программе "Волшебная страна внутри нас" . ДЛя проведения занятий необходима песочница или световой планш...