«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
проект
Конспект психологического коррекционно-развивающего занятия для детей 6 – 7 лет, имеющих нарушения развития речи
Лексическая тема «Сад, огород (овощи, фрукты)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bulatkina.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Автор проекта: О. В. Булаткина,
слушатель курсов повышения квалификации
по проблеме «Коррекционно-педагогическая работа в условиях инклюзивного образования»
Саранск 2019
Конспект психологического коррекционно-развивающего занятия для детей 6 – 7 лет, имеющих нарушения развития речи
Лексическая тема «Сад, огород (овощи, фрукты)»
Задачи:
- Сплочение группы, создание эмоционально положительного климата в группе.
- Создание положительного отношения к занятиям.
- Развитие тактильного восприятия (восприятие свойств предметов) и зрительного восприятия (нахождение деталей, не свойственных для изображенных предметов)
- Определение правильного расположения предметов на пространстве листа
- Снятие телесного и эмоционального напряжения
Необходимые материалы: колокольчик, муляжи фруктов и овощей, предметные картинки по теме занятия, мешочек с маленькими игрушками, сюжетная картина «Сад. Огород», листы бумаги и карандаши на каждого ребенка, магнитофон, запись релаксационной музыки.
Ход коррекционно-развивающего занятия
Ритуал начала занятия
Игра «Волшебный колокольчик»
Цель: сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия правил занятия, тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения
Ход игры: Педагог-психолог говорит детям, что у него в руках волшебный колокольчик, который собирает детей. Пока звучит музыка, дети свободно двигаются по группе. Через некоторое время музыка выключается и звенит колокольчик. Дети собираются вокруг ведущего. Педагог-психолог хвалит детей за то, что они умеют собираться.
Ритуал приветствия
Игра «Кричим имена»
Цель: создание положительного климата в группе, установление контактов между детьми, снятие напряжения, повышение самооценки детей (в группе вновь набранных детей игра способствует знакомству участников и запоминанию имен)
Ход игры: Дети встают в круг и берутся за руки. Каждый по очереди называет свое имя, затем все хором три раза громко повторяют его.
Игра «Это про меня»
Цель: установление контактов между детьми, формирование более глубоких знаний участников друг о друге, развитие памяти, связной речи
Ход игры: дети стоят вокруг педагога-психолога. Он задает им вопросы, помогающие лучше узнать друг друга (например, «У кого есть собака?», «Кто любит ходить в детский сад?», «кто ел сегодня конфеты?», «Кто любит рисовать?» и т.д.). Если ребенок может ответить на вопрос утвердительно, то он делает шаг вперед и говорит: «Это про меня». Через каждые 2-4 вопроса можно попросить кого-то из детей рассказать, что он узнал о присутствующих.
Игра «Сколько рук осталось»
Цель: развитие способности концентрировать внимание на процессе осязания и тактильных ощущениях
Ход игры: выбирается водящий. Он ложится на коврике на живот. Остальные участники садятся вокруг водящего и кладут ладони ему на спину. Под музыку они могут поглаживать его по спине. В это время педагог-психолог прикасается рукой к головам тех детей, которые оставят на спине водящего свои руки. Остальные дети должны убрать ладони со спины водящего, как только смолкнет музыка. Водящий говорит «сколько рук осталось»
Педагог-психолог просит детей обратить внимание на время года за окном (осень) и спрашивает, что люди делают осенью, какой они собирают урожай (овощей и фруктов).
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие способности концентрировать внимание на процессе осязания и тактильных ощущениях
Ход игры: каждый участник игры получает мешочек из плотной ткани, зауженный сверху (так, чтобы только проходила рука). В нем лежат муляжи овощей и фруктов (4-5 шт.). Педагог-психолог просит детей на ощупь определить, какие предметы лежат в мешке, назвать их, а затем достать предметы из мешка и проверить.
Упражнение «Собираем урожай»
Цель: совершенствовать пространственные отношения между объектами, развивать произвольное внимание, быстроту реакции.
Ход упражнения: каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Педагог-психолог предлагает детям выполнить следующее задание: в центре листа нарисовать солнце, вверху (над солнцем) – тыкву, внизу (под солнцем) – морковь, справа от солнца - яблоко, слева от солнца ананас.
Игра «Сад и огород»
Цель: развитие концентрации внимания, дифференциация понятий «фрукты – овощи»
Ход игры: педагог-психолог предлагает детям вспомнить, в чем разница между овощами и фруктами (овощи растут в огороде, а фрукты в саду), затем предлагает поиграть. Если педагог-психолог произносит название фрукта, то дети тянут руки кверху (так как фрукты растут в саду на деревьях). Если же педагог-психолог произносит название овоща, то дети тянут руки вниз и приседают (так как овощи растут в огороде на грядке).
Упражнение «Небылицы»
Цель: развитие зрительного восприятия детей, развитие умения находить детали, не свойственные изображенным предметам
Ход игры: Упражнение состоит из двух этапов. Вначале педагог-психолог демонстрирует детям неправильно закрашенные изображения овощей и фруктов и просит детей, найти ошибки. Далее педагог-психолог предлагает детям рассмотреть сюжетную картину «Сад. Огород» и рассказать, что на ней изображено неправильно (например, груши растут на грядке, морковь на дереве и т.п.).
Упражнение «Ответь на вопросы»
Цель: развитие внимания и мышления детей посредством оживления воспоминаний о свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Ход упражнения: педагог-психолог предлагает детям ответить на следующие вопросы:
- Какой фрукт/овощ не бывает круглым?
- Какой фрукт не бывает твердым?
- Какой фрукт не бывает мягким?
- Какой фрукт/овощ не бывает синим?
- Какой фрукт/овощ не бывает вытянутым?
- Какой фрукт не бывает сладкий?
Релаксационное упражнение «Ростки»
Цель: развитие произвольной регуляции мышечного напряжения и расслабления, ощущения тепла, покалывания
Педагог-психолог: Ребята, представьте себе, что вы маленькие семена овощей, присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал, семена росли и стали растениями. (Дети показывают, как семена росли.) Медленно поднимите руки, покажите, как растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи.
В дополнение к этому упражнению можно предложить детям изобразить овощи: помидор, капусту (артикуляционное упражнение “Толстячки”), морковь и огурец (артикуляц. упражнение “Худышки”).
Ритуал окончания занятия
Игра «До свидания»
Цель: сплочение участников, создание эмоционально положительного климата в группе.
Ход игры: Дети встают в круг и соединяют свои правые руки в центре, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «До сви-да-ни-я!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы и рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения развития
Советы и рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения развития....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе:1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...
План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.
Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...
Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа Павловский Посад Московской области Конспект открытого коррекционно...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Презентация «Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»
laquo;Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»...