Развитие коммуникативных навыков у учащихся с опорой на средства АДК
методическая разработка

Алленова Татьяна Анатольевна

Контингент: учащиеся с легкой, умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития.

 

Цель:             Формирование коммуникативных навыков с помощью средств альтернативной дополнительной коммуникации.

 

Задачи:

познавательные

  • Формировать умение делать выбор из предложенных вариантов
  • Формировать представление о базовых эмоциональных состояниях
  • Формировать элементарные навыки сотрудничества (учитель-учитель, учитель-ученик)
  • Формировать элементы игровой деятельности

 

коррекционные

  • Развивать слуховое восприятие
  • Развивать зрительную память
  • Создать условия для осмысления собственного эмоционального состояния
  • Создавать условия для формирования абстрактных понятий

 

Оборудование:       

  • Кукла
  • Шаблон «Рецепт каши»
  • Пиктограммы
  • Карточки PECS
  • Программа LetMeTalk на планшете
  • Магнитная доска
  • Аудиозапись «Медитационная музыка», «Динамичная музыка»

 

Время проведения: 30 минут.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА–ПСИХОЛОГА

Тема

Групповое занятие по развитию коммуникативных навыков у учащихся с опорой на средства АДК.

Класс

1Е, 4Ж, 7Ж

Цель

Формирование коммуникативных навыков с помощью средств альтернативной дополнительной коммуникации

Задачи:

познавательные

  • Формировать умение делать выбор из предложенных вариантов
  • Формировать представление о базовых эмоциональных состояниях
  • Формировать элементарные навыки сотрудничества (учитель-учитель, учитель-ученик)
  • Формировать элементы игровой деятельности

коррекционные

  • Развивать слуховое восприятие
  • Развивать зрительную память
  • Создать условия для осмысления собственного эмоционального состояния
  • Создавать условия для формирования абстрактных понятий

Основные понятия

  • Рецепт
  • Продукты
  • Весёлый
  • Грустный
  • Помощь

Оборудование

  • Кукла
  • Шаблон «Рецепт каши»
  • Пиктограммы
  • Карточки PECS
  • Программа LetMeTalk на планшете
  • Магнитная доска
  • Аудиозапись «Медитационная музыка», «Динамичная музыка»

Ход занятия:

Материал занятия

Виды деятельности

организационный блок

  • Подготовка рабочих мест для занятия
  • Игровое упражнение «Приветствие»
  • Учащиеся с помощью педагога-психолога готовят свои рабочие места
  • Педагог-психолог и учащиеся садятся в круг
  • После общего приветствия педагог-психолог предлагает, каждому улыбнуться и поприветствовать присутствующих
  • Педагог-психолог проверяет готовность учащихся к занятию  

мотивационный блок

Игра «Маша просит о помощи»

Задание №1

  • Педагог-психолог предлагает учащимся узнать, что случилось с куклой Машей
  • Учащиеся определяют эмоциональное состояние куклы Маши

информационный блок

Шаблон «Рецепт каши»

Игра «Список для Маши»

Задание №2

  • Учащиеся знакомятся со схемой приготовления каши
  • Учащиеся выбирают продукты для списка с помощью карточек, пиктограмм и программы LetMeTalk на планшете

динамическая пауза

Аудиозапись «Динамичная музыка» и «Медитационная музыка»

  • Учащиеся определяют настроение заданное музыкой

аналитический блок

Игра «Что случилось с Машей?»

Задание №3

  • Педагог-психолог предлагает учащимся вспомнить, что делали на занятии (с опорой на пиктограммы)
  • Педагог-психолог помогает учащимся отвечать на вопросы с помощью программы  LetMeTalk на планшете

итоговый блок

Рефлексия

Задание №4

  • Педагог-психолог предлагает учащимся оценить свою деятельность

Итог занятия

  • Педагог-психолог отмечает успехи каждого учащегося
  • Педагог-психолог объявляет об окончании занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальное партнёрство как средство развития коммуникативных навыков младшего школьника»

Выступление из опыта работы. Презентация к выступлению размещена на сайте школы -  http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/288-l-r.html...

Танец, как средство развития коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ

Мы все откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения. Она способна регулировать настроение, улучшать самочувствие. Дети в разной степени музыкальны от природы и не случайно голосовые п...

Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребе...

Игры на развитие коммуникативных навыков у учащихся начальных классов

Набор простых и в тоже время увлекательных игр поможет развивать учителю коммуникативные навыки как во внеурочной деятельности, так и во время урока....

Развитие коммуникативных навыков межпредметными средствами по УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся начальных классов

Развитие коммуникативных навыков межпредметными средствами по УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся начальных классов...

Организация работы в группах, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся начальных классов

В статье раскрыт опыт организации работы в группах на уроках, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....

Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".

Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного  занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...