Коррекционно-развивающая программа "Я Отличник"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Программа направлена на развитие познавательных процессов: мышление,внимание. Возраст обучающихся - младший школьный. Задания по данной программе можно найти в учебнике Е. В. Языкановой Логические задания. Некоторые задания имеют сходство с тестовым материалом направленным на диагностику мышления. Таких его аппераций как: анализ, синтез, сравнения, обобщения. А также свойств внимания: концентрация и распределение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание | 12.61 КБ |
Основная часть программы | 31.97 КБ |
Календарно-тематическое | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………...3с.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности …………………………………………...6 с.
3. Тематическое планирование ………………………………………………..9 с.
Предварительный просмотр:
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности основана на работах:
Е. В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» издательство «Экзамен», Москва, 2009 год. Данное учебное пособие разработано в соответствии с ФГОС; Л. В. Черемушкина «Развитие памяти детей» издательство «Академия Развития», Ярославль, 1996 год.
Практические упражнения, реализуемые по программе «Я Отличник» состоят из тренировочных упражнений предъявляемых школьникам на бланках (распечатанные логические задания), наглядных объектах и заданий к ним. Они содействуют развитию познавательной сферы, через тренировку внимания, памяти, мышления. Приступая к практическим занятиям, педагог- психолог может получить сведения об уровне развития познавательной сферы младших школьников. Такое диагностирование входит в основные обязанности педагога-психолога, при этом в качестве дополнительного контроля успешности результатов программы в начале и конце занятия, младшим школьникам будет предложено пройти диагностику внимания по тесту Бурдона «Корректурная проба». Сравнивая результаты диагностики в начале и конце реализации программы, можно получить представление о ее эффективности. С помощью данной методики психолог получает представления о концентрации и распределении внимания как одного обучающегося, так и результаты по группе обучающихся.
Отметим, что если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они в меньшей степени встречаются с подобными бланковыми упражнениями. Поскольку они являются смежными заданиям олимпиадного уровня.
Данная программа способствует развитию самостоятельности, в ходе преодоления школьниками трудностей бланковых заданий. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать коррекционно-развивающие занятия динамичными и менее утомительными.
Актуальность данной программы определяется необходимостью развития познавательной сферы младших школьников. Высокий уровень, который является обязательным условием для получения высоких учебных результатов, взаимосвязан с развитием личностной сферы ребенка.
Цель программы – способствовать развитию основных видов компетентностей через содействие развитию УУД личности в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Содействие развитию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
2. Способствовать развитию свойств внимания (устойчивость, концентрация, объем, переключение, распределение);
3. Способствовать развитию памяти (расширение объема, развитие навыков запоминания, устойчивость, развитие смысловой памяти);
4. Способствовать развитию мышления (переключаемость с одного объекта на другой);
5.Содействовать развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
6. Содействие развитию позитивной учебной мотивации
7. Способствовать развитию личностной сферы младших школьников
Методы: рассказ, беседа, обсуждения, упражнения с элементами тренинга, бланковые игры, практические задания
К личностным результатам относятся:
1. Содействие позитивному отношению к деятельности обучение;
2. Содействие развитию мотивации приобретать новые знания;
3.Содействие осознанию наличия трудностей и необходимости их преодоления для реализации учебных целей;
4. Содействие повышению самооценки при решении логических упражнений;
5. Содействие осознанию «позиции ученика»
К метапредметным результатам относятся:
1. Содействие развитию распределения мышления при работе школьников в разных видах деятельности;
2. Освоение различных способов работы на уроке;
3. Возможность применения полученных компетентностей на разных предметах, курсах общеобразовательной организации
Познавательные УУД:
1. Содействие развитию познавательных процессов (память, внимание, мышление);
2. Способствовать развитию интереса к учебной деятельности
3. Содействие развитию математической культуры;
Коммуникативные УУД:
1.Содействовать развитию навыков общения через беседу, обсуждения итогов занятия и полученных результатов
Регулятивные УУД:
1.Содействие развитию математических умений;
2.Содействие развитию умения точно и быстро выполнять указания педагога;
3.Содействие развитию умения самостоятельно организовывать деятельность на занятии;
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Раздел | Формы работы | Описание основных видов деятельности |
1 | «Наше внимание» В разделе кратно, но занимательно освещаются основные вопросы о познавательном процессе – внимание. 1. Что такое внимание; Внимание – целенаправленные процесс, сознательное усилие, направленное на определенный объект. Внимание – сосредоточенность и направленность деятельности на определенный процесс. Внимание – направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях, действительности. 2. Свойства внимания; Сосредоточенность – концентрация внимания на выбранном объекте, явлении Концентрация – удержание сознательного усилия на объекте, явлении Распределение – способность одновременно концентрироваться Устойчивость – продолжительность устойчивости внимания 3. Теории внимания 1. Т. Рибо 2. Д. Н. Узнадзе 3. П. Я. Гальперина В практической части раздела педагог-психолог проводит диагностику внимания по тесту Бурдона «Корректурная Проба» | Беседа; Обсуждение; Диагностика | Познавательная; Диагностическая |
2 | «Логика в плюсе» Развитие интеллектуальной сферы личности в младшем школьном возрасте. Данные упражнения направлены на развитие операций мышления: анализ, сравнение, обобщение, классификация, общая осведомленность. Данные интеллектуальные умения необходимо развивать при профилактической и коррекционной деятельности с обучающимися «группы риска» по успеваемости, учениками из разряда «трудные». Уровень развития Вышеприведенные компоненты, возможно, изучить с помощью методики Р. Амтхауэра «Уровень развития словесно-логического мышления». Существуют следующие определения мыслительных операций: 1. Аналогии – выделение общих существенных признаков в предметах, явлениях и подбор из другой группы подобных 2. Классификации – выделение в группе предметов, явлений общего признака, на основе которого делается вывод о том, что данные явления образуют отдельный класс. 3. Обобщения – выделение общего признака у группы предметов и явлений 4. Общая осведомленность – наличие широкого круга знаний из разных областей
| Беседа; Обсуждения; Упражнения; Бланковые игры; Игры; Практические задания | Познавательное; Проблемно – ценностное общение; Игровая; Досугово - развлекательная |
3 | «Ловкая память» В разделе приводиться краткий рассказ о познавательном процессе – память. Память – способность к получению, сохранению и удержанию информации. Выделяют долговременную, кратковременную память. Обучение способам запоминания в игровой форме. Тренировка памяти.
| Беседа; Обсуждения; Упражнения; Игры; Практические задания | Познавательное; Проблемно – ценностное общение; Игровая; Досугово - развлекательная |
4 | «Внимательный результат» Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы: 1. Назовите основную мысль наших занятий? 2. Для чего необходимо выполнять данные упражнения? 3. Какие из них были сложнее, а какие легче? 4. Какой вид занятий на логику понравился больше всего и почему? 5. Какие положительные качества у вас стали лучше? | Беседа; Обсуждение; Диагностика | Познавательная; Диагностическая |
3. Тематическое планирование
Кол-во часов | ||||
№ | Раздел, тема, занятие | Всего | Теория | Практика |
1.Наше внимание | 2 | 1 | 1 | |
1 | Вводное занятие «Что такое внимание?» | 1 | ||
2 | Диагностика внимания | 1 | ||
2. Логика в плюсе | 28 | 0 | 28 | |
3 | Веселые поиски | 1 | ||
4 | Что есть что | 1 | ||
5 | Ум да Разум | 1 | ||
6 | Антипод | 1 | ||
7 | Кто лишний? | 1 | ||
8 | Аналогии | 1 | ||
9 | «Крылатые» выражения | 1 | ||
10 | Подбери слово | 1 | ||
11 | Что общего? | 1 | ||
12 | Забавная пара | 1 | ||
13 | Превращение слов | 1 | ||
14 | Такой же жук | 1 | ||
15 | Группы слов | 1 | ||
16 | Вместе мы – слово | 1 | ||
17 | Наоборот | 1 | ||
18 | Слова рассыпались | 1 | ||
19 | Числовой ряд | 1 | ||
20 | Какое число? | 1 | ||
21 | Шифровальщик | 1 | ||
22 | Допиши слог | 1 | ||
23 | Тренируй внимание! | 1 | ||
24 | Впиши слова | 1 | ||
25 | Волшебный квадрат | 1 | ||
26 | Превращение слов | 1 | ||
27 | Анаграммы | 1 | ||
28 | Кто лишний? | 1 | ||
29 | По аналогии | 1 | ||
30 | За тридевять земель | 1 | ||
3. Ловкая память | 2 | 1 | 1 | |
31 | Что такое память? Способы запоминания | 1 | ||
32 | Развиваем память | 1 | ||
4. Внимательный результат | 2 | 1 | 1 | |
33 | Подведение итогов | 1 | ||
34 | Диагностика внимания | 1 | ||
Итого: | 34 | 3 | 31 |
Предварительный просмотр:
3. Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов | Дата | ||||
№ | Раздел, тема, занятие | Всего | Теория | Практика | |
1.Наше внимание | 2 | 1 | 1 | ||
1 | Вводное занятие «Что такое внимание?» | 1 | |||
2 | Диагностика внимания | 1 | |||
2. Логика в плюсе | 28 | 0 | 28 | ||
3 | Веселые поиски | 1 | |||
4 | Что есть что | 1 | |||
5 | Ум да Разум | 1 | |||
6 | Антипод | 1 | |||
7 | Кто лишний? | 1 | |||
8 | Аналогии | 1 | |||
9 | «Крылатые» выражения | 1 | |||
10 | Подбери слово | 1 | |||
11 | Что общего? | 1 | |||
12 | Забавная пара | 1 | |||
13 | Превращение слов | 1 | |||
14 | Такой же жук | 1 | |||
15 | Группы слов | 1 | |||
16 | Вместе мы – слово | 1 | |||
17 | Наоборот | 1 | |||
18 | Слова рассыпались | 1 | |||
19 | Числовой ряд | 1 | |||
20 | Какое число? | 1 | |||
21 | Шифровальщик | 1 | |||
22 | Допиши слог | 1 | |||
23 | Тренируй внимание! | 1 | |||
24 | Впиши слова | 1 | |||
25 | Волшебный квадрат | 1 | |||
26 | Превращение слов | 1 | |||
27 | Анаграммы | 1 | |||
28 | Кто лишний? | 1 | |||
29 | По аналогии | 1 | |||
30 | За тридевять земель | 1 | |||
3. Ловкая память | 2 | 1 | 1 | ||
31 | Что такое память? Способы запоминания | 1 | |||
32 | Развиваем память | 1 | |||
4. Внимательный результат | 2 | 1 | 1 | ||
33 | Подведение итогов | 1 | |||
34 | Диагностика внимания | 1 | |||
Итого: | 34 | 3 | 31 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1
Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной прогр...