Коррекционно-развивающая программа "Я Отличник"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Скорых Анна Дмитриевна

Программа направлена на развитие познавательных процессов: мышление,внимание. Возраст обучающихся - младший школьный. Задания по данной программе можно найти в учебнике Е. В. Языкановой Логические задания. Некоторые задания имеют сходство с тестовым материалом направленным на диагностику мышления. Таких его аппераций как: анализ, синтез, сравнения, обобщения. А также свойств внимания: концентрация и распределение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1.  Результаты  освоения курса внеурочной деятельности…………………...3с.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности …………………………………………...6 с.

3. Тематическое планирование ………………………………………………..9 с.



Предварительный просмотр:

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Данная программа внеурочной деятельности основана на работах:

Е. В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» издательство «Экзамен», Москва, 2009 год. Данное учебное пособие разработано в соответствии с ФГОС; Л. В. Черемушкина «Развитие памяти детей» издательство «Академия Развития», Ярославль, 1996 год.

Практические упражнения, реализуемые по программе «Я Отличник» состоят из тренировочных упражнений предъявляемых школьникам на бланках (распечатанные логические задания), наглядных объектах и заданий к ним. Они содействуют развитию познавательной сферы, через тренировку внимания, памяти, мышления. Приступая к практическим занятиям, педагог- психолог может получить сведения об уровне развития познавательной сферы младших школьников. Такое диагностирование входит в основные обязанности педагога-психолога, при этом в качестве дополнительного контроля успешности результатов программы в начале и конце занятия, младшим школьникам будет предложено пройти диагностику внимания по тесту Бурдона «Корректурная проба». Сравнивая результаты диагностики в начале и конце реализации программы, можно получить представление о ее эффективности.  С помощью данной методики психолог  получает  представления о концентрации и распределении внимания как одного обучающегося, так и результаты по группе обучающихся.

Отметим, что если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они в меньшей степени встречаются с подобными бланковыми упражнениями. Поскольку они являются смежными заданиям олимпиадного уровня.

Данная программа способствует развитию самостоятельности, в ходе преодоления школьниками трудностей бланковых заданий. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать коррекционно-развивающие занятия динамичными и менее утомительными.    

Актуальность данной программы определяется необходимостью развития познавательной сферы младших школьников. Высокий уровень, который является обязательным условием для получения высоких учебных результатов, взаимосвязан с развитием личностной сферы ребенка.

Цель программы – способствовать развитию основных видов компетентностей через содействие развитию УУД личности в младшем школьном возрасте.

 Задачи:

1. Содействие развитию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

2. Способствовать развитию свойств внимания (устойчивость, концентрация, объем, переключение, распределение);

3. Способствовать развитию памяти (расширение объема, развитие навыков запоминания, устойчивость, развитие смысловой памяти);

4. Способствовать развитию мышления (переключаемость с одного объекта на другой);

5.Содействовать развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

6. Содействие развитию позитивной учебной мотивации

7. Способствовать развитию личностной сферы младших школьников

Методы: рассказ, беседа, обсуждения, упражнения с элементами тренинга, бланковые игры, практические задания

К личностным результатам относятся:

1. Содействие позитивному отношению к деятельности обучение;

2. Содействие развитию мотивации приобретать новые знания;

3.Содействие осознанию наличия трудностей и необходимости их преодоления для реализации учебных целей;

4. Содействие повышению самооценки при решении логических упражнений;

5.  Содействие осознанию  «позиции ученика»

К  метапредметным результатам относятся:

1. Содействие развитию распределения мышления при работе школьников в разных видах деятельности;

2. Освоение различных способов работы на уроке;

3. Возможность применения полученных компетентностей на разных предметах, курсах общеобразовательной организации

Познавательные УУД:

1. Содействие развитию познавательных процессов (память, внимание, мышление);

2. Способствовать развитию интереса к учебной деятельности

3. Содействие развитию математической культуры;

Коммуникативные УУД:

1.Содействовать развитию навыков общения через беседу, обсуждения итогов занятия и полученных результатов

Регулятивные УУД:

1.Содействие развитию математических умений;

2.Содействие развитию умения точно и быстро выполнять указания педагога;

3.Содействие развитию умения самостоятельно организовывать деятельность на занятии;

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

№ п/п

Раздел

Формы работы

Описание основных видов деятельности

1

«Наше внимание»

В разделе кратно, но занимательно освещаются основные вопросы о познавательном процессе – внимание.

1. Что такое внимание;

Внимание – целенаправленные процесс, сознательное усилие, направленное на определенный объект.

Внимание – сосредоточенность и направленность деятельности на определенный процесс.

Внимание – направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях, действительности.

2. Свойства внимания;

Сосредоточенность – концентрация внимания на выбранном объекте, явлении

Концентрация – удержание сознательного усилия на объекте, явлении

Распределение – способность одновременно концентрироваться  

Устойчивость – продолжительность устойчивости внимания

3. Теории внимания

1. Т. Рибо

2. Д. Н. Узнадзе

3. П. Я. Гальперина

В практической части раздела педагог-психолог проводит диагностику внимания по тесту Бурдона «Корректурная Проба»

Беседа;

Обсуждение; Диагностика

Познавательная;

Диагностическая

2

«Логика в плюсе»

Развитие интеллектуальной сферы личности в младшем школьном возрасте.

Данные упражнения направлены на развитие операций мышления: анализ, сравнение, обобщение, классификация, общая осведомленность. Данные интеллектуальные умения необходимо развивать при профилактической и коррекционной деятельности с обучающимися «группы риска» по успеваемости, учениками из разряда «трудные». Уровень развития Вышеприведенные компоненты, возможно, изучить с помощью методики Р. Амтхауэра «Уровень развития словесно-логического мышления».  

Существуют следующие определения мыслительных операций:

1. Аналогии – выделение общих существенных признаков в предметах, явлениях и подбор из другой группы подобных

2. Классификации – выделение в группе предметов, явлений общего признака, на основе которого делается вывод о том, что данные явления образуют отдельный класс.

3. Обобщения – выделение общего признака у группы предметов и явлений

4. Общая осведомленность – наличие широкого круга знаний из разных областей

 

Беседа;

Обсуждения;

Упражнения;

Бланковые игры;

Игры;

Практические задания

Познавательное;

Проблемно – ценностное общение;

Игровая;

Досугово - развлекательная

3

«Ловкая память»

В разделе приводиться краткий рассказ о познавательном процессе – память.

Память – способность к получению, сохранению и удержанию информации. Выделяют долговременную, кратковременную память.

Обучение способам запоминания в игровой форме. Тренировка памяти.

 

Беседа;

Обсуждения;

Упражнения;

Игры;

Практические задания

Познавательное;

Проблемно – ценностное общение;

Игровая;

Досугово - развлекательная

4

 «Внимательный результат»

Подведение итогов занятия.

Ответы на вопросы:

1. Назовите основную мысль наших занятий?

2. Для чего необходимо выполнять данные упражнения?

3. Какие из них были сложнее, а какие легче?

4. Какой вид занятий на логику понравился больше всего и почему?

5. Какие положительные качества у вас стали лучше?

Беседа;

Обсуждение;

Диагностика

Познавательная;

Диагностическая

3. Тематическое планирование

Кол-во часов

Раздел, тема, занятие

Всего

Теория

Практика

1.Наше внимание

2

1

1

1

Вводное занятие «Что такое внимание?»

1

2

Диагностика внимания

1

2. Логика в плюсе

28

0

28

3

Веселые поиски

1

4

Что есть что

1

5

Ум да Разум

1

6

Антипод

1

7

Кто лишний?

1

8

Аналогии

1

9

«Крылатые» выражения

1

10

Подбери слово

1

11

Что общего?

1

12

Забавная пара

1

13

Превращение слов

1

14

Такой же жук

1

15

Группы слов

1

16

Вместе мы – слово

1

17

Наоборот

1

18

Слова рассыпались

1

19

Числовой ряд

1

20

Какое число?

1

21

Шифровальщик

1

22

Допиши слог

1

23

Тренируй внимание!

1

24

Впиши слова

1

25

Волшебный квадрат

1

26

Превращение слов

1

27

Анаграммы

1

28

Кто лишний?

1

29

По аналогии

1

30

За тридевять земель

1

3. Ловкая память

2

1

1

31

Что такое память? Способы запоминания

1

32

Развиваем память

1

4. Внимательный результат

2

1

1

33

Подведение итогов

1

34

Диагностика внимания

1

Итого:

34

3

31



Предварительный просмотр:

3. Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Дата

Раздел, тема, занятие

Всего

Теория

Практика

1.Наше внимание

2

1

1

1

Вводное занятие «Что такое внимание?»

1

2

Диагностика внимания

1

2. Логика в плюсе

28

0

28

3

Веселые поиски

1

4

Что есть что

1

5

Ум да Разум

1

6

Антипод

1

7

Кто лишний?

1

8

Аналогии

1

9

«Крылатые» выражения

1

10

Подбери слово

1

11

Что общего?

1

12

Забавная пара

1

13

Превращение слов

1

14

Такой же жук

1

15

Группы слов

1

16

Вместе мы – слово

1

17

Наоборот

1

18

Слова рассыпались

1

19

Числовой ряд

1

20

Какое число?

1

21

Шифровальщик

1

22

Допиши слог

1

23

Тренируй внимание!

1

24

Впиши слова

1

25

Волшебный квадрат

1

26

Превращение слов

1

27

Анаграммы

1

28

Кто лишний?

1

29

По аналогии

1

30

За тридевять земель

1

3. Ловкая память

2

1

1

31

Что такое память?

Способы запоминания

1

32

Развиваем память

1

4. Внимательный результат

2

1

1

33

Подведение итогов

1

34

Диагностика внимания

1

Итого:

34

3

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной прогр...