Описание психолого-педагогических технологий работы педагога-психолога
статья
Целью моей профессиональной деятельности в школе является: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, создание благоприятных условий, способствующих успешному обучению и развитию личности обучающихся, повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Задачи:
- Проводить индивидуальное групповое диагностическое обследование обучающихся;
- Проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- Создавать благоприятные социально-психологические условия для успешного процесса адаптации обучающихся 1 и 5 классов;
- Выявлять и оказывать помощь учащимся, имеющим трудности в обучении;
- Содействовать созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению;
- Проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение отклонений в развитии обучающихся, поведении;
- Расширять психологические знания, умения, навыки участников образовательного процесса;
- Создавать условия для успешной социализации несовершеннолетних через технологии конструктивного общения, содействовать профилактике правонарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание психолого-педагогической технологии работы
педагога-психолога МБОУ Новоприморской ООШ
Зинченко Инны Николаевны
Целью моей профессиональной деятельности в школе является: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, создание благоприятных условий, способствующих успешному обучению и развитию личности обучающихся, повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Задачи:
- Проводить индивидуальное групповое диагностическое обследование обучающихся;
- Проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- Создавать благоприятные социально-психологические условия для успешного процесса адаптации обучающихся 1 и 5 классов;
- Выявлять и оказывать помощь учащимся, имеющим трудности в обучении;
- Содействовать созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению;
- Проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение отклонений в развитии обучающихся, поведении;
- Расширять психологические знания, умения, навыки участников образовательного процесса;
- Создавать условия для успешной социализации несовершеннолетних через технологии конструктивного общения, содействовать профилактике правонарушений.
Для достижения поставленной передо мной цели и реализации задач, я применяю различные технологии работы:
- игротерапия
- здоровье сберегающие технологии;
- информационные технологии;
- арт-терапия:
- сказкотерапия;
- изотерапия;
- музыкотерапия.
Основной технологией моей работы является игровая терапия. Метод игровой терапии применяется мной как со школьниками, так и с педагогами и родителями, как известно играть любят все. Именно игра оказывает сильное влияние на развитие личности обучающихся. С помощью игры у обучающихся развиваются коммуникативные навыки, игра способствует сплочению классных коллективов. Игра у детей является средством отражения окружающей действительности и взаимоотношений людей. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.
Информационные технологии. Данные технологии я применяю при проведении диагностического обследования обучающихся, обработке анкет и анализе результатов тестов. Использую и при коррекционно-развивающей работе с обучающимися, показываю интересные презентации, даю выполнять развивающие задания, просматриваем короткометражные обучающие мультфильмы, слушаем расслабляющую музыку.
При проведении родительских собраний, педвсеобучей наглядно демонстрирую в презентациях и фильмах проблемы воспитания и способы их разрешения.
Здоровье сберегающие технологии – использую методы, способные снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию.
Арт-терапия – одно из ведущих направлений в психотерапии. С помощью этого метода можно проводить реабилитационную, терапевтическую и коррекционную работу. Арт-терапия отлично подходит для диагностики психического состояния. Арт-терапия – это такой метод, который является одновременно и безопасным, и глубинным. Глубинность его состоит в том, что человек может проникнуть в свою проблему в символической форме и проникнуть может в нее настолько, насколько он готов ее решить. В этом состоит безопасность арт-терапевтического метода. Еще очень важной чертой арт-терапии является удовольствие от участия в этом процессе, и очень важна та радость, которую испытывает человек в общении с художественными материалами, в создании продукта творчества.
Основные виды арт-терапии следующие:
- сказкотерапия
- изотерапия
- музыкотерапия
Сказкотерапия используется при проведении индивидуальных занятий с учащимися для коррекции эмоционального нарушения поведения. Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста Сказкотерапия позволяет снизить у детей тревожность, агрессию, преодолеть страхи, развивается творческое воображение, способствует более успешной школьной адаптации детей. В сказке легче принять и проработать проблему. Для героя, ребенок сам придумывает выход из сложившийся ситуации, помогает решить ее.
Изотерапия является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии. Она заключается в использовании изобразительного искусства в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педогогических целях. Данную методику я применяю при работе с детьми, также она не менее эффективна и у взрослых людей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние. В конечном итоге эта методика всегда приводит к положительным результатам: улучшение настроения, нормализация сна, повышение коммуникабельности и самооценки.
Релаксация – один из любимых детьми методов, так как здесь так же присутствует элемент игры. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, сконцентрировать внимание. Для более глубокого эффекта я подбираю музыкальный репертуар очень тщательно. Музыка способствует спокойствию и умиротворению: пение птиц, шум дождя, плеск волн и т.д., помогает расслабиться и постепенно подготовиться к другому виду деятельности.
Применяемые мной в работе психолого-педагогические технологии способствуют укреплению физического и психического здоровья детей и педагогов, в том числе их эмоционального благополучия.
На своих занятиях, я создаю доверительную обстановку между участниками игрового процесса, отражаю и вербализую их чувства и переживания, помогаю найти выход и способ из сложившейся ситуации, даю рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/12/picture-227558-1610449993.jpg)
Статья «Роль коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся», автор педагог-психолог Потапова Н. В.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/25/picture-645844-1435247301.jpg)
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога-психолога как один из путей реформирования системы начального образования.
Переход к новой стратегии развития общества предполагает широкомасштабное внедрение перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.Необходима перестройка существую...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-347149-1384704397.jpg)
«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751417-1454857168.jpg)
Работа педагогов-психологов по ФГОС. Деятельность педагога – психолога МБОУ «СОШ №3» Быковой В.Л. в соответствии с ФГОС.
Работа педагога -психолога в соответствии с ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1100394-1547659726.jpg)
Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста
В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением здоровьесб...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-1421547-1663349262.jpg)
Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/23/picture-50830.jpg)
Описание практики профориентационной работы «Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в школе»
В настоящее время у молодёжи достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние ...