Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития
презентация к уроку (4 класс)

Тимонова Елена Владимировна

В данной презентации описываются проблемы современного ученика,родителя,школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon psihologo_pedagogicheskie_problemy.ppt470 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития Тимонова Е.В.

Слайд 2

Среда, как подчеркивал Л.С.Выготский, выступает, «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, не как обстановка, а играет роль источника развития» «Каждый век, кроме нашего, имел свой идеал», -- «… святой, герой, джентльмен, рыцарь, мистик. А то, что предложили мы, -- хорошо приспособленный человек без проблем – это очень бледная и сомнительная замена» (А. Маслоу)

Слайд 3

Я опираюсь на материалы исследований, проведенных в Психологическом институте РАО, Московском психолого-педагогическом университете, Факультете психологии МГУ им. Ломоносова, Институте психологии РАН, Гуманитарно-художественном институте Нижегородского архитектурно-строительного университета.

Слайд 4

Во-первых, маркетизация , этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция , отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории. Во-вторых, маргинализация , то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка.

Слайд 5

Медикализация , выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят, а в ряде случаев – повышенную агрессивность под действием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость.

Слайд 6

Мобилизация , заключающаяся в том, что подростки, предъявляющие уже свой взгляд на мир, свой голос, позиционируют себя по отношению к миру детей и миру взрослых, создавая разнообразные неформальные объединения, удовлетворяющие их потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру.

Слайд 7

Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, который подкрепляется ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям.

Слайд 8

Перед нами сейчас ребенок 2019 года, который разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Заззо и Пиаже, Корчак и другие детоводители, но даже и от ребенка 90-х годов двадцатого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим!

Слайд 9

Во-первых , в минимально короткий пятилетний период с 2005 до 2009 годов резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Во-вторых , снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. В-третьих , отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

Слайд 10

В-четвертых, обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения . Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.

Слайд 11

В-пятых , обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков. Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными нашей академии.

Слайд 12

В-шестых, отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.

Слайд 13

В-седьмых, тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.

Слайд 14

В-восьмых, неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, включая несформированность мотивов общения, сотрудничества и кооперации у значительной части растущих людей.

Слайд 15

В-девятых , все больше становится детей с эмоциональными проблемами, с проявлениями эмоциональных нарушений – тревожные дети, находящиеся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

Слайд 16

В-десятых , у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования. В-одиннадцатых, наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.

Слайд 17

В-двенадцатых , в популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. В-тринадцатых , имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%; задержанное психическое развития – у 19,8%; дефицитарное психическое развитие – у 27,5%; а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%.

Слайд 18

В-четырнадцатых , все увеличивающуюся, составляет категория одаренных детей, среди них и детей с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети «золотые руки», и дети, способные представлять мир в образах – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.

Слайд 19

В-пятнадцатых, знаменательно, что на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии.

Слайд 20

В-шестнадцатых, отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества не только по сравнению с серединой 90-х годов, но и началом нового столетия. Так, с 2007 г. начиная, на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации. Весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников.

Слайд 21

Изменения современного ребенка связаны и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека, проявляющемся в морфологических изменениях, так называемых «секулярных трендах» -- астенизации , деселерации , тенденции к леворукости , ювенилизации, грацилизации , андрогонии .

Слайд 22

Первый скачок , называемый предростовым спуртом , в наши дни, судя по имеющимся сейчас данным, приходится не на старший дошкольный возраст – шесть – шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь-восемь лет, то есть на младший школьный возраст. Второй скачок , называемый пубертатным спуртом , связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков.

Слайд 23

Перед учеными нашей академии, перед всем педагогическим научным сообществом остро встает вопрос о норме и вариантах развития современного детства. Важно понять, как оно изменилось в своих системных характеристиках, установив общую картину его реального состояния, особенности его возрастных этапов и межвозрастных переходов.

Слайд 24

Чрезвычайно важно тщательно проанализировать изменения в развитии сознания, самосознания детей, раскрыв особенности восприятия, памяти, мышления современного ребенка, выявив характер и последствия изменяющейся работы мозга.

Слайд 25

Сегодня, когда не просто расширилось, а качественно изменилось знаниевое пространство, по-прежнему непреложной остается истина, что только целостная, стоящая на фундаменте культуры и науки система знаний, дает личности свободу мысли, превращает «человека толпы» в личность.

Слайд 26

Особого внимания требует разработка научных -- психологических, психофизиологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг качественно нового поколения, установления их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Интернет.

Слайд 27

Важно определить условия сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы образования детей, ведя поиск оснований организации процесса обучения в современных условиях, требующих раскрытия возможностей выработки у детей, избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.

Слайд 28

На первый план выходит необходимость проведения исследований не только когнитивного, социального, но и духовного развития детей, имеющих целью раскрытие внутреннего мира растущего человека, его переживаний, стремлений, сомнений, общих и специальных способностей, специфики заданного формирования системы духовных потребностей, нравственных установок.

Слайд 29

Преподаватели и аспиранты, докторанты, соискатели кафедр и сотрудники лабораторий должны быть ориентированы на изучение: во-первых , общих закономерностей познавательных процессов растущего человека на всех этапах детства; во-вторых, на выявление сензитивных возможностей психического развития в каждом возрастном периоде; в-третьих, на установление предельных возрастных возможностей в усвоении знаний, формировании навыков, умений;

Слайд 30

в-четвертых, на выявление педагогических, методических принципов подачи знаний, выработке у детей личного отношения к ним; в-пятых, на определение условий развития творческих способностей, т.е. потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обоснованно решить проблемы инновационного образования, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка;

Слайд 31

в-шестых, на выявление «резервов» психического развития современных детей, путей их накопления, в том числе и возможностей ускорения психического развития путем введения компьютерной техники и информатики в учебно-воспитательный процесс школы; в-седьмых, на выяснение условий, способствующих формированию социальной зрелости и ответственности;

Слайд 32

в-восьмых, на определение психологических факторов, влияющих на формирование убеждений и социальных ценностей у подростков и юношей; в-девятых, на установление психологических условий их социализации и самоидентификации, при преодолении негативных явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе...

Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе...

Статья:«Систематизация работы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях школы-интерната».

Федеральный государственный образовательный Стандарт РФ ориентирован на становление личностных качеств ученика. Педагогический коллектив школы, создавая службу индивидуального сопровождения, системати...

Социальные и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни

По статистике XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей не только дошкольного, но и школьного возраста.Основная проблема - низкий уровень знани...

Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте

В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан ист...

Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению

В последнее время, задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в образовании. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности школьного обучения...