Статья:«Систематизация работы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях школы-интерната».
статья

Федеральный государственный образовательный Стандарт РФ ориентирован на становление личностных качеств ученика. Педагогический коллектив школы, создавая службу индивидуального сопровождения, систематизирует совместную деятельность с родителями и всеми заинтересованными организациями, и принимает активное участие в формировании личности ребенка. Особенность обучения и воспитания в коррекционной школе состоит в том, что динамика процесса отличается от среднестатистической. Дети имеют сложные, комплексные виды отклонений, разные формы задержек психического развития, слабую мотивацию и трудности в обучении, девиантное поведение, вредные привычки и недостаточный контроль со стороны родителей (по разным причинам). В этой связи возрастает значение индивидуального сопровождения семьи и ребенка.

Для специалистов службы сопровождения коррекционной школы важно выяснить отношения ребёнка и родителей, а также реагирование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

«Систематизация работы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях школы-интерната».

Учитель, социальный педагог Перова Ирина Анатольевна

Учитель, педагог -психолог Русских Ирина Юрьевна

Учитель, учитель-дефектолог Лапина Виктория Францевна

Учитель, учитель-логопед Филиппова Наталья Владимировна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 10 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Федеральный государственный образовательный Стандарт РФ ориентирован на становление личностных качеств ученика. Педагогический коллектив школы, создавая службу индивидуального сопровождения, систематизирует совместную деятельность с родителями и всеми заинтересованными организациями, и принимает активное участие в формировании личности ребенка. Особенность обучения и воспитания в коррекционной школе состоит в том, что динамика процесса отличается от среднестатистической. Дети имеют сложные, комплексные виды отклонений, разные формы задержек психического развития, слабую мотивацию и трудности в обучении, девиантное поведение, вредные привычки и недостаточный контроль со стороны родителей (по разным причинам). В этой связи возрастает значение индивидуального сопровождения семьи и ребенка.

Для специалистов службы сопровождения коррекционной школы важно выяснить отношения ребёнка и родителей, а также реагирование членов семьи на степень его неполноценности, т.к. нередко у взрослых проявляется неприятие и непонимание проблем связанных с отклонениями в развитии собственных детей. Зачастую, в такой ситуации, родителям нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребёнку. Многие родители рассматривают необходимость образования в школе не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе.

В нашей школе много родителей с низким социальным статусом и образовательным уровнем, не знающих, как воспитывать своего ребенка. Обстановка в таких семьях не способствует полноценному воспитанию и нормальной жизни несовершеннолетнего, зачастую вызывает конфликты. Она закладывает основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формирует мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются взаимоотношения и общение в семье, формируется личность ребенка.

Задачи, которые стоят перед коллективом школы в работе с семьей:

- вовлечь родителей в образовательный и воспитательный процессы в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;

- содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации;

- способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;

- создать условия для объединения родителей в сообщество, которое будет способствовать расширению  социального пространства семей.

Эффективность индивидуального сопровождения учащегося зависит от своевременной, систематической помощи специалистов школы и родителей. Специалисты службы сопровождения взаимодействуют с детьми большое количество времени и оказывают помощь родителям, используя как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия с родителями:

- встречи, знакомства с родителями;

- анкетирование;

- индивидуальные и групповые консультации;

- мастер-классы для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм);

- тематические папки с рекомендациями для родителей;

- информационные стенды;

- родительские собрания, на которых родители получают рекомендации специалистов;

- посещения семей по адресам с составлениями актов обследования условий проживания;

- привлечение родителей к ежегодной диспансеризации учащихся;

- занятия – практикумы, тренинги;

- совместные праздники детей и родителей;

- открытые уроки с участием родителей;

- взаимодействие с использованием информационных технологий для обсуждения проблем через сайт школы и социальные сети.

Данные формы педагогического сопровождения родителей позволяют дать необходимые знания и практическую помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ. Это формирует атмосферу доверия, поддержки и взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль  в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном психолого-педагогическом воздействии наравне с педагогами, а главным показателем эффективности работы школы в данном направлении является активное вовлечение семей в образовательный процесс.

Основные критерии эффективности работы :

        положительная динамика включенности детей с ОВЗ в различные виды деятельности в социуме, изменения в уровне отношений учащихся  к базовым социальным ценностям;

уменьшение количества правонарушений и преступлений среди учащихся;

повышение уровня адаптации, снижение тревожности;

уменьшение количества конфликтных ситуаций, пропуска уроков по неуважительной причине;

повышение успеваемости,  социальная активность, проявление творческих способностей.

Для достижения положительных результатов в разрешении трудной жизненной ситуации школа решает ряд задач:

- обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства;

- обследование семей с целью выявления трудностей, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении детей и других членов их семей; установление их причин и поиск адекватных мер по их социальной защите и поддержке;

- осуществление индивидуального сопровождения детей «группы риска» и из неблагополучных семей;

- содействие в оказании социальной помощи неполным и многодетным семьям;

- организация медико-социальной поддержки детей - инвалидов и воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- консультирование у различных специалистов по проблемам семьи и детства;

- привлечение внимания родителей к занятости учащихся во внеурочное время, стимулирование их интересов к школьной жизни, сделать их соучастниками интересных мероприятий;

- систематизация и координирование деятельности педагогического состава школы-интерната, ведомственных организаций, родителей, воспитанников и органов правопорядка.

Система работы школы по раннему выявлению семей находящихся в трудной жизненной ситуации и разрешению проблем ребёнка включает в себя:

- при приёме документов администрацией школы и родителями оговариваются условия обучения, возможного проживания ребёнка в интернате и правила поведения учащегося в соответствии с Уставом образовательного учреждения, что позволяет сделать первоначальный вывод о заинтересованности взрослых членов семьи в комфортности условий для ребенка;

- на классном родительском собрании, через личную беседу, заполнение анкеты, классный руководитель и воспитатель собирают сведения о семье, а так же предоставляют более подробную информацию родителям о школе;

- на основании полученных сведений, к работе подключается специалисты службы сопровождения: социальный педагог, психолог, дефектолог для своевременного оказания необходимой помощи конкретному ребёнку и семье в целом;

- школьные врачи – педиатр и психиатр, в свою очередь, собирают сведения о воспитаннике и семье через направление психолого-медико-педагогической комиссии и медицинский анамнез.

- обобщенная информация о проблемах семьи рассматривается на расширенном совещании службы сопровождения при директоре, с расстановкой приоритетов привлечения специалистов.

Часто средств, форм и методов, применяемых школой, недостаточно для формирования личности ребенка, в результате чего встаёт вопрос углубления межведомственного взаимодействия.

В  Санкт-Петербурге для решения этой проблемы сформирована  трехуровневая  система  оказания  психолого-педагогического сопровождения с соблюдением маршрутизации, этапности и преемственности.

На  уровне  ГБОУ  -  психолого-педагогическое  сопровождение  оказывается специалистами   обучающимся с ОВЗ и  семьям, их воспитывающих.

На  районном  уровне  осуществляется  методическая  поддержка  и  координация деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории района Санкт-Петербурга.

На  региональном  уровне  осуществляется  методическая  поддержка и  координация  деятельности  ОУ,  расположенных  на  территории Санкт-Петербурга, Центров ППМСП.

Список литературы:
        1. Апеина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. - М., 1999.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1998.

3. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - с. 32-41.

4.Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.

5. Нагавкина Л.С.,  Крокинская О.К.,  Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Материалы для специалистов образовательных учреждений. КАРО. Санкт-Петербург. 2004
         6. Фурманов И. А. детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн., 1996

7. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. - СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Рекомендации  по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситации....

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

"Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с воспитанниками приюта для детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации."

Основной целью является выведение семьи из состояния неблагополучия в здоровое общество, а также профилактика социального сиротства среди детей и подростков....

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении

ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»  на 2018-2019 учебный год...

План работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

План организации мероприятий для детей , находящихся в трудной жизненой ситуации...

Организация адресной работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями через использование социально – педагогических технологий

Организация адресной работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьямичерез использование социально – педагогических технологий...