Статья:«Систематизация работы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях школы-интерната».
статья
Федеральный государственный образовательный Стандарт РФ ориентирован на становление личностных качеств ученика. Педагогический коллектив школы, создавая службу индивидуального сопровождения, систематизирует совместную деятельность с родителями и всеми заинтересованными организациями, и принимает активное участие в формировании личности ребенка. Особенность обучения и воспитания в коррекционной школе состоит в том, что динамика процесса отличается от среднестатистической. Дети имеют сложные, комплексные виды отклонений, разные формы задержек психического развития, слабую мотивацию и трудности в обучении, девиантное поведение, вредные привычки и недостаточный контроль со стороны родителей (по разным причинам). В этой связи возрастает значение индивидуального сопровождения семьи и ребенка.
Для специалистов службы сопровождения коррекционной школы важно выяснить отношения ребёнка и родителей, а также реагирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья:
«Систематизация работы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях школы-интерната».
Учитель, социальный педагог Перова Ирина Анатольевна
Учитель, педагог -психолог Русских Ирина Юрьевна
Учитель, учитель-дефектолог Лапина Виктория Францевна
Учитель, учитель-логопед Филиппова Наталья Владимировна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 10 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
Федеральный государственный образовательный Стандарт РФ ориентирован на становление личностных качеств ученика. Педагогический коллектив школы, создавая службу индивидуального сопровождения, систематизирует совместную деятельность с родителями и всеми заинтересованными организациями, и принимает активное участие в формировании личности ребенка. Особенность обучения и воспитания в коррекционной школе состоит в том, что динамика процесса отличается от среднестатистической. Дети имеют сложные, комплексные виды отклонений, разные формы задержек психического развития, слабую мотивацию и трудности в обучении, девиантное поведение, вредные привычки и недостаточный контроль со стороны родителей (по разным причинам). В этой связи возрастает значение индивидуального сопровождения семьи и ребенка.
Для специалистов службы сопровождения коррекционной школы важно выяснить отношения ребёнка и родителей, а также реагирование членов семьи на степень его неполноценности, т.к. нередко у взрослых проявляется неприятие и непонимание проблем связанных с отклонениями в развитии собственных детей. Зачастую, в такой ситуации, родителям нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребёнку. Многие родители рассматривают необходимость образования в школе не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе.
В нашей школе много родителей с низким социальным статусом и образовательным уровнем, не знающих, как воспитывать своего ребенка. Обстановка в таких семьях не способствует полноценному воспитанию и нормальной жизни несовершеннолетнего, зачастую вызывает конфликты. Она закладывает основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формирует мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются взаимоотношения и общение в семье, формируется личность ребенка.
Задачи, которые стоят перед коллективом школы в работе с семьей:
- вовлечь родителей в образовательный и воспитательный процессы в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;
- содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации;
- способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
- создать условия для объединения родителей в сообщество, которое будет способствовать расширению социального пространства семей.
Эффективность индивидуального сопровождения учащегося зависит от своевременной, систематической помощи специалистов школы и родителей. Специалисты службы сопровождения взаимодействуют с детьми большое количество времени и оказывают помощь родителям, используя как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия с родителями:
- встречи, знакомства с родителями;
- анкетирование;
- индивидуальные и групповые консультации;
- мастер-классы для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм);
- тематические папки с рекомендациями для родителей;
- информационные стенды;
- родительские собрания, на которых родители получают рекомендации специалистов;
- посещения семей по адресам с составлениями актов обследования условий проживания;
- привлечение родителей к ежегодной диспансеризации учащихся;
- занятия – практикумы, тренинги;
- совместные праздники детей и родителей;
- открытые уроки с участием родителей;
- взаимодействие с использованием информационных технологий для обсуждения проблем через сайт школы и социальные сети.
Данные формы педагогического сопровождения родителей позволяют дать необходимые знания и практическую помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ. Это формирует атмосферу доверия, поддержки и взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном психолого-педагогическом воздействии наравне с педагогами, а главным показателем эффективности работы школы в данном направлении является активное вовлечение семей в образовательный процесс.
Основные критерии эффективности работы :
положительная динамика включенности детей с ОВЗ в различные виды деятельности в социуме, изменения в уровне отношений учащихся к базовым социальным ценностям;
уменьшение количества правонарушений и преступлений среди учащихся;
повышение уровня адаптации, снижение тревожности;
уменьшение количества конфликтных ситуаций, пропуска уроков по неуважительной причине;
повышение успеваемости, социальная активность, проявление творческих способностей.
Для достижения положительных результатов в разрешении трудной жизненной ситуации школа решает ряд задач:
- обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства;
- обследование семей с целью выявления трудностей, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении детей и других членов их семей; установление их причин и поиск адекватных мер по их социальной защите и поддержке;
- осуществление индивидуального сопровождения детей «группы риска» и из неблагополучных семей;
- содействие в оказании социальной помощи неполным и многодетным семьям;
- организация медико-социальной поддержки детей - инвалидов и воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- консультирование у различных специалистов по проблемам семьи и детства;
- привлечение внимания родителей к занятости учащихся во внеурочное время, стимулирование их интересов к школьной жизни, сделать их соучастниками интересных мероприятий;
- систематизация и координирование деятельности педагогического состава школы-интерната, ведомственных организаций, родителей, воспитанников и органов правопорядка.
Система работы школы по раннему выявлению семей находящихся в трудной жизненной ситуации и разрешению проблем ребёнка включает в себя:
- при приёме документов администрацией школы и родителями оговариваются условия обучения, возможного проживания ребёнка в интернате и правила поведения учащегося в соответствии с Уставом образовательного учреждения, что позволяет сделать первоначальный вывод о заинтересованности взрослых членов семьи в комфортности условий для ребенка;
- на классном родительском собрании, через личную беседу, заполнение анкеты, классный руководитель и воспитатель собирают сведения о семье, а так же предоставляют более подробную информацию родителям о школе;
- на основании полученных сведений, к работе подключается специалисты службы сопровождения: социальный педагог, психолог, дефектолог для своевременного оказания необходимой помощи конкретному ребёнку и семье в целом;
- школьные врачи – педиатр и психиатр, в свою очередь, собирают сведения о воспитаннике и семье через направление психолого-медико-педагогической комиссии и медицинский анамнез.
- обобщенная информация о проблемах семьи рассматривается на расширенном совещании службы сопровождения при директоре, с расстановкой приоритетов привлечения специалистов.
Часто средств, форм и методов, применяемых школой, недостаточно для формирования личности ребенка, в результате чего встаёт вопрос углубления межведомственного взаимодействия.
В Санкт-Петербурге для решения этой проблемы сформирована трехуровневая система оказания психолого-педагогического сопровождения с соблюдением маршрутизации, этапности и преемственности.
На уровне ГБОУ - психолого-педагогическое сопровождение оказывается специалистами обучающимся с ОВЗ и семьям, их воспитывающих.
На районном уровне осуществляется методическая поддержка и координация деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории района Санкт-Петербурга.
На региональном уровне осуществляется методическая поддержка и координация деятельности ОУ, расположенных на территории Санкт-Петербурга, Центров ППМСП.
Список литературы:
1. Апеина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. - М., 1999.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1998.
3. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - с. 32-41.
4.Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
5. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Материалы для специалистов образовательных учреждений. КАРО. Санкт-Петербург. 2004
6. Фурманов И. А. детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн., 1996
7. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. - СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Рекомендации по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситации....
«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...
"Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с воспитанниками приюта для детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации."
Основной целью является выведение семьи из состояния неблагополучия в здоровое общество, а также профилактика социального сиротства среди детей и подростков....
План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении
ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» на 2018-2019 учебный год...
План работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
План организации мероприятий для детей , находящихся в трудной жизненой ситуации...
Организация адресной работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями через использование социально – педагогических технологий
Организация адресной работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьямичерез использование социально – педагогических технологий...