Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению
статья (1 класс)

Новикова Елена Викторовна

В последнее время, задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в образовании. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности школьного обучения, определяются тем, насколько полно учитывается учителем уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого– педагогические основы проблемы готовности детей к школьному             обучению.

В последнее время, задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в образовании (Л. А. Венгер, Е. И. Рогов, Н.Н. Поддьяков).

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности школьного обучения, определяются тем, насколько полно учитывается учителем уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения. Известный психолог Л.И. Божович указывала, что готовность обучения в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Такого же мнения придерживался А. И. Запорожец, отмечая, что готовность к школьному обучению « представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико – синтетической деятельности, степени сформированности волевой регуляции действий и т.д.»

На сегодняшний день учеными общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований (Е.И. Рогов).

По мнению Л. С. Выготского, готовность к школе выступает, с одной стороны, как производная личностного развития, с другой – как один из значимых показателей достижений личностного становления ребенка в дошкольные годы. В готовности к школе получает свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни (Т. И. Бабаева).

В.В. Столин, Н. Д. Добрынин рассматривают готовность к школе, исходя из понимания человека, как иерархически организованные системы , на трех взаимосвязанных уровнях: организма, индивида и личности.

Рассмотрение готовности к школе на уровне организма связанно с раскрытием ее биологических оснований. Данный уровень готовности может быть определен, как исходный. Подход готовности на уровне индивида отражает степень зрелости психики ребенка, обеспечивающей возможность выполнения учебной деятельности и сотрудничества на этапе начала школьного обучения. Это проявляется в соответствии психического развития ( процессов восприятия, мышления, памяти, воображения и др.) требованиям нормативности для старшего дошкольного возраста и выражается широко используемым понятием « психологическая готовность к школе» ( Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер)

Рассмотрение готовности к школе на уровне личности отражает степень социального созревания будущего школьника, развитие его эмоционально- мотивационной сферы деятельностную направленность на решение новых задач и принятия новой социальной позиции, а также особенности Я – концепции: самосознания, самооценки, личностного смысла, предстоящего школьного обучения, что  в современной науке интегрируется понятием «личностная готовность к школе»( Л.И. Божович, Я. Я. Коломинский).

По данным Л. А. Венгер, Я. Я. Коломенского, Е. А. Панько, личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Она связана с интеллектуальной готовностью к школе, центральным компонентом которой выступают разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной деятельности. Они в единстве с формирующимися у дошкольников познавательными интересами и мотивами обеспечивают познавательную направленность ребенка на освоение новых знаний и стремление к школьному обучению (Т. И. Бабаева). В исследованиях подчеркивается, что неподготовленность детей к школе связана с комплексом недостатков личностного формирования в дошкольные годы. Среди них следует выделить слабость сформированности нравственно- волевых предпосылок учения (Р. С. Буре), недоразвитие мотивационно – потребностной сферы (Венгер), отсутствие интереса к школе и учению ( Т. А. Нежнова), неумение ориентировать свою активность и поведение на моральную норму и правила, слабый уровень развития самосознания, самооценки, самоконтроля, недостатки коммуникаций (М. И. Лисина).

Рассмотрев определение готовности к школе, мы видим, что оно представляет собой сложное структурное единство ряда взаимосвязанных компонентов и уровней.

По мнению многих исследователей, (М. В. Анторпова, Т. В. Тулва, Т. С. Сорокина) готовность организма ребенка к школьному обучению определяется морфологическим и функциональным  развитием, что выражается в понятии «школьная зрелость». Для определения «школьной зрелости» на практике широко применяется тест Керна- Ирасика и методики, разработанные исследователями М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой.

Для выявления «школьной зрелости» используется многофакторный анализ, предполагающий оценку состояния здоровья и биологической зрелости организма ребенка (антропометрические показатели, развитие костной, мышечной дыхательной и сердечно- сосудистой систем). Оценку функциональной готовности к школе, и как главного показателя «школьной зрелости» и, прежде всего, уровня развития ряда физиологических функций. К ним относятся:

  1. развитие способности к торможению, необходимого для достаточно длительного сидения за партой;
  2. относительно быстрое образование и упрочение условных связей положительного и тормозного характера и достаточное развитие второй сигнальной системы.

Таким образом, подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Литература

  1. Анохин П. К. «Очерки по физиологии функциональных систем» - М., 1975г.
  2. Бабаева Т. И.  «У школьного порога» - М., 1993г.
  3. Буре Р. С. «Готовим детей к школе» - М., 1987г.
  4. «Воспитываем дошкольников самостоятельными». Сборник статей - С- Пб., 2000г.
  5. Каменская В. Г., Томанов Л. В., Зверева С. В., Шапиро Е. И. «Готов ли ваш ребенок к школе», С – Пб., 1996г.
  6. Лурия А. Р. « Мозг и психические процессы» - М., 1963г .- Т.1
  7. «Морфологическое созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста» Под ред. Антроповой М. В., Кольцовой М. М.- М., 1983г.    
  8. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании» - М., 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест готовности детей к школьному обучению

Тест готовности детей к школьному обучению....

Готовность детей к школьному обучению

Проблема готовности детей к обучению в школе очень актуальна. Представляю вам теоретические и практические материалы, которе помогут организовать работу с родителями и детьми на этапе подготовки к шко...

Экспресс-тест готовности детей к школьному обучению

Тест основан на методике А.Керна и позволяет получить общее представление о готовности ребёнка к школьному обучению...

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

  Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.                   ...

Родительское собрание: Готовность детей к школьному обучению.

Данная презентация поможет в подготовке к родиельскому собранию:  Будущие первоклассники....

Психологические типы готовности детей к школьному обучению.

Психологические типы готовности детей  к школьному обучению....

Обследование уровня психологической готовности детей к школьному обучению. Выявление детей с ОВЗ.

  Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30  –  40  %  детей  приходят  в  первый ...