Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе
статья по теме

Колесникова Людмила Анатольевна

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения.

  1. ЗАДАНИЯ.

Предварительная инструкция: сейчас мы будем с вами заниматься. Посмотрите на листы перед вами. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, Никто не берет карандаш. Слушайте внимательно.

Задание № 1. «Продолжи узор».

Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы) , умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Инструкция.

Здесь нарисованы два узора. Возьмите простой карандаш и продолжите узор до конца строчки. Сначала продолжите первый узор, а когда закончите-продолжите второй узор. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни».

Цель: оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображения фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятий «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Инструкция.

Все нашли задание № 2? Сосчитайте сколько кружков нарисовано на листе, и напишите ниже цифру, обозначающую количество кружков. Сосчитайте квадраты и напишите ниже цифру, обозначающую их количество.

Задание № 3. «Предложение».

Цель: оценка сформированности у ребенка мелкой моторики, сформированности графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

Инструкция. Прочитай и напиши (или скопируй) предложение так, как оно написано на образце.

 

Задание № 4. «Шифровка».

Цель: выполнение сформированности  произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможность распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целеноправленности деятельности.

Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объёма выполненного дети больше  не работают.

Инструкция.

А теперь переверните лист. Внимательно посмотрите. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будите ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставьте точку, В каждом треугольнике -вертикальную палочку, в кружке вы будите рисовать горизонтальную палочку, а в ромбике останется пусто. Все фигуры нужно заполнить по очереди, начиная с первого ряда. Работу выполняете 2 минуты.

  1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ.

Задание № 1.

5 баллов. Ребенок четко удерживает последовательность в узоре. Допускается увеличение размеров элементов или уменьшение не более чем в 1,5 раз и единичный отрыв карандаша.

4,5 – 5 баллов. Допустим уход не более чем на 1 см вверх или вниз. Допускается отрыв карандаша.

3 балла. Выполнение с единичными ошибками, разброс величины элементов.

2 – 2,5 баллов. Выполнение первого узора с ошибками, а во втором – ритмичное повторение элементов с маленькими или большими пиками. Нарушение ритма рисунка.

1 балл. Если ребенок не выполняет работу до конца. Постоянное наличие  дополнительных элементов. Узор плохо читаем.

0 баллов. Ребенок не выполняет задание  или начинает и бросает.

Задание № 2.

5 баллов. Верное соотнесение числа и количества предметов. Цифры  «9» и «7» должны быть изображены на соответствующих местах и в соответствующей половине  листа.

4 балла. Наличие одного – двух самостоятельных исправлений.

3 балла. Наличие двух ошибок, неправильная графика цифр.

2 балла. Неправильный пересчет фигур. Неумение изобразить соответствующие цифры.

1 балл. Ребенок  выполняет работу с множеством ошибок.

0 баллов. Ребенок  не понимает  задания.

Задание № 3.

5 баллов. Безошибочное копирование или написание предложения

4 балла. Ребенок допускает одну ошибку или несколько собственных исправлений.

3 балла. Ребенок допускает до трех ошибок, в том числе и неправильные соединения букв

2 балла. Неправильное соединение букв при наличии трех ошибок и одного – двух исправлений.

1 балл. Допущено более трех ошибок, наблюдается явно недостаточная сформированность мелкой моторики.

0 баллов. Недоступность выполнения задания в целом.

Задание № 4.

5 баллов. Безошибочное заполнение  геометрических фигур в соответствии с образцом за 2 минуты. При этом графика ребенка не выходит за пределы фигуры и учитывается ее симметричность.

4 балла. Ребенок не успевает доделать задание до конца, хотя выполнение безошибочное. Допускается одна – две ошибки или пропуска.

3 балла. Заполнение фигур в соответствии с образцом

2 балла. Ребенок  допустил две ошибки  в сочетании с плохой графикой заполнения, не успел сделать всю работу.

1 балл. Имеются несоответствия значков в фигурах. Ребенок не способен выполнить задание по инструкцию.

0  баллов. Ребенок  начал работу, но не смог закончить даже одной строчки.

СУМАРНАЯ  ОЦЕНКА  ВЫПОЛНЕНИЯ  ЗАДАНИЙ

Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням – в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом поведения ребенка в процессе работы.

1– й  уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе.

(суммарные баллы  в диапазоне от 17 до 25 баллов)

2– й  уровень Условная готовность к началу обучения.

(суммарная оценка от 14 до 17 баллов)

3- й  уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения.

(суммарная оценка от 11 до 14 баллов)

4- й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения (суммарная оценка ниже 10 баллов)  

  1. Рисунок на память.

(В это время даётся информация для родителей)

  1. Информация для родителей.

  1. Заключение.

Вы выполнили сегодня большой объём работы. Вы молодцы!

На следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие на планету «Радости», познакомимся с её жителями, обменяемся знаниями. А сейчас я говорю вам ДО СВИДАНИЯ! ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье

   Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Требования родителе...

Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе

Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...

Методики психолого-педагогического диагностирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Комплекс методик диагностирования всех составляющих психологической готовности дошкольников к обучению в школе...

Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье

1. Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье.     2. Обобщение опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений в процессе физического ...

презентация по теме "Психолого - педагогическая готовность ребёнка к школе".

В данной презентации представлен материал для родителей дошкольников, воспитателей. Рассмотрена структура и содержание готовности к обучению в школе, выделено основное содержание понятия "психоло...

Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности к школьному обучению

Данный материал предназначен для диагностики уровня готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.  Будет интересен школьным учителям-логопедам, практикующим данный вид обследования....

Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению

В последнее время, задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в образовании. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности школьного обучения...