Отчет по психологии за год
учебно-методический материал

Ратиева Виктория Владимировна

Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.

ЦЕЛЬ работы: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

            Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. (Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса).

ЗАДАЧИ:

  1. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.
  2. Проведение мониторингов образовательного процесса.
  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.
  4. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

 

Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.

  1. Проведение мониторингов, согласно плана работы УО и школы.
  2. Работа с педагогическим коллективом.
  3. Активное взаимодействие с учащимися.
  4. Психолого-педагогический всеобуч родителей.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  6. ППС обучения детей-инвалидов.
  7. ППС ФГОС начального образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otchet_po_psihologii.docx58.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

                                                     «СОГЛАСОВАННО»

                                                     Директор МКОУ  школы-интерната:

                             ___________________Гришина М.Б.

                                                                                          «___»_______________20___г.

Годовой отчет

Педагога-психолога

за 2017-2018 учебный год

Составила: Ратиева Виктория Владимировна,

Педагог-психолог

                                                2017-2018 учебный год

        Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.

ЦЕЛЬ работы: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

          Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. (Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса).

ЗАДАЧИ:

  1. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.
  2. Проведение мониторингов образовательного процесса.
  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.
  4. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.

  1. Проведение мониторингов, согласно плана работы УО и школы.
  2. Работа с педагогическим коллективом.
  3. Активное взаимодействие с учащимися.
  4. Психолого-педагогический всеобуч родителей.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  6. ППС обучения детей-инвалидов.
  7. ППС ФГОС начального образования.

В течение года велась совместная работа с социальным педагогом и уполномоченным по защите прав участников педагогического процесса. Работа велась по трём основным направлениям: сопровождение, профилактика, коррекция.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинги:

Методика

Всего приняли участие

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Методика «Определение уровня школьной тревожности по методике Филиппса» в 4 «а» классе

14

2

9

3

Методика " Изучение общей самооценки» в 4 «а» классе

14

1

6

7

Анкета Лускановой для оценки уровня школьной мотивации в 4 «а» классе

14

-

7

7

«Диагностика  уровня школьной тревожности по методике Филипса» 5 «а» класс

14

4

5

5

Методика -опроснк " Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)» 9 «а» класс

13

        

        Проведена работа по адаптации учащихся первого класса (ФГОС) (11 уч-ся) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями,  выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводились занятия с играми, релаксациями, сказкотерапия. Это позволило на 20% повысить уровень адаптации первоклассников (диаграмма). С  отдельной группой детей проводились коррекционные занятия». Данные занятия были направлены на предупреждение дезадаптации, на помощь тем детям, которые испытывали сложности в общении и поведении.

«Уровень учебной мотивации»

Уровни

1 «А»

(на начало года)

Средний результат

Декабрь2017г

25 – 30 баллов. Высокий уровень, сформировано отношение к себе как к школьнику.

0

3%

20 – 24 балла. Средний уровень, отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

25%

28%

15 – 19 баллов.  Внешняя мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами.

71%

62%

10 – 14 баллов. Низкий уровень, отношение к себе как школьнику не сформировано.

4%

7%

Ниже 10 баллов – дезадаптация, негативное отношение к школе.

0

0

Эмоциональнее  состояния учащихся 2017–2018 учебного года набора                                                       

            Начало года                                                                                Конец года

           

        Всеобуч для родителей «Психологические особенности первоклассников». В течение года проводился родительский лекторий и выступление на родительских собраниях по запросам классных руководителей.

Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Для изучения подобрали методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:

тесты цветового выбора М. Люшер;

проективные методики: “Рисунок семьи”,“Дерево”;

анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой; Представленные методики позволяют проводить диагностику, как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей. Во втором классе будет продолжена коррекционная работа с группой детей со средним уровнем адаптации и детьми с низкой учебной мотивацией.

        Проведена работа по адаптации учащихся пятого класса  (посещение уроков, анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка», анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями). Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено. Учитывая психологическую, интеллектуальную и социальную готовность учащихся  к обучению в среднем звене школы можно утверждать, что 90% учащихся полностью готовы к успешной адаптации в 5 классе. Трудности могут возникнуть у 10% из параллели так как, изменится социальный статус (ученик среднего звена), появится «разноголосица» в требованиях новых учителей, значительно увеличится учебная нагрузка.

В течение года велась диагностическая работа, групповая коррекционно-развивающая и тренинговая работа с разными категориями детей и «группой риска».

Исследования и диагностика

Название и цель исследования

Класс

Кол-во человек

1

Диагностика уровня готовности к обучению в школе

1

11

2

Изучение адаптации

1 , 4, 5

39

3

Социометрическое исследование классов

5

14

4

Уровень учебной мотивации

1, 4, 5

39

6

Отношение родителей учащихся к школе

1-9

50%

8

Уровень социализации

4, 9

39

9

Исследование эффективности предпрофильного сопровождения учащихся 9 классов

9

13

10

Исследования вредных привычек среди учащихся

5-7, 9

46

За 2017 -2018 учебный год проведены консультации, из них:  с учащимися,  с педагогами, с родителями. Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:

1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме,

2) с неопределённостью в выборе профессии и профиля.

Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности и профилактике девиантного поведения учащихся через реализацию дополнительных программ, классных часов по запросам классных руководителей. Также будет продолжен комплекс работ по профориентации (диагностика интересов, склонностей, пожеланий и успешности учащихся; рекомендации по выбору элективных курсов; ведение элективного курса по самоопределению; индивидуальная (семейная) консультация по выбору профиля обучения).

         В соответствии с годовым планом, а также по заявке классных руководителей и администрации школы велось психологическое  просвещение участников педагогического процесса.

Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: посещение семей дома, личные беседы-консультации с родителями, тренинги, тестирование  детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям. В школе есть ещё одна категория детей и их не мало, это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении школьной программы (чтения, письма, счёта). Проявления СДВГ очень разнообразны: расстройства развития речи, расстройства развития школьных навыков, нарушения поведения и т.д. С этой группой ведутся занятия по коррекции. Занятия проводятся в ГПД, в них входят дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения на развития мелкой моторики рук, упражнения на развития внимания, самоконтроля, релаксация. Детям занятия нравятся, они с удовольствием идут на них.

     В течение года велась методическая работа по организации конференций, семинаров: выступления на РМО и ШМО, публикация в конкурсе проектов Подмосковья, открытые занятия и мероприятия, участие в недели психологии.

        Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобучу – это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях.  

Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года.

«Нравственные аспекты в формировании личности ребёнка», «Роль семьи и школы в сохранении и укреплении здоровья детей», выступление на родительском собрании для родителей пятиклассников, первоклассников и т.д.

ВЫВОДЫ

           В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, всё, что запланировано – выполнено. За этот год в кабинете психолога пополнилась методическая копилка, приобретены новые коррекционные программы с ИКТ, музыкой для релаксации. Большим плюсом в работе для меня было согласованность в работе с администрацией. Помощь в организации и проведении психологических занятий (расписание), согласованность в действиях – немаловажный аспект в работе.

Одним из сложных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа. Проведение данной работы требует большого количества времени, поэтому эта работа ведётся отдельными упражнениями на педсоветах и совещаниях. И всё-таки я старалась строить свои взаимоотношения с учителями предметниками и классными руководителями через организацию совместных классных часов и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Некоторые из них уже стали моими постоянными «клиентами». Есть, конечно же, и такие родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют просто неадекватно. Это является немаловажной проблемой, которая встаёт передо мной на будущее. С каждым годом увеличивается количество обращений родителей, которые пытаются решить семейные проблемы (развод в частности) путём привлечения ребёнка на свою сторону, не думая о том, что для него и папа и мама являются любимыми и родными. Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат. В отдельных «сложных» случаях привлекались администрация и отдел опеки.

    Пожалуй, самой большой проблемой в этом году стало увеличение детей стоящих на учёте ВШК (драки, курение, воровство). В школе достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой трудная работа. Беседы, посещение семей, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов, участвовала в работе Совета профилактики, где давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.

Предполагаемые причины увеличения правонарушений имеют как объективный, так и субъективный характер:

  1. Снижение воспитывающей роли семьи.
  2. Возможно недостаточная воспитательная работа школы (правильно спланировать профилактическую работу по предупреждению правонарушений на ранней стадии, в начальной школе).
  3. Важно не напугать наказанием, а научить жить в этом мире, оставаясь человеком, уметь противостоять всем пагубным влияниям.
  4. Нет единства требований в воспитательной цепочке: администрация – классный руководитель – родители.
  5. Многие воспитательные мероприятия по-прежнему носят формальный характер.

Что может сделать школа:

  1. В воспитательной работе применять эффективные профилактические программы по предупреждению правонарушений, опять же на ранней стадии.
  2. Каждому классному руководителю особое внимание уделить нравственному  воспитанию.
  3.  Активизировать родительский всеобуч в данном направлении. Мероприятия должны носить системный характер, а не эпизодический. Возможно это должен быть родительский клуб.
  4. Занятость детей внеурочной деятельность (спорт, творчество и др.)

Возможно, это может повлиять на положение дел. А ещё важно, чтобы каждый работник школы относился к детям как своим, не пропуская ни одного проступка мимо, чтобы потом эти проступки не перерастали в правонарушения и преступления.

В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:

  1. Направить работу психологической службы на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.
  2. Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением в начальной школе с обязательным привлечением их у внеурочной деятельности.
  3. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.
  4. Продолжение сопровождения обучения детей-инвалидов.
  5. Продолжить проведение коррекционных занятий по программе.
  6. Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку.
  7. Особое внимание уделить углубленной работе по пропаганде здорового образа жизни.

Педагог-психолог Ратиева В.В

____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет педагога - психолога.

Понимание школьной психологической деятельности начинается с ответа на важнейший вопрос: в чём заключается суть работы школьного психолога, а самое главное психолога в учрежде...

Отчет психолога по адаптации 1х классов

Доклад «Диагностика адаптации первоклассников школ Новохоперского района»В рамках районного семинара «Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»...

Отчет педагога - психолога

Отчет педагога - психолога по адаптации...

Отчет о работе воспитателей ГПД в рамках проведения Недели "Логопедии, психологии и воспитания"

В нашей школе прошла неделя «Логопедии, психологии и воспитания». В ней принимли участие учащиеся начальных классов и воспитатели ГПД. Ежегодно с огромным удовольствием участвуют наши малыши в разл...

Отчет психолога

Отчет по работе...

Отчет педагога – психолога о проделанной работе в летнем лагере «Солнышко» с дневным пребыванием детей 2019 г

Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой самого учреждения; каждый...

Отчет педагога-психолога за 2 четверть

Формировать каммуникативные навыки учащихся, однновременно развивая позитивную "Я - концнпцию" у каждого из участников....