Отчет психолога по адаптации 1х классов
презентация к уроку (1 класс) на тему

Ковалёва Наталья Викторовна

Доклад «Диагностика адаптации первоклассников школ Новохоперского района»

В рамках районного семинара «Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет педагога-психолога Ковалёвой Н.В. по  результатам проведения исследования особенностей адаптации  учащихся

1–х  классов .

В диагностике участвовали 49 первоклассников из 4-х первых классов Новохоперских школ

Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе.
Задачи исследования:
- выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка,
- выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации,
- выявить уровень мотивации к школе,
- выявить детей нуждающихся в помощи психолога в адаптационный период.
диагностика проводилась по методике: «Домики»
Автор О.А.Орехова

Ход проведения методики:

У ребят на столах 8 карандашей(зеленый синий красный желтый серый коричневый черный) и бланк для проведения диагностики ,на котором три строки пустых клеток.

Задание №1

Ребенок выберает тот карандаш, который  ему приятен

больше всего и раскрашивает первый прямоугольник.

Откладывает этот карандаш в сторону.

Взглянув на оставшиеся карандаши,выбирает

 какой из них больше нравится?

 Раскрашивает им второй прямоугольник.

Откладывает карандаш в сторону. И так далее.

По 1 заданию определяем вегетативный коэффициент.

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.

Хороший результат-оптимальная работоспособность .Дети отличаются бодростью,здоровой активностью,готовностью к энергозатратам.Нагрузки соответствуют возможностям.Образ жизни позволяет  детям восстанавливать затраченную энергию.

Бороздиновская СОШ

По результатам тестирования 100%  показали хороший результат,оптимальная работоспособность .Дети отличаются бодростью,здоровой активностью,готовностью к энергозатратам.Нагрузки соответствуют возможностям.Образ жизни позволяет  детям восстанавливать затраченную энергию.

На ряду с хорошими есть и отклоняющиеся результаты,так у ребят выделяется и  Компенсирование состояние усталости.В этом случае самовосстановление работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.Необходима оптимизация рабочего ритма,режима труда и отдыха

В 1 «А» Е-Коленовской СОШ №1 по результатам тестирования 62,5 процента показали хороший результат,оптимальная работоспособность . 37,5% показали  компенсирование состояние усталости.Самовосстановление работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.Необходима оптимизация рабочего ритма,режима труда и отдыха

Третий фактор определения вегетативного коэфициента-Перевозбуждение.Перевозбуждение является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Такой ребенок есть в Березовской ООШ ,где по результатам тестирования 50%  показали хороший результат,оптимальная работоспособность

25 % показали  компенсирование состояние усталости.Самовосстановление

И перевозбуждение у  25%.

В 1 «Б» По результатам тестирования 73,7 процента показали хороший результат,оптимальная работоспособность .

21 % показали  компенсирование состояние усталости. И перевозбуждение у 5,2%(1 девочка)

Так же в первом задании определяем Показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы в классе.

 Аутогенная норма является индикатором психологического благополучия.  Значение Суммарного Отклонения (СО) отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.

При преобладании отрицательных эмоций у ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно.

Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

У Бороздиновских первоклассников такие результаты:

У  60% преобладание отрицательных эмоций. У ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно.У 40 % эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

У Березовских же первоклашек 3 детей из 4 (75%) испытывают преобладание отрицательных эмоций. У ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно.

У  25% эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

В 1 «А», Е-Коленовской СОШ  У 50% преобладание отрицательных эмоций. У ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно

У 7 детей (43,75%) эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

В 1 «Б» У 4 детей (21%) преобладание отрицательных эмоций. У ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно

У 14 детей (73,68%) эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Но есть и Преобладание положительных эмоций,когда Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

У 1 ребенка (5,2%) преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

задание №2

  Во второй строчке целая улица домиков.В них живут  чувства.

 Я  называю чувства: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение, а дети подбирают к ним подходящий цвет и раскрашивают. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который подходит.

Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций,социальную адаптацию. Цветового градусника практически у всех в норме.Это значит,что дети адекватно воспринимают окружающий мир и все происходящее,но есть и  инверсия цветового градусника ,то есть неправильное цветовое восприятие Бороздиновка-1 человек;

Е-Коленовская СОШ №1 ,1 «А»-2 человека;

1 «Б»- 4 человека.

В Березовской школе таких детей нет.

Такой фактор,как инверсия цветового восприятия укзывает на слабую или недостаточную дифференциацию, указывает на деформацию в личностных отношениях.

Задание №3.

В этих домиках жильцы  необычные.

В первом домике живет твоя душа.

 Какой цвет ей подходит? Раскрашивание.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.

Интерпритация проведения методики «Домики»

Задание №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации. Определяет Эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

В Бороздиновской и Березовской         школах и 1 «А» классе Елань-Коленовской СОШ в общем положительный результат.В 1 «Б» 12 человек из 19 негативно относятся к школе.

Сводная таблица адаптации первоклассников по школам Новохоперского

Наименование

показателей

1 «А»

Е-Коленовская СОШ №1

1 «Б»

Е-Коленовская СОШ №1

1 класс

Березовская ООШ

1 класс

Бороздиновская СОШ

Вегетативный коэфициент

Усталость

37,5%

21%

25%

------

Оптимально

62,5%

73,7%

50%

100%

Перевозбуждение

----

5,2%

25%

-------

Суммарное отклонение

Отрицательное

50%

21%

50%

60%

В норме

43,75%

73,68%

50%

40%

Положительное

--

5,2%

------

--------

Таким образом в «группу риска»,то есть в группу детей, сложно перенесших адаптацию попали 10 из 49( около 20 %)человек

5 человек-1 «А» Е-Коленовской СОШ №1

3 человека- 1 «Б» Е-Коленовской СОШ №1

2 человека- Березовская ООШ

Бороздиновские первоклассники адаптированы стопроцентно.

Неуспешность в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностно-значимыми людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии личности. Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменения состояния соматического и психического здоровья.В ситуациях хронической неуспешности учебная деятельность перестает восприниматься ребенком как значимая. Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это может быть как различная досуговая деятельность (кружки, студии и т.п.), спортивные занятия, так и вовлечение в различные неформальные подростковые группы различной направленности. Возможно появление различных форм поведенческих девиаций. Такие формы поведения могут служить способом привлечения внимания взрослых. Помочь ребенку адаптироваться можно только работая вместе и педагогам и родителям. Уделять внимание, объяснять непонятое, создать атмосферу доверия ко взрослому.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1–Х классов Подготовила педагог-психолог Квоалёва Н.В .

Слайд 2

Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе. Задачи исследования: - выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка, - выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации, - выявить уровень мотивации к школе, - выявить детей нуждающихся в помощи психолога в адаптационный период. Методика: «Домики» Автор О.А.Орехова

Слайд 3

Ход проведения методики: Задание №1 Ребенок в ыберает тот карандаш, который ему приятен больше всего и раскрашивает первый прямоугольник. Откладывает этот карандаш в сторону. Взглянув на оставшиеся карандаши,выбирает какой из них больше нравится? Раскрашивает им второй прямоугольник. Откладывает карандаш в сторону. И так далее.

Слайд 4

График вычисления вегетативного коэфициэнта 1 «А» класс Е-Коленовская СОШ №1 1класс , Бороздиновская СОШ

Слайд 5

График вычисления вегетативного коэфициэнта 1 класс ,Березовская ООШ

Слайд 6

График суммарного отклонения от аутогенной нормы 1 класс Березовская ООШ 1 класс Бороздиновская СОШ

Слайд 7

График суммарного отклонения от аутогенной нормы 1«А» класс,Е-Коленовская СОШ №1 1«Б» класс,Е-Коленовская СОШ №1

Слайд 8

задание №2 Во второй строчке целая улица домиков. В них живут чувства. Психолог называет чувства, а дети подбирают к ним подходящий цвет и раскрашивают. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим. Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его бъяснить , используя глагольные предикаты и наречия.

Слайд 9

З адание №3. В этих домиках жильцы необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрашивание. Обозначения домиков: №2 – твое настроение, когда ты идешь в школу, №3 – твое настроение на уроке чтения, №4 – твое настроение на уроке письма, №5 – твое настроение на уроке математики №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем, №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками, №8 – твое настроение, когда ты находишься дома, №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки, №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.

Слайд 10

Эмоциональное отношение детей к школьной деятельности 1 «А» класс Е-Коленовская СОШ №1 1 «Б» Е-Коленовская СОШ №2

Слайд 11

Эмоциональное отношение детей к школьной деятельности 1 класс , Бороздиновская СОШ 1 класс ,Березовская ООШ

Слайд 12

Сводная таблица адаптации первоклассников по школам Новохоперского района Наименование показателей 1 «А» Е-Коленовская СОШ №1 1 «Б» Е-Коленовская СОШ №1 1 класс Березовская ООШ 1 класс Бороздиновская СОШ Вегетативный коэфициент Усталость 37,5% 21% 25% ------ Оптимально 62,5% 73,7% 50% 100% Перевозбуждение ---- 5,2% 25% ------- Суммарное отклонение Отрицательное 50% 21% 50% 60% В норме 43,75% 73,68% 50% 40% Положительное -- 5,2% ------ --------

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

Статья по психологии "Особенности адаптации детей к школе"

В целях увеличения объема и расширения сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов (УИРС, НИРС)Академия Естествознания проводит V Общероссийскую сту...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

Отчет психолога

Отчет по работе...

Отчет психолога

Годовой отчет...

Рекомендации психолога по адаптации первоклассников

Рекомендации психолога по адаптации первоклассников...