Отчет психолога по адаптации 1х классов
презентация к уроку (1 класс) на тему
Доклад «Диагностика адаптации первоклассников школ Новохоперского района»
В рамках районного семинара «Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет ( пользоваться с презентацией0 | 23.12 КБ |
Презентация к отчету | 642.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет педагога-психолога Ковалёвой Н.В. по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся
1–х классов .
В диагностике участвовали 49 первоклассников из 4-х первых классов Новохоперских школ
Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе.
Задачи исследования:
- выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка,
- выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации,
- выявить уровень мотивации к школе,
- выявить детей нуждающихся в помощи психолога в адаптационный период.
диагностика проводилась по методике: «Домики»
Автор О.А.Орехова
Ход проведения методики:
У ребят на столах 8 карандашей(зеленый синий красный желтый серый коричневый черный) и бланк для проведения диагностики ,на котором три строки пустых клеток.
Задание №1
Ребенок выберает тот карандаш, который ему приятен
больше всего и раскрашивает первый прямоугольник.
Откладывает этот карандаш в сторону.
Взглянув на оставшиеся карандаши,выбирает
какой из них больше нравится?
Раскрашивает им второй прямоугольник.
Откладывает карандаш в сторону. И так далее.
По 1 заданию определяем вегетативный коэффициент.
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.
Хороший результат-оптимальная работоспособность .Дети отличаются бодростью,здоровой активностью,готовностью к энергозатратам.Нагрузки соответствуют возможностям.Образ жизни позволяет детям восстанавливать затраченную энергию.
Бороздиновская СОШ
По результатам тестирования 100% показали хороший результат,оптимальная работоспособность .Дети отличаются бодростью,здоровой активностью,готовностью к энергозатратам.Нагрузки соответствуют возможностям.Образ жизни позволяет детям восстанавливать затраченную энергию.
На ряду с хорошими есть и отклоняющиеся результаты,так у ребят выделяется и Компенсирование состояние усталости.В этом случае самовосстановление работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.Необходима оптимизация рабочего ритма,режима труда и отдыха
В 1 «А» Е-Коленовской СОШ №1 по результатам тестирования 62,5 процента показали хороший результат,оптимальная работоспособность . 37,5% показали компенсирование состояние усталости.Самовосстановление работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.Необходима оптимизация рабочего ритма,режима труда и отдыха
Третий фактор определения вегетативного коэфициента-Перевозбуждение.Перевозбуждение является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Такой ребенок есть в Березовской ООШ ,где по результатам тестирования 50% показали хороший результат,оптимальная работоспособность
25 % показали компенсирование состояние усталости.Самовосстановление
И перевозбуждение у 25%.
В 1 «Б» По результатам тестирования 73,7 процента показали хороший результат,оптимальная работоспособность .
21 % показали компенсирование состояние усталости. И перевозбуждение у 5,2%(1 девочка)
Так же в первом задании определяем Показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы в классе.
Аутогенная норма является индикатором психологического благополучия. Значение Суммарного Отклонения (СО) отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.
При преобладании отрицательных эмоций у ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно.
Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
У Бороздиновских первоклассников такие результаты:
У 60% преобладание отрицательных эмоций. У ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно.У 40 % эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
У Березовских же первоклашек 3 детей из 4 (75%) испытывают преобладание отрицательных эмоций. У ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно.
У 25% эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
В 1 «А», Е-Коленовской СОШ У 50% преобладание отрицательных эмоций. У ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно
У 7 детей (43,75%) эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
В 1 «Б» У 4 детей (21%) преобладание отрицательных эмоций. У ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно
У 14 детей (73,68%) эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
Но есть и Преобладание положительных эмоций,когда Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
У 1 ребенка (5,2%) преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
задание №2
Во второй строчке целая улица домиков.В них живут чувства.
Я называю чувства: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение, а дети подбирают к ним подходящий цвет и раскрашивают. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который подходит.
Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций,социальную адаптацию. Цветового градусника практически у всех в норме.Это значит,что дети адекватно воспринимают окружающий мир и все происходящее,но есть и инверсия цветового градусника ,то есть неправильное цветовое восприятие Бороздиновка-1 человек;
Е-Коленовская СОШ №1 ,1 «А»-2 человека;
1 «Б»- 4 человека.
В Березовской школе таких детей нет.
Такой фактор,как инверсия цветового восприятия укзывает на слабую или недостаточную дифференциацию, указывает на деформацию в личностных отношениях.
Задание №3.
В этих домиках жильцы необычные.
В первом домике живет твоя душа.
Какой цвет ей подходит? Раскрашивание.
Обозначения домиков:
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.
Интерпритация проведения методики «Домики»
Задание №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации. Определяет Эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.
В Бороздиновской и Березовской школах и 1 «А» классе Елань-Коленовской СОШ в общем положительный результат.В 1 «Б» 12 человек из 19 негативно относятся к школе.
Сводная таблица адаптации первоклассников по школам Новохоперского
Наименование показателей | 1 «А» Е-Коленовская СОШ №1 | 1 «Б» Е-Коленовская СОШ №1 | 1 класс Березовская ООШ | 1 класс Бороздиновская СОШ | |
Вегетативный коэфициент | Усталость | 37,5% | 21% | 25% | ------ |
Оптимально | 62,5% | 73,7% | 50% | 100% | |
Перевозбуждение | ---- | 5,2% | 25% | ------- | |
Суммарное отклонение | Отрицательное | 50% | 21% | 50% | 60% |
В норме | 43,75% | 73,68% | 50% | 40% | |
Положительное | -- | 5,2% | ------ | -------- |
Таким образом в «группу риска»,то есть в группу детей, сложно перенесших адаптацию попали 10 из 49( около 20 %)человек
5 человек-1 «А» Е-Коленовской СОШ №1
3 человека- 1 «Б» Е-Коленовской СОШ №1
2 человека- Березовская ООШ
Бороздиновские первоклассники адаптированы стопроцентно.
Неуспешность в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностно-значимыми людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии личности. Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменения состояния соматического и психического здоровья.В ситуациях хронической неуспешности учебная деятельность перестает восприниматься ребенком как значимая. Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это может быть как различная досуговая деятельность (кружки, студии и т.п.), спортивные занятия, так и вовлечение в различные неформальные подростковые группы различной направленности. Возможно появление различных форм поведенческих девиаций. Такие формы поведения могут служить способом привлечения внимания взрослых. Помочь ребенку адаптироваться можно только работая вместе и педагогам и родителям. Уделять внимание, объяснять непонятое, создать атмосферу доверия ко взрослому.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе. Задачи исследования: - выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка, - выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации, - выявить уровень мотивации к школе, - выявить детей нуждающихся в помощи психолога в адаптационный период. Методика: «Домики» Автор О.А.Орехова
Ход проведения методики: Задание №1 Ребенок в ыберает тот карандаш, который ему приятен больше всего и раскрашивает первый прямоугольник. Откладывает этот карандаш в сторону. Взглянув на оставшиеся карандаши,выбирает какой из них больше нравится? Раскрашивает им второй прямоугольник. Откладывает карандаш в сторону. И так далее.
График вычисления вегетативного коэфициэнта 1 «А» класс Е-Коленовская СОШ №1 1класс , Бороздиновская СОШ
График вычисления вегетативного коэфициэнта 1 класс ,Березовская ООШ
График суммарного отклонения от аутогенной нормы 1 класс Березовская ООШ 1 класс Бороздиновская СОШ
График суммарного отклонения от аутогенной нормы 1«А» класс,Е-Коленовская СОШ №1 1«Б» класс,Е-Коленовская СОШ №1
задание №2 Во второй строчке целая улица домиков. В них живут чувства. Психолог называет чувства, а дети подбирают к ним подходящий цвет и раскрашивают. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим. Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его бъяснить , используя глагольные предикаты и наречия.
З адание №3. В этих домиках жильцы необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрашивание. Обозначения домиков: №2 – твое настроение, когда ты идешь в школу, №3 – твое настроение на уроке чтения, №4 – твое настроение на уроке письма, №5 – твое настроение на уроке математики №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем, №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками, №8 – твое настроение, когда ты находишься дома, №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки, №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.
Эмоциональное отношение детей к школьной деятельности 1 «А» класс Е-Коленовская СОШ №1 1 «Б» Е-Коленовская СОШ №2
Эмоциональное отношение детей к школьной деятельности 1 класс , Бороздиновская СОШ 1 класс ,Березовская ООШ
Сводная таблица адаптации первоклассников по школам Новохоперского района Наименование показателей 1 «А» Е-Коленовская СОШ №1 1 «Б» Е-Коленовская СОШ №1 1 класс Березовская ООШ 1 класс Бороздиновская СОШ Вегетативный коэфициент Усталость 37,5% 21% 25% ------ Оптимально 62,5% 73,7% 50% 100% Перевозбуждение ---- 5,2% 25% ------- Суммарное отклонение Отрицательное 50% 21% 50% 60% В норме 43,75% 73,68% 50% 40% Положительное -- 5,2% ------ --------
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...
Статья по психологии "Особенности адаптации детей к школе"
В целях увеличения объема и расширения сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов (УИРС, НИРС)Академия Естествознания проводит V Общероссийскую сту...
Рекомендации психолога по адаптации первоклассников
Рекомендации...
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...
Отчет психолога
Отчет по работе...
Отчет психолога
Годовой отчет...
Рекомендации психолога по адаптации первоклассников
Рекомендации психолога по адаптации первоклассников...