Аналитический отчет педагога - психолога.
материал по теме

Кокшарова Наталья Алексеевна

     Понимание школьной психологической деятельности начинается с ответа на важнейший вопрос: в чём заключается суть работы школьного психолога, а самое главное психолога в учреждении для детей-сирот? Психологическая служба – самая молодая из структурных подразделений школы. В России она получила широкое распространение только в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас она убедительно доказала свою необходимость, однако в понимании её цели до сих пор нет единства. Кто-то полагает, что таковой можно считать психологическое сопровождение ребёнка в процессе обучения в школе, кто-то акцентирует необходимость содействия адаптации учащихся. Есть и другие точки зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchyot_pedagoga-psikhologa1.doc332 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Буланашская школа-интернат»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

за межаттестационный период

с 2005 по 2010 годы

Составитель:

Кокшарова Наталья Алексеевна

Должность:

Директор

Специальность:

педагог-психолог

- Артёмовский, 2010 г. –

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………………...       3

  1. Аналитическая часть………………………………………………………..       6

1.1. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период……...       6

1.2.Создание психологического пространства в школе-интернат…………..

1.3. Блок диагностических методик …………………………………….…….       7

1.4. Мониторинг развития учащихся в условиях школьного обучения…….       10

1.5. Организация       психокоррекционной       и      развивающей     работы

с учащимися…………………………………………………………………….     12-15

1.6. Сопровождение  социально-значимых проектов учреждения………….      15

1.7. Анализ результатов…………………………………………………………       15

2. Проектная часть……………………………………………………………...         16

3. Заключение…………………………………………………………………...         17

4. Литература……………………………………………………………………    18-19

Приложения

Введение.    

Стоит лишь верить в человека больше,

чем это обыкновенно бывает,

чтобы вызвать наружу

все лучшие стороны его характера.

                                                                                   С. Смайлс.

     Понимание школьной психологической деятельности начинается с ответа на важнейший вопрос: в чём заключается суть работы школьного психолога, а самое главное психолога в учреждении для детей-сирот? Психологическая служба – самая молодая из структурных подразделений школы. В России она получила широкое распространение только в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас она убедительно доказала свою необходимость, однако в понимании её цели до сих пор нет единства. Кто-то полагает, что таковой можно считать психологическое сопровождение ребёнка в процессе обучения в школе, кто-то акцентирует необходимость содействия адаптации учащихся. Есть и другие точки зрения.

       Я считаю, что целью школьной психологической службы  является создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения. В  этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья из которой ребенка изъяли  и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

       Какого человека можно считать гармонично развивающимся? Я считаю, что это человек, который в целом удовлетворён собой и своим окружением ( главное чтобы оно было позитивным). Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней жизни в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек сможет успешно выполнять соответствующие его возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции. Исходя из всего этого, можно сказать, что гармоничное развитие – это:

  • наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
  • возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
  • наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
  • сформированность основных возрастных новообразований;
  • возможность полноценного функционирования.

     Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем. Это и является ключевым понятием в работе школьного психолога.

     В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:

  • позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
  • высокий уровень развития рефлексии;
  • наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
  • успешное прохождение возрастных кризисов;
  • адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

     Понятно, что представленный образ психологического здоровья человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своём дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья.

     Исходя из всего вышесказанного, я определила для себя в межаттестационный период (с 2005 по 2010 г.г.) ряд задач:

  • создание условий для организации психологической службы в школе;
  • изучение и внедрение в практику новых диагностических методик;
  • систематическое   отслеживание   психолого-педагогического   статуса
    ребенка и динамики его психического развития;
  • создание социально-психологических условий для развития личности
    детей и их успешного обучения и воспитания;
  • создание    специальных    социально-психологических    условий    для
    оказания   помощи   детям,   имеющим   проблемы   в   психологическом
    развитии.

     Цель аналитического отчёта: самоанализ и самооценка результатов деятельности за период с 2005 по 2010 годы, а также условий, при которых были получены результаты.

     Задачи отчёта:

  1. Выделение основных направлений моей деятельности.
  2. Анализ полученных результатов.
  3. Установление причинно-следственных связей между результатами и условиями их получения.
  4. Выявление противоречий.
  5. Проектирование путей решения этих противоречий в будущем.
  6. Самооценка эффективности собственной деятельности.

  1. Аналитическая часть.
  1. 1.1. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период.

     Основными направлениями моей деятельности в межаттестационный период с 2005 по 2010 годы были:

1. Диагностические и исследовательские мероприятия, ориентированные на модули (или составляющие) учебного и воспитательного процесса.

2. Разработка и осуществление коррекционных и развивающих программ с учётом индивидуальных особенностей детей.

  1. Индивидуальные и групповые консультации детей по вопросам обучения, развития, самоопределения, самовоспитания.
  2. Проведение психопрофилактической работы с детьми по разным видам психологических нарушений.
  3. Консультирование педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания детей.
  4. Повышение психологической культуры педагогов.
  5. Индивидуальные и групповые консультации для родителей и родственников, граждан желающих восстановиться в правах или взять ребенка под опеку.

     Сообщаю о себе следующие сведения:

  • Образование – высшее, в 2000 году окончила УГППУ Социальный институт по специальностям педагог- психолог, социальный педагог; защитила на «отлично» дипломный проект.
  • Педагогический стаж работы – 20 лет, по должности педагог-психолог – 10 лет, имею первую квалификационную категорию по специальностям директор и педагог-психолог.
  • В октябре 2005 г.- приняла участие во Второй Всероссийской неделе школьной психологии в ВДЦ «Орленок», прошла обучение на курсах в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации специалистов по теме «Перспективные направления деятельности психолога образования и их технологическое обеспечение»;
  • С сентября 2003 г. по август 2006 г. работала педагогом-психологом в МОУ СОШ № 12;
  • С сентября 2006 г.по настоящее время работаю директором и педагогом-психологом в ГОУ СО «Буланашская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • В 2005 г. награждена Почётной грамотой Главы МО «Артёмовский район»;
  • В октябре 2007 г. – Благодарственным письмом Председателя Думы Артёмовского городского округа;
  • В 2007 году  стала Дипломантом школьного конкурса «Учитель года» в номинации «Опыт и мастерство»;

        1.2. Создание психологического пространства в школе-интернат.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

 «Комната-доктор» помогает в решении многих проблем эмоционального характера и трудностей волевого самоконтроля воспитанников.

Она оборудована в помощь педагогам-психологам, осуществляющим профилактическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, и используется как дополнительный инструментарий терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психологического и физического здоровья.

Предназначена для решения следующих задач:

  • обучение на основе сенсорной стимуляции;
  • психотерапия;
  • социальная адаптация.

  1. 1.3. Блок диагностических методик.

     Диагностическая работа – традиционное звено работы школьного психолога. Она имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения ребёнка. Сюда входят все виды диагностических и исследовательских мероприятий.

     Я ориентировала всю психологическую диагностику, которую проводила с детьми и их родителями, на так называемые модули (или составляющие) учебного и воспитательного процесса:

  • Модуль «Учеба». Характеризует компоненты интеллектуальной деятельности    ребенка, его умственную работоспособность и утомляемость.
  • Модуль «Направленность личности». Выявляет степень независимости, самостоятельности, активности детей в достижении своих целей, развитие   чувства   ответственности   за  происходящие   с   ними события, мотивационную структуру, структуру личности.
  • Модуль «Друзья». Характеризует отношения в группе детей по типу симпатий-антипатий,  статусную позицию детей в таких видах общения, как учебное и внеклассное.
  • Модуль  «Я».  Выясняет динамику самосознания,  структуру  и отношение личности к собственному «Я» (самооценку).
  • Модуль    «Карьера».    Определяет    степень    подготовленности воспитанников к выбору будущей профессии.
  • Модуль «Семья». Выявляет проекцию будущих  взаимоотношениях в семье и взаимоотношений с воспитателями (как родителями).

     Для проведения психодиагностических мероприятий я сформировала блок самых необходимых диагностических методик.

Диагностический инструментарий научно – производственной фирмы «Амалтея»:

  • ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА;
  • ТЕСТ АМТХАУЭРА;
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕСТ Р.КЕТТЕЛЛА;
  • МНОГОФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК Р.КЕТЕЛЛА;
  • ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ;
  • ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ;
  • ТЕСТ Э.ЛАНДОЛЬТА;
  • ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ПОДРОСТКОВОГО  ВОЗРАСТА;
  • ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЬСКО – ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ;
  • НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА.

Диагностический инструментарий научно – производственной фирмы «Иматон»:

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕСТ ВЕКСЛЕРА (ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ)

   Самые популярные методики используемые в моей работе (см. Таблицу 1):

Таблица 1.

п/п

Название методики

Вид проведения

Цель исследования

Время

проведения и

обработки

Инд-я

Групп-я

Модуль «Учеба»

1.

ММД

+

+

Изучение свойств

внимания, психомоторного темпа, точность,

надежность, волевая регуляция

50мин

2.

Прогрессивные матрицы Равена

+

-

Концентрация внимания, уровень интеллекта

25 мин

3.

Векслер

+

-

Уровень интеллека

180 мин

4.

Тест Э.Ландольта

+

+

Исследование внимания и работоспособности

10-15 мин

5.

Тест Амтхауэра

+

+

Структура интеллекта

35-40 мин

6.

МЭДОС Р.Овчаровой

+

+

Состояние социально-педагогической запущенности детей

25-35 мин

Модуль «Направленность личности»

1.

Люшер

+

-

Эмоциональное состояние

10-15 мин

2.

Красивый рисунок

+

+

Эмоциональное состояние

25-30 мин

3.

Несуществующее животное

+

+

Личностные характеристики

15-20 мин

4.

Многофакторный опросник Р.Кеттелла

+

+

Личностное многофакторное обследование

65-85 мин

5.

Тест тревожности Филлипса

+

+

Уровень тревожности

35-40 мин

6.

Тест тревожности В.Амен, М.Дорки, Р.Тэммл

+

-

Уровень тревожности

35-40 мин

7.

Методика А. Басса и А.Дарки

+

+

Показатели и формы агрессии

15-20 мин

8.

.Опросник А.Личко

+

+

Акцентуации характера у подростков

35-40 мин

9.

Мотивация учения (разные методики)

+

+

Уровень мотивации к учёбе

10-15 мин

Модуль «Друзья»

1.

Социометрия

+

+

Межличностные отношения  в группе

35 мин

2.

Методика К.Томаса

+

+

Предрасположен -

ность личности к конфликтному поведению

35-40 мин

Модуль  «Я»

1.

Самооценка (разные методики)

+

+

Оценивание себя по отношению к социуму

120 мин

Модуль    «Карьера»

1.

ПДО  

+

+

Профессионал ьное предпочтение

25-35 мин

2

ДДО

+

+

Профессионал ьное предпочтение

25-35 мин

Модуль «Семья»

1.

АСВ

+

+

Взаимоотношения с воспитателями

25-35 мин

2.

PARI

+

+

Измерение

воспитательских установок и реакций

35-40 мин

3.

Диагностика А.Прихожан

+

+

Уровень

Воспитательской тревожности

25-35 мин

4.

Кинетический рисунок семьи

+

+

Взаимоотношения в

группе-семье

25-30 мин

     1.4. Мониторинг развития учащихся в условиях школы-интернатного  обучения.

     Для решения этой задачи необходимо регулярно проводить диагностику по различным параметрам личностного и познавательного развития учащихся. И сопоставлять полученные в разные периоды времени данные между собой. В результате такого сопоставления становятся очевидными основные тенденции в развитии ребёнка.

     Выделяются следующие тенденции: позитивное развитие (постепенное улучшение результатов по всем параметрам), частично позитивное (остановка в развитии по некоторым параметрам), негативное (снижение результатов по отдельным параметрам).

     В случае выявления частично позитивных тенденций в развитии ребёнок попадает в группу особого внимания психолога, за его развитием осуществляется тщательное наблюдение. Однако никакие действия в отношении него пока не предпринимаются, поскольку в соответствии с законом гетерохронности (неравномерности) развитие детей может осуществляться различными темпами.

     Если фиксируется негативная тенденция в развитии, то для определения возможных её причин проводятся углублённая диагностика, консультации с детьми, учителями, воспитателями, родственниками  и родителями. После выявления причин организуется коррекционная работа с детьми, имеющими негативные тенденции в развитии, либо проводится коррекция окружающей детей учебной или социальной среды (что является немаловажным направлением коррекции).

     Я мониторинг развития учащихся я проводила с детьми  разного возраста. Параметры, выделяемые для анализа динамики (мониторинга) развития учащихся, должны соответствовать возрастным особенностям детей. Кроме того, важно, чтобы они были достаточно информативными и отражали общую картину, то есть давали представление о динамике развития ребёнка в целом. В качестве таких универсальных для начальной школы параметров я выбрала психологическое здоровье и познавательную активность. Затем подобрала для диагностики критериев подходящие психодиагностические методики и выделила конкретные области исследования (см. Таблицы 2,3).

Таблица 2.

№ п/п

Критерии наличия психологического здоровья

Области исследования

Название психодиагностических методик

1.

Наличие у ребёнка позитивного образа «Я», позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира.

Самооценка.

Методики по выявлению уровня самооценки «Лесенка» и др.

2.

Наличие стремления улучшить качество основных видов деятельности – общения, учёбы, спортивных занятий и т.п.

Социальный статус.

Методика «Неоконченные предложения»

Социометрия

3.

Сформированность соответственно возрасту новообразований.

Структура личности.

Эмоциональное состояние.

Люшер

Несуществующее животное

4.

Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.

Общая тревожность.

Уровень агрессивности.

Тест тревожности В.Амен, М.Дорки, Р.Тэммл

Тест тревожности Филипса

Красивый рисунок

Методика А. Басса и А.Дарки

Таблица 3.

№ п/п

Критерии наличия познавательной активности

Области исследования

Название психодиагностических методик

1.

Наличие потребности в познании и инициативных действий для её удовлетворения (сформированность мотивации учения).

Мотивация учения.

Методика исследования мотивации учения М.Гинзбург

2.

Сформированность элементов и навыков учебной деятельности (индивидуальные особенности интеллектуального развития)

Интеллектуальные способности.

Состояние педагогической запущенности (несформированность критериев познавательной активности говорит о наличии педагогической запущенности).

Векслер

МЭДОС Р.Овчаровой

3.

Наличие развитой в соответствии с возрастом произвольности как необходимого условия преодоления учебных трудностей.

Тип психического развития (восприятие детьми школьной действительности).

Особенности семейного воспитания.

Методика «Зеркало» А.Венгер

PARI

Диагностика А.Прихожан

     

1.5.     Организация       психокоррекционной       и      развивающей     работы

с учащимися.

     Развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами диагностики. Главный принцип, лежащий в основе  содержательного наполнения в организации психокоррекционной       и      развивающей     работы с учащимися – это целостность. Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребёнка. Работать надо со всей личностью в целом, во всём разнообразии познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.

      Коррекционно-развивающая работа может быть как индивидуальная, так и групповая. Одним из главных преимуществ групповой работы является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом. Клиент, взаимодействуя только с консультантом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема – единственная в своём роде. Там, за стёклами кабинета, - счастливые и беззаботные люди, не ведающие, как ему тяжело. Оказавшись в группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Он обязательно встречает в группе людей с такими проблемами, по сравнению с которыми его собственные – это просто «цветочки», а люди с такими проблемами живут, действуют и не теряют оптимизма. Следующее важное преимущество группового воздействия состоит в том, что группа может отразить общество в миниатюре, а значит, делает какие-то скрытые факторы открытыми, очевидными. По сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это даёт участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях.

      Я использовала как групповую, так и индивидуальную коррекционно-развивающую работу с учащимися. Это зависело от индивидуальных особенностей и выявленных негативных тенденций в развитии учащихся. Ниже показана схема содержания  и форм работы с учащимися, нуждающимися в коррекционной помощи.

      Далее я  подобрала и использовала  для коррекции авторские коррекционно-развивающие программы (см. Таблицу 4).

Таблица 4

№ п/п

Название программы

Цели и задачи

1.

Адаптационные занятия с первоклассниками (автор – Тукачёва С.И.)

Создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

2.

Программа  помощи  детям  с нарушениями развития личности (автор – Овчарова Р.В.)

Помочь ребёнку поверить в собственные силы, развить его творческие способности, избавить от страхов.

3.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей (автор – Смирнова Т.П.)

Обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом; снижение уровня личностной тревожности; развитие позитивной самооценки.

4.

Программа помощи детям с нарушениями структуры самосознания (автор – Овчарова Р.В.)

Развитие различных структур самосознания детей.

5.

Курс развития творческого мышления («ИМАТОН»)

Сформированность элементов творческого мышления (индивидуальные особенности интеллектуального развития).

1.6. Сопровождение социальных проектов

В учреждении работает много социальных проектов, которые психолог сопровождает. Я выделяю главные из них которые нуждаются в пристальном внимании психолога.

«Семейные группы».

Желание изменить ситуацию в школе - интернат подтолкнуло  к созданию

главного и  значимого проекта по организации условий проживания - это «Семейные группы». Создание организационной структуры – семейной группы, системообразующим фактором которой является совместное проживание братьев и сестер в одной группе - семье, независимо от возраста.

Принцип семейности служит главным фактором развития и саморазвития личности ребенка. Дети живут в комнатах по 2 человека, обстановка и оформление комнат не повторяется, интерьер максимально приближен к домашнему: с помощью обоев, штор, покрывал. Дети сами совместно с воспитателями делали в своих комнатах косметический ремонт, с помощью инструктора по труду шили портьеры и покрывала, выбирая самостоятельно цветовое решение своего жилого помещения. Таким образом, они прошли настоящую школу ремонта, приобрели бесценный опыт, который однозначно пригодится в будущей жизни. Главное в этом проекте научиться основам семейной жизни изучение роли в семье, возникновение прочных связей между братьями и сестрами. Решение конфликтных ситуаций, забота старших о младших, помощь в делах младших старшим.

Следующий проект, который мной сопровождается это – «Воскресный кинозал». В современной практике воспитания подростков востребованы новые технологии, которые позволяют организовать процесс социального взросления. Специфика подросткового периода заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, в их отношениях.

Наша цель  – создание модальностей взросления как педагогически организованных возможностей социального становления подростков. Один из этих способов – синема-технологии. Кино, как вид искусства пользуется особой популярностью у современной молодёжи, уступая лишь музыке. Почти 90% опрошенных подростков очень любят смотреть кино. Программа просмотра фильмов составлена в соответствии  с планами  реализации воспитательного процесса. Подбор фильмов зависит от предполагаемой тематики. Например, в начале учебного года предлагается провести Неделю фильмов о школе, о взаимодействии учителя и ученика, о непростых взаимоотношениях одноклассников  - это фильмы «Доживём до понедельника», «Большая перемена», «Чучело» и др.   Неделя посвящена Международному  Дню матери: «Мачеха»,  «Лысый нянька» и др. фильм даёт детям возможность увидеть на экране разные варианты семейных отношений, что имеет немаловажное значение для их будущей взрослой жизни.  

Фильмы, помогающие воспитанникам воспринять реальные представления о взрослости. В них подростки при помощи педагога могут увидеть пути собственного взросления. Это фильмы: «Спасите наши души», « Питер Пэн» и др.

Фильмы патриотического содержания, посвященные важным историческим  событиям.  Эти фильмы направлены  на воспитание  гражданского долга каждого гражданина своей страны, понимание чувства ответственности перед Родиной, поддержание связи поколений.  Например: «Мы из будущего», «А зори здесь тихие», «Офицеры» и др.  

Грамотно поставленные вопросы после просмотра, составление киновикторин – позволяет воспитанникам увидеть тонкие грани жизни, о которых говорит автор.

О сопровождении социально-значимого проекта «Домик в деревне»  - особый разговор.

«Не для школы – для жизни», - такой призыв встречал участников древнеримских школ. Уже античные педагоги понимали бессмысленность воспитания, оторванного от жизни.

        Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности, ее адаптации к жизненным условиям.

        Мы живем в сельской местности и у некоторых наших воспитанников жилье закреплено в близлежащих к нашему поселку селах и, как правило, это обычные деревенские домики без особых удобств. А как же они смогут адаптироваться к особенностям  деревенского образа жизни? Кроме этого, из бесед с выпускниками мы выяснили, что их научили в школе выращивать цветочную  рассаду, но знаний о работе в саду, огороде нет, практических навыков им не хватает, а ведь некоторые из них, создавая свою семью, задумываются о приобретении земельного участка.   Задавшись этим вопросом, администрация школы обсудила возможные варианты решения данной проблемы, и на административном совещании было принято решение о приобретении экспериментального «домика в деревне», на базе которого мы могли бы реализовать поставленные перед педагогическим коллективом цели и задачи. 

Принцип связи воспитания с жизнью – один из основополагающих в нашей воспитательной системе, подтверждением этому и стал проект создания загородной дачи – «домика в деревне» - для организации оздоровления воспитанников с возможностью приобщения к посильному сельскохозяйственному труду, обучению созданию жизненного пространства в меняющихся условиях, включению в новые отношения с социумом.

 Цель проекта: создание и развитие комплекса условий для подготовки к самостоятельному жизнеустройству, самореализации в профессиональной и семейной жизни.

 Я предложила выход из ситуации «паразитическое потребительство»: найти полуразрушенный, брошенный домик – дачу, восстановить его собственными силами, выращивать ягоды и овощи, а так же просто отдыхать на природе вдалеке от городской суеты.  После принятия решения на административном совещании о приобретении «домика в деревне» я вышла с предложением на педсовет. Коллеги идею одобрили, и уже после этого состоялось общешкольное собрание, где о нашей задумке узнали и дети, и представители других подразделений и восприняли ее с энтузиазмом. Итак, коллектив на предстоящую работу смотивирован.

После этого осталось только найти подходящий домик, и каким - то образом приобрести его (в полном отсутствии финансирования по данным целям). Объехали все близлежащие территории, разговаривали со всеми главами ТОМС, пересмотрели много предложенных «шалашиков». Наконец, наш выбор остановился на старом, заброшенном домике на берегу живописного озера. 

Для достижения поставленной цели, пришлось преодолевать множество препятствий, которые администрация успешно решила:

- согласование с главой ТОМС,

- оформление документов в инстанциях Министерства общего и профессионального образования Свердловской области,

- обеспечение нормативно – правовой базы (издание приказов, локальных актов, положений, инструкций и т.п.),

- работа с потенциальными социальными партнерами.

Искали  бывшего хозяина этого домика, к нашей всеобщей радости нашли!  Он оказался добрым и щедрым человеком – оформил документы по дарению этого домика  в собственность  нашему детскому дому.

Параллельно с решением  этих вопросов нужно было начинать практическую работу непосредственно в доме. Итогом успешной подготовительной работы стало то, что когда  для первого субботника понадобились добровольцы, от желающих не было отбоя, хотя все были предупреждены, что работа предстоит трудная и грязная. Записывались и младшие, и старшие, и сотрудники школы, и учащиеся других школ, занимающиеся в наших коллективах дополнительного образования…

Решено было отправить первый «десант» из мальчиков – старшеклассников,  сотрудников. Дети  настолько были одержимы в работе, что от скорости восстановления «домика» кружилась голова. Когда домик стал пригоден для жилья, и подготовили помещения для  домашних животных, стало очевидным, что новоселье не за горами. Желающих попробовать себя в роли сельского жителя было очень много.

 Первыми было решено поселить в домике именно тех ребят, которые все начинали – наш первый трудовой десант. Ну, а чтобы мальчишки не скучали, приобрели 30 кур и 8 кроликов. К тому времени один из местных жителей подарил щенка, которого дети тут же назвали Боссом.

Наладили хорошие соседские отношения, осознали себя в новой роли – роли соседей, причем соседей добрых. Рядом живет женщина, которая, имея корову, приносила детям молоко, они в обмен предлагали яйцо. Получался взаимовыгодный бартер. А главное умелое общение между воспитанниками и местными жителями, желание общаться на добрых мотивах.

И вот в один из очередных приездов мы услышали от детей, что «в деревне есть все, что нужно для жизни, только лениться не надо» – вот  тогда я поняла, что идея не бесполезна, она уже дает свои первые, такие важные результаты. Я часто  выезжала в поселок Красногвардейский, где беседовала с детьми, решала назревшие конфликты (новые ощущения порождают новые чувства, не всегда можно сразу справиться с эмоциями), слушала их впенчатления.

Каковы же результаты?

Во-первых, успешно прошла адаптация к новым бытовым условиям;

Во-вторых, дети на практике убедились, что в деревне можно обеспечить себе достойный образ жизни, достаток, благодаря собственному труду, решая вопрос «паразитического потребительства»;

В-третьих, наши воспитанники смогли ощутить себя в новой социальной роли – роли соседей и закрепить толерантное отношение к окружающим.

Немаловажным итогом стало и то, что у детей появился устойчивый интерес к сельскому быту, к жизни конкретного села.

По – видимому, нашему проекту суждено стать долгосрочным, т.к. ребята заинтересовались историей села, его названием – Красногвардейский, названием своей улицы – Красноармейская, красной звездочкой на воротах пустующего дома, в котором жил бывший фронтовик. Вообще, у детей появилось какое-то особое чувство уважения к пожилым людям.

Еще один важный результат нашего проекта: дети начали сами принимать решения, перестали делить работу на мужскую и женскую, если необходимо добиться поставленной цели.

        То, что работа над нашим проектом не заканчивается – очевидно, и мы реально ощутили, какую помощь в воспитании и образовании  детей оказал нам этот маленький домик в деревне, став для наших воспитанников одним из стимулов к улучшению учебы и к исправлению поведения, т.к. поехать туда на выходные или в каникулы для детей большая радость.

1.7. Анализ результатов. 

     Мониторинг развития воспитанников проводился на базе ГОУ СО «Буланашская школа-интернат»  с 2006 по 2010 годы (так как новые дети не поступали). Результаты данного мониторинга можно увидеть в виде гистограмм (см. Приложения).

     По результатам проведённого мониторинга я постаралась выявить основные причины неблагоприятного психологического состояния здоровья детей. Это следующие причины:

  1. Особенности характера и темперамента (холерики и меланхолики более склонны к развитию у них негативных тенденций в психологическом здоровье).
  2. Неблагоприятная обстановка в семье (асоциальная семья) или  приемная семья, которая отказалась от ребенка, а так же семья, которую посещает ребенок, где  родительские функции выполняют люди одного пола (например, женщины особенно, если воспитанник мальчик).
  3. Неблагополучное состояние физического здоровья детей.

     Учитывая все эти причины, можно строить дальше коррекционную работу.

  1. Проектная часть.

      Сегодня практическая психология становится востребованной специальностью. А, значит, требования к специалистам предъявляются очень высокие. Цели и задачи, которые психолог ставит перед собой, должны соответствовать современным течениям. Особое внимание в следующий межаттестационный период я должна уделить выполнению следующих задач:

  1. Расширить спектр диагностических методик.
  2. Подобрать и адаптировать новые коррекционные программы.
  3. Повышать квалификацию за счёт различных психологических курсов и изучения литературы.
  4. Продолжить работу по улучшению психологического здоровья младших школьников.

  1. Заключение.

     В своём аналитическом отчёте я представила анализ результатов своей деятельности как педагога-психолога в межаттестационный период с 2005 по 2010 годы.

       В результате выполнения мной намеченных действий можно констатировать следующее:

  1. мной создан кабинет психологических консультаций, и сенсорная комната.
  2. сформирован диагностический блок для обследования различных нарушений у детей и их родителей (методики фирмы «ИМАТОН»; научно-производственной  фирмы «Амалтея» и др.);
  3. разработаны модули (или составляющие) учебного и воспитательного процесса, по которым проведены диагностические и исследовательские мероприятия;
  4. разработаны и проведены коррекционные и развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей;
  5. также снизилось количество детей с эмоциональными нарушениями.

  1. Литература.
  1. Александрова А.Я. Неврозы детей младшего школьного возраста - М.- СПб.: Диля, 2001. - 96с. - (Как вырастить здорового ребенка).
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Ось - 89, 2001.-272с. - (Практическая психология).
  3. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу. -4-е изд., перераб. -М.: ИЦ «Академия», 2000. - 248с.

4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96с.

  1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-пресс, 2001. - 197с.
  2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000.- 159с: ил.

7. Дубровина И.В. Как избежать нарушений и срывов в развитии ребенка. -

М.: ТЦ 2Сфера», 2000. - 123с. - (Практическая психология).

8. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках. - М.: Новая

школа, 2000. - 160с. - (Школа для всех).

9. Загвязинский   В.И.,   Атаханов   Р.А.   Методология   и   методы   психолого-  педагогического исследования. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 126с: ил.

10.Карпова   Г.А.   Педагогическая   диагностика   самосознания   учащихся.   -

Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2000. - 36с.:ил.

11. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - 3-е изд., доп. и

перераб. - М.: Ось-89, 2001. - 96с 18.

12. Матвеева  О.А.  Развивающая  и  коррекционная  работа  с  детьми.  - М.:

Педагогическое общество России, 2001. - 160с: ил.

13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество. - 5-е изд., стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 456с. 14.0вчарова Р.В.  Практическая психология в начальной школе. - М.:  ТЦ

«Сфера», 1999.-240с.

15. 24.0вчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера»,

2002. - 480с.

16.0вчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ

«Сфера», 2001.-448с.

17.0сипова А.А. Введение в психическую психокоррекцию: групповые методы

работы. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 240с. -     (Библиотека школьного психолога).

18. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфера»,  2001. – 80с.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет педагога - психолога

Отчет педагога - психолога по адаптации...

Аналитический отчет деятельности педагога - психолога за 2017 – 2018 учебный год

Аналитический отчет деятельностипедагога - психологаза 2017 – 2018 учебный год...

Аналитический отчет деятельности за 2017 – 2018 учебный год педагога-психолога

Аналитический отчет деятельности  за 2017 – 2018 учебный год педагога-психолога...

Отчет педагога – психолога о проделанной работе в летнем лагере «Солнышко» с дневным пребыванием детей 2019 г

Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой самого учреждения; каждый...

Отчет педагога-психолога за 2 четверть

Формировать каммуникативные навыки учащихся, однновременно развивая позитивную "Я - концнпцию" у каждого из участников....

Аналитический отчет педагога - организатора по итогам организации процесса воспитания за 2018-2019 учебный год.

В соответствии с планом работы я  строила свою работу в течение всего учебного года....