Особенности адаптации первоклассников, обучающихся по программе «Начальная школа XXI века».
статья

      Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь образ жизни ребёнка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребёнок должен систематически и напряжённо трудиться, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания… Другими словами, ребёнок должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования. к новому виду деятельности – учебной, к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость  в последующие годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_pervoklassnikov.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Особенности адаптации первоклассников,

                обучающихся по программе «Начальная школа XXI века».

   Калашникова Ольга Александровна.

     Учитель высшей квалификационной категории

     МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области»

      Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь образ жизни ребёнка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребёнок должен систематически и напряжённо трудиться, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания… Другими словами, ребёнок должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования. к новому виду деятельности – учебной, к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость  в последующие годы.

     

      Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, уровень  удовлетворённости или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

     

     Период адаптации ребёнка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения, степени подготовленности ребёнка к школьной жизни.

         

           Перечислим признаки успешной адаптации.

  • Первый – удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравиться в школе, он не испытывает неуверенности и страха.
  • Второй – насколько ребёнок легко справляется с программой. Если испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, помочь свыкнуться с мыслью «У меня всё получится».
  • Третий – степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность воспользоваться помощью взрослых лишь после предпринятых попыток выполнить задание самому.

   

     Но самым важным признаком того, что ребёнок освоился в школьной среде, является его удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

     Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально- психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребёнку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

   Для первоклассников ещё очень  актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Мы активно включаем игру в учебный процесс. На первом уроке-1 сентября- в игровой форме знакомим детей с правилами школьника:

  • Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
  • Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.
  • Учитель спросит – надо встать, а сесть позволит – сядь.
  • Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
  • Парта – это не кровать и нельзя на ней лежать.
  • Школа – не вокзал. Здесь не ждут тех, кто опоздал.

 

  В игровой форме учимся пользоваться «волшебными» словами. Игра «Доскажи словечко»:

  • Мальчик вежливый, прекрасный, говорит, встречаясь…(здравствуй)
  • Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте! – зря от Вити

Ждал я слова…(извините).

  • Дедушка про внучку говорил:

Экая досада – я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада.

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну сказала бы … (спасибо).

  В игре учим правила дорожного движения. «Светофор». Красный свет – дети сидят, жёлтый – стоят около парт, зелёный – ходьба на месте.

   В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребёнок.

Выделяем  два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно – печатные).

   Игры с правилами – дидактические – решают учебную задачу. На уроках чтения по программе «Начальная школа XXI века» играем в игры «Живые звуки», «Живые слова», «Найди свой домик», «Найди свою пару», составляем цепочку слов  по звуковой схеме, разгадываем кроссворды, подбираем слова к схемам по месту буквы в слове. Разнообразить виды заданий помогает тетрадь для дифференцированного обучения «Я учусь писать и читать».

    Ролевые игры важны для формирования призвольного поведения, воображения, креативного мышления, творчества, коммуникативных умений. На уроках литературного чтения, окружающего мира. Изобразительного искусства, технологии дети разыгрываютроли сказочных героев или воображаемых. В учебниках по УМК под редакцией Виноградовой Н.Ф. таких заданий очень много. Сочинялки на уроке окружающий мир ( с.39. )

    « Собрались животные на лесное собрание и стали рассказывать,  кто как к зиме готовится и как собирается зиму зимовать. Ёж сказал…  Пчёлы зажужжали…   А мы – сказали рыбы…. Похвалялся и медведь…» ( с.39)

     Ребёнок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнёрами, развёртывает сюжет игры и заканчивает по своему решению.

    В ходе таких игровых ситуаций развивается самоконтроль и самооценка – рефлексия.

    Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, много времени отводим моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими фигурами, объектами природы. Опора в обучении на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников способствует формированию логического мышления. На этом построен каждый урок литературного чтения, математики.

    Интересны творческие учебные задания: придумать слово на заданную букву, слово, начинающееся с мягкого или твёрдого согласного звука, сесть, если в слове все согласные звуки мягкие или твёрдые. При этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе находят правильное решение. Это развивает самостоятельность и активность детей.

    Первоклассники быстро утомляются, потому виды деятельности на уроке разные. Снять усталость помогают  ролевые физминутки.

   

    Мы писали и считали,                     Скачет шустрая синица.

    А теперь все дружно встали,          Ей на месте не сидится.

    И зверятами все стали.                    Прыг- скок, прыг- скок,

    Попрыгали, как зайчата.                Завертелась, как волчок.

    Покружились,  как лисята.              Вот присела на минутку,

    Потоптались, как медведи,              Почесала клювом грудку

    Как жирафы потянулись                  И с дорожки на плетень

    И друг другу улыбнулись.               Тири-тень, тири-тень.

    Однако, психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнка. Переход от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным путём, а как бы «навязан» ему сверху.

     Первый год обучения в школе – серьёзное испытание для ребёнка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис. Важное изменение в жизни первоклассников – « прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников. Ребёнок не остаётся один. Публичность жизни может забирать значительную долю психической энергии ученика. Чтобы облегчить нагрузку, советуем родителям дома давать детям возможность для уединения и по возможности не давать лишних замечаний.

  Новое  окружение, новые требования, а сколько надо уметь делать – слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы. А желание побегать, поиграть, повеселиться  надо подавлять.

   Если со всем этим ребёнок справляется, всё у ребёнка идёт хорошо – он радостен, увлечён, верит в свои силы – полная адаптация.

   Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, он со временем попадает в разряд неуспевающих, что приводит к  неврозам, так и  к  «школобоязни» - дезадаптация.

   

   Отсутствие адаптации у определённой части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения.

   Чаще всего в число детей «группы риска» младшего школьного возраста попадают:

  • Соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания  и стоящие на учёте у разных специалистов.

      К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения

      в  состоянии психического и физического здоровья. Число детей

      не  способных на должном уровне усвоить программу, колеблется

      от 15 до 40%. Они имеют много пропусков и долго

      восстанавливаются   после болезни. У этих детей

      низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

  • Дети с синдромом дефицита внимания(гиперактивные). Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.
  • Леворукие дети. (10%  от общего числа).
  • Дети с нарушением  эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, замкнутые.

          Критериями благополучной адаптации считают:

  • Динамику работоспособности и её улучшение на протяжении первого полугодия.
  • Отсутствие изменений показателей здоровья.
  • Хорошее усвоение учебной программы.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей.

Насколько ребёнок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит не только от учителя, а и от родителей. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям.

       Учителя  первых классов проводят  собрания. На которые приглашают школьного психолога. Она даёт родителям советы , рекомендации по адаптации первоклассников, памятки.   Проводит анкетирование родителей и детей, направляет работу классного руководителя.

      На конец I четверти в 1 «1» классе имеем следующую картину:

 

           1 группа детей.

Адаптация прошла в течение двух месяцев обучения.

Высокий уровень школьной мотивации и учебной активности ребёнка, наличие познавательных учебных мотивов.

(рисуют учителя с указкой,  детей за партами,  доску с написанными заданиями)

           2 группа.

Хорошая школьная мотивация. Период адаптации продолжается.

Несоответствие поведения детей требованиям школы, проблемы индивидуального характера, что не сказывается  в целом на учёбе.

(Дети изображают учебные ситуации, но меньшую зависимость от требований и норм.)

          3 группа.

Социально-психологическая адаптация связана с трудностями.

Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, учебный процесс мало привлекает.

(рисуют школьные, но не учебные ситуации – экскурсии, столовую, актовый зал)

         4 группа – группа риска.

Низкая школьная мотивация.

Дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, склонны к развитию дезадаптации.

(Рисуют коридор- пол, стены)

       Получены рекомендации по работе с 3 и 4 группой детей:

  • Разнообразить методы организации учебной деятельности детей на уроке с целью активизации , повышения их познавательной активности.
  • С родителями детей договориться о соблюдении единых требований в работе с учебным материалом и организации режимных моментов.
  • Осуществлять постоянный контроль за поведением и их самоорганизацией.
  • Оптимизировать детей, вселять веру в успех.
  • Повышать социометрический статус детей, способствовать развитию адекватной самооценки.

 

           

 

     Используемая литература

 

   Нижегородцева А.В., Шадриков Д.В.     Психолого-педагогическая

   готовность  ребёнка к школе. М., 2017.

   Луньков А.И.  Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома? М.,2015.

   Сапоровская М.В. Влияние детско-родительских отношений на

    особенности адаптации первоклассников. Кострома,2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Диагностика адаптации первоклассников МБОУ «Бурбаш-Сардыганская начальная школа-детский сад»

По моему мнению, выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:Измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптацииПолученная в результате обследования ин...

Особенности программы "Начальная школа 21 века"

Материал содержит необходимую информацию для родителей моего класса и всех желающих....

Программа "Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе"

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время...

Рабочая учебная программа по математике для обучающихся 2г класса по образовательной программе " Начальная школа 21 века "

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начальн...

Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе

Настоящая программа построена в соответствии с требованиями Министерства образования  РФ к обязательной документации педагога-психолога и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, ...

Рабочая программа 1 класс Русский язык (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...