Особенности адаптации первоклассников, обучающихся по программе «Начальная школа XXI века».
статья
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь образ жизни ребёнка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребёнок должен систематически и напряжённо трудиться, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания… Другими словами, ребёнок должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования. к новому виду деятельности – учебной, к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации первоклассников,
обучающихся по программе «Начальная школа XXI века».
Калашникова Ольга Александровна.
Учитель высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области»
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь образ жизни ребёнка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребёнок должен систематически и напряжённо трудиться, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания… Другими словами, ребёнок должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования. к новому виду деятельности – учебной, к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, уровень удовлетворённости или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Период адаптации ребёнка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения, степени подготовленности ребёнка к школьной жизни.
Перечислим признаки успешной адаптации.
- Первый – удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравиться в школе, он не испытывает неуверенности и страха.
- Второй – насколько ребёнок легко справляется с программой. Если испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, помочь свыкнуться с мыслью «У меня всё получится».
- Третий – степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность воспользоваться помощью взрослых лишь после предпринятых попыток выполнить задание самому.
Но самым важным признаком того, что ребёнок освоился в школьной среде, является его удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально- психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребёнку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Для первоклассников ещё очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Мы активно включаем игру в учебный процесс. На первом уроке-1 сентября- в игровой форме знакомим детей с правилами школьника:
- Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.
- Учитель спросит – надо встать, а сесть позволит – сядь.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
- Парта – это не кровать и нельзя на ней лежать.
- Школа – не вокзал. Здесь не ждут тех, кто опоздал.
В игровой форме учимся пользоваться «волшебными» словами. Игра «Доскажи словечко»:
- Мальчик вежливый, прекрасный, говорит, встречаясь…(здравствуй)
- Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…(извините).
- Дедушка про внучку говорил:
Экая досада – я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы … (спасибо).
В игре учим правила дорожного движения. «Светофор». Красный свет – дети сидят, жёлтый – стоят около парт, зелёный – ходьба на месте.
В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребёнок.
Выделяем два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно – печатные).
Игры с правилами – дидактические – решают учебную задачу. На уроках чтения по программе «Начальная школа XXI века» играем в игры «Живые звуки», «Живые слова», «Найди свой домик», «Найди свою пару», составляем цепочку слов по звуковой схеме, разгадываем кроссворды, подбираем слова к схемам по месту буквы в слове. Разнообразить виды заданий помогает тетрадь для дифференцированного обучения «Я учусь писать и читать».
Ролевые игры важны для формирования призвольного поведения, воображения, креативного мышления, творчества, коммуникативных умений. На уроках литературного чтения, окружающего мира. Изобразительного искусства, технологии дети разыгрываютроли сказочных героев или воображаемых. В учебниках по УМК под редакцией Виноградовой Н.Ф. таких заданий очень много. Сочинялки на уроке окружающий мир ( с.39. )
« Собрались животные на лесное собрание и стали рассказывать, кто как к зиме готовится и как собирается зиму зимовать. Ёж сказал… Пчёлы зажужжали… А мы – сказали рыбы…. Похвалялся и медведь…» ( с.39)
Ребёнок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнёрами, развёртывает сюжет игры и заканчивает по своему решению.
В ходе таких игровых ситуаций развивается самоконтроль и самооценка – рефлексия.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, много времени отводим моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими фигурами, объектами природы. Опора в обучении на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников способствует формированию логического мышления. На этом построен каждый урок литературного чтения, математики.
Интересны творческие учебные задания: придумать слово на заданную букву, слово, начинающееся с мягкого или твёрдого согласного звука, сесть, если в слове все согласные звуки мягкие или твёрдые. При этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе находят правильное решение. Это развивает самостоятельность и активность детей.
Первоклассники быстро утомляются, потому виды деятельности на уроке разные. Снять усталость помогают ролевые физминутки.
Мы писали и считали, Скачет шустрая синица.
А теперь все дружно встали, Ей на месте не сидится.
И зверятами все стали. Прыг- скок, прыг- скок,
Попрыгали, как зайчата. Завертелась, как волчок.
Покружились, как лисята. Вот присела на минутку,
Потоптались, как медведи, Почесала клювом грудку
Как жирафы потянулись И с дорожки на плетень
И друг другу улыбнулись. Тири-тень, тири-тень.
Однако, психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнка. Переход от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным путём, а как бы «навязан» ему сверху.
Первый год обучения в школе – серьёзное испытание для ребёнка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис. Важное изменение в жизни первоклассников – « прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников. Ребёнок не остаётся один. Публичность жизни может забирать значительную долю психической энергии ученика. Чтобы облегчить нагрузку, советуем родителям дома давать детям возможность для уединения и по возможности не давать лишних замечаний.
Новое окружение, новые требования, а сколько надо уметь делать – слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы. А желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять.
Если со всем этим ребёнок справляется, всё у ребёнка идёт хорошо – он радостен, увлечён, верит в свои силы – полная адаптация.
Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, он со временем попадает в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам, так и к «школобоязни» - дезадаптация.
Отсутствие адаптации у определённой части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения.
Чаще всего в число детей «группы риска» младшего школьного возраста попадают:
- Соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания и стоящие на учёте у разных специалистов.
К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения
в состоянии психического и физического здоровья. Число детей
не способных на должном уровне усвоить программу, колеблется
от 15 до 40%. Они имеют много пропусков и долго
восстанавливаются после болезни. У этих детей
низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
- Дети с синдромом дефицита внимания(гиперактивные). Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.
- Леворукие дети. (10% от общего числа).
- Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, замкнутые.
Критериями благополучной адаптации считают:
- Динамику работоспособности и её улучшение на протяжении первого полугодия.
- Отсутствие изменений показателей здоровья.
- Хорошее усвоение учебной программы.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей.
Насколько ребёнок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит не только от учителя, а и от родителей. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям.
Учителя первых классов проводят собрания. На которые приглашают школьного психолога. Она даёт родителям советы , рекомендации по адаптации первоклассников, памятки. Проводит анкетирование родителей и детей, направляет работу классного руководителя.
На конец I четверти в 1 «1» классе имеем следующую картину:
1 группа детей.
Адаптация прошла в течение двух месяцев обучения.
Высокий уровень школьной мотивации и учебной активности ребёнка, наличие познавательных учебных мотивов.
(рисуют учителя с указкой, детей за партами, доску с написанными заданиями)
2 группа.
Хорошая школьная мотивация. Период адаптации продолжается.
Несоответствие поведения детей требованиям школы, проблемы индивидуального характера, что не сказывается в целом на учёбе.
(Дети изображают учебные ситуации, но меньшую зависимость от требований и норм.)
3 группа.
Социально-психологическая адаптация связана с трудностями.
Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, учебный процесс мало привлекает.
(рисуют школьные, но не учебные ситуации – экскурсии, столовую, актовый зал)
4 группа – группа риска.
Низкая школьная мотивация.
Дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, склонны к развитию дезадаптации.
(Рисуют коридор- пол, стены)
Получены рекомендации по работе с 3 и 4 группой детей:
- Разнообразить методы организации учебной деятельности детей на уроке с целью активизации , повышения их познавательной активности.
- С родителями детей договориться о соблюдении единых требований в работе с учебным материалом и организации режимных моментов.
- Осуществлять постоянный контроль за поведением и их самоорганизацией.
- Оптимизировать детей, вселять веру в успех.
- Повышать социометрический статус детей, способствовать развитию адекватной самооценки.
Используемая литература
Нижегородцева А.В., Шадриков Д.В. Психолого-педагогическая
готовность ребёнка к школе. М., 2017.
Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома? М.,2015.
Сапоровская М.В. Влияние детско-родительских отношений на
особенности адаптации первоклассников. Кострома,2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Диагностика адаптации первоклассников МБОУ «Бурбаш-Сардыганская начальная школа-детский сад»
По моему мнению, выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:Измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптацииПолученная в результате обследования ин...
Особенности программы "Начальная школа 21 века"
Материал содержит необходимую информацию для родителей моего класса и всех желающих....
Программа "Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе"
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время...
Рабочая учебная программа по математике для обучающихся 2г класса по образовательной программе " Начальная школа 21 века "
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начальн...
Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе
Настоящая программа построена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, ...
Рабочая программа 1 класс Русский язык (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...