Программа "Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе"
рабочая программа (1 класс) по теме
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка [7].
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_filippova_n.s._programma_adaptatsiya_pervoklassnikov_k_obucheniyu_v_nachalnoy_shkole.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра психологического и социально педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования
Адаптация первоклассников
к обучению в начальной школе
Исполнитель:
Филиппова Наталья Сергеевна,
Педагог-психолог
МБОУ СОШ №14
Консультант:
Приходько Надежда Ивановна,
канд. пед. наук, доцент,
зав. кафедрой
Кемерово 2013
Пояснительная записка
Настоящая программа построена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, на основе ФГОС 2 поколения.
Действующий ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе устанавливают необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса. ФГОС определяет цели и основные составляющие психологического сопровождения, которые сформулированы в частности в п.6.2. «Сохранение психологического здоровья воспитанников, мониторинг их развития, организация развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психологическом развитии. В соответствии с ФГОС у выпускника начальной школы должны быть сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД).
Личностные УУД:
- Личностное, жизненное самоопределение;
- Действие смыслообразования;
- Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
- Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
Познавательные УУД:
- Общеучебные;
- Логические учебные действия;
- Постановка и решение проблемы.
Коммуникативные УУД:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- Разрешение конфликтов ;
- Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД:
- Целеполагание;
- Планирование;
- Прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- Коррекция ;
- Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей [7].
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Дарвиш О. Б. отмечает – «младший школьный возраст в современно периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
В этом возрасте, продолжает Дарвиш О. Б., происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни [4].
С физиологической точки зрения – это время физического ростра, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония физического развития ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.»
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка [7].
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций [3].
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость [6].
Некоторая часть первоклассников испытывает трудности в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.
Дезадаптированность обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемостью обучающихся в последующие годы.
Психологическая программа направлена на помощь учащимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.
Цель: Содействие психологической адаптации первоклассников к условиям начальной школы.
Задачи:
- Диагностировать психологическую готовность первоклассников к обучению в начальной школе;
- Создать условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
- Создать благоприятные условия для знакомства детей друг с другом;
- Способствовать формированию внутренней позиции школьника;
- Способствовать формированию у учащихся 1 класса навыков учебного сотрудничества;
- Создать условия для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
Отличительной особенностью данной программы является подбор материала и разработка занятий с учащимися первых классов, которые рассчитаны на учебный год, для адаптации ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья.
Младший школьный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. В этом возрасте чаще всего ребенок практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Постепенно ребенок данного возраста социализируется, адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать. Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет. К 7 годам ребенок способен сосредотачиваться не только на увлекательной деятельности, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и, поэтому, ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Часто ребенок не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 33 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут. Строятся в доступной и интересной для учащихся форме:
- психогимнастика;
- рисование:
- ролевые игры;
- групповая работа;
- освоение приемов саморегуляции.
В работе используются группы методов:
- метод убеждения (разъяснение и внушение, рассказ и беседа);
- метод стимулирования;
- метод самовоспитания;
- метод психологической саморегуляции;
- метод игровой терапии.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- основные школьные правила;
- позитивные взаимоотношения между людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого человека и др.);
- формы обращения;
- невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;
- некоторые положительные и отрицательные черты характера;
- правила дружбы, честной игры;
- приемлемые для себя стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов;
- приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжение.
Учащиеся должны уметь:
- подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;
- общаться со сверстниками и старшими;
- преодолевать негативные эмоциональные состояния;
- анализировать собственный жизненный опыт;
- останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.
К концу учебного года 80% учащихся благоприятно адаптируются к обучению в начальной школе
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе психодиагностики (2 раза в год)
Программу реализует педагог-психолог Филиппова Наталья Сергеевна
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,
психологического обследования.
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных
особенностей учащихся начальной школы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Раздел 1. Введение в школьную жизнь | 4 | |
1. Узнаем друг друга | 2 | |
2. Выбор приветствия | 1 | |
3. Лента школьного времени | 1 | |
Раздел 2. Изучаем правила общения | 7 | |
4. Учимся договариваться | 2 | |
5. Спор и ссора | 2 | |
6. Пойми меня | 1 | |
7. Уважая себя, уважай других | 2 | |
Раздел 3. Познаем себя и других | 9 | |
8. Все люди разные | 1 | |
9. «Если б я был волшебником» | 1 | |
10. Я глазами других | 2 | |
11. Всё, что с нами происходит | 1 | |
12. Мальчики и девочки | 2 | |
13. Помоги себе сам | 1 | |
14. Посвящение в ученики | 1 | |
Раздел 4. Мир вокруг меня | 2 | |
15. Взгляд на мир | 1 | |
16. Пути-дороги в мир здоровья | 1 | |
Раздел 5. Я и моё здоровье | 4 | |
17. Я и другие | 1 | |
18. Познай себя и соблюдай правила для всех | 1 | |
19. В единстве с природой | 1 | |
20. Движение – жизнь | 1 | |
Раздел 6. Мой внутренний мир | 7 | |
21. В стране Доброландии и Злосландии | 2 | |
22. Остров Чунга- Чанга | 2 | |
23. Учусь владеть собой | 2 | |
24. Прощай, первый класс! | 1 | |
Итого | 33 |
Содержание программы
Раздел 1. Введение в школьную жизнь. - 4 часа
Тема 1. Узнаем друг друга. - 2 часа
Установление контакта между детьми. Создание условий для самораскрытия. Демонстрация вариантов знакомств. Выработка правил приветствия.
Тема 2 . Выбор приветствия - 1 час
Осознание ответственности школьника за свои поступки. Практиковать в учебном взаимодействии. Нормализация мышечного тонуса.
Тема 3. Лента школьного времени. – 1 час.
Уточнение представления о времени. Уроки и перемены. Планирование времени. Тренировка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.
Раздел 2. Изучаем правила общения. – 7 часов.
Тема 4. Учимся договариваться. – 2 часа.
Освоение новой школьной нормы общения. Уточнение возможностей человеческого общения. Тренировка невербального воздействия детей друг на друга.
Тема5. Спор и ссора. – 2 часа.
Умение вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и чужих эмоций.
Тема 6. Пойми меня. – 1 час
Воспитание чувств, эмпатии, толерантности. Создание условий для анализа собственного жизненного опыта.
Тема 7. Уважая себя, уважай других. – 2 часа.
Толерантное отношение к другим людям. Оказание помощи другим и умение принять помощь от других. Тренировка общих способностей несловесного воздействия друг на друга.
Раздел 3. Познаем себя и других. – 9 часов
Тема 8. Все люди разные. – 1 час.
Разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций. Способность считаться с различиями между людьми. Терпимое отношение к различиям в поведении людей. Ценностное отношение к иному. Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.
Тема 9. Если б я был волшебником. – 1 час.
Актуализация эмоционального состояния учащихся. Способствование переживанию чувств торжества, победы, удачи, уверенности в своих силах.
Тема 10. Я глазами других. – 2 часа.
Социально-психологическая компетентность. Выработка новых способов поведения. Позитивный эмоциональный тон общения.
Тема 11. Всё, что с нами происходит. – 1 час.
Анализ и разрешение внутриличностных конфликтов. Снижение уровня тревожности. Приобретение и закрепление приемлемых стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.
Тема 12. Мальчики и девочки. – 2 часа.
Культура взаимоотношений. Позитивные отношения между девочками и мальчиками. Тренировка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.
Тема 13. Помоги себе сам. – 1 час.
Осознание возможности и необходимости саморегуляции. Приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Тема 14. Посвящение в ученики. – 1 час.
Обобщение представлений о школе, об учениках, об учителе. Осознание того, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем. Развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Раздел 4. Мир вокруг меня – 2 часа.
Тема 15. Взгляд на мир. – 1 час.
Осознание зрения как основного способа познания и установления отношения с миром. расширение опыта зрительного восприятия предметов ближайшего окружения для улучшения его спонтанного использования в оценке окружающей среды. Развитие зрительной чувствительности посредством восприятия своих собственных движений.
Тема 16. Пути-дороги в мир здоровья. – 1 час.
Осмысление необходимости двигательной активности. Приобретение элементарных навыков саморегуляции. Приобщение к регулярным занятиям физическим упражнениями.
Раздел 5. Я и моё здоровье – 4 часа.
Тема 17. Я и другие. – 1 час.
Умение воспринимать другого человека, понимать его внутренний мир. Эмоциональная близость. Переживание единства и доверия друг другу. Преодоление эмоциональной замкнутости. Невербальный опыт взаимодействия с другими детьми.
Тема 18. Познай себя и соблюдай правила для всех. – 1 час.
Контроль и оценка своего физического состояния. Потребность в выполнении гигиенических правил. представление о валеологической культуре.
Тема 19. В единстве с природой. – 1 час.
Способы сохранения здоровья. Приобщение к зравотворчеству. Совершенствование физических качеств.
Тема 20. Движение - жизнь. – 1 час.
Приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями. Осмысление необходимости двигательной активности. Приобретение элементарных навыков саморегуляции.
Раздел 6. Мой внутренний мир. – 7 часов.
Тема 21. В стране Доброландии и Злосландии. – 2 часа.
Тренировка регуляции своих поведенческих реакций. Приобретение и закрепление приемлемых и способов разрешения конфликтов.
Тема 22. Остров Чунга- Чунга. – 2 часа.
Овладение навыками управления своей эмоциональной сферы. Подражательное воспроизведение чужих эмоций.
Тема 23. Учусь владеть собой. – 2 часа.
Расширение представления о способах саморегуляции в критическом состоянии. Тренировка умения останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.
Тема 24. Прощай, 1 класс! – 1 час.
Обобщение полученных знаний. Закрепление саморегуляции.
Методическое обеспечение программы
Технологическая карта
№ | Тема занятия | Кол-во час. | Цель занятия
| Способы действия | Виды деятельности |
| |||||
1,2 | Узнаем друг друга | 2 | Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта между детьми. Сбросить интенсивность физического и психического напряжения. | Демонстрация вариантов знакомства. Выработка правил приветствия.
| Игра "Круг знакомства". Беседа "Как можно знакомиться". Упражнения «Что изменилось в этой комнате?», «Кто крепче пожал руку?» и др. Подвижная игра. Рисунок. |
3. | Выбор приветствия | 1 | Помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии. Нормализовать мышечный тонус. | Приветствие, работа со стихотворением, проблемный вопрос «С кем должен здороваться школьник?» | Практикум, игра «Не собьюсь». Упражнения и игры на внимание, подвижная игра. |
4. | Лента школьного времени | 1 | Уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время. Тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научиться различать и сравнивать их. | Работа с режимом дня, знакомство с лентой времени, диагностические упражнения. | Игра «Вот так». Психогимнастические упражнения-игры на чередование противоположных по характеру движений: напряженных-расслабленных, резких – плавных. Подвижная игра «Веселая перемена». |
| |||||
5,6 | Учимся договариваться | 2 | Помочь детям освоить новую школьную норму общения – молчаливый выбор отвечающего в группе, уточнить возможности человеческого общения. Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. | Создание проблемной ситуации, демонстрация нового стиля взаимодействия, упражнения детей в применении нового жеста. | Игра с мячом «Знакомство». Игра «Обмен ролями». |
7,8 | Спор и ссора | 2 | Формировать умение вести дискуссию, поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения. Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции. | Создание проблемной ситуации. Подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций. | Игра «Мы с товарищем вдвоем очень весело живем». Пантомимические загадки, изображающие: удивление – восхищение – изумление; обида – досада. |
9 | «Пойми меня» | 1 | Воспитывать чувство эмпатии, толерантности, внимательного отношения друг к другу. Обеспечить условия для анализа собственного жизненного опыта. | Арт-терапия. Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино». | Рисуночные пробы и творческие работы. Игра «Пойми меня». |
10,11 | Уважая себя, уважай других. | 2 | Развивать толерантное отношение к другим людям, формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам, готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других. Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. | Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия. Оценивание своих эмоций и эмоций партнера. | Рассказ В. Осеевой "Просто старушка", игра "Встреча". Подвижная игра «Самолетики». |
| |||||
12 | Все люди разные | 1 | Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций. Формировать способность считаться с различиями между людьми. Развивать терпимое отношение к различиям в поведении людей. Прививать ценностное отношение к "иному". Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. | Групповая работа по наблюдению разнообразных человеческих типов. Выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения. | Инсценировать отрывок из сказки "Гадкий утенок", игра "Цветик-семицветик", аукцион идей: "Хорошо, что люди разные, потому что..." Проигрывание загадок на решение различных конфликтных ситуаций (с обязательной сменой ролей). |
13 | «Если б я был волшебником» | 1 | Актуализировать эмоциональное состояние учащихся, способствовать переживанию чувств торжества, победы, удачи, уверенности в своих силах. | Изотерапия. Сказкотерапия. Анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций, повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях, контролируя ощущения. | Игра «Поляна волшебных цветов», упражнения: тревога-беспокойство, стыд - вина, радость – удовольствие. |
14,15 | Я глазами других | 2 | Развивать социально-психологическую компетентность ребенка, социального доверия и воспитание новых способов поведения. Привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию. | Учебно-игровая ситуация, позволяющая учиться общаться, устанавливать позитивный эмоциональный тон общения. Динамическая пауза. | Этюд "Просто так", игра "Угадай-ка", игра "Снежная королева», игра "Окажи внимание другому". Упражнения и игры на внимание. |
16 | Всё, что с нами происходит | 1 | Анализировать и разрешать внутриличностные конфликты, снизить уровень тревожности. Приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов | Диагностическое обследование уровня тревожности. Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами, загадки на решение различных конфликтных ситуаций | Рисуночный тест. танец – игра «Страна Трямляндия», просмотр эпизода мультфильма. |
17,18 | Мальчики и девочки | 2 | Воспитание у детей культуры взаимоотношения, способствовать установлению позитивных отношений между мальчиками и девочками. Тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями. | Выявление качеств присущих девочкам (женственность, миловидность, мягкость и др.); мальчикам (мужественность, сила и др.). Физические движения, выражающие какой –либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. | Тесты-упражнения «Настоящие мужчины», беседа «Друг в беде не бросит». Аукцион комплиментов, в ходе которого мальчики говорят девочкам комплименты, девочки высказывают благодарность. Игра «Резко – плавно». |
19 | Помоги себе сам | 1 | Способствовать осознанию детьми возможности и необходимости саморегуляции, закрепить приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения. | Релаксационный тренинг. | Упражнения и игры. |
20 | Посвящение в ученики | 2 | Обобщить представления детей о школе, об учениках, об учителе; помочь детям осознать, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем. Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. | Проигрывание поведения «учеников лесной школы» в школьных ситуациях. Анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций. | Игра «Лесная школа» Пантомимические загадки : радость – удовольствие, сочувствие- жалость – нежность. |
| |||||
21 | Взгляд на мир | 1 | Развивать осознание детьми зрения как основного способа познания и установления отношения с миром; расширить опыт зрительного восприятия предметов ближайшего окружения для улучшения его спонтанного использования в оценке окружающей среды; развить зрительную чувствительность посредством восприятия своих собственных движений. | Упражнения на осознание своих зрительных ощущений в процессе восприятия разных цветов; изотерапия. | Ролевая игра «Цветные человечки», Занятия «Фотографы», «Театр теней», «Сюрпризы гнома»; игры-инсценировки со световыми и цветовыми эффектами, творческие игры с цветовыми пятнами: красными, желтыми, синими, - нанося акварельные краски кисточкой или пальцами на лист влажной бумаги. Игровое упражнения по окрашиванию воды или песка в разные цвета, приготовление цветного льда. |
22 | Пути-дороги в мир здоровья | 1 | Приобщать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, содействовать осмыслению необходимой двигательной активности, способствовать приобретению элементарных навыков саморегуляции. | Игровой тренинг способствующий пониманию детьми того, что чередование труда и отдыха помогает поддерживать высокую работоспособность. | Игровая программа «На здоровье!», психотехнические игры и упражнения. |
Y. Я и мое здоровье. – 4 часа | |||||
23 | Я и другие | 1 | Развитие у детей умения воспринимать другого человека, научиться понимать внутренний мир других людей, помочь установить эмоциональную близость, получить переживание единства и доверия друг другу, помочь преодолеть эмоциональную замкнутость, развить эмоциональную отзывчивость, помочь приобрести невербальный опыт взаимодействия с другими детьми. | Ситуации, позволяющие проявить внимание и интерес к сверстникам, проигрывание типичных ситуаций проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее- к внутреннему, через движение – к чувствам, через фантазию – к переживаниям. | Игры на взаимодействие: «Солнышко», «Ветерок», «Пробуждение» и др. Подвижные русские народные игры. Игры с предметами. Диагностическое исследование. |
24 | Познай себя и соблюдай правила для всех | 1 | Развивать умения контроля и оценки своего физического состояния, формировать потребность в выполнении гигиенических правил, формировать представления о валеологической культуре. | Создание проблемной ситуации, проведение тренинга. | Ролевая игра «Тряп Тряпыч», «Пятиминутка знатоков». |
25 | В единстве с природой | 1 | Расширять знания о способах сохранения здоровья, приобщать к здравотворчеству, совершенствование физических качеств (быстрота, ловкость и др.). | Демонстрация и показ ситуаций здорового образа жизни. | Подвижные перемены, оздоровительные минутки, просмотр мульфильма «Ох и Ах». |
26 | Движение – жизнь | 1 | Приобщать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, содействовать осмыслению необходимости двигательной активности, способствовать приобретению элементарных навыков саморегуляции. | Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами, игры-загадки на решение спорных ситуаций, разучивание коллективных подвижных игр, спортивных развлечений. | Игры «Звонок на урок», «Удочка» и т.п., игры-эстафеты, спортивные упражнения, самостоятельные игры детей. |
YI. Мой внутренний мир. – 7 часов | |||||
27,28 | В стране Доброландии и Злосландии | 2 | Тренировка детей регулировать свои поведенческие реакции, приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов. | Показ и проигрывание ситуаций, в которых дети обнаруживают возможность избежать конфликта, если вести себя по другому, тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции, арт-терапия. | Самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных переживаний, хоровое пение «Улыбка», рисование добрых героев сказки «Золотой ключик». |
29,30 | Остров Чунга-Чанга | 2 | Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. | Подражательное воспроизведение чужих эмоций, решение проблемных ситуаций. | Пантомимические загадки, танец «Маленьких утят»,этюд «Ты – лев»(саморегуляция), подвижная игра «Слушай команду». |
31,32 | Учусь владеть собой | 2 | Расширять представление о способах саморегуляции в критическом состоянии, тренировать умение останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях | Анализ и разыгрывание конфликтных ситуаций из школьной жизни | Тренинг «Стоп! Подумай! Действуй!», игра «Истории из жизни» |
33 | Прощай, первый класс! | 1 | Обобщить полученные знания, закрепить навыки саморегуляции. | Подготовка и проведение праздника | Праздник «Прощай, первый класс!» |
Литература для педагогов.
1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] - Т.Ц. Сфера, 2005. – 90 с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе [Текст] – М: Изд-во Совершенство, 1998. - 352 с.
3. Дереклеева, Н.И. Родительские собрания 1-4 класс [Текст] – Изд-во Вако, 2005. - 252 с.
4. Рудова, А.С. Дни рождения - обучайки. Развивающие театрализованные программы и кукольные спектакли-сказки [Текст] - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009, - 205с.
5. Сухин, И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков» [Текст] – Ярославль: Академия развития, 2002, - 192 с.
Литература для родителей.
1. Афанасьев, С.П., Коморин, С.В. Триста творческих конкурсов [Текст] – Кострома: МЦ Вариант, 2000, - 112 с.
2. Болотова Т.Е. Как помочь себе и своему ребенку [Текст] – СПб.: Речь, 2009. – 176 с.
3. Соколова, Л. А. Играем на прогулке. Наблюдаем, познаем, учимся [Текст] – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010, - 255с.
4. Шмаков, С.А. Уроки детского досуга [Текст] - М.: Новая школа, 1993, – 88с.
Литература для детей.
- Вакуленко, Ю.А., Попова, Г.П. Веселая карусель для младших школьников: частушки-хохотушки, узелок загадок [Текст] – Волгоград: Учитель, 2007, - 88 с.
- Драгунский, В. Ю., Медведев, В. В., Коваль, Ю. И. Смешные рассказы о школе [Текст]- Изд-во: Самовар, 2009, - 112 с.
- Козлов, С.Г. Трям! Здравствуйте! [Текст] – Изд-во: Лабиринт, 2013, - 96с.
- Носов, Н.Н. Живая шляпа [Текст] – Изд-во: Эксмо, 2013, - 112 с.
- Носов, Н.Н. Фантазеры [Текст] – Изд-во: Эксмо, 2013, - 112 с.
Список литературы:
- Айзман, Р.И., Жарова, Г.Н., Айман, Л.К., Савенков, А.И.,Забрамная, С.Д., Ядрихинская, И.Е. Подготовка ребенка к школе [Текст] – М. 1991 – 134с.
- Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] – М.: Издательство «Ось89», 1997. – 272 с.
- Грищук, Л.А. Школа дошкольников [Текст] – Изд-во Панорама, Изд-во Глобус, 2007. – 124 с.
- Дарвиш О.Б., Возрастная психология [Текст] - Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 263 с.
- Ильина, М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет [Текст]: пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с.
- Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /под ред. Головей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. [Текст] – СПб.: Речь, 2008 – 688 с.
- Понфилова, М.А. Школа сказки для детей [Текст] – Изд-во Т.Ц. Сфера, 2012. – 92 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
"Программа раннего развивающего обучения "Малышок"" (Занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)
Комплексная программа раннего развития ориентирована на подготовку детей к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, желание и привычку думать, стремление уз...
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему «Особенности построения программы обучения в начальной школе»
Данное выступление можно использовать на родительском собрании для родителей будущих первоклассников....
Статья на тему "Учебный диалог в начальной школе как одна из интерактивных форм обучения в начальной школе"
Статья из опыта работы....
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе
Настоящая программа построена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, ...
Психолого- педагогические аспекты готовности первоклассника к обучению в начальной школе
Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстник...