Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей
статья
В данной статье содержится материал о создании психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.docx | 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей
Введение в школы нового Федерального государственного образовательного стандарта требует осуществления ряда мероприятий, которые позволят сохранить физическое и психическое здоровье детей. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Наряду с формированием знаний, умений и навыков, огромное значение уделяется и сохранению психологического здоровья учащихся. Как же выполнить эти два условия? Как работать учителю с учащимися так, чтобы был результат?
По моему мнению, для эффективной работы учителю необходимо выполнять следующие условия: осваивать современные психолого-педагогические методики и технологии; изучать и внедрять новые технологии обучения, направленные на выявление и развитие одаренных детей; вести коррекционную работу с теми, кто не справляется с объемами и нагрузками обучения.
Главная задача учителя- создать психолого-педагогические условия, при которых возможно развитие способностей учащихся, т.к. способны все дети, но эти способности различны. Многое зависит от внимательности, грамотности педагога.
Выделяют виды одаренности:
1. Интеллектуальная одаренность (предметно-академическая, научно-исследовательская, научно-техническая, проектно-инновационная);
2. Коммуникативная одаренность (организационно-лидерская, ораторская);
3. Художественно-творческая одаренность (литературно-поэтическая, хореографическая, сценическая, музыкальная, изобразительная);
4. Спортивная одаренность (общефизическая, отдельный вид спорта).
Для выявления у обучающихся признаков одаренности необходимо воспользоваться диагностическим материалом .
Для педагогов могут быть предложены следующие методики:
1. Опросник для педагога по выявлению общей одаренности (А.И. Савенков);
2. Опросник креативности Дж. Рензулли;
3. Опросник по выявлению степени развитости черт личности обучающихся;
4. Методика Гребенюк для выявления учебной мотивации к учебному предмету.
Для родителей:
1. Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);
2. Карта одаренности (А.И. Савенков).
3. «Карта одаренности» (Фельдхусена Д. в адаптации)
4. «Анкета для родителей» (Рензулли Дж. в адаптации).
По результатам диагностики необходимо составить вариативные образовательные маршруты, индивидуальные программы сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей по взаимодействию с одаренным ребенком.
Из опыта своей работы могу сказать, что работа с одаренными детьми проходит как во время урочной, так и во время внеурочной деятельности.
По первому направлению — интеллектуальная одаренность — дети под моим руководством ведут исследовательскую и проектную деятельность в рамках программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность», результаты своей работы демонстрируют на школьной научно-практической конференции «Росток», на открытой конференции младших школьников им. Власов и Богданова, где занимают призовые места. Исследовательские проекты высоко оценены и на всероссийском конкурсе «Юный исследователь». Программа внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» позволяет моим ученикам участвовать в предметных олимпиадах муниципального всероссийского уровня, конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок» и др., где также становятся победителя и призерами. Ежегодно проводятся метапредметные недели в школе, к участию в которых вовлекаются почти все ученики. Это и решение проектных задач, и различные состязания между классами. Следует отметить, что всему этому предшествовала серьезная подготовительная работа, психологическая подготовка. Это, прежде всего, обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность.
По второму направлению — коммуникативная одаренность — проводим в классе выборы актива, выбираем совет класса, командира класса, участвуем в школьном самоуправлении. Доклады, рекламы прочитанных книг, конкурсы чтецов позволяют развивать ораторские способности.
По третьему направлению — художественно-творческая одаренность — принимаем с классом участие в школьных, районных, областных конкурсах рисунков и поделок, подготовке номеров к праздникам. Наш класс представляет школу как на муниципальных, так и региональных конкурсах «Танцующая школа», где вот уже несколько лет подряд становимся победителями в номинации «Народный танец» в младшей возрастной группе.
По четвертому направлению — спортивная одаренность — участвуем в спортивных соревнованиях, принимаем активное участие в днях здоровья, в «Веселых стартах», кроме того принимаем участие в муниципальной акции «Мой пап- спортсмен», «ГТО – всей семьей».
В заключении хочется сказать, что человек может прожить всю свою жизнь и даже не подозревать о тех возможностях, которые заложены в него природой. Он может не раскрыться ни в семье, ни в школе. Моя задача как педагога помочь ребятам найти и понять себя. И становится очень актуальным то, что, выйдя из стен школы в большой мир, молодые современные люди должны быть адаптированы к этому миру, а мы, педагоги, должны им в этом помочь. Ведь одаренность — это и исключение, и правило. Каждый человек одарен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС
В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...
Презентация на тему"Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
дополнение к документу с аналогичным названием...
"Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в образовательном процессе начальной школы"
«На основе анализа литературных источников определить основные педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде»....
Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие с...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов «Всё возможно!» На 2021-2025 уч. год
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов была разработана на основе программы психологического развития младших школьников ...