Почему люди завидуют – суть и корни зависти
проект (4 класс)
Наблюдая за людьми, мой ученик 4 класса заметил, что завидуют все без исключения. Но многие не понимают этого, боятся признаться в том, что ипытывают зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее.
В работе рассматриваются вопросы о причинах возникновения зависти, можно ли перебороть это чувство и как отличить "черную" зависть от "белой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа_Почему люди завидуют_Суть и корни зависти | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный конкурс реферативных, исследовательских и проектных работ
младших школьников «Первый шаг в науку»
Исследовательская работа
Тема: Почему люди завидуют – суть и корни зависти
Автор:
Коноплев Константин,
учащийся 4 «А» класса
МБОУ «СОШ №169»
Руководитель:
Мурашкина Елена Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №169»
г. Зеленогорск, 2018 г.
Содержание
1.Введение …………………………………………………………………………………….3-4
2. Основная часть……………………………………………………………………..……...4-6
2.1Народная мудрость о зависти………………………………………………………………4
2.2 Зависть с точки зрения христианской морали ………………………………………….4-5
2.3 Понятие «зависти» в психологии………………………………………………………...5-6
2.4 Отличие черной зависти от белой………………………………………………………….6
2.5 Проблема зависти в художественной литературе…………………………………….…..6
3. Практическая часть……………….……………………………………………………...6-7
4. Результаты и их обсуждение………………………………………………..……………....7
5. Выводы………………………………………………………………………………………..7
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов ………………………………........8
Приложение ……………………………………………………………………………………..9
- Введение
Начну с отрывка из рассказа Л.Н. Толстого «Молния и Солнце».
Спросила Молния у Солнца:
– Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
– Они любят тепло и ласку, – отвечало Солнце.
– От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не успокаивает! – возразила Молния.
– Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.
В словаре С. И. Ожегова я прочитал определение: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».
Да, действительно, наблюдая за людьми, я вижу, что завидуют все без исключения. Но многие не понимают этого, боятся признаться в том, что испытывают зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, – значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее.
Каковы настоящие причины возникновения зависти и откуда она берется? Вредно ли завидовать? Как перебороть чувство зависти? Как отличить черную зависть от белой? Эти и другие вопросы побудили меня провести небольшое исследование.
Тему я обозначил так: «Почему люди завидуют – суть и корни зависти».
Великий французский писатель Жан-Батист Мольер в 17 веке сказал: «Завистники умирают, но зависть – никогда». Эти слова о том, что зависть как свойство человеческой натуры бессмертна, следовательно, проблема зависти была и будет одной из самых актуальных во все времена.
Цель: Выяснить основные причины возникновения зависти у одноклассников.
Задачи:
- изучить природу зависти с точки зрения народной мудрости, христианской морали, психологии;
- на примере художественных произведений проследить влияние зависти на душевное состояние и поведение человека;
- на основе анкетирования одноклассников, определить, насколько современные младшие школьники подвержены этому чувству.
Гипотеза: зависть, как отрицательное качество личности, свойственно и моим одноклассникам.
Методы:
- изучение литературных источников и материалов сети Интернет;
- анкетирование по данной теме;
- сравнительный анализ результатов исследования.
Объект исследования:зависть как нравственная категория.
Предмет исследования:влияние зависти на душевное состояние и поведениечеловека.
- Основная часть
2.1 Народная мудрость о зависти
Русский народ сложил немало пословиц о зависти, тем самым выражая своё отношение к этому качеству. Вот некоторые из них, собранные В.И.Далем:
- Глаза завидущи, руки загребущи.
- Дай бог много, а захочется и побольше.
- Сосед спать не дает: хорошо живет.
- Хороша рыба на чужом блюде.
Зависть присуща людям всех национальностей. Например, я нашел немецкие народные пословицы:
- Курица соседа всегда выглядит гусыней.
- Зависть превращает травинку в пальмовое дерево.
- Завидущим глазам и щука в пруду – золотая рыбка.
- Завидущие глаза делают из мухи слона.
Можно также вспомнить грузинскую пословицу о зависти: «Лучше подражать, чем завидовать» - или испанскую пословицу: «Имей зависть цвет — почернел бы весь свет».
Все эти пословицы в разных вариациях выражают общее отношение людей разных национальностей к зависти как крайне отрицательному качеству, не приносящему никаких благ ни тому, кому завидуют, ни тому, кто завидует.
2.2 Зависть с точки зрения христианской морали
На одном из уроков по курсу ОРКСЭ – модуль «Основы светской этики», нам рассказывали о Десяти заповедях, которые были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете.
Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Зависть – один из грехов, запрещенных десятой Заповедью. Десятая заповедь гласит: «Не желай чужого».
Зависть также относится к семи смертным грехам, по христианскому учению. Смертный грех – это наиболее тяжелый из возможных грехов, который можно искупить только покаянием. За совершение смертного греха душа человека может лишиться возможности попасть в рай. Называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад.
2.3 Понятие «зависти» в психологии
По мнению психологов, зависть – это комплекс негативных эмоций, вызванных благополучием другого человека или его превосходством. Она свойственна всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Зависть возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления.Завистливое чувство возникает при сравнении по формуле «лучше – хуже». Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.
В психологии различают даже оттенки зависти.
«Розовая» зависть – мимолетная, безобидная и поверхностная. Может быть вызвана счастьем, радостью близкого человека или успехами людей ближайшего окружения. К сожалению, несмотря на свою безгрешность, такая зависть при частом проявлении способна перерасти в «черную».
«Красная» зависть – очень негативная эмоция, толкающая на действия по устранению ненавистного чужого достижения. Часто является мотивом для ненависти, мести, агрессии. Такую зависть человек испытывает как мучение и обиду за чужое счастье, и это не даёт покоя его сердцу.
«Зеленая» зависть. Есть одно распространенное выражение: «Нет зависти “белой”, нет зависти “черной”. Существует только одна – ядовито-зеленого цвета». Причиной «зеленой» зависти может быть жадность или скупость человека. Причем совершенно не имеет значения, является этот человек бедным или, наоборот, богатым. Завистник не находит себе места из-за наличия у кого-то чего-либо лучше, красивее, дороже, больше и т. д. Смысл жизни для таких людей – материальные блага, поэтому они негативно воспринимают все, что связано с наличием таких ценностей у окружающих.
«Желтая» зависть. Чаще всего люди, испытывающие к кому-то зависть, не выражают это открыто. Но после общения с ними у объекта зависти портится настроение, возникает чувство тревоги, обиды.
«Серая» зависть – проявление низших, самых примитивных черт человеческой личности, отсутствие самоуважения и значимости. Завистник постоянно испытывает чувство ненужности, съедает себя изнутри из-за собственной закомплексованности и низкой самооценки. Этот вид зависти характерен для неуверенных в себе людей, очень обидчивых, невротичных, подверженных самокопанию.
(https://kartaslov.ru/книги/Ильин_Е_П_Психология_зависти_враждебности_тщеславия/3)
2.4 Отличие черной зависти от белой
А еще меня давно интересовало, что такое «черная» и «белая» зависть.
Разъяснение я нашёл в книге психолога Е.П. Ильина, что цвет зависти не умаляет ее разрушительных свойств. Белая и черная зависть – исключительно выдумка человека для оправдания собственных чувств. Зависть, как таковая, не имеет цвета. Она является источником негатива, и по определению не может быть «белой и пушистой».«Белая» зависть – не что иное, как радость за чьи-либо успехи. Во всех остальных случаях, тешить себя иллюзиями не стоит: если при чужих победах вас начинает хотя бы покусывать (о «грызть» вообще не говорим) червячок в душе, значит, эта самая что ни на есть классическая зависть.
Белая зависть подстёгивает нас на путь к успеху. Черная же зависть сопровождается ненавистью, злобой, завистью.
В белой зависти не стыдно признаться, в черной – человек не признается ни за что и никогда.
(https://kartaslov.ru/книги/Ильин_Е_П_Психология_зависти_враждебности_тщеславия/3)
2.5Проблема зависти в художественной литературе
Во многих сказках мира высмеивается этот порок человека.
Например, в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», зависть ведет к «разбитому корыту».
Сказка о Золушке Шарля Перро учит быть доброй и душевной, трудолюбивой и хорошо относиться к окружающим. За доброту и не простую судьбу крестная Фея помогает Золушке.
В сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» мораль ясна – надо стойко и терпеливо переносить трудности, невзгоды.
- Практическая часть
Я провел анкетирование среди одноклассников и других учащихся начальной школы. Всего приняло участие 31 человек. Я составил вопросы и предложил на них ответить.
1.Как вы понимаете чувство зависти?
2.Приходилось ли вам завидовать кому-либо?
А) Да, часто.
Б) Нет, не приходилось.
В) Редко, но завидую.
3.Хотелось ли вам, чтобы кто-то тебе завидовал?
А) Да, хотелось бы.
Б) Нет, не хотелось.
В) Не знаю
4.Вредно ли завидовать?
А) Да, приводит к неприятностям.
Б) Нет, это самое обыкновенное чувство человека.
В) Не знаю, сомневаюсь
- Результаты и их обсуждение
На вопрос «Как вы понимаете чувство зависти?» были такие формулировки ответа: Зависть, когда ты хочешь, чтобы у тебя все было лучше, чем у других.
Желать того, что есть у других, но нет у тебя.
Результаты по остальным вопросам я отобразил в диаграммах.
На вопрос «Приходилось ли вам завидовать кому-либо?» 22 человека из числа опрошенных ответили «Редко, но завидую». 6 человек – «Нет, не приходилось». А три человека честно признались «Да, часто».
А еще был вопрос «Хотелось ли вам, чтобы кто-то тебе завидовал?». Большинство, а это 16 человек ответили «Нет, не хотелось», 5 человек – «Да, хотелось бы». Остальные воздержались и ответили «Не знаю».
Как я уже сказал, психологи говорят, что зависть – это комплекс негативных эмоций, поэтому следующий вопрос я сформулировал так «Вредно ли завидовать?»
14 ответили «Да, приводит к неприятностям», 11 – «Нет, это самое обыкновенное чувство человека», а 6 – «Не знаю, сомневаюсь».
- Выводы
Я изучил природу зависти с точки зрения народной мудрости, христианской морали, психологии;на примере художественных произведений проследил влияние зависти на душевное состояние и поведение человека; провел анкетирование одноклассников, определил, насколько современные младшие школьники подвержены этому чувству.
И сделал вывод, что основными причинами возникновения зависти у одноклассников являетсяжелание иметь то, что есть у других, но нет у тебя, а так же, когда ты хочешь, чтобы у тебя все было лучше, чем у других.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
- Словарь русского языка. Ожегов С.И. 1983
- https://kartaslov.ru/книги/Ильин_Е_П_Психология_зависти_враждебности_тщеславия/
- http://ikona-i-molitva.info/
- http://iamruss.ru/
Приложение
Анкета по теме: ЗАВИСТЬ
1.Как вы понимаете чувство зависти?
2.Приходилось ли вам завидовать кому-либо?
А) Да, часто.
Б) Нет, не приходилось.
В) Редко, но завидую.
3.Хотелось ли вам, чтобы кто-то тебе завидовал?
А) Да, хотелось бы.
Б) Нет, не хотелось.
В) Не знаю
4.Вредно ли завидовать?
А) Да, приводит к неприятностям.
Б) Нет, это самое обыкновенное чувство человека.
В) Не знаю, сомневаюсь
1.Как вы понимаете чувство зависти? | |
2.Приходилось ли вам завидовать кому-либо? | |
А) Да, часто. | 3 |
Б) Нет, не приходилось. | 6 |
В) Редко, но завидую. | 22 |
3.Хотелось ли вам, чтобы кто-то тебе завидовал? | |
А) Да, хотелось бы. | 5 |
Б) Нет, не хотелось. | 16 |
В) Не знаю | 10 |
4.Вредно ли завидовать? | |
А) Да, приводит к неприятностям. | 14 |
Б) Нет, это самое обыкновенное чувство человека. | 11 |
В) Не знаю, сомневаюсь | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок здоровья "Почему люди болеют?"
Урок - проект, в течение которого дети выясняют причины заболеваний и находят пути сохранения здоровья. Итогом является выпуск стенной газеты "Будьте всегда здоровы!"...
Творческая работа "Почему люди плачут"
Все мы знаем, что плач — это эмоциональное расслабление.Но наверное не все задумывались… Почему люди плачут?Поэтому цель моей работы: выяснить почему люди плачут.Задачи:l...
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Почему люди фантазируют. С.Козлов «Звуки и голоса» Программа: УМК «Перспективная начальная школа»
Урок предъявления новых знаний подготовлен и проведен с позиции системно-днятнльностного подхода...
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа» учителя начальных классов МБОУ СОШ...
Пытаемся понять, почему люди фантазируют
Урок литературного чтения в 3 классе.Тексты для чтения: Т.Пономарева «Автобус», «В шкафу». УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему " Почему люди врут?"
Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему "Почему люди врут?".Вопросы для исследования:1. Неужели все врут?2.Зачем люди врут?3. Причины лжи.4.Кто врет больше?5.Можно ли распознать ...
Превентивное занятие для учащихся 3 - 4 классов "Почему люди употребляют алкоголь?"
Конспект занятия построен в форме работы учащихся малыми группами в сопровождении врача - валеолога (педиатра). При необходимости, занятие может провести социальный педагог или классный руководи...