Почему люди завидуют – суть и корни зависти
проект (4 класс)

Мурашкина Елена Викторовна

Наблюдая за людьми, мой ученик 4 класса заметил, что завидуют все без исключения. Но многие не понимают этого, боятся признаться в том, что ипытывают зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее.

В работе рассматриваются вопросы о причинах возникновения зависти, можно ли перебороть это чувство и как отличить "черную" зависть от "белой".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный конкурс реферативных, исследовательских и проектных работ

младших школьников «Первый шаг в науку»

Исследовательская работа

Тема: Почему люди завидуют – суть и корни зависти

http://burmatovi.ru/wp-content/uploads/2014/09/2a25df0d60e4eaa5a86a536bbfaeecda.jpg

Автор:

Коноплев Константин,

учащийся 4 «А» класса

МБОУ «СОШ №169»

Руководитель:

Мурашкина Елена Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №169»

г. Зеленогорск, 2018 г.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………………………….3-4

2. Основная часть……………………………………………………………………..……...4-6

2.1Народная мудрость о зависти………………………………………………………………4

2.2 Зависть с точки зрения христианской морали ………………………………………….4-5

2.3 Понятие «зависти» в психологии………………………………………………………...5-6

2.4 Отличие черной зависти от белой………………………………………………………….6

2.5 Проблема зависти в художественной литературе…………………………………….…..6

3. Практическая часть……………….……………………………………………………...6-7

4. Результаты и их обсуждение………………………………………………..……………....7

5. Выводы………………………………………………………………………………………..7

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов ………………………………........8

Приложение ……………………………………………………………………………………..9

  1. Введение

Начну с отрывка из рассказа Л.Н. Толстого «Молния и Солнце».

Спросила Молния у Солнца:

– Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

– Они любят тепло и ласку, – отвечало Солнце.

– От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не успокаивает! – возразила Молния.

– Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

В словаре С. И. Ожегова я прочитал определение: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».

Да, действительно, наблюдая за людьми, я вижу, что завидуют все без исключения. Но многие не понимают этого, боятся признаться в том, что испытывают зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, – значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее.

Каковы настоящие причины возникновения зависти и откуда она берется? Вредно ли завидовать? Как перебороть чувство зависти? Как отличить черную зависть от белой? Эти и другие вопросы побудили меня провести небольшое исследование.

Тему я обозначил так: «Почему люди завидуют – суть и корни зависти».

Великий французский писатель Жан-Батист Мольер в 17 веке сказал: «Завистники умирают, но зависть – никогда». Эти слова о том, что зависть как свойство человеческой натуры бессмертна, следовательно, проблема зависти была и будет одной из самых актуальных во все времена.

Цель: Выяснить основные причины возникновения зависти у одноклассников.

Задачи:

  • изучить природу зависти с точки зрения народной мудрости, христианской морали, психологии;
  • на примере художественных произведений проследить влияние зависти на душевное состояние и поведение человека;
  • на основе анкетирования одноклассников, определить, насколько современные младшие школьники подвержены этому чувству.

Гипотеза: зависть, как отрицательное качество личности, свойственно и моим одноклассникам.

Методы:

  • изучение литературных источников и материалов сети Интернет;
  • анкетирование по данной теме;
  • сравнительный анализ результатов исследования.

Объект исследования:зависть как нравственная категория.

Предмет исследования:влияние зависти на душевное состояние и поведениечеловека.

  1. Основная часть

2.1 Народная мудрость о зависти

Русский народ сложил немало пословиц о зависти, тем самым выражая своё отношение к этому качеству. Вот некоторые из них, собранные В.И.Далем:

- Глаза завидущи, руки загребущи.

- Дай бог много, а захочется и побольше.

- Сосед спать не дает: хорошо живет.

- Хороша рыба на чужом блюде.

Зависть присуща людям всех национальностей. Например, я нашел немецкие народные пословицы:

- Курица соседа всегда выглядит гусыней.

- Зависть превращает травинку в пальмовое дерево.

- Завидущим глазам и щука в пруду – золотая рыбка.

- Завидущие глаза делают из мухи слона.

Можно также вспомнить грузинскую пословицу о зависти: «Лучше подражать, чем завидовать» - или испанскую пословицу: «Имей зависть цвет — почернел бы весь свет».

Все эти пословицы в разных вариациях выражают общее отношение людей разных национальностей к зависти как крайне отрицательному качеству, не приносящему никаких благ ни тому, кому завидуют, ни тому, кто завидует.

2.2 Зависть с точки зрения христианской морали

На одном из уроков по курсу ОРКСЭ – модуль «Основы светской этики», нам рассказывали о Десяти заповедях, которые были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете.

Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Зависть – один из грехов, запрещенных десятой Заповедью. Десятая заповедь гласит: «Не желай чужого».

Зависть также относится к семи смертным грехам, по христианскому учению. Смертный грех – это наиболее тяжелый из возможных грехов, который можно искупить только покаянием. За совершение смертного греха душа человека может лишиться возможности попасть в рай. Называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад.

2.3 Понятие «зависти» в психологии

По мнению психологов, зависть – это комплекс негативных эмоций, вызванных благополучием другого человека или его превосходством. Она свойственна всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Зависть возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления.Завистливое чувство возникает при сравнении по формуле «лучше – хуже». Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.

В психологии различают даже оттенки зависти.

«Розовая» зависть – мимолетная, безобидная и поверхностная. Может быть вызвана счастьем, радостью близкого человека или успехами людей ближайшего окружения. К сожалению, несмотря на свою безгрешность, такая зависть при частом проявлении способна перерасти в «черную».

«Красная» зависть – очень негативная эмоция, толкающая на действия по устранению ненавистного чужого достижения. Часто является мотивом для ненависти, мести, агрессии. Такую зависть человек испытывает как мучение и обиду за чужое счастье, и это не даёт покоя его сердцу.

«Зеленая» зависть. Есть одно распространенное выражение: «Нет зависти “белой”, нет зависти “черной”. Существует только одна – ядовито-зеленого цвета». Причиной «зеленой» зависти может быть жадность или скупость человека. Причем совершенно не имеет значения, является этот человек бедным или, наоборот, богатым. Завистник не находит себе места из-за наличия у кого-то чего-либо лучше, красивее, дороже, больше и т. д. Смысл жизни для таких людей – материальные блага, поэтому они негативно воспринимают все, что связано с наличием таких ценностей у окружающих.

«Желтая» зависть. Чаще всего люди, испытывающие к кому-то зависть, не выражают это открыто. Но после общения с ними у объекта зависти портится настроение, возникает чувство тревоги, обиды.

«Серая» зависть – проявление низших, самых примитивных черт человеческой личности, отсутствие самоуважения и значимости. Завистник постоянно испытывает чувство ненужности, съедает себя изнутри из-за собственной закомплексованности и низкой самооценки. Этот вид зависти характерен для неуверенных в себе людей, очень обидчивых, невротичных, подверженных самокопанию.

(https://kartaslov.ru/книги/Ильин_Е_П_Психология_зависти_враждебности_тщеславия/3)

2.4 Отличие черной зависти от белой

А еще меня давно интересовало, что такое «черная» и «белая» зависть.

Разъяснение я нашёл в книге психолога Е.П. Ильина, что цвет зависти не умаляет ее разрушительных свойств. Белая и черная зависть – исключительно выдумка человека для оправдания собственных чувств. Зависть, как таковая, не имеет цвета. Она является источником негатива, и по определению не может быть «белой и пушистой».«Белая» зависть – не что иное, как радость за чьи-либо успехи. Во всех остальных случаях, тешить себя иллюзиями не стоит: если при чужих победах вас начинает хотя бы покусывать (о «грызть» вообще не говорим) червячок в душе, значит, эта самая что ни на есть классическая зависть.

Белая зависть подстёгивает нас на путь к успеху. Черная же зависть сопровождается ненавистью, злобой, завистью.

В белой зависти не стыдно признаться, в черной – человек не признается ни за что и никогда.

(https://kartaslov.ru/книги/Ильин_Е_П_Психология_зависти_враждебности_тщеславия/3)

2.5Проблема зависти в художественной литературе

        Во многих сказках мира высмеивается этот порок человека.

Например, в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», зависть ведет к «разбитому корыту».

Сказка о Золушке Шарля Перро учит быть доброй и душевной, трудолюбивой и хорошо относиться к окружающим. За доброту и не простую судьбу крестная Фея помогает Золушке.

В сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» мораль ясна – надо стойко и терпеливо переносить трудности, невзгоды.

  1. Практическая часть

Я провел анкетирование среди одноклассников и других учащихся начальной школы. Всего приняло участие 31 человек. Я составил вопросы и предложил на них ответить.

1.Как вы понимаете чувство зависти?

2.Приходилось ли вам завидовать кому-либо?

А) Да, часто.

Б) Нет, не приходилось.
В) Редко, но завидую.

3.Хотелось ли вам, чтобы кто-то тебе завидовал?

А) Да, хотелось бы.

Б) Нет, не хотелось.

В) Не знаю

4.Вредно ли завидовать?

А) Да, приводит к неприятностям.

Б) Нет, это самое обыкновенное чувство человека.

В) Не знаю, сомневаюсь

  1. Результаты и их обсуждение

На вопрос «Как вы понимаете чувство зависти?» были такие формулировки ответа: Зависть, когда ты хочешь, чтобы у тебя все было лучше, чем у других.

Желать того, что есть у других, но нет у тебя.

Результаты по остальным вопросам я отобразил в диаграммах.

На вопрос «Приходилось ли вам завидовать кому-либо?» 22 человека из числа опрошенных ответили «Редко, но завидую». 6 человек – «Нет, не приходилось». А три человека честно признались «Да, часто».

А еще был вопрос «Хотелось ли вам, чтобы кто-то тебе завидовал?». Большинство, а это 16 человек ответили «Нет, не хотелось», 5 человек – «Да, хотелось бы». Остальные воздержались и ответили «Не знаю».

Как я уже сказал, психологи говорят, что зависть – это комплекс негативных эмоций, поэтому следующий вопрос я сформулировал так «Вредно ли завидовать?»

14 ответили «Да, приводит к неприятностям», 11 – «Нет, это самое обыкновенное чувство человека», а 6 – «Не знаю, сомневаюсь».

  1. Выводы

Я изучил природу зависти с точки зрения народной мудрости, христианской морали, психологии;на примере художественных произведений проследил влияние зависти на душевное состояние и поведение человека; провел анкетирование одноклассников, определил, насколько современные младшие школьники подвержены этому чувству.

И сделал вывод, что основными причинами возникновения зависти у одноклассников являетсяжелание иметь то, что есть у других, но нет у тебя, а так же, когда ты хочешь, чтобы у тебя все было лучше, чем у других.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

  1. Словарь русского языка. Ожегов С.И. 1983
  2. https://kartaslov.ru/книги/Ильин_Е_П_Психология_зависти_враждебности_тщеславия/
  3. http://ikona-i-molitva.info/
  4. http://iamruss.ru/

Приложение

Анкета по теме: ЗАВИСТЬ

1.Как вы понимаете чувство зависти?

2.Приходилось ли вам завидовать кому-либо?

А) Да, часто.

Б) Нет, не приходилось.
В) Редко, но завидую.

3.Хотелось ли вам, чтобы кто-то тебе завидовал?

А) Да, хотелось бы.

Б) Нет, не хотелось.

В) Не знаю

4.Вредно ли завидовать?

А) Да, приводит к неприятностям.

Б) Нет, это самое обыкновенное чувство человека.

В) Не знаю, сомневаюсь

1.Как вы понимаете чувство зависти?

2.Приходилось ли вам завидовать кому-либо?

А) Да, часто.

3

Б) Нет, не приходилось.

6

В) Редко, но завидую.

22

3.Хотелось ли вам, чтобы кто-то тебе завидовал?

А) Да, хотелось бы.

5

Б) Нет, не хотелось.

16

В) Не знаю

10

4.Вредно ли завидовать?

А) Да, приводит к неприятностям.

14

Б) Нет, это самое обыкновенное чувство человека.

11

В) Не знаю, сомневаюсь

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок здоровья "Почему люди болеют?"

Урок - проект, в течение которого дети выясняют причины заболеваний и находят пути сохранения здоровья. Итогом является выпуск стенной газеты "Будьте всегда здоровы!"...

Творческая работа "Почему люди плачут"

Все мы знаем, что плач — это эмоциональное расслабление.Но наверное не все задумывались… Почему люди плачут?Поэтому цель моей работы: выяснить почему люди плачут.Задачи:l...

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Почему люди фантазируют. С.Козлов «Звуки и голоса» Программа: УМК «Перспективная начальная школа»

Урок предъявления новых знаний подготовлен и проведен с позиции системно-днятнльностного подхода...

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

    План-конспект урока  литературного  чтения в 3 классе по  программе  «Перспективная  начальная  школа» учителя  начальных  классов МБОУ СОШ...

Пытаемся понять, почему люди фантазируют

Урок литературного чтения в 3 классе.Тексты для чтения: Т.Пономарева «Автобус», «В шкафу». УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему " Почему люди врут?"

Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему "Почему люди врут?".Вопросы для исследования:1. Неужели все врут?2.Зачем люди врут?3. Причины лжи.4.Кто врет больше?5.Можно ли распознать ...

Превентивное занятие для учащихся 3 - 4 классов "Почему люди употребляют алкоголь?"

Конспект занятия построен  в форме работы учащихся малыми группами в сопровождении врача - валеолога (педиатра). При необходимости, занятие может провести социальный педагог или классный руководи...