Схема наблюдений за ребенком (БЛАНК)
тест
В приложении к бланку описаны нарушения поведения и их проявления, проявления агрессивности, шкала подсчета баллов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_nablyudeniya_za_povedeniem_rebenka.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
Ф. И. О. ребенка __________________________________________Возраст____Дата заполнения__________
Фрагмент ситуации | Эмоциональные реакции | Вербальные реакции | Невербальные реакции | Поведенческие реакции | Комментарий |
Заключение_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
Подпись наблюдателя__________________________________________________________________________
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Агрессивность | Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый. Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз. |
Вспыльчивость | В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово |
Негативизм | В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. Вербальный: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет» |
Демонстратив-ность | В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии. Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п. |
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре. В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса |
Конфликтность | Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников. Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений. Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек. |
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих. И особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику |
Дурашливость | И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка. В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях |
Нерешительность | В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх. Проявления в речи: использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ. В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения. И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной |
Страхи | Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра. Реакция на новизну: боится входить в новое помещение. Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному. |
Тревога | В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит. Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому |
Скованность | В движениях: двигательно скован. В речи: запинается в речи. Реакция на новизну: неловок в новой ситуации |
Заторможенность | В познавательной активности: не знает чем заняться. В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает |
Эгоцентричность | Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него. Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: часто использует местоимение «Я» |
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) |
Дефицит внимания | Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия. В речи: условия выполнения задания и пр. |
Двигательная расторможен-ность(гиперактивность) | И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия. И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала и пр. И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры |
Речевая расторможенность | И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб. В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр. |
Непонимание сложных словесных инструкций | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого |
Непонимание простых словесных инструкций | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания |
Застреваемость | В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу. На чувствах и эмоциях: застревает на обиде. И трудности переключения: с трудом переключается и пр. |
Работоспособность (умственная) | Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия |
Работоспособность (физическая) | Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности |
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Вегетативные признаки | • краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения • облизывает губы в состоянии раздражения | 01234 01234 |
Внешние проявления | • кусает губы в состоянии раздражения • сжимает кулаки в состоянии раздражения • сжимает губы, кулаки, когда обижают • тревожное напряжение разрешается гневом | 01234 01234 01234 01234 |
Длительность агрессии | • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. | 01234 01234 |
Чувствительность к помощи взрослого | • помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией • помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться • замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии • замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии • чувство неприязни к другим не корректируется извне | 01234 01234 01234 01234 01234 |
Особенности отношения к собственной агрессии | • ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно • ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | 01234 01 234 |
Особенности проявления гуманных чувств | • стремится делать назло • безразличие к страданиям других • стремление причинить другому страдание | 01234 01234 01234 |
Реакция на новизну | • новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности • в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | 01234 01 234 |
Реакция на ограничение | • при попытке удержать яростно сопротивляется | 01 234 |
Реактивность (чувствительность к агрессии ДРУГИХ) | • проявляет агрессивные реакции первым • первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка • проявляет агрессивные реакции на действия других • толкается, когда обижают • бьет других, если ребенка случайно толкнули | 01234 01234 01234 01234 01234 |
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Чувствительность к присутствию других | • щиплется на глазах у всех • толкает сверстника на глазах у всех • ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка | 01234 01234 01234 |
Физическая агрессия, направленная на предмет | • может сломать постройку на глазах у всех • ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, _ книжку.. • ребенок может бросить предмет об стенку • ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры • отрывает руки, ноги кукле | 01234 01234 01234 01234 01234 |
Агрессия, направленная на сверстников | • толкает других детей в состоянии раздражения • походя ударяет встречных • бьет других детей в состоянии раздражения • ударяет детей и внезапно успокаивается • стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) • кусает других детей в состоянии раздражения | 01234 01234 01234 01234 01234 01234 |
Агрессия невыраженной направленности | • агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) | 01234 |
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) | • бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки • бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т. п. • тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения • в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком • в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком • царапает взрослого • беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи • бьет больно ногой бабушку | 01234 01234 01234 01234 01234 01234 01234 01234 |
Вербальная агрессия | • говорит обидные слова Детям • говорит обидные слова взрослым • говорит нецензурные слова детям • говорит нецензурные слова взрослым | 01234 01234 01234 01234 |
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Агрессивность в виде угрозы | • замахивается, но не ударяет другого • пугает другого | 01234 01234 |
Агрессия, направленная на себя | • просит себя стукнуть еще раз • берет на себя вину за других • рвет на себе волосы • щиплет себя в состоянии раздражения • кусает себя в состоянии раздражения | 01 234 01234 01234 01 234 01 234 |
Агрессия, направленная на животных | • щиплет кошку • выкручивает хвост кошке • специально наступает на лапы собаке | 01 234 01 234 01 234 |
Неупорядоченные проявления и дополнения | • плюется в состоянии раздражения | 01 234 |
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка по результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы:
- уровень I: от 0 до 65 баллов — вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
- уровень II: от 65 до 130 баллов — есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;
□ уровень III: от 130 до 195 баллов — ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;
□ уровень IV: от 195 до 260 баллов — психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема изучения личности ребенка
Ученик - это Личность и нужно правильно её изучать, чтобы не нанести вред ребенку....
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД...
Карта наблюдений за поведением ребенка на уроке
Карта обследования поведенческих характеристик младшего школьника на урокках...
Протокол наблюдения за проявлением готовности и способности ребенка к общению и взаимодействию
Протокол наблюдения за проявлением готовности и способности ребенка с задержкой психического развития к общению и взаимодействию...
Бланк наблюдения за ребенком
Бланк наблюдения педагога-психолога за ребенком в процессе обследования...
Бланк карты групповой консультации (совместной работы родителя и ребенка) по коррекции детско-родительских отношений
Коррекция детско-родительских отношений предполагает участие всех участников конфликта. Мне представляется эффективным на определенном этапе проведение совместной консультации для ребенка и родителя. ...
Урок РО схема наблюдений для методиста
Данная карта поможет учителю корректно составить урок по РО, а методисту оценить его...