Схема наблюдений за ребенком (БЛАНК)
тест
В приложении к бланку описаны нарушения поведения и их проявления, проявления агрессивности, шкала подсчета баллов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
Ф. И. О. ребенка __________________________________________Возраст____Дата заполнения__________
Фрагмент ситуации | Эмоциональные реакции | Вербальные реакции | Невербальные реакции | Поведенческие реакции | Комментарий |
Заключение_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
Подпись наблюдателя__________________________________________________________________________
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Агрессивность | Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый. Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз. |
Вспыльчивость | В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово |
Негативизм | В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. Вербальный: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет» |
Демонстратив-ность | В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии. Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п. |
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре. В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса |
Конфликтность | Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников. Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений. Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек. |
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих. И особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику |
Дурашливость | И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка. В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях |
Нерешительность | В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх. Проявления в речи: использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ. В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения. И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной |
Страхи | Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра. Реакция на новизну: боится входить в новое помещение. Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному. |
Тревога | В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит. Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому |
Скованность | В движениях: двигательно скован. В речи: запинается в речи. Реакция на новизну: неловок в новой ситуации |
Заторможенность | В познавательной активности: не знает чем заняться. В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает |
Эгоцентричность | Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него. Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: часто использует местоимение «Я» |
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) |
Дефицит внимания | Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия. В речи: условия выполнения задания и пр. |
Двигательная расторможен-ность(гиперактивность) | И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия. И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала и пр. И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры |
Речевая расторможенность | И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб. В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр. |
Непонимание сложных словесных инструкций | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого |
Непонимание простых словесных инструкций | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания |
Застреваемость | В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу. На чувствах и эмоциях: застревает на обиде. И трудности переключения: с трудом переключается и пр. |
Работоспособность (умственная) | Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия |
Работоспособность (физическая) | Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности |
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Вегетативные признаки | • краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения • облизывает губы в состоянии раздражения | 01234 01234 |
Внешние проявления | • кусает губы в состоянии раздражения • сжимает кулаки в состоянии раздражения • сжимает губы, кулаки, когда обижают • тревожное напряжение разрешается гневом | 01234 01234 01234 01234 |
Длительность агрессии | • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. | 01234 01234 |
Чувствительность к помощи взрослого | • помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией • помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться • замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии • замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии • чувство неприязни к другим не корректируется извне | 01234 01234 01234 01234 01234 |
Особенности отношения к собственной агрессии | • ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно • ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | 01234 01 234 |
Особенности проявления гуманных чувств | • стремится делать назло • безразличие к страданиям других • стремление причинить другому страдание | 01234 01234 01234 |
Реакция на новизну | • новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности • в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | 01234 01 234 |
Реакция на ограничение | • при попытке удержать яростно сопротивляется | 01 234 |
Реактивность (чувствительность к агрессии ДРУГИХ) | • проявляет агрессивные реакции первым • первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка • проявляет агрессивные реакции на действия других • толкается, когда обижают • бьет других, если ребенка случайно толкнули | 01234 01234 01234 01234 01234 |
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Чувствительность к присутствию других | • щиплется на глазах у всех • толкает сверстника на глазах у всех • ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка | 01234 01234 01234 |
Физическая агрессия, направленная на предмет | • может сломать постройку на глазах у всех • ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, _ книжку.. • ребенок может бросить предмет об стенку • ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры • отрывает руки, ноги кукле | 01234 01234 01234 01234 01234 |
Агрессия, направленная на сверстников | • толкает других детей в состоянии раздражения • походя ударяет встречных • бьет других детей в состоянии раздражения • ударяет детей и внезапно успокаивается • стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) • кусает других детей в состоянии раздражения | 01234 01234 01234 01234 01234 01234 |
Агрессия невыраженной направленности | • агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) | 01234 |
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) | • бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки • бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т. п. • тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения • в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком • в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком • царапает взрослого • беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи • бьет больно ногой бабушку | 01234 01234 01234 01234 01234 01234 01234 01234 |
Вербальная агрессия | • говорит обидные слова Детям • говорит обидные слова взрослым • говорит нецензурные слова детям • говорит нецензурные слова взрослым | 01234 01234 01234 01234 |
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Агрессивность в виде угрозы | • замахивается, но не ударяет другого • пугает другого | 01234 01234 |
Агрессия, направленная на себя | • просит себя стукнуть еще раз • берет на себя вину за других • рвет на себе волосы • щиплет себя в состоянии раздражения • кусает себя в состоянии раздражения | 01 234 01234 01234 01 234 01 234 |
Агрессия, направленная на животных | • щиплет кошку • выкручивает хвост кошке • специально наступает на лапы собаке | 01 234 01 234 01 234 |
Неупорядоченные проявления и дополнения | • плюется в состоянии раздражения | 01 234 |
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка по результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы:
- уровень I: от 0 до 65 баллов — вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
- уровень II: от 65 до 130 баллов — есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;
□ уровень III: от 130 до 195 баллов — ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;
□ уровень IV: от 195 до 260 баллов — психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема изучения личности ребенка
Ученик - это Личность и нужно правильно её изучать, чтобы не нанести вред ребенку....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/14/picture-572664-1505384011.jpg)
Карта наблюдений за поведением ребенка на уроке
Карта обследования поведенческих характеристик младшего школьника на урокках...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/14/picture-1001470-1705201452.jpg)
Протокол наблюдения за проявлением готовности и способности ребенка к общению и взаимодействию
Протокол наблюдения за проявлением готовности и способности ребенка с задержкой психического развития к общению и взаимодействию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-1155910-1565779307.jpg)
Бланк наблюдения за ребенком
Бланк наблюдения педагога-психолога за ребенком в процессе обследования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/27/picture-898633-1648411560.jpg)
Бланк карты групповой консультации (совместной работы родителя и ребенка) по коррекции детско-родительских отношений
Коррекция детско-родительских отношений предполагает участие всех участников конфликта. Мне представляется эффективным на определенном этапе проведение совместной консультации для ребенка и родителя. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/10/picture-1019614-1520677441.jpg)
Урок РО схема наблюдений для методиста
Данная карта поможет учителю корректно составить урок по РО, а методисту оценить его...