Рабочая программа " Психологические занятия"
рабочая программа

Александрова Татьяна Васильевна

Программа для обучающихся 2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2-4_klassy_psihologicheskie_zanyatiya.doc133 КБ

Предварительный просмотр:


Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу

Психологические занятия

2, 3, 4 классы

класс

Объем программы

(занятия)

четверти

I

II

III

IV

2

Индивидуальные занятия, 2 раза в неделю, в год – 68 занятий

3

4

                                                         

                                                                                                    Педагог-психолог: Александрова Т.В.

г. Нефтеюганск - 2018

1. Нормативное обеспечение программы

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

Локальные акты:

- Устав казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ.

- Положение об индивидуальном образовательном маршруте.

- Инструкция о психолого-педагогической диагностике обучающихся.

- Положение о коррекционно-развивающем занятии

- Положение о школьном ПМПк.

II. Пояснительная записка

2.1 Психолого-педагогическая характеристика   класса (обучающегося)

2 класс

п/п

Фамилия, имя обучающегося

Психолого-педагогическая характеристика

1

А.Карина

F-70, легкая умственная отсталость. Недоразвитие познавательных интересов, учебная мотивация на низком уровне. Речевое нарушение, пассивный и активный словарь на бытовом уровне.

Восприятие на низком уровне, необходимо больше времени, чтобы воспринимать предлагаемый материал (картину, текст), выделить главное затрудняется, нет понятия между персонажами, путает графически сходные буквы, цифры, предметы. Трудности в восприятии пространства, времени. Устанавливает зрительные свойства объектов, как величину, цвет.

Все операции мышления недостаточно сформированы, затрудняется классифицировать, обобщать, анализировать, преобладает наглядно-действенное мышление.

Некритична, не может самостоятельно оценить свою работу, слабый самоконтроль. Правила общения и поведения в стадии формирования. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение на низком уровне, отмечается замедленность, непрочность запоминания, быстротой забывания.

Недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость.

Наблюдается нарушения эмоционально-волевой сферы: неустойчивость эмоций, нет оттенков переживаний, эмоциональные реакции не адекватны источнику.

2

Б. Богдан

F-70, легкая умственная отсталость.   Доминирует оценочная мотивация и недостаточно развиты учебно-познавательные и социальные мотивы. При выполнении задания испытывает потребность узнать, правильно ли он это делает – при ответе не столько думает о том, что он говорит, сколько пытается уловить эмоциональную реакцию педагога (одобрение или неодобрение). Учебные принадлежности использует по назначению. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно.

Особенности познавательной деятельности. Особенности внимания. Доминирует непроизвольное внимание, а произвольное характеризуется небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью.

Особенности памяти. Запоминание и воспроизведение низкое. Не способен самостоятельно изложить основной смысл содержания. В ходе усвоения учебного материала механическое запоминание преобладает над смысловым. С трудом заучивает стихотворения наизусть.

Особенности мышления. Страдают мыслительные операции анализа и синтеза, не выделяет основные и второстепенные части объекта. Несовершенные процессы сравнения: трудности с выделением существенных признаков сходства и различия.

Особенности восприятия. Отмечается узость восприятия. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Узнает и называет основные геометрические формы. Не может оценить свои действия и действия сверстников, находить ошибки и исправлять их.

3

М. Михаил

F-70, легкая умственная отсталость. Учебные принадлежности использует по назначению. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно.

Особенности познавательной деятельности. Особенности внимания. Доминирует непроизвольное внимание, а произвольное характеризуется небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью.

Особенности памяти. Запоминание и воспроизведение низкое. Не способен самостоятельно изложить основной смысл содержания. В ходе усвоения учебного материала механическое запоминание преобладает над смысловым. С трудом заучивает стихотворения наизусть.

Особенности мышления. Страдают мыслительные операции анализа и синтеза, не выделяет основные и второстепенные части объекта. Несовершенные процессы сравнения: трудности с выделением существенных признаков сходства и различия.

Особенности восприятия. Отмечается узость восприятия. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Узнает и называет основные геометрические формы. Не может оценить свои действия и действия сверстников, находить ошибки и исправлять их.

4

М. Дарья

F-70, легкая умственная отсталость. Учебные принадлежности использует по назначению. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно.

Особенности познавательной деятельности. Особенности внимания. Доминирует непроизвольное внимание, а произвольное характеризуется небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью.

Особенности памяти. Запоминание и воспроизведение низкое. Не способна самостоятельно изложить основной смысл содержания. В ходе усвоения учебного материала механическое запоминание преобладает над смысловым. С трудом заучивает стихотворения наизусть.

Особенности мышления. Страдают мыслительные операции анализа и синтеза, не выделяет основные и второстепенные части объекта. Несовершенные процессы сравнения: трудности с выделением существенных признаков сходства и различия.

Особенности восприятия. Отмечается узость восприятия. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Узнает и называет основные геометрические формы. Не может оценить свои действия и действия сверстников, находить ошибки и исправлять их.

3 класс

п/п

Фамилия, имя обучающегося

Психолого-педагогическая характеристика  

1

К. Ислам

F- 71, умеренная умственная отсталость, нарушение речи, эмоционально-волевой сферы.

Отношение к учебной деятельности, игровая мотивация преобладает над учебной. Учебные принадлежности не всегда использует по назначению.

Навыками самообслуживания владеет под контролем взрослого.

Особенности познавательной деятельности.

Особенности внимания. Не может длительно сосредоточиться, постоянно отвлекается, неусидчив. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Особенности памяти. Запоминание и воспроизведение низкое. Особенности мышления. Страдают мыслительные операции анализа и синтеза, не выделяет основные и второстепенные части объекта. Несовершенные процессы сравнения: трудности с выделением существенных признаков сходства и различия.

Имеются трудности в усвоении элементарных математических знаний и представлений.

Особенности восприятия. Отмечается узость восприятия. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Узнает и называет основные геометрические формы.

Не может оценить свои действия и действия сверстников, находить ошибки и исправлять их.

2

К. Мурад

F -71, умеренная умственная отсталость, нарушение зрения, речи. Запоминание и воспроизведение недоступно.

Учебная мотивация на низком уровне. Во время выполнения заданий очень быстро утомляется, пресыщается, работоспособность на низком уровне, необходима частая смена деятельности или паузы для отдыха.

Наблюдается нарушение мелкой моторики. Во всех видах деятельности проявляется медлительность.

Внимание рассеянное, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

Память механическая запоминание затруднено, воспроизведение не доступно.

Мышление замедленное, тугоподвижное. Процессы анализа и синтеза не сформированы. Причинно-следственные связи не устанавливает.

Словарный запас беден и качественно неполноценен. Навыки связного  высказывания сформированы на низком уровне.

3

Л. Ленария

F-70, легкая умственная отсталость. Недоразвитие познавательных интересов, учебная мотивация на низком уровне. Пассивный и активный словарь на бытовом уровне.

Восприятие на низком уровне, необходимо больше времени, чтобы воспринимать предлагаемый материал (картину, текст), выделить главное затрудняется, нет понятия между персонажами, путает графически сходные буквы, цифры, предметы. Трудности в восприятии пространства, времени. Устанавливает зрительные свойства объектов, как величину, цвет.

Все операции мышления недостаточно сформированы, затрудняется классифицировать, обобщать, анализировать, преобладает наглядно-действенное мышление.

Некритична, не может самостоятельно оценить свою работу, слабый самоконтроль. Правила общения и поведения в стадии формирования. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение на низком уровне, отмечается замедленность, непрочность запоминания, быстротой забывания.

Недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость.

Эмоционально стабильна.

4

Я. Анастасия

F-71, умеренная умственная отсталость.

Отношение к учебной деятельности- игровая мотивация преобладает над учебной. Учебные принадлежности не всегда использует по назначению.

Навыками самообслуживания владеет под контролем взрослого.

Особенности познавательной деятельности.

Особенности внимания. Не может длительно сосредоточиться, постоянно отвлекается, неусидчива. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Восприятие на низком уровне, необходимо больше времени, чтобы воспринимать предлагаемый материал (картину, текст), выделить главное затрудняется, нет понятия между персонажами, путает графически сходные буквы, цифры, предметы. Трудности в восприятии пространства, времени. Устанавливает зрительные свойства объектов, как величину, цвет.

Все операции мышления недостаточно сформированы, затрудняется классифицировать, обобщать, анализировать, преобладает наглядно-действенное мышление.

Некритична, не может самостоятельно оценить свою работу, слабый самоконтроль. Правила общения и поведения в стадии формирования. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение на низком уровне, отмечается замедленность, непрочность запоминания, быстротой забывания.

Недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость.

Наблюдается нарушения эмоционально-волевой сферы: неустойчивость эмоций, нет оттенков переживаний, эмоциональные реакции не адекватны источнику.

4 класс

п/п

Фамилия, имя обучающегося

Психолого-педагогическая характеристика  

1

Г. Садик

F-70, легкая умственная отсталость. Отношение к учебной деятельности положительное. Учебные принадлежности использует по назначению. Навыками самообслуживания  и трудовыми навыками владеет.

Особенности познавательной сферы. Особенности внимания. Доминирует непроизвольное внимание, а произвольное характеризуется небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью.

Особенности памяти. Запоминание и воспроизведение на среднем уровне. Основной смысл содержания воспроизводит  с помощью наводящих вопросов и  последовательность событий может передать с помощью взрослого. В ходе усвоения учебного материала механическое запоминание преобладает над смысловым. Стихотворения наизусть заучивает не точно, запоминает не прочно.

Особенности мышления. Страдают мыслительные операции анализа и синтеза,  выделяет второстепенные части объекта, основные выделить затрудняется. Несовершенные процессы сравнения: трудности с выделением существенных признаков сходства и различия.

Имеются трудности в усвоении элементарных математических знаний и представлений.

Особенности восприятия. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Узнает и называет основные геометрические формы.

Под контролем взрослого способен оценить свои действия и действия сверстников, находить ошибки и исправлять их. Стремится к лидерству.

2

З. Айгул

F-70, легкая умственная отсталость. Отношение к учебной деятельности положительное. Учебные принадлежности использует по назначению. Навыками самообслуживания  и трудовыми навыками владеет.

Особенности познавательной сферы. Особенности внимания. Доминирует непроизвольное внимание, а произвольное характеризуется небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью.

Особенности памяти. Запоминание и воспроизведение на среднем уровне. Основной смысл содержания воспроизводит  с помощью наводящих вопросов и  последовательность событий может передать с помощью взрослого. В ходе усвоения учебного материала механическое запоминание преобладает над смысловым. Заучивает стихотворения наизусть.

Особенности мышления. Страдают мыслительные операции анализа и синтеза,  выделяет второстепенные части объекта, основные выделить затрудняется. Несовершенные процессы сравнения: трудности с выделением существенных признаков сходства и различия.

Имеются трудности в усвоении элементарных математических знаний и представлений.

Особенности восприятия. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Узнает и называет основные геометрические формы.

Под контролем взрослого способна контролировать свои действия и действия сверстников, находить ошибки и исправлять их.

Стремится к лидерству: при неприятии лидерства сверстниками склона проявить агрессию.

3

К. Аийша

F F-70, легкая умственная отсталость. Отношение к учебной деятельности положительное. Учебные принадлежности использует по назначению. Навыками самообслуживания  и трудовыми навыками владеет.

Особенности познавательной сферы. Особенности внимания. Доминирует непроизвольное внимание, а произвольное характеризуется небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью.

Особенности памяти. Запоминание и воспроизведение на среднем уровне. Основной смысл содержания воспроизводит  с помощью наводящих вопросов и  последовательность событий может передать с помощью взрослого. В ходе усвоения учебного материала механическое запоминание преобладает над смысловым. Заучивает стихотворения наизусть.

Особенности мышления. Страдают мыслительные операции анализа и синтеза,  выделяет второстепенные части объекта, основные выделить затрудняется. Несовершенные процессы сравнения: трудности с выделением существенных признаков сходства и различия.

Имеются трудности в усвоении элементарных математических знаний и представлений.

Особенности восприятия. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Узнает и называет основные геометрические формы.

Под контролем взрослого способна контролировать свои действия и действия сверстников, находить ошибки и исправлять их.

Стремится к лидерству: при неприятии лидерства сверстниками склона проявить агрессию.

4

М. Расим

F-70, легкая умственная отсталость. Учебная мотивация на низком уровне. Учебные принадлежности использует по назначению. Навыки самообслуживания сформированы.

Особенности познавательной сферы. Особенности внимания. Доминирует непроизвольное внимание, а произвольное характеризуется небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью.

Запоминание и воспроизведение низкое. Не способен самостоятельно изложить основной смысл содержания. В ходе усвоения учебного материала механическое запоминание преобладает над смысловым. С трудом заучивает короткие стихотворения наизусть.

Особенности мышления. Страдают мыслительнве операции анализа и синтеза, не выделяет основные и второстепенные части объекта. Несовершенные процессы сравнения: трудности с выделением существенных признаков сходства и различия.

Имеются трудности в усвоении элементарных математических знаний и представлений, путает графически сходные буквы.

Особенности восприятия. Отмечается узость восприятия. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Узнает и называет основные геометрические формы.

Не может оценить свои действия и действия сверстников, находить ошибки и исправлять их.

5

М. Артем

F-71, умеренная умственная отсталость. Учебная мотивация на низком уровне. Во время выполнения заданий очень быстро утомляется, пресыщается, работоспособность на низком уровне, необходима частая смена деятельности или паузы для отдыха.

Наблюдается нарушение мелкой моторики. Во всех видах деятельности проявляется медлительность.

Внимание рассеянное, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

Память механическая запоминание затруднено, воспроизведение не доступно.

Мышление замедленное, тугоподвижное. Процессы анализа и синтеза не сформированы. Причинно-следственные связи не устанавливает.

Словарный запас беден и качественно неполноценен. Навыки связного  высказывания сформированы на низком уровне. Эмоционально нестабилен.

6

Ч. Роман

F- 71. Умеренная умственная отсталость синдром Дауна. Во время выполнения заданий очень быстро утомляется, пресыщается, работоспособность на низком уровне, необходима частая смена деятельности или паузы для отдыха.

Наблюдается нарушение мелкой моторики. Во всех видах деятельности проявляется медлительность.

Внимание рассеянное, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

Память механическая запоминание затруднено, воспроизведение не доступно.

Мышление замедленное, тугоподвижное. Процессы анализа и синтеза не сформированы. Причинно-следственные связи не устанавливает.

Словарный запас беден и качественно неполноценен. Навыки связного  высказывания сформированы на низком уровне. Эмоционально нестабилен.

Вывод. По результатам диагностического периода с обучающимися 2- 4 классов необходимо спланировать коррекционно–развивающую работу по следующим направлениям:

  1. Коррекция познавательной сферы средством включения в игровую ситуацию дидактической игры, направленной на развитие познавательных процессов (высших психических функций).
  2. Коррекция эмоционально волевой сферы средством включения в занятия упражнений, направленных на развитие базовых эмоций и чувств.

Индивидуальная работа: с обучающимся Ч.Романом и М. Артемом по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений посредством дидактических игр.

  1. Формирование социально значимых навыков и умений в социально-психологическом аспекте:
  • Уметь слушать учителя;
  • Уметь адекватно воспринимать помощь педагога;
  • Выполнять инструкции, требования педагогов
  • Уметь работать в коллективе сверстников.

Индивидуальная работа: Я.  Настя по преодолению замкнутости, неуверенности.

  1. Коррекция поведения средством включения в занятия групповых и индивидуальных форм обсуждения негативных моделей поведения сверстников, персонажей; включение ритуала приветствия, прощания.

Индивидуальная работа:– коррекция межличностных отношений в системе «ученик – ученик», «ученик – учитель».

2.2 Планируемые результаты освоения учебного плана класса

Цель  рабочей программы: Обучающийся компетентный в социально-трудовой деятельности  в соответствии с его индивидуальными психофизическими  возможностями здоровья посредством формирования знаний, умений и практических навыков и базовых учебных действий при освоении содержания образования.

Задачи программы:

  1. Сформировать умение общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми социально-приемлемыми способами.
  2. Сформировать умение соблюдать правила поведения на занятиях, перемене, в столовой;

 В соответствии   с  требованиями ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программа  формирует у обучающихся  базовые учебные действия:

  • личностные;
  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • регулятивные.

        Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения АООП: личностных и предметных результатов. Система оценки достижения планируемых результатов программы (предметные и личностные результаты) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке развития ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития.

Личностные результаты освоения программы

Адекватно оценивать собственные возможности;

освоить социальную  роль обучающегося, понимать значимость учебной деятельности;

уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                                                                                                

овладеть в соответствии с возрастом  социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися программы следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Предметные результаты освоения программы

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны уметь:

Распознавать и правильно пользоваться письменными принадлежностями;

составлять предмет из частей.

определить основные цвета спектра: красный, синий, зеленый, желтый, черный, коричневый;

названия основных размеров: длина, ширина, высота;

 названия форм предметов;

название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;

отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;

названия: вчера, сегодня, завтра;

названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;

названия времен года: осень, зима, весна, лето.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно пользоваться письменными принадлежностями;

составлять предмет из частей.

применять основные цвета  спектра: красный, синий, зеленый, желтый, черный, коричневый;

определять основные размеры: длина, ширина, высота;

определять названия форм предметов;

определять цвет-свойство предмета;

определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;

определять отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;

названия: вчера, сегодня, завтра;

определять части суток: утро, день, вечер, ночь;

называть и соотносить время года: осень, зима, весна, лето.

В процессе реализации программы формируются базовые учебные действия (БУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Базовые учебные действия

Личностные базовые учебные действия

определять, высказывать и соблюдать под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

уметь адекватно оценивать собственные возможности, понимать, что можно и чего нельзя;

освоить социальную роль обучающегося, понимать значимость учебной деятельности;

уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные  базовые учебные действия

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность;

Познавательные  базовые учебные действия

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Коммуникативные базовые учебные действия

готовность слушать собеседника и вести диалог в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);  

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Основные принципы работы с детьми на занятии.

  • Принцип приоритетности интересов обучающегося предполагает создание атмосферы уважительного   и   доброжелательного   отношения   к   каждому   ребенку. Проявление эмпатии и веры в ребенка.
  • Принцип    системности предполагает обеспечение единства всех элементов коррекционно-воспитательной  работы: цели  и  задач,  направлений  осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
  • Принцип  непрерывности  предполагает  проведение  коррекционной  работы  на  всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
  • Принцип вариативности предполагает обеспечение максимального проявления возможностей каждого ребенка.
  • Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий, полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста, а также опору на достижение предыдущего этапа развития, создающее предпосылки для  успешного   перехода  ребенка   на   следующую   социальную   ступень развития.

Основные этапы работы:

1 этап:  Психодиагностическое обследование обучающихся. Проводится с целью определения готовности к школьному обучению, уровня тревожности и общей самооценки, уровня развития восприятия, внимания, памяти.

2 этап: Групповая и индивидуальная работа. На этом этапе осуществляется реализация намеченной программы

3 этап: Аналитический этап. На данном этапе оценивается результативность занятий.

Основные методы работы с младшими школьниками

Игровой метод.

Игра - не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра - это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.

Психогимнастика

Чаще всего используется как разминка, подготовка к работе. Психогимнастика помогает ребенку освободится от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности и перейти к следующему этапу занятия.

Релаксационные методы

Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.

Эмоционально-символические методы.

  1. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха,
    печали, интереса...
  1. Использование рисования на определенные темы.

Материально-техническое обеспечение

  • Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред А.В. Семенович. – М.:МГПУ,1998.
  • Методика определения свойств нервной системы по психомоторным показателям (Теппинг-тест)
  • Запоминание 10 слов по А.Р. Лурия;
  • Исследование зрительной памяти;
  • Корректурная проба;
  • Таблицы Шульте;
  • Узнавание реалистических изображений;
  • Узнавание перечеркнутых изображений;
  • Узнавание наложенных изображений;
  • Узнавание недорисованных изображений;
  • Сюжетное изображение нелепицы;
  • Подбор парных аналогий;
  • Подбор простых аналогий ;
  • Понимание сюжетной картины;
  • Складывание разрезных картинок;
  • Понимание временных последовательностей и интервалов времени
  • Информационно-коммуникационные технологии; технические средства обучения (персональный компьютер, интерактивная доска, магнитофон);
  • Программа курса коррекционных занятий «Развитие  психомоторных и сенсорных процессов» для уч-ся 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авт.: Э.А. Удалова, Л.А. Метиева
  • С.В. Коноваленко Как научиться думать  быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной  деятельности (для детей олигофренов). – М.: «Изд. ГНОМ и Д», 2002 – 64 с.- (В помощь психологу).

2 класс

1 четверть – Эмоции и чувства (18 занятий)

Темы:

- Доброе слово

- Мое настроение

- Как быть если тебе страшно?

- Чем сердиться, лучше помириться

- Что такое счастье?

- Что такое доброта?

- Вежливость

-Творческая мастерская

2 четверть – Образ жизни (14 занятий)

Темы:

- Права и обязанности школьника

- Мой режим дня

- Делу время, потехе - час

- Делать добро спеши

- Меня пригласили в гости

-  Правила поведения на улице

- Праздник вежливых ребят

3 четверть - Общение с друзьями (20 занятий)

Темы:

- Чем я отличаюсь от других?

- Мостики дружбы

- Портрет друга

- Умейте слушать друг друга

- Можно и не ссориться

- Умение сказать – «нет!», когда это нужно

- Живи в согласии с другими

- Мысли управляют поступками

- Я и другие

- Давайте жить дружно

4 четверть - Общение с взрослыми (16 занятий)

Темы:

- Самая хорошая

- Я нужен! Моя дружная семья

- Дом, в котором ты живешь

- Как просить прощения

- Я хочу, чтобы меня понимали

- Я счастлив

- Творческая мастерская

3 класс

1 четверть – Эмоции и чувства (18 занятий)

Темы:

- Доброе слово

- Мое настроение

- Как быть если тебе страшно?

- Чем сердиться, лучше помириться

- Что такое счастье?

- Что такое доброта?

- Вежливость

-Творческая мастерская

2 четверть – Образ жизни (14 занятий)

Темы:

- Права и обязанности школьника

- Мой режим дня

- Делу время, потехе - час

- Делать добро спеши

- Меня пригласили в гости

-  Правила поведения на улице

- Праздник вежливых ребят

3 четверть - Общение с друзьями (20 занятий)

Темы:

- Чем я отличаюсь от других?

- Мостики дружбы

- Портрет друга

- Умейте слушать друг друга

- Можно и не ссориться

- Умение сказать – «нет!», когда это нужно

- Живи в согласии с другими

- Мысли управляют поступками

- Я и другие

- Давайте жить дружно

4 четверть - Общение с взрослыми (16 занятия)

Темы:

- Самая хорошая

- Я нужен! Моя дружная семья

- Дом, в котором ты живешь

- Как просить прощения

- Я хочу, чтобы меня понимали

- Я счастлив

- Творческая мастерская

4 класс

1 четверть – Эмоции и чувства (18 занятий)

Темы:

- Мое настроение

- Доброе слово

- Как понимать друг друга без слов

-Когда тебе плохо?

- Как быть если тебе страшно?

- Чем сердиться, лучше помириться

- Что такое счастье?

- Что такое доброта?

-Творческая мастерская

2 четверть – Образ жизни (14 занятий)

Темы:

- Права и обязанности школьника

- Мой режим дня

- «Могу» и «делаю»

- Делу время, потехе - час

- Делать добро спеши

- Что мне поможет учиться?

- Ответственность!

3 четверть - Общение с друзьями (20 занятий)

Темы:

- Какой – Я? Какой – Ты?

- Если с другом вышел в путь…

- Настоящий друг

- Портрет друга

- Умейте слушать друг друга

- Страна дружбы

- Взаимопомощь

- Вежливое отношение

- Добро и зло

- Вредные привычки

4 четверть - Общение с взрослыми (16 занятия)

- Проявляйте уважение

- Не  всем людям можно верить

- Улица полна неожиданностей

- Моя семья

- Мои родные

- Я хочу, чтобы меня понимали

-Творческая мастерская

Список литературы

  1. М.М.Безруких «Ребенок идет в школу», Москва. 1996г. - 236с.
  2.  Л.И.Божович «Проблемы формирования личности», Москва - Воронеж,
    1995г.-352с.
  3. В.В.Ветрова «Уроки психологического здоровья», Москва, 2000г. – 190 с.
  4. И.В.Дубровина «Психология», Москва, 1999г. — 460 с.
  5. Дорис Вольф, Рольф Меркле «Как понимать чувства и справляться с проблемами», Новосибирск, 2000г. - 130с.
  6. Н.В.Клюева,   Ю.В.Касаткина   «Учим   детей   общению»,   Ярославль, 1997г.-233с.
  7. С.В. Коноваленко. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности (для детей – олигофренов). –М. «Издательство ГНОМ и Д». 2002 – 64 с. – (в помощь психологу).
  8. И.Ю.Кулагина «Возрастная психология», Москва, 1998г. - 176с.
  9. И.Никольская, Г.Бардиев  «Уроки психологии  в начальной  школе»,
    Петербург, 1998г. - 75с.
  10. Л.Ф.Обухова   «Детская   психология:    теории,    факты,    проблемы», Москва, 1995г.-340с.
  11. «Практическая психология образования» (под ред. И.В.Дубровиной, Москва, 2000г. - 530с.)
  12. «Психическое здоровье детей и подростков» (под ред. И.В.Дубровиной, Екатеринбург, 2000г. - 170с.)
  13. «Природа ребенка в зеркале автобиографии» (под ред. Б.М.Бим - Бада, О.Е. Клшелевой, Москва, 1998г. - 425с.)
  14. Л.Н.Рожина «Развитие эмоционального мира личности», Минск, 1999г. -256с.
  15. Л.К.Рахлевская «Педагогическая антропология»  (человековедение в системе непрерывного образования), Томск, 1997г. - 158с.
  16. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему я», Москва, 2001г. - 179с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов

Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во много...

рабочая программа психологического кружка "Мир вокруг нас"

рабочая программа психологического кружка "Мир вокруг нас"...

Программа психологических занятий для 1 класса «Школа и я»

Начало школьного обучения несет огромный вклад в развитие личности. С приходом ребенка в школу происходит смена ведущей деятельности: учебная деятельность сменяет игру.  Однако эта деятельность н...

Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с задержкой психического развития

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса  с задержкой психического развития  (вариант 7.1) с учетом рекомендаций Ц...

Рабочая программа "Психологические занятия"

Рабочая программа психологических занятий для обучающихся 2-4 классов...

Коррекционно-развивающая программа психологических занятий

Коррекционный   курс  «Психокоррекционные         занятия (психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР, комму...