Рабочая программа "Психологические занятия"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа психологических занятий для обучающихся 2-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihol.razvitie.docx | 48.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педагогического совета № от «___» _____ 2018 | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» __________________М.И. Иванова приказ № ___ от «___» _____2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу
«Психологические занятия»
Объем: 2 кл.- 68 занятий
3 кл.- 68 занятий
4 кл.- 68 занятий
Психолог: Т.А. Усольцева
г. Нефтеюганск-2018
Оглавление
№ п/п | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
1.1 | Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2 | Планируемые результаты освоения программы | |
1.3 | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями | |
2. | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционных занятий(психологических) | |
2.2 | Календарно-тематическое планирование | |
3. | Приложения к программе |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования Казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Общая характеристика курса:
Программа направлена на коррекцию отклонений в личностно-социальном развитии, в речевом и психофизическом развитии обучающихся с умственной отсталостью. Специальные коррекционные занятия подготавливают обучающихся к освоению учебной программы класса, формируют умения и навыки ориентировки в быту, развивают навыки общения и социальной и психологической адаптации учащихся в социуме, в окружающем пространстве.
Описание места курса в учебном процессе.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения:
- для 2 класса-68 занятий;
- для 3 класса-68 занятий;
- для 4 класса-68 занятий.
на2класс выделено 2 занятия в неделю, продолжительность занятий 20 минут;
на3класс выделено 2 занятия в неделю, продолжительность занятий 20 минут;
на4класс выделено 2 занятия в неделю, продолжительность занятий 20 минут.
- Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Для обучающихся 2-4х классов характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в легкой степени, которое может может сочетаться с локальными и системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы. При легкой степени наблюдаются минимальные нарушения умственных способностей и психического развития. Такие дети сохраняют способность к обучению (которое, однако, протекает значительно медленнее, чем у здоровых детей). При правильных коррекционных программах они могут научиться общаться с окружающими, правильно вести себя в социуме, окончить школу (8 – 9 классов) и даже обучиться несложным профессиям, при которых не нужны высокие интеллектуальные способности. В то же время, них характерны нарушения памяти (они хуже запоминают новую информацию), нарушения концентрации внимания и расстройства мотивации. Они легко подаются влиянию окружающих. (см.табл. 1).
Типичные нарушения развития у обучающихся разных нозологических групп.
Таблица 1.
Нозологическая группа | Характеристика |
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью с легкой умственной отсталостью с нарушениями слуха | К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. |
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью с нарушениями речи | К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др. |
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. |
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра. | Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. |
1.2 Планируемые результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных результатов, формирует базовые учебные действий. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций необходимых обучающимся.
Личностные и предметные результаты изучения курса. (см. табл.1)
Таблица 2
Личностные результаты | Формируемые БУДы. |
-Целенаправленно выполнять действия по инструкции; -Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; -Опосредовать свою деятельность речью. -Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). -Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя | Личностные-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы. Коммуникативные-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс). Регулятивные- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Познавательные - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов. |
1.3. Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание образовательной среды с учетом их психофизических особенностей. (см. табл. 2).
Таблица 2.
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал. | Формы, методы и приёмы работы с обучающимися. |
1. | Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью, с нарушением зрения. | -Интерактивная доска Elite Panaboard; -Принтер Pantum; -Ноутбук HP 625; -Проектор короткофокусный View-Sonic PJD; -печатные пособия: наборы сюжетных картинок, в том числе и в цифровой форме; -технические средства обучения; -экранно-звуковые пособия; -опорные таблицы по изучаемым темам; -демонстрационные пособия; -аудиозаписи; -музыкальные инструменты; -комната «Монтессори»; -психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий); -комплексы физминуток, гимнастики для глаз; -наборы муляжей; -печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме; технические средства обучения; -экранно-звуковые пособия; -опорные таблицы по изучаемым темам; -демонстрационные пособия; -аудиозаписи; -музыкальные инструменты; -комната «Монтессори»; -психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий); -наборы муляжей; -плакаты; - комплексы физминуток; -тактильные наборы; плакаты. | -Метод наглядности(большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов; -Метод дистанционного управления ( управление действиями обучающегося на расстоянии посредством команд); -Метод слова(беседа,описание,объяснение,инструктирование,замечание,исправление ошибок, устное оценивание); -Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений: больше, чем обучающимся с сохранным зрением); -Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха). |
2. | Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью, с нарушением опорно-двигательного аппарата. | -Интерактивная дока Hitachi; -Ноутбук HP; -Проектор Epson; -Конторка Базарного на газлифте; -учебное место обучающегося с нарушениями ОДА; -комната Монтессори; - психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий); - комплексы физминуток. | -Щадящий индивидуальный двигательный режим; -Двигательно-кинестетические методы: -дифференцированный массаж; -пассивная гимнастика. |
3. | Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра. | -Интерактивная доска Elite Panaboard; -Принтер Pantum; -Ноутбук HP 625; -Проектор короткофокусный View-Sonic PJD; -печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме; технические средства обучения; -экранно-звуковые пособия; -опорные таблицы по изучаемым темам; -демонстрационные пособия; -аудиозаписи; -музыкальные инструменты; -комната «Монтессори»; -психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий); -наборы муляжей; -плакаты; - комплексы физминуток; -тактильные наборы; -схемы, алгоритмы. таблицы по изучаемым материалам; -наглядные пособия в виде символических знаков, пиктограмм. | -Система коммуникации обменом изображениями PECS; -подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь); -положительная оценка достижений; -структурированная группа для игр; - комплексы физминуток. |
4. | Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью,с нарушениями слуха. | Интерактивная доска Elite Panaboard; -Принтер Pantum; -Ноутбук HP 625; -Проектор короткофокусный View-Sonic PJD; -печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме; -печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме; технические средства обучения; -экранно-звуковые пособия; -опорные таблицы по изучаемым темам; -демонстрационные пособия; -аудиозаписи; -музыкальные инструменты; -комната «Монтессори»; -психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий); -наборы муляжей; -плакаты; - комплексы физминуток; -тактильные наборы; -печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме; технические средства обучения; -экранно-звуковые пособия; -опорные таблицы по изучаемым темам; -демонстрационные пособия; -аудиозаписи; -музыкальные инструменты; -комната «Монтессори»; -психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий); -наборы муляжей; -плакаты; - комплексы физминуток; -цветовое зонирование; -площадки творчества; -наборное полотно с карточками по изучаемым темам; -карточки-цепочки для составления словоформ; -пальчиковый театр; -настольные игры. | -Требования к речи педагога, и условиям ее предъявления: -хорошее освещение лица говорящего; -чёткость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения; -постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи; -наглядные методы с показом способа действия. |
2.Содержательный раздел.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию обучающегося (познавательной и эмоционально-волевой сферы, коммуникативным навыкам).
2.1 Содержание коррекционного курса.
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных (коррекционных) занятий. | Формируемые БУД | Коррекционно- развивающая работа. |
1 | Формирование адекватной самооценки и положительной учебной мотивации. | Индивидуальная | Личностные-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы. Коммуникативные-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс). Регулятивные- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Познавательные - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов. |
-упражнения на формирование навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности; - упражнения на приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.
|
2 | Развитие творческих способностей. | Индивидуальная | Личностные- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. Коммуникативные-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и педагогом. Регулятивные- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Познавательные- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | - Упражнения на развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, эмоциональной отзывчивости, открытости); -упражнения на развитие художественных, музыкальных способностей и развитие мелкой моторики. |
3 | Развитие познавательной сферы.. | Индивидуальная | Личностные- положительное отношение к окружающей действительности. Коммуникативные-обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. Познавательные -пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать. | - Упражнения на развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - упражнения на развитие навыков каллиграфии; - упражнения на развитие артикуляционной моторики. - Упражнения по коррекции отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; -формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. -развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей. - развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). |
4 | Развитие эмоциональной сферы. | Индивидуальная | Личностные-самостоятельность в выполнении учебных заданий. Коммуникативные -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Регулятивные-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Познавательные- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. |
|
5 | Развитие коммуникативных умений.. | Индивидуальная | Личностные- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Регулятивные-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев. Познавательные-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание). | - Упражнения на формирование и развитие самосознания, самооценки, рефлексивных способностей; - упражнения на формирование интереса к другому, умения объединяться, способствующие развитию взаимных симпатий и сплочению группы; - упражнения на развитие навыков невербальных способов общения; - упражнения на формирование способность к управлению и подчинению; -упражнения на формирование «устойчивости» в ситуации соперничества, соревнования . |
6 | Развитие графических умений, мелкой и общей моторики. | Индивидуальная | Личностные- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения. Коммуникативные -договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные-отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные –уметь моделировать ситуацию на наглядном примере. | -Упражнения на развитие крупной моторики: -целенаправленности выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»); -согласованности действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). - Упражнения на развитие и координация движений кисти рук и пальцев: - пальчиковая гимнастика; -специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Упражнения на развитие координации движения руки и глаза: -нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков); -обводка, штриховка по трафарету; - аппликация,сгибание бумаги. |
2.2 Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
I четверть (18 занятий). | |||
1 | Педагогическое обследование на определение уровня развития учебной мотивации и самооценки. | 1 | |
2 | Школа вежливости. Что это такое? | 1 | |
3 | Приветствие: мимика и жесты. | 1 | |
4 | Вежливые слова, их значение. | 1 | |
5 | Знакомство со сверстниками и взрослыми. | 1 | |
6 | «Лесенка самооценки.» | 1 | |
7 | Мои поручения. | 1 | |
8 | Что такое доверие. | 1 | |
9 | Уверенный ребенок.. | 1 | |
10 | Мой класс. | 1 | |
11 | Моя школа. | 1 | |
12 | Моя семья. | 1 | |
13 | Мои друзья. | 1 | |
14 | Мои увлечения. | 1 | |
15 | Мой характер.. | 1 | |
16 | Добрые дела. | 1 | |
17 | Хорошее настроение. | 1 | |
18 | Прощание-мимика и жесты. | 1 | |
II четверть (14 занятий). | |||
1 | «Найди ошибку». | 1 | |
2 | «Подбери пару». | 1 | |
3 | «Нарисуй без карандашей и красок». | 1 | |
4 | «Узнай сказку по картинкам» | 1 | |
5 | «Изобрази сказочного героя с помощью голоса, движений и мимики» | 1 | |
6 | Пальчиковые игры, пальчиковый театр. | 1 | |
7 | Музыкальные инструменты. | 1 | |
8 | Конструирование из геометрических фигур. | 1 | |
9 | Конструирование из счетных палочек | 1 | |
10 | Выкладывание узора из разрезных картинок | 1 | |
11 | Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр. | 1 | |
12 | Лепка из соленого теста. | 1 | |
13 | Лепка из пластилина. | 1 | |
14 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка, раскрашивание. | 1 | |
I II четверть (16 занятий). | |||
1 | Развитие слуховой памяти | 1 | |
2 | Развитие произвольного внимания | 1 | |
3 | Развитие пространственных представлений | 1 | |
4 | Развитие зрительной памяти | 1 | |
5 | Развитие понятийного мышления | 1 | |
6 | Развитие умения анализировать и сравнивать | 1 | |
7 | Развитие зрительной произвольной памяти | 1 | |
8 | Развитие умения действовать по инструкции. | 1 | |
9 | Развитие умения копировать образец | 1 | |
10 | Развитие зрительного восприятия | 1 | |
11 | Развитие понятийного мышления | 1 | |
12 | Развитие восприятия пространственных соотношений | 1 | |
13 | Развитие зрительно-двигательной координации. | 1 | |
14 | Развитие вербальной памяти | 1 | |
15 | Развитие координации движения | 1 | |
16 | Развитие мыслительных операций анализа, синтеза. | 1 | |
IV четверть (20 занятий). | |||
1 | Наши эмоции. | 1 | |
2 | Интерес | 1 | |
3 | Радость. | 1 | |
4 | Удивление | 1 | |
5 | Грусть | 1 | |
6 | Гнев | 1 | |
7 | Страх | 1 | |
8 | Стыд | 1 | |
9 | Вина | 1 | |
10 | Наша мимика | 1 | |
11 | Наши жесты | 1 | |
12 | Пантомимика | 1 | |
13 | Наш голос | 1 | |
14 | Как сохранять спокойствие | 1 | |
15 | Уважительное отношение к окружающим | 1 | |
16 | Мое настроение | 1 | |
17 | Наши чувства | 1 | |
18 | Доброта | 1 | |
19 | Взаимопомощь. | 1 | |
20 | Мой характер. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы включая календарно-тематическое планиров...
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа занятий театрального кружка
Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....
Рабочая программа занятий детской киностудии "Витязь"
Программа написана для занятий с детьми 11-12 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....
Рабочая программа занятий кружка «Гимнастика для ума»
Рабочая программа занятий кружка «Гимнастика для ума» в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовате...
Рабочая программа занятий кружка «Весёлый английский» для учащихся 4-х классов
Усвоение грамматики любого языка вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Чтобы помочь учащимся преодолеть эти трудности, п...