Коррекционно-развивающая программа психологических занятий
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Бердникова Елена Викторовна

Коррекционный   курс  «Психокоррекционные         занятия (психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР, коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.1_1-4.docx48.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Коррекционный        курс        «Психокоррекционные        занятия (психологические)» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) (далее – ФГОС НОО) и с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Коррекционный        курс        «Психокоррекционные        занятия (психологические)» является обязательной частью коррекционно- развивающей области АООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс реализуется в посредством индивидуальных занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1–4 классов, получающих образование в соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР.

Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»

Коррекционный        курс        «Психокоррекционные        занятия (психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР, коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.

У обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования сохраняются трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.

Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной,

 

творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.

Педагог-психолог работает в сотрудничестве с родителями обучающегося, что обеспечивает комплексный подход в решении задач предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ЗПР.

Проведение коррекционно-развивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных потребностей.

Цель и задачи курса

Цель: «Психокоррекционные занятия» – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Задачи курса:

формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов;

коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;

гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я»;

развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества;

стимулирование интереса к себе и социальному окружению;

развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми;

предупреждение школьной и социальной дезадаптации;

становление и расширение сферы жизненной компетенции.

Планируемый результат: улучшение нейропсихологических показателей сформированности ВПФ, повышение успеваемости, нормализация поведения детей в школе,  положительные личностные изменения. Преодоление агрессии, тревожности, повышенной застенчивости, страхов, неуверенности в себе; развитие коммуникативности.

Этапы реализации программы:

  1. Диагностический: проведение обследования познавательной сферы учащегося, выявление проблем и особенностей развития.
  2. Коррекционный: проведение коррекционных занятий по разработанной программе.
  3. Оценки эффективности: включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе работы, заключительное обследование познавательной сферы.

Принципы, на которые опирается  программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие        

1

Психогимнатические упражнения, создание положительной  мотивации на  занятия,  знакомство.

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

3

Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности.  Групповые диагностики разных видов памяти.

3

4

5

Развитие осязательного восприятия

4

Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов: Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь геометрические фигуры», «Что принес Буратино».

6

7

8

9

Развитие зрительного  восприятия

3

Упражнения, развивающие зрительное восприятие:

 «Копирование точек», «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки».

10

11

12

Развитие слуховое восприятие и слухо-моторной  координации

2

Упражнения, развивающие слуховое восприятие  и слухо-моторную  координацию:

"Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова), "Придумай новое слово"

13

14

Формирование собственно пространственных представлений

3

 Упражнения  на формирование пространственных  представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"

15

16

17

Развитие эмоциональной сферы.

7

Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения.   Вера в себя.  Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний.

18

19

20

21

22

23

24

Развитие и активизация воображения

3

Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения:

«Фантастическое растение»,  «Фантастическое животное»,  «Фантастическая планета» и т.п.

25

26

27

Установление причинно-следственных отношений,  Обобщение и нахождение противоположностей.

5

Упражнения в построении умозаключений  по аналогии, установление закономерностей,  развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования.  

28

29

30

31

32

Итоговая диагностика

2

Проведение диагностики с целью определения динамики

33

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 2 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие        

1

Психогимнатические упражнения, создание положительной  мотивации на  занятия,  знакомство.

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

3

Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности.  Групповые диагностики разных видов памяти.

3

4

5

Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации

6

Упражнения  с  использованием пальчиковой гимнастики,  а также  рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором.

6

7

8

9

10

11

Развитие произвольности движений (сигнал-реакция).

Развитие слуховое восприятие и слухо-моторной  координации

3

Тренинг-уроки  с использованием техник биологической обратной  связи,  аутогенной   тренировки,  методов произвольной регуляции и саморегуляции.

12

13

14

Формирование собственно пространственных представлений

3

 Упражнения  на формирование пространственных  представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"

15

16

17

Развитие эмоциональной сферы.

7

Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения.   Вера в себя.  Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний.

18

19

20

21

22

23

24

Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций. Память

3

Зрительное  запоминание. Игра «Повтори ряд». С использованием геометрических фигур. Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах.

Что изменилось (определение 1-2 недостающих, перемещенных предметов).

Восстановление по памяти места объекта: 6 объектов.

25

26

27

Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания

5

Выполнение упражнений «Срисуй правильно»,  «Дорисуй вторую половину»,  «Сделай как у меня»

28

29

30

31

32

Обобщающие занятие

3

Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие        

1

Психогимнатические упражнения, создание положительной  мотивации на  занятия,  знакомство.

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

3

Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности.  Групповые диагностики разных видов памяти.

3

4

5

Развитие и коррекция функции внимания,   обучение  навыкам произвольного  внимания  и контроля над  поведением

7

Развитие концентрации внимания,  саморегуляции и самоконтроля.

Развитие переключения внимания и умения действовать  по  правилу.

Развитие объема внимания,  произвольности,  умения действовать  по  инструкции.

Тренировка распределения внимания. Увеличение объема внимания и кратковременной  памяти.

6

7

8

9

10

11

12

Развитие слуховое восприятие и слухо-моторной  координации

2

Упражнения, развивающие слуховое восприятие  и слухо-моторную  координацию:

"Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова), "Придумай новое слово"

13

14

Развитие разных  видов и модальностей памяти

6

Развитие объема кратковременной  оперативной памяти.  Тренировка произвольного запоминания.  Развитие  механической зрительной  и слуховой памяти.

15

16

17

18

19

20

Развитие основных  мыслительных  операций

4

Развитие логического  мышления и сообразительности. Развитие умения устанавливать  причинно-следственные отношения.

21

22

23

24

Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации.

3

Упражнения  с  использованием пальчиковой гимнастики,  обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, работа со шнуровкой, медиатором.

25

26

27

Развитие умения правильно  выражать свои чувства и эмоции  социально  приемлемым способом.

5

Работа  с  чувством страха и тревожности.

Формирование умения различать  и принимать  эмоции  других  людей

Обучение  приемам регуляции и саморегуляции эмоций

28

29

30

31

32

Обобщающие занятие

3

Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие        

1

Психогимнатические упражнения, создание положительной  мотивации на  занятия,  знакомство.

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

3

Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности.  Групповые диагностики разных видов памяти.

3

4

5

Овладение приемами

осмысленного запоминания;

развитие смысловой вербальной

памяти.

6

 Тренировка различных  видов памяти, упражнения «Опиши картинку»,  «Инопланетяне», «Эстафета слов»,  «Повторяй за мной»,  «Запрещенное движение».

Развитие словесно-логической  памяти

6

7

8

9

10

11

Коррекция мотивационной  сферы (потребности, интересы, мотивационные установки)

3

 Формирование у детей навыков самоконтроля.

Формирование нравственных представлений.

Арт-терапия «Остров счастья»

12

13

14

Развитие и активизация воображения

3

 Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения:

«Фантастическое растение»,  «Фантастическое животное»,  «Фантастическая планета» и т.п.

15

16

17

Развитие эмоциональной сферы.

7

Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения.   Вера в себя.  Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний.

18

19

20

21

22

23

24

Формирование навыков построения внутреннего плана

действий, овладение приемами

самоконтроля и саморегуляции

3

Тренинговые занятия «Живи в согласии с другими»,  «Прогоняем страх»,  «Учимся говорить «Нет» там,  где это  необходимо»,  «Саморегуляция».

25

26

27

Установление причинно-следственных отношений,  Обобщение и нахождение противоположностей.

5

Упражнения в построении умозаключений  по аналогии, установление закономерностей,  развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования.  

28

29

30

31

32

Обобщающие занятие

3

Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических занятий для 1 класса «Школа и я»

Начало школьного обучения несет огромный вклад в развитие личности. С приходом ребенка в школу происходит смена ведущей деятельности: учебная деятельность сменяет игру.  Однако эта деятельность н...

Коррекционно-развивающий компонент в воспитательском занятии

Особенности ребенка, которые должны учитывать педагоги при подготовке занятия с корекционно-развивающим компонентом....

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной прогр...