Коррекционно-развивающая программа психологических занятий
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР, коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.1_1-4.docx | 48.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) (далее – ФГОС НОО) и с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является обязательной частью коррекционно- развивающей области АООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс реализуется в посредством индивидуальных занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1–4 классов, получающих образование в соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР, коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
У обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования сохраняются трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.
Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной,
творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в сотрудничестве с родителями обучающегося, что обеспечивает комплексный подход в решении задач предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ЗПР.
Проведение коррекционно-развивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных потребностей.
Цель и задачи курса
Цель: «Психокоррекционные занятия» – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов;
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я»;
развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества;
стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми;
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Планируемый результат: улучшение нейропсихологических показателей сформированности ВПФ, повышение успеваемости, нормализация поведения детей в школе, положительные личностные изменения. Преодоление агрессии, тревожности, повышенной застенчивости, страхов, неуверенности в себе; развитие коммуникативности.
Этапы реализации программы:
- Диагностический: проведение обследования познавательной сферы учащегося, выявление проблем и особенностей развития.
- Коррекционный: проведение коррекционных занятий по разработанной программе.
- Оценки эффективности: включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе работы, заключительное обследование познавательной сферы.
Принципы, на которые опирается программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Психогимнатические упражнения, создание положительной мотивации на занятия, знакомство. | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие осязательного восприятия | 4 | Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов: Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь геометрические фигуры», «Что принес Буратино». | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | Развитие зрительного восприятия | 3 | Упражнения, развивающие зрительное восприятие: «Копирование точек», «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». | |
10 | ||||
11 | ||||
12 | Развитие слуховое восприятие и слухо-моторной координации | 2 | Упражнения, развивающие слуховое восприятие и слухо-моторную координацию: "Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова), "Придумай новое слово" | |
13 | ||||
14 | Формирование собственно пространственных представлений | 3 | Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь" | |
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие эмоциональной сферы. | 7 | Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | Развитие и активизация воображения | 3 | Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета» и т.п. | |
25 | ||||
26 | ||||
27 | Установление причинно-следственных отношений, Обобщение и нахождение противоположностей. | 5 | Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. | |
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Итоговая диагностика | 2 | Проведение диагностики с целью определения динамики | |
33 |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 2 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Психогимнатические упражнения, создание положительной мотивации на занятия, знакомство. | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации | 6 | Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | Развитие произвольности движений (сигнал-реакция). Развитие слуховое восприятие и слухо-моторной координации | 3 | Тренинг-уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. | |
12 | ||||
13 | ||||
14 | Формирование собственно пространственных представлений | 3 | Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь" | |
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие эмоциональной сферы. | 7 | Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций. Память | 3 | Зрительное запоминание. Игра «Повтори ряд». С использованием геометрических фигур. Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах. Что изменилось (определение 1-2 недостающих, перемещенных предметов). Восстановление по памяти места объекта: 6 объектов. | |
25 | ||||
26 | ||||
27 | Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания | 5 | Выполнение упражнений «Срисуй правильно», «Дорисуй вторую половину», «Сделай как у меня» | |
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающие занятие | 3 | Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Психогимнатические упражнения, создание положительной мотивации на занятия, знакомство. | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением | 7 | Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции. Тренировка распределения внимания. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | Развитие слуховое восприятие и слухо-моторной координации | 2 | Упражнения, развивающие слуховое восприятие и слухо-моторную координацию: "Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова), "Придумай новое слово" | |
13 | ||||
14 | Развитие разных видов и модальностей памяти | 6 | Развитие объема кратковременной оперативной памяти. Тренировка произвольного запоминания. Развитие механической зрительной и слуховой памяти. | |
15 | ||||
16 | ||||
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 | Развитие основных мыслительных операций | 4 | Развитие логического мышления и сообразительности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения. | |
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. | 3 | Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, работа со шнуровкой, медиатором. | |
25 | ||||
26 | ||||
27 | Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом. | 5 | Работа с чувством страха и тревожности. Формирование умения различать и принимать эмоции других людей Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций | |
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающие занятие | 3 | Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР 7.1)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Психогимнатические упражнения, создание положительной мотивации на занятия, знакомство. | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти. | 6 | Тренировка различных видов памяти, упражнения «Опиши картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение». Развитие словесно-логической памяти | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, мотивационные установки) | 3 | Формирование у детей навыков самоконтроля. Формирование нравственных представлений. Арт-терапия «Остров счастья» | |
12 | ||||
13 | ||||
14 | Развитие и активизация воображения | 3 | Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета» и т.п. | |
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие эмоциональной сферы. | 7 | Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции | 3 | Тренинговые занятия «Живи в согласии с другими», «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо», «Саморегуляция». | |
25 | ||||
26 | ||||
27 | Установление причинно-следственных отношений, Обобщение и нахождение противоположностей. | 5 | Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. | |
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающие занятие | 3 | Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологических занятий для 1 класса «Школа и я»
Начало школьного обучения несет огромный вклад в развитие личности. С приходом ребенка в школу происходит смена ведущей деятельности: учебная деятельность сменяет игру. Однако эта деятельность н...
Коррекционно-развивающий компонент в воспитательском занятии
Особенности ребенка, которые должны учитывать педагоги при подготовке занятия с корекционно-развивающим компонентом....
Рабочая программа "Психологические занятия"
Рабочая программа психологических занятий для обучающихся 2-4 классов...
Рабочая программа " Психологические занятия"
Программа для обучающихся 2-4 классов...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....