Программа коррекционно-развивающих занятий "Наглядная геометрия и конструирование" для обучающихся начальных классов
методическая разработка по математике по теме

Программа занятий рассчитана на обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и способствует развитию пространственных и геометрических представлений, благоприятствует развитию высших психических функций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanyatiy.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конструирование из треугольников

Цель занятия: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; развивать воображение.

Оборудование: по 4 треугольника, сделанных из квадрата (квадраты разного цвета и размера: для одних детей квадрат размером 3∙3см; для других – 2.2см), мешочек с геометрическими фигурами, 2 ватманских листа, окрашенных в голубой цвет, счетные палочки.

                                        Ход занятия

 I Стадия вызова

   1. «Чудесный мешочек»

В мешочке модели геометрических фигур. Дети найдите в «Чудесном мешочке» определенную фигуру на ощупь и назовите ее.

  2. Гимнастика для ума

- Найдите недостающую фигуру

II Стадия осмысления содержания

  1. Отгадайте загадку

Крылья есть, да не летает.

Глаза есть, да не мигает.

Ног нет, да не догонишь!

                                    (Рыбка)

 Я предлагаю вам не торопиться с ответом, а выложить загаданный предмет из этих треугольников.

                   Правила работы с треугольниками:

  • при составлении рыбки нужно использовать все треугольники;
  • один треугольник прикладывается к другому, а не накладывается на него.

Какую рыбку вы сделали? Давайте «запустим» рыбок в «аквариум», т.е. наклеим их на ватман.

  • Сколько больших рыбок? Сколько маленьких?
  • В какую сторону плывут рыбки?
  • Похожи ли эти рыбки? Если похожи, то чем? Что разного между рыбками?
  • Как узнать, в каком аквариуме больше рыбок?
  • Как называется рыбка?

                           Физкультминутка «Треугольники»

1-2-3 – три стороны (повороты в стороны).

1-2-3 – три угла (руки на пояс, приседаем).

1-2-3 – три вершины (руки вверх, потягиваемся).

1-2-3 – треугольники пришли ( шагаем на месте).

 2. Работа со счетными палочками

Игра «Угадай фигуру»

  - Назовите фигуры.

III Рефлексия

- Какое задание вам понравилось?

- Из каких геометрических фигур состоит рыбка?

- Что такое треугольник?

                                             

                 Оригами. Изготовление воздушного змея.

Цель занятия: закрепить представление обучающихся о квадрате; развивать внимание, память, логическое мышление и сообразительность; научить делать игрушку-оригами «Воздушный змей».

Оборудование: заготовка – квадрат из цветной бумаги со стороной 30см, разноцветные полоски, клей, ножницы, цветные карандаши.

                                       Ход занятия

I Стадия вызова

  1. Гимнастика для детского ума

-Выявить закономерность

  1. Что лишнее?

-Квадрат лишний, т.к. все фигуры без углов, а квадрат с углами.

II Стадия осмысления содержания

*Согни квадрат по диагонали и разверни его.

*Согни углы к середине.

*Отогни прямые углы прямоугольника.

*Приклей хвост, сделанный из узких длинных разноцветных полосок.

*Укрась изготовленного змея.

III Рефлексия

- Какую игрушку – оригами мы изготовили?

- Из какой фигуры она получилась?

- Что вы знаете о квадрате?

- Какие детали мы добавили?

                                         Четырехугольник

 

Цель занятия: познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве; развивать память, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: прямоугольник, квадрат, мяч, счетные палочки.

                                          Ход занятия

I Стадия вызова

- Назовите фигуры на доске.

- Чем одна фигура отличается от другой? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны верхняя и нижняя, правая и левая).

- Чем похожи эти фигуры? (Четыре угла и четыре стороны).

- Как можно назвать их одним словом? (Четырехугольники).

II Стадия осмысления содержания

  1. Игра со счетными палочками

Перед вами коробка со счетными палочками.  Отсчитайте 4 палочки и постройте квадрат.

- Какую фигуру вы сделали и как по-другому ее можно назвать?

- Отсчитайте еще 3 палочки и сделайте еще один квадрат.

- Сколько квадратов?

- Сколько четырехугольников?

- Из скольких палочек сделан четырехугольник?

                     

                                                 

                                 Ориентировка в пространстве

Цель занятия: упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали; учить показывать одну четвертую; составлять предмет из четырех равнобедренных треугольников; ориентироваться в пространстве.

Оборудование: квадрат 3.3см; квадрат 2.2см разного цвета ; ножницы, клей.

                                        Ход занятия

 

I Стадия вызова

    «Слуховой диктант»

Нарисуйте:

 круг в правом верхнем уголке;

 квадрат в левом нижнем уголке;

 треугольник в правом нижнем уголке;

 овал в левом верхнем уголке;

 прямоугольник в середине.

                                      Вопросы:

- Где нарисовали круг? (В правом верхнем уголке).

- Квадрат? (В левом нижнем уголке).

- Треугольник? (В правом нижнем уголке).

- Овал? (В левом верхнем уголке).

- Прямоугольник? (В середине).

II  Стадия осмысления содержания

 

Какая фигура у вас на столах? (Квадрат, четырехугольник).

Разделите его на четыре треугольника, покажите одну четвертую. (Беру разные части треугольника).

Почему получились треугольники разной величины? (Квадраты были разной величины, поэтому и треугольники получились разной величины).

Давайте послушаем музыку. Подумайте, что она вам напоминает. Сделайте это из своих треугольников.

Какие силуэты вы выкладываете? (кораблик, лодка, рыбка, плот, морская звезда).

Кто справился с заданием, наклейте силуэты на голубую бумагу.

 III. Стадия рефлексии                                       

- Назовите то, что вы сделали;

- Какие рыбки у вас получились?

- В какую сторону они у вас плывут? Где находятся?

- Сколько рыбок, плотов и т.д.? Чего больше?

- Найдите одинаковые предметы.

Вы сделали разные предметы, но чем-то они похожи. Чем? (Все они сделаны из четырех треугольников).

                                        Треугольник

Цели занятия:

  • Расширить представления детей о треугольниках, их видах, вершинах, сторонах и углах (тупоугольные, остроугольные, равносторонние, равнобедренные и разносторонние треугольники).
  • Учить построению углов на клетчатой и нелинованной бумаге; строить треугольники из пластилина и кусочков проволоки.
  • Учить видеть треугольную форму в предметах повседневной жизни; способствовать развитию наблюдательности, внимания, мышления.

Оборудование: пластилин, спички, ножницы.

                                                Ход занятия

I Стадия вызова

  1. Прослушивание и воспроизведение песенки на мелодию «Жили у бабуси…»

                                   Жили-были три подружки

                                    В разных домиках своих.

                                    Три веселых хохотушки,

                                    Точками все звали их.

                                    Между этими домами

                                     Реки длинные текли,

                                    Точки очень не хотели

                                    Ножки промочить свои.

                                    И тогда они решили

                                    Между домиками взять

                                    Сделать мостики большие,

                                    Чтобы в гости прибегать.

                                    Мост с мостом соединился,

                                    Треугольник получился.

  1. Изготовление каркаса треугольника из спичек и пластилина.

Изготовление модели треугольника из цветного картона.

  1. Работа с заданием на доске.

- Пересчитайте треугольники.

II Стадия осмысления содержания

  1. Начертить треугольник, обозначить его вершины буквами ВАС. Поставить точку М, чтобы она лежала внутри области треугольника ВАС и точку Е – вне ее.
  2. Начертить два треугольника так, чтобы одна из вершин была у них общей.
  3. Начертить два треугольника так, чтобы одна из сторон у них была общей.

 

                                           Физкультминутка

Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

                           Широко расставим ноги,

                           Словно в пляске – руки в боки.

                           Наклонились влево, вправо,

                           Влево, вправо.

                           Получается на славу.

                           Молодцы!

                           Влево – вправо, влево – вправо.

                                 

 

                                                «Сложи круг»

Цель: Учить детей выделять характеристику «размер», развивать воссоздающее воображение.

                                                 Ход занятия

  1. Стадия вызова

- Мы продолжаем  наше путешествие по чудесной стране Геометрии. А все путешественники должны быть внимательными. Сейчас мы потренируемся. А поможет нам в этом игра, которая называется «Внимание!».

    Условия игры таковы: я показываю карточки с изображением различных фигур (5штук), каждую по 2-3секунды и убираю. А вы по команде «Внимание» рисуете фигуры, которые запомнили. Через 1-2минуты делаем проверку.

II. Стадия осмысления содержания

Упражнение 1. «Подбери крышку»

Цель: Формировать адекватное восприятие формы и размера предмета.

Материал: Коробки с крышками разной формы и размера (круглые, квадратные, многоугольные) и мелкие игрушки, подходящие к коробкам по размеру.

Задание: Детям предлагают разложить игрушки по коробкам, подбирая подходящие по размеру, а затем закрыть все коробки соответствующими крышками.        

Упражнение 2. «Что здесь?»

Цель: Развивать внимание, воображение и обратную память.

Способ выполнения: Педагог берёт одну из коробок и даёт описание предмета, находящегося в коробке, но не показывает его, просит детей угадать. Например, круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть. (Мяч). Аналогично повторяются задания с другими коробками.

Упражнение 3. «Найди половинку»

Цель: Развивать воссоздающее воображение, внимание и восприятие.

Материал: Карточки (рисунки-половинки) с изображением хорошо знакомых предметов.

Способ выполнения: Педагог показывает ребёнку карточку. Он должен найти вторую половинку среди других карточек.

        

Варианты:

  • Карточка может быть разрезана в произвольной форме.
  • Задание можно предложить в форме: дорисуй вторую половинку.

Упражнение 4. «Сложи круг»

Цель: Развивать восприятие и воссоздающее воображение; формировать умение производить синтез и анализ.

Материал: Цветные круги, разрезанные на части.

Способ выполнения: Из разрезанных деталей каждый ребенок подбирает целый круг. Сначала детали одного круга должны быть в отдельном конверте (ребёнок должен только сложить его). Затем можно предложить деталь 2-3 кругов вперемешку. Теперь уже нужно выбрать соответствующие части и сложить круги.

        Вариант: Если ребёнок испытывает трудности при конструировании, нужно дать ему образец конечного результата (его можно наклеить на конверт).

               Конструирование предметов из отрезков (счетных палочек)

Цель: Развивать восприятие и образную память; учить решению конструктивных задач.

Упражнение 1. «Что пропало?»

Цель: Развивать внимание, восприятие, образную память; формировать умение сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов.

Способ выполнения: Педагог накрывает предметы платком и прячет один в руку. Затем платок снимает.

- Что пропало? Сколько теперь предметов?

Игра повторяется 2-3 раза.

Варианты: 

  • Если дети легко справляются с запоминанием трёх предметов, сходу называя пропавший предмет, можно прятать по два предмета.
  • Если дети легко справляются с предыдущим вариантом, можно добавить 1-2 предмета из мешочка, сосчитать их, а затем играть в «Что пропало?» Прятать можно так же 1-2 предмета.

Упражнение 2. «Раздели по цвету»

Цель: Выполнить классификацию по данному признаку.

Материал: На каждого ребёнка коробочка со счётными палочками (около 20 штук). Палочки окрашены в два цвета. Покупать лучше обычные деревянные в форме спичек, из них потом удобно складывать фигурки, а позднее использовать для счёта в пределах ста. Если в коробке больше 20 палочек, лишнее пока следует убрать.

Задание: надо разложить палочки так, чтобы были такие (педагог показывает зелёную), а здесь – такие (показывает красную). Расскажите, какие здесь все палочки? (Все красные) Какие здесь все палочки? (Все зелёные).

Такое подведение итога называют обобщением. Им полезно заканчивать все упражнения, когда проводится разделение на группы (классификация).

Упражнение 3. «Сложи такую же»

Цель: Формировать конструктивные умения, развивать зрительно-моторную координацию.

Задание: Сложить такую ёлку:

Для демонстрации складывания образца удобно использовать фланелеграф, заменяя палочки узкими полосками бархатной бумаги. Фланелеграф легко изготовить из листа картона или фанеры (50 × 50 см), натянув на него любой кусок фланели.

Дети по образцу выполняют задание. Свой вариант каждый делает самостоятельно.

Вариант: Если ребёнок легко справляется с таким заданием, можно предложить ему не образец из палочек, а карточку в виде схематического рисунка. Если ребёнок не может выполнить конструкцию, ему также следует дать карточку с рисунком конструкции в натуральную величину, чтобы он мог накладывать палочки на рисунок.

Упражнение 4. «Птицы летят»

Цель: Формировать конструктивные умения, развивать зрительно-моторную координацию и ориентацию в пространстве.

Задание: К зелёной ёлке летит красная птица: педагог складывает «птицу».

- Сложите птицу. Покажите, в какую сторону она летит.

        - Сложите рядом ещё одну такую же птицу. Сколько теперь птиц? Сложите третью птицу так, чтобы она летела в другую сторону. Покажите, в какую сторону летят две птицы. Покажите, в какую сторону летит одна птица.

- Сосчитайте всех птиц. Сложите рядом ещё одну ёлку. Сколько теперь ёлок? (Две). Ёлки одинаковые?

Если ёлки у ребят одинаковые, то следует отметить это. Если одинаковые не получились, например вторая ёлка сложена из красных палочек или в ней больше «веток», отмечается и этот факт. Такие сравнения очень полезны: они формируют внимание, наблюдательность, точность воспроизведения, самоконтроль.

Решение конструктивных задач

Цель: Учить решать конструктивные задачи.

Упражнение 1.

Цель: Производить классификацию по размеру.

Материал: Две коробочки (побольше и поменьше), горсть пуговиц или камешков. Пуговицы (камешки) двух размеров: крупные и мелкие.

Задание: Разложить пуговицы в две коробочки.

- Как вы думаете, какие пуговицы нужно сложить в маленькую коробочку? В коробку большего размера?

Способ выполнения: Педагог подводит детей к самостоятельному выбору основания для классификации, в данном случае - по размеру.

Упражнение 2.

Цель: Развивать конструктивные умения и счетной деятельности.

Материал: счетные палочки.

Способ выполнения: Дети получают по три счётные палочки. Используя их, они воспроизводят сложенные педагогом на фланелеграфе фигурки (педагог использует узкие полоски бархатной бумаги вместо палочек).

- Возьмите из коробочки одну палочку.

- Ваня, сколько у тебя палочек? (Одна). А в коробке? (Много).

- Возьмите ещё одну палочку. Кто сосчитает, сколько у него палочек? (Две). А в коробке? (Много).

- Возьмите ещё одну палочку. Сосчитаем палочки. (Педагог помогает детям, подсказывая названия числительного). Сколько у Вани палочек? (Три). У Пети? и т.д. 

- Сложите из палочек такие фигурки:

Дети складывают фигурки, дают им названия или говорят, на что это похоже. Пусть каждый ребёнок попробует сложить свою фигуру. Можно складывать буквы и называть их. Дети работают только с тремя палочками. Педагог обращает на это внимание.

- Чем похожи все-все фигурки? Вы заметили? (Все сложены из трёх палочек).

Упражнение 3.

Цель: Учить решать конструктивные задачи.

Материал: Счетные палочки и контурный рисунок на карточке, соответствующий размеру палочек. Карточки выдаются каждому ребёнку.

Способ выполнения: Дети берут из коробки ещё по три палочки.

- Посмотрите, на карточке у меня бабочка:

- Я сложу каждому одно крылышко, а вы из новых палочек – второе крылышко.

Каждый ребёнок достраивает свою бабочку, ориентируясь на схематический рисунок. Если у кого-то это не получается, педагог помогает ему сложить всю бабочку, а ребёнка просит сложить рядом такую же.

- Посмотрите, как я бабочку переделаю в домик (домик педагог складывает на фланелеграфе):

- Сложите такой домик (количество палочек не изменяется).

- Посмотрите, как я переделаю домик в щётку (на фланелеграфе):

- Сложите такую же.

- Посмотрите, как щётку я переделаю в треугольник:

- Сложите такой же треугольник.

- Сколько оладушек поместится внутри треугольника?

Педагог даёт детям по очереди коробочку с пуговицами и предлагает работу вопросами:

- Как ты думаешь, две пуговицы поместятся в коробку? Бери, попробуй. Есть ещё место? Ещё одна поместится? Две? Бери, попробуй.

- Много поместилось? Больше двух? Больше трёх? Можешь показать, сколько пальцев, сколько поместилось «оладушек»?

Решение конструктивных задач

Цель: Учить решать конструктивные задачи.

Упражнение 1. «Гости пришли»

Цель: Учить соотносить слово-числительное и соответствующее количество предметов.

Материал: Фигурки из дидактического набора:

Эти же фигурки в дальнейшем будут использоваться для конструирования. Фигурки окрашены в три цвета: квадраты – красные, треугольники – зелёные, кружки – жёлтые.

Задание: Куклам, сидящим за столом, надо раздать «печенье» на тарелки. Педагог просит одного ребёнка раздать куклам по одному «печенью», а другого - по 2, а третьего – по 3. Каждый раз гость «съедают» печенье, т.е. раздавать надо на чистые тарелки, приговаривая: «Мишке – два, Кате – два, зайцу - два». И т.д.

Вариант: Усложняя упражнение, педагог просит раздавать «по два одинаковых», «по два разных» и т.д. При этом ребёнок самостоятельно выбирает фигурки из коробочки. Можно помочь ребёнку, подсказывая: «Правильно, это два кружка. А что это? Правильно, два треугольника».И т.д.

Если ребёнок учитывает не Тольку форму, но и цвет, это прекрасно, если не учитывает, то это будет третьим этапом усложненного задания (что не следует делать в одном занятии).

Упражнение 2. «Сложи картинку»

Цель: Учить решать конструктивные задачи.

Материал: Фланелеграф и картонные модели фигур, у которых с обратной стороны приклеен небольшой кусочек бархатной или наждачной бумаги (тогда фигурки хорошо держатся на фланелеграфе.

Задание: 

- Зайчик живет в таком домике.

        - Сложите домик для зайца.

Педагог складывает домик из своего набора фигур. (Удобно иметь столько наборов в отдельных коробочках, сколько детей в группе. Если занятие проводится с одним ребёнком, то надо иметь два набора. Хранить их удобно в пластмассовой коробочке из-под майонеза и т.д.) Дети выполняют конструирование по образцу из своего материала.

- Медведь живёт в таком домике:

        

- Сложи домик медведя.

Для складывания домика используются квадратики из набора. Для крыши надо приготовить несколько картонных фигур разного размера и формы, чтобы ребёнок мог выбрать нужную и по форме, и по размеру (цвет одинаковый).

Самый лучший вариант, если будет выбрана только третья форма. Но можно удовлетвориться и выбором треугольника.

Анализируя конструкции двух домиков, педагог проводит беседу:

- Чем отличается домик зайца от домика медведя? (маленький и большой).

- Почему у зайца домик маленький, а у медведя – большой? (Заяц маленький, а медведь большой).

Занятие №25

Конструирование предметов из простейших геометрических фигур

Цель: Учить решать конструктивные задачи.

Упражнение 1. «Сложи машину»

Цель: Учить решать конструктивные задачи

Способ выполнения: Из таких же фигурок педагог выкладывает «машину». Конструкция складывается либо на столе, либо на фланелеграфе. Работа сопровождается словами: квадратик, ещё квадратик, ещё квадратик, кружок…

Упражнение 2. «Поездка»

Цель: Развивать конструктивную деятельность; учить количественному анализу конструкции.

Способ выполнения: Сопровождая сюжет игрушками или рисунками «Ёжик» или «Зайчик», педагог дополняет конструкцию, делая паузу после завершения каждой фигуры, чтобы дети повторяли его действия:

- Ёжик поехал в магазин за продуктами, а в домике остался ждать его зайчик. Покажите, в какую сторону едет машина. (Каждый ребёнок пальцем показывает направление движения на своей конструкции на столе. Если есть желающие показать направление на фланелеграфе, то можно предоставить им такую возможность).

        

- Едет ёжик по лесу мимо ёлок:

- Покажите самую высокую ёлку, самую низкую ёлку.

- Приехал ёжик в магазин:

        - Купил хлеб, молоко, морковку, капусту, яблоки и поехал обратно.

- Покажите, куда он теперь едет? В какую сторону?

- Покажите большой домик, маленький домик. Давайте сосчитаем ёлки: первая, вторая, третья.

Если дети не могут сами повторить порядковые числительные, то надо взять одного ребёнка за руку и, показывая его пальцем на ёлки, называть порядковые числительные, побуждая остальных детей повторять их названия. (Считаем в направлении от большого домика, так как машина движется в туже сторону.)

 Упражнение 3. «Оладушки»

Заканчивается занятие потешкой про оладушки. «Оладушки» раздаём зайцу и ёжику.

Сравнение предметов

Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру, конструировать сюжет.

Упражнение 1. «Разложи по размеру»

Цель: Применять умение распределять предметы на группы по признаку «размер».

Материал: Пуговицы трёх размеров (разной формы и цвета), три коробки также трёх размеров (большая, средняя и маленькая). Вместо пуговиц можно использовать кружки из толстого картона. Хорошо, чтобы каждый ребёнок получал свой материал для работы. Можно подобрать нужные коробки из пластиковых упаковок плавленого сыра, майонеза и т.п., или можно сделать из бумаги в технике оригами.

Способ выполнения: Детей просят разложить пуговицы по коробкам, учитывая их размер. Завершается упражнение обобщением:

- Какие здесь все пуговицы? (Большие)

- Какие здесь? (Здесь – все маленькие. А здесь – все побольше).

- Покажите самую большую коробку. Поставьте её первой. Второй поставьте среднюю коробочку. Третьей – самую маленькую. Сосчитайте их по порядку. (Первая, вторая, третья).

- Закройте их крышками (ребёнок должен подобрать подходящие крышки из нескольких).

Коробочки должны быть одинаковой (похожей) формы и отличаться только размерами.

Упражнение 2. «Башенка»

Цель: решать конструктивные задачи на соответствие размеров элементов конструкции.

Задание: Постройте из этих коробок башенку. Какая коробка сверху? (самая маленькая)

- Какая коробка в самом низу? (Самая большая)

- Можно поставить их наоборот? Почему нельзя? (Упадут, башня будет плохо стоять).

Упражнение 3. «Оладушки»

Способ выполнения: С содержимым любой большой коробки проводится игра в оладушки. Дети по очереди раздают друг другу «оладушки», сопровождая раздачу приговоркой.

Упражнение 4. «Сложи картинку»

Цель: развивать пространственное мышление, внимание и воображение.

Материал: Сюжетные кубики. Надо использовать наборы из четырёх кубиков с ясной, чёткой картинкой.

Способ выполнения: Педагог помогает каждому ребёнку собрать нужное изображение. Для начала все могут собирать одну картинку. Затем следует предоставить детям свободу выбора. Если ребёнку нравиться эта работа, можно предложить самостоятельно собрать другую картинку. Как приём хорошо использовать сборку прямо на рисунке-образце: его укладывают на дно коробки и накладывают кубики прямо на него. Если это ребёнку трудно выполнить, то после сборки первой картинки можно предложить разрезанные картинки.

                                              «Сложи фигуру»

Цель: Развивать восприятие и образную память ребёнка; учить решать конструктивные задачи, выделять и узнавать времена года на изображении.

Упражнение 1. «Узнай фигуру»

Цель: Развивать и образную память.

Материал: У каждого ребёнка три одноцветных геометрических фигуры (вырезанные из пластика или картона).

Способ выполнения: Педагог предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, а затем спрятать под лист бумаги. Показывает детям карточку с изображением фигуры и кладет её на стол изображением вниз. Дети должны по памяти найти среди своих фигур такую же. Для проверки можно затем сравнить с образцом.

Варианты:

  • Играя в следующий раз, надо взять другие фигуры. Например, в первый раз: круг, овал, квадрат; во второй – круг, квадрат, треугольник; в третий – квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д. Называть фигуры не обязательно, но можно подсказывать их названия детям, чтобы они были «на слуху» (кроме тех, что дети могут назвать сами). Треугольники надо брать разной формы, не только равносторонние.
  • Усложняющий элемент – разный цвет фигур. В этом случае педагог уточняет задание: «Найдите такой же формы». (В этом случае цвет может быть другим). Или: «Найдите такой же формы и такого же цвета».
  • Второй усложняющий элемент: отсрочка. Положив картинку изображением вниз, педагог просит детей хлопнуть в ладоши три раза (затем 5, затем 6 – 7 раз), а уж потом найти нужную фигурку. Такой вариант задания эффективно развивает долговременную память.

Упражнение 2. «Сложи фигурку»

Цель: развивать конструктивную деятельность и воображение, пространственное мышление.

Задание: Из двух треугольников детям предлагают сложить фигурки:

          бабочка                   ёлочка               песочные            квадратики

                                                                                 часы

             лодка                   гусёнок           треугольник        четырёхугольник

Фигурки педагог складывает в присутствии детей, сидя с ними рядом (чтобы они чётко видели правильное изображение, а не вверх ногами), или использует фланелеграф. Дети повторяют изображение, видя способ построение изображения. Каждая следующая фигурка получается путём перестроения предыдущей.

Упражнение 3. Игра в «прятки»

Способ выполнения: используя умение определить количество два и три, в остальных случаях либо используется слово «много», либо педагог считает пальцы вместе с детьми, приучая их к заучиванию названий числительных: четыре, пять. При этом обязательно сначала сравнивается количество пальцев, прикладываются руки одна к другой (взаимо-однозначное соответствие).

Упражнение 4. «Найди ошибку в рисунке»

Цель: развивать внимание и наблюдательность, умение понимать причинно-следственные связи, учить узнавать и выделять времена года на рисунке.

Материал: Рисунки с изображением времён года и явными ошибками.

Способ выполнения: ребёнок должен указать ошибку и объяснить причину своего выбора. Например: «Летом снеговиков не бывает, они растают на солнце», «Зимой цветов на улице не бывает, потому что холодно, снег».

Поскольку такие картинки довольно трудно найти в готовом виде, педагог может сделать их сам, используя приём аппликации. Надо взять любой зимний пейзаж из старого настенного календаря и приклеить на него изображения цветов, ребёнка в летней одежде и т.п. таким образом, получится достаточно большое количество картинок с разными видами «ошибок», что даст возможность несколько раз возвращаться к теме «Времена года». Выделяя контрастные несуразицы на изображении, дети осознано будут запоминать характерные признаки времён года.

Задание №

Цель: Решать конструктивные задачи, формировать адекватное восприятие формы объёмного тела.

Упражнение 1. «Строитель»

Цель: Развивать конструктивную деятельность.

Материал: Строительный конструктор.

Способ выполнения: используя любой подходящий сюжет, педагог предлагает детям построить по образцу: такой дом для куклы, такой гараж для этой машины. Из остальных кубиков (должны остаться только кубики, специально подобранные по убыванию размера, 5-6 штук) построить башню самостоятельно (сериация).

Результат построения башни, обсуждается: какой кубик сверху, какой внизу? Почему башня не падает? А если этот (из середины) кубик поставить вниз?

Упражнение 2. «Геометрическое домино»

Цель: Применять умение распознавать форму фигуры.

Материал: Домино с изображением геометрических фигур разного цвета и размера:

Изготовить такое домино несложно. Рисуя фигурки, следите за тем, чтобы они имели чёткую форму. Удобно пользоваться специальной рамкой с геометрическими прорезями. Фигурки либо вырезают из цветной бумаги и приклеивают на картонные карточки, либо раскрашивают ярким фломастером.

Задание: Найти такую же и по цвету и по размеру. При этом педагог побуждает ребёнка приговаривать: синий кружок, зелёный квадрат и др.

В домино 8-10 карточек (1-2 карточки у каждого ребёнка). Когда они все выложены, детей просят показать: все синие фигурки, все красные, все зелёные и т.д.

Варианты:

  • Детей просят показать все кружки, затем все треугольники, все четырёхугольники.
  • Можно предложить детям сосчитать все красные фигурки, все синие фигурки. Сосчитать все треугольники и т.д.

Упражнение 3. «Считалка»

Заканчивается занятие разминкой для пальцев и повторением любой считалки, называя все числительные до пяти («С пятым братцем – песни пел…»)

Изготовление аппликации из бумаги с использованием простейших геометрических фигур

Цель: обучать порядковому и количественному счёту; формировать понимание принципа взамно-однозначного соответствия; учить конструировать предметы.

Упражнение 1. «Сколько…»

Цель: Развивать счётную деятельность.

Способ выполнения: используя соответствующие картинки или игрушки, педагог разыгрывает стих С. Маршака с числительными, побуждая детей повторять их:

У стола четыре ножки –

По две с каждой стороны…

- Сосчитайте теперь ножки у нашего стола. У стула.

- Сколько их? (Четыре)

Кто явится первый, приедет в карете,

В нарядной карете, на паре коней.

- Сосчитайте гостей, как я считала. (Первый, второй…)

Разыгрывая этот стишок, можно использовать четыре строительных кирпичика, посадив на каждый небольшую игрушку. Тогда можно спросить:

- Кто приехал первый? Покажите первого.

- Кто приехал второй? Покажите второго и т.д.

Упражнение 2. «Гости»

Цель: Формировать понимание количественного соотношения «столько же».

Способ выполнения: Педагог ставит стол. (Если нет игрушечной мебели, можно использовать подходящие коробки).

- сколько удобно ставить стульев? Сосчитайте их. (Четыре).

Разыгрывается сюжет: приходят гости.

- Сколько их сядет на стулья? (Четыре).

Педагог предлагает одному ребёнку расставить на столе тарелки (каждому гостю по одной), другому ребёнку - расставить чашки, третьему – разложить яблоки, печенья и т.п., фиксируя в речи:

- Гостей четверо. Каждому по одной тарелке. Всего тарелок четыре. Тарелок столько же, сколько гостей.

- Каждому по одной чашке. Всего чашек четыре. Чашек столько же, сколько гостей.

- Каждому по одному яблоку. Всего четыре яблока. Яблок столько же, сколько гостей.

Упражнение 3. «Собери Чебурашку»

Цель: Развивать конструктивную деятельность.

Способ выполнения: Педагог продолжает сюжет:

- А ещё в гости хотел прийти Чебурашка – вот такой.

Показывает детям рисунок, а каждый ребёнок из предложенных ему деталей (среди них должны быть и лишние) выбирает нужные и собирает Чебурашку. Детали крепятся на картон пластилином или клеевым карандашом.

       

Упражнение 4. «Собери крокодила Гену»

Способ выполнения: аналогично собирается крокодил Гена

        

Конструирование из прямоугольников

Цель: Формировать конструктивные умения, развивать пространственную ориентацию.

Упражнение 1. «Обезьянка»

Цель: Развивать зрительно-моторную координацию и конструктивные умения.

Материал: Два кирпича из строительного набора для каждого ребёнка

Способ выполнения: используя два кирпича из строительного набора, педагог играет с детьми, предлагая им повторить постройку по образцу (как обезьянка, которая всё повторяет). Когда ребёнок воспроизвёл нужную конструкцию, педагог меняет её, используя те же два кирпича. Дети то же использую только два кирпича, переставляя свою конструкцию вслед за педагогом.

Если педагог играет с ребёнком вдвоём, то следует меняться с ним ролями. Пусть он «водит», а педагог может допускать ошибки, чтобы ребёнок поправлял его конструкцию.

 

По возможности постройка сопровождается объяснениями: один сверху, два рядом…

Упражнение 2. «Спрячь мячик от мышки»

Цель: Развивать пространственную ориентацию.

Материал: Четыре кирпича и маленький шарик.

Способ выполнения: Используя четыре кирпича, педагог строит «стенку»:

Перед стенкой педагог сажает мышку и предлагает ребёнку поставить мячик так, чтобы мышка его не увидела. Используя слова: перед, за. (Спрятали мячик за стенку, тогда мышка его не увидит. Положи мячик перед стенкой. Увидит его мышка?) Проверяя себя, ребёнок должен присесть и посмотреть на ситуацию на уровне глаз мышки. Следует менять положение стенки, предлагая выполнить задание другим детям.

Упражнение 3. «Спрячь мячик»

Цель: Развивать пространственную ориентацию.

Способ выполнения: изменять конструкцию стенки и положение наблюдателя:

а)                                             б)

г)                                             д)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения...

Статья "Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения (в возрасте 7-11 лет)"

Пояснительная запискаДети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных услови...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ОВЗ, обучающихся по АООП НОО

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, г...

Сборник коррекционно-развивающих заданий по окружающему миру для обучающихся 3 класса по разделу: «Чему учит экономика»

Сборник коррекционно-развивающих заданий по окружающему миру для обучающихся 3 класса по разделу: «Чему учит экономика».Сборник заданий представляет собой систематизированный и обработанны...

Сборник коррекционно-развивающих заданий для развития орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития на уроках русского языка

В данном сборнике представлены коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития. Данный сборник адресован п...


 

Комментарии

Зорина Александра Дмитриевна

Елена Борисовна, большое спасибо за программу. У меня на будущий год будет 1 класс. С уважением, Зорина А.Д.