Потенциал развития пространственного восприятия у младшего школьника согласно Госстандарту
статья на тему

Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования имеет отличия от прежних стандартов обучения, и главное отличие рассматривается в смене объяснительного подхода в преподавании на деятельностный метод обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_state.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал развития пространственного восприятия у младшего школьника согласно Госстандарту

Обучение в начальной школе предполагает закладку фундамента личностного развития ребенка, его социальной активности, развитие интеллектуальных качеств, культурного поведения.

Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования имеет отличия от прежних стандартов обучения, и главное отличие рассматривается в смене объяснительного подхода в преподавании на деятельностный метод обучения. Особую роль приобрели не только накопленные ребенком знания, но и его метапредметные и личностные результаты.

 Современная система образования в начальной школе одной из главных линий развития выделяет развитие восприятия пространства младших школьников как важного элемента активного познавательного развития детей.  

Согласно ФГОС НОО, информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Они применяются в обязательном порядке во время уроков для наглядного и более качественного преподавания материала, а также рассматриваются во внеурочной деятельности. Следовательно, информационные компьютерные технологии служат средством развития пространственного восприятия школьников, так как позволяют более наглядно детализировать изучаемый материал. Младшие школьники достаточно охотно воспринимают информацию в виде презентаций, просмотра видеороликов, электронных энциклопедий, обучающего материала и т.п. Работа за клавиатурой также способствует формированию пространственного восприятия, помогая ориентироваться не только в понятиях «верх», «низ», «право», «лево» и т.п., но и  способствует дифференцированию буквенного и цифрового написания.  

Таким образом, современная система начального школьного образования в соответствии с ГосСтандартом, способствует развитию пространственного восприятия в нескольких направлениях: на уроках и во внеурочной деятельности. Активизируется работа всех каналов получения информации: слухового, зрительного, кинестетического анализаторов. Следовательно, активная работа глазодвигательных мышц, слуховых рецепторов, совокупности анализаторов, деятельности нервной системы и коры головного мозга создают мощную базу формирования пространственного восприятия.

Урочная форма позволяет использовать элементы проблемного обучения, что непосредственно активизирует познавательную деятельность школьников, и как следствие, повышает уровень пространственного восприятия.

Исследовательская деятельность также предполагает активный поиск предложенной информации. Дети с большим интересом участвуют в проектных работах, привнося вклад в развитие собственного интеллектуального и личностного потенциала. Данная линия развития напрямую формируется путем активного участия пространственного восприятия.

Предметная основа начального общего образования напрямую способствует развитию пространственного восприятия. Программное содержание уроков и технологические карты отражают показатели познавательного развития, среди которых рассматривается восприятие.

Восприятие детей младшего школьного возраста характеризуется ситуативностью, что проявляется в нерасчлененности и смутности принятия фигур и предметов.  Например, линия воспринимается только если она проведена горизонтально, вертикальная линия или наклонная не воспринимается.   В подобных примерах важно корректировать знания детей сравнением двух предметов, практически одинаковых, но имеющих некоторые отличия (Л.Н.Румянцева).

Уроки математики наиболее ярко иллюстрируют ориентирование на листе в клеточку, распознавая стороны, диагонали, пространственное расположение деталей. Изучение геометрических фигур формирует понятия фигуры и фона и т.п. Подобные задания позволяют сформировать навыки вычленения пространственных признаков.

Уроки письма и русского языка рассматривают правильное расположение знаков при письме, различение их контуров и написания. Иллюстрации литературного чтения передают зрительные сигналы, а использование компьютерных технологий дополняет слуховые анализаторы необходимыми сигналами.  Происходит оптимальное взаимодействие младшего школьника с системой стимулов, напрямую влияя на процесс восприятия.

Уроки окружающего мира знакомят школьников с пространством, достаточно трудным для восприятия. Сложности возникают с такими номинациями, как «эпоха», «век», «эра». В силу возрастных особенностей, младший школьник не способен правильно соотнести временные рамки, так как это не касается его жизненного опыта. Трудности возникают и с определением размеров гор, рек, морей и т.п. Такое восприятие совершается как единый сложный процесс постоянного движения мысли от восприятия целой картины (синтеза) к ее анализу, затем снова к целой картине и снова к вычленению все более мелких и ранее не замеченных деталей, которые позволяют глубже понять идею картины. Подбор названия, этой высшей формы обобщения, вполне доступен детям 7-11 лет и является эффективным средством обучения школьников выделению главного в картине.

В данном случае именно использование наглядности, компьютерных технологий, проектной работы позволяют уточнять данные понятия у детей и способствуют качественному изменению восприятия пространства.  

Уроки технологии, физической культуры, математики способствуют освоению метрической измерительной системы и материализуют в практических действиях сложные для слухового восприятия понятия «метр», «стометровка», «высота», «дальность» и т.п.

Огромную роль в данном вопросе занимает внеурочная деятельность, так как позволяет использовать дополнительные часы на обучение тем вопросам, которые представляются наиболее сложными. Все это поднимает познавательные процессы на более высокую стадию развития. Деятельность учителя, наставника, тьютора способствует грамотной организации развития восприятия детей, так как учитель ставит определенные задачи, усложняет и мотивирует работу школьников. Несомненным результатом такой работы становится повышение уровня развития пространственного восприятия как одного из важных познавательных процессов.

Развитие восприятия детей младшего школьного возраста осуществляется как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Педагог способствует её развитию, используя дидактические методы и приемы, наиболее часто используемыми из которых являются:

  • Использование наглядности в процессе обучения;
  • Деятельностный подход предполагает практическую работу непосредственно с изучаемым предметом или явлением;
  • Применение обучающих тематических игр;
  • Стимулирование активного использования школьниками предлогов, обозначающих пространственное расположение;
  • Введение упражнений, практикующих поворот на 90°, 180° в горизонтальной плоскости.

Таким образом, в современных образовательных стандартах обучения в начальной школе потенциально заложен ресурс развития пространственного восприятия детей младшего школьного возраста. Педагог руководствуется ФГОС НОО, проводит мероприятия классной и внеурочной деятельности. Помимо этого, современное образование рекомендует внедрение информационных образовательных технологий, что повышает не только мотивацию детей к учению, но и оказывает позитивное влияние на развитие познавательных процессов детей.

Важную роль в развитии пространственного восприятия выполняет процесс слушания. В младшем школьном возрасте слушание становится видом учебной деятельности. В ходе урока ученикам необходимо ориентироваться в тексте, упражнениях, следить за логическим изложением материала урока. Поэтому слушание также способствует развитию пространственного восприятия. Таким образом, огромным достижением в развитии восприятия младшего школьника является установление им первых связей пространства, времени, количества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...

презентация "Развитие пространственных представлений у младших школьников"

Ученики  младших классов, посещающие логопедические занятия, имеют самые разнообразные нарушения и недостатки, которые выявляются в ходе  обследования их устной и письменной речи, а та...

Самоанализ деятельности учителя по методической теме « Развитие пространственного воображения у младших школьников»

Развитию пространственного воображения у учащихся начальной школы способствуют такие дисциплины как рисование, математика, технология....

статья " Развитие пространственного воображения у младших школьников средствами техники оригами"

В статье рассматривается актуальность развития пространственного воображения у младших школьников. Рассмотрены основные понятия, показана роль оригами в процессе развития пространственного воображения...

Система практических заданий и упражнений для развития пространственных представлений у младших школьников.

Развитие пространственных представлений младших школьников  одна из важных задач обучения в школе.  Ребёнок как правило, придя в школу, уже различает свои правую и левую руку, понимает значе...

Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).

В статье представлены игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта....