Самоанализ деятельности учителя по методической теме « Развитие пространственного воображения у младших школьников»
материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самоанализ деятельности учителя по методической теме « Развитие пространственного воображения у младших школьников»
Приобретение навыков изображения пространственных фигур на плоскости является одной из основных трудностей, с которыми учащиеся встречаются. Выработка умения четко и правильно выполнять изображения пространственных фигур требует длительных упражнений, однако затраченное на это время окупается в дальнейшем при решении задач, так как правильно выполненное самим учеником наглядное изображение помогает ему понять задачу, выяснить различные теоретические вопросы, относящиеся к оригиналу, и найти способ решения задачи.
Наиболее эффективными средствами развития пространственных представлений учащихся являются: демонстрирование и сравнение фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежа. Если эти средства использовать систематически и в комплексе, то они приведут к наилучшим результатам.
На каждом занятии необходимо искать и устанавливать связи между пространственными фигурами и предметами окружающей действительности.
Выделяют два вида воображения — воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, картой, текстом и т. д.). Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Развитию Развитию пространственного воображения у учащихся начальной школы способствуют такие дисциплины как рисование, математика, технология. Моделирование и конструирование на этих уроках способствуют развитию пространственного воображения.
Основы знаний о форме, протяженности, пространственном положении и пространственной связи даются для младших школьников на уроках математики. Ее курс в младшем школьном возрасте является крайне ограниченным – он еще не состоит из необходимого объема заданий по геометрии, что негативно сказывается на подготовке детей к восприятию геометрических фигур и задач.
Исходя из этого
Поставлены задачи:
- Увеличение количества геометрических представлений, начало которых было заложено у дошкольников;
- У школьников младших классов - формирование плоскостного и пространственного воображения;
- Формируются простейшие геометрические понятия;
- Развитие способности к использованию различных фигур из геометрии (круг, многоугольник, отрезок) в качестве базы, когда формируются представления о долях величин и решается тест;
- Закладывание основ умения мыслить посредством геометрических методов: сравнение, анализ, рассуждение, выводы и т.п.;
- Заложение основ способности к конструированию;
Развитие потенциала к творчеству и созданию нового.
Преподавание предметов, которое я осуществляю, построено на использовании таких образовательных технологий и методик, как игровые, ИКТ, проблемно-диалогические, технологии формирования правильного типа читательской деятельности, технологии оценивания учебных достижений. Продумывая каждый этап урока, использую различные формы и методы работы. Учитывая возрастные особенности детей и дидактические принципы построения обучения, на уроках включаю дидактические игры как одно из средств реализации программных задач, занимательный материал: загадки, задачи – шутки, головоломки, логические игры, сказки, проблемные ситуации и т.д. Стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал. Урок в начальной школе направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества. Главным стимулом творчества, на мой взгляд, являются нетрадиционные формы обучения. В своей работе я использую такие нестандартные формы уроков, как урок – игра, урок – турнир, урок – исследование, урок – путешествие, урок – сказка, и другие. Именно нетрадиционные уроки позволяют поддерживать интерес к учению, процессу познания вообще, поскольку удивить ученика и вызвать интерес к предмету сделать сравнительно легко. Гораздо труднее удержать интерес и активность на уроках. В учебный процесс широко внедряю ИКТ, что способствует развитию познавательного интереса учащихся. Это обосновано следующими факторами:
- Красочность и наглядность информации
- Эстетичность подачи материала
- Расширение горизонта получения дополнительной информации, в том числе готовых электронных пособий
- Экономия времени урока
- Возможность разнообразия подачи информации
- Удобства размножения раздаточного материала
Применяя новые информационные технологии, я пришла к выводу:
* Облегчается процесс контроля и оценки знаний
* Активизируется познавательная деятельность учащихся
* Легко осуществляется дифференцированный подход в обучении
* Повышается интерес к учению
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, презентации с использованием программы Power Point;
• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (рабочие программы, поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала:
- тесты по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению; тексты для проверки техники чтения;
- памятки по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии.
Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word 2007 и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, к урокам литературного чтения и окружающего мира.
Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники! Опыт применения данной технологии позволил:
- повысить эффективность обучения;
- совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
- вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
Использование ЭОР в работе имеет ряд «плюсов»: предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес,позволяет увидеть и пережить ситуации, которые нельзя увидеть в повседневности. Всё это улучшает процесс восприятия материала, стимулирует мышление и воображение детей.
Подводя итог самоанализа хочу сказать, что использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов улучшает качество образовательного процесса, положительно влияет на результаты работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях
Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....
Развитие творческого воображения у младших школьников.
Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого воображения на б...
«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»
Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач....
Развитие творческого воображения у младших школьников
Воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни.Если бы люди не обладали бы этими функциями,человечество лешилось бы всех научных открытий и произвдений исскуств, дети бы не слушали б...
презентация "Развитие пространственных представлений у младших школьников"
Ученики младших классов, посещающие логопедические занятия, имеют самые разнообразные нарушения и недостатки, которые выявляются в ходе обследования их устной и письменной речи, а та...
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс по теме" Развитие пространственного воображения. Работа со спичками."
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс по теме" Развитие пространственного воображения. Работа со спичками."...
статья " Развитие пространственного воображения у младших школьников средствами техники оригами"
В статье рассматривается актуальность развития пространственного воображения у младших школьников. Рассмотрены основные понятия, показана роль оригами в процессе развития пространственного воображения...