Самоанализ деятельности учителя по методической теме « Развитие пространственного воображения у младших школьников»
материал на тему

Ильдюкова Елена Алексеевна
Развитию пространственного воображения у учащихся начальной школы способствуют такие дисциплины как рисование, математика, технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ деятельности учителя по методической теме      « Развитие пространственного воображения у младших школьников»

 Приобретение навыков изображения пространственных фигур на плоскости является одной из основных трудностей, с которыми учащиеся встречаются. Выработка умения четко и правильно выполнять изображения пространственных фигур требует длительных упражнений, однако затраченное на это время окупается в дальнейшем при решении задач, так как правильно выполненное самим учеником наглядное изображение помогает ему понять задачу, выяснить различные теоретические вопросы, относящиеся к оригиналу, и найти способ решения задачи.

Наиболее эффективными средствами развития пространственных представлений учащихся являются: демонстрирование и сравнение фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежа. Если эти средства использовать систематически и в комплексе, то они приведут к наилучшим результатам.

На каждом занятии необходимо искать и устанавливать связи между пространственными фигурами и предметами окружающей действительности.

       Выделяют два вида воображения — воссоздающее и творческое.                                              Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, картой, текстом и т. д.).                                                                                                                    Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.                                                                                    Развитию Развитию пространственного воображения у учащихся  начальной школы способствуют такие дисциплины  как рисование,   математика, технология.                                                                                                        Моделирование и конструирование  на этих уроках способствуют развитию пространственного воображения.

Основы знаний о форме, протяженности, пространственном положении и пространственной связи даются для младших школьников на уроках математики. Ее курс в младшем школьном возрасте является крайне ограниченным – он еще не состоит из необходимого объема заданий по геометрии, что негативно сказывается на подготовке детей к восприятию геометрических фигур и задач.

Исходя из этого
Поставлены задачи:

  • Увеличение количества геометрических представлений, начало которых было заложено у дошкольников;
  • У школьников младших классов - формирование плоскостного и пространственного воображения;
  • Формируются простейшие геометрические понятия;
  • Развитие способности к использованию различных фигур из геометрии (круг, многоугольник, отрезок) в качестве базы, когда формируются представления о долях величин и решается тест;
  • Закладывание основ умения мыслить посредством геометрических методов: сравнение, анализ, рассуждение, выводы и т.п.;
  • Заложение основ способности к конструированию;

Развитие потенциала к творчеству и созданию нового.
 Преподавание предметов, которое я осуществляю, построено на использовании таких образовательных технологий и методик, как 
игровые, ИКТ, проблемно-диалогические, технологии формирования правильного типа читательской деятельности, технологии оценивания учебных достижений. Продумывая каждый этап урока, использую различные формы и методы работы.                                                                Учитывая возрастные особенности детей и дидактические принципы построения обучения, на уроках включаю дидактические игры как одно из средств реализации программных задач, занимательный материал: загадки, задачи – шутки, головоломки, логические игры, сказки, проблемные ситуации и т.д.                                                                                Стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал.                         Урок в начальной школе направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества. Главным стимулом творчества, на мой взгляд, являются нетрадиционные формы обучения. В своей работе я использую такие нестандартные формы уроков, как урок – игра, урок – турнир, урок – исследование, урок – путешествие, урок – сказка, и другие. Именно нетрадиционные уроки позволяют поддерживать интерес к учению, процессу познания вообще, поскольку удивить ученика и вызвать интерес к предмету сделать сравнительно легко. Гораздо труднее удержать интерес и активность на уроках.                                                                В учебный процесс широко внедряю ИКТ, что способствует развитию познавательного интереса учащихся. Это обосновано следующими факторами:

  • Красочность и наглядность информации
  • Эстетичность подачи материала
  • Расширение горизонта получения дополнительной информации, в том числе готовых электронных пособий
  • Экономия времени урока
  • Возможность разнообразия подачи информации
  • Удобства размножения раздаточного материала

Применяя новые информационные технологии, я пришла к выводу:

* Облегчается процесс контроля и оценки знаний

* Активизируется познавательная деятельность учащихся

* Легко осуществляется дифференцированный подход в обучении

* Повышается интерес к учению

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, презентации с использованием программы Power Point;

• для организации коллективной и групповой работы (проекты);

• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (рабочие программы, поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала:

  • тесты по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению; тексты для проверки техники чтения;
  • памятки по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии.

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word 2007 и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, к урокам литературного чтения и окружающего мира.

Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники! Опыт применения данной технологии позволил:

- повысить эффективность обучения;

- совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;

- вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

Использование ЭОР в работе имеет ряд «плюсов»: предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес,позволяет увидеть и пережить ситуации, которые нельзя увидеть в повседневности. Всё это улучшает процесс восприятия материала, стимулирует мышление и воображение детей.

Подводя итог самоанализа хочу сказать, что использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов улучшает качество образовательного процесса, положительно влияет на результаты работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....

Развитие творческого воображения у младших школьников.

Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого воображения  на б...

«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач....

Развитие творческого воображения у младших школьников

Воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни.Если бы люди не обладали бы этими функциями,человечество лешилось бы всех научных открытий и произвдений исскуств, дети бы не слушали б...

презентация "Развитие пространственных представлений у младших школьников"

Ученики  младших классов, посещающие логопедические занятия, имеют самые разнообразные нарушения и недостатки, которые выявляются в ходе  обследования их устной и письменной речи, а та...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс по теме" Развитие пространственного воображения. Работа со спичками."

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс  по теме" Развитие пространственного воображения. Работа со спичками."...

статья " Развитие пространственного воображения у младших школьников средствами техники оригами"

В статье рассматривается актуальность развития пространственного воображения у младших школьников. Рассмотрены основные понятия, показана роль оригами в процессе развития пространственного воображения...