Методическая разработка классного часа "О дружбе"
методическая разработка (1 класс) на тему

Васильева Оксана Ивановна
Возраст младшего школьника - очень важный для формирования правильных жизненных установок и ориентиров. Именно в этот период по-настоящему начинается процесс социализации. Ребенок учится жить в коллективе, приобретает опыт общения. Именно в этом возрасте необходимо научить детей общаться со сверстниками, "дружить" . Но не редко между рбятами в таком возрасте возникают конфликты. Поэтому целью классного часа "О дружбе" является 
знакомство детей с некоторыми способами выхода из конфликтных ситуаций; оказать помощь в нахождении компромисса; развивать внимание, мышление; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_klassnogo_chas.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час о дружбе в начальной школе

Цель: познакомить детей с некоторыми способами выхода из конфликтных ситуаций; 
Задачи: учить детей находить компромисс;
развивать внима¬ние, мышление, артистические способности; 
воспиты¬вать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: круги зелёного, синего, красного (на обратной стороне на лейкопластырь прикреплено немного красителя темного цвета) цвета; большой шприц, наполненный белизной; пословица, разбитая на слова.

Ход занятия

        Наше занятие мы начнём со своей самооценки. Возьмите лист со своим именем и в центре листа прикрепите зелёный круг, если считаете, что к вам все окружающие относятся очень хорошо; синий круг – если не все люди хорошо относятся, красный круг – если считаете, что люди к вам относятся плохо.
        Я рада, что вы все себя любите. Действительно человек должен уважать себя и любить. А сейчас мы узнаем, что одноклассники думают о вас.
        Сейчас все ваши листы разложим на столы, и все дети пройдут и прикрепят соответствующий кружок – отношение к данному человеку.
        Посмотрите на свои круги: какой цвет у вас преобладает? 
Совпало ли ваше мнение с мнением ваших товарищей?
        Подумайте какой недостаток увидели в вас ваши товарищи. Об этом мы никому говорить не будем и постараемся от этих черт избавиться. Возьмите кружки красного цвета и сложите их в баночку с водой. Что вы заметили? Вода потемнела. Видите, даже вода и та принимает на себя негативную информацию и меняет свой цвет. Вода считается неживым объектом, а представляете, что бывает с живыми существами, когда вы им говорите плохие слова, обижаете и словом и делом? Не расстраивайтесь, я постараюсь вам помощь. Знайте, я всегда приду к вам на помощь, в любой ситуации (учитель капает немного жидкости из шприца). Если не знаете как правильно поступить вы всегда можете спросить у меня, родителей или старших товарищей. Постарайтесь, больше никогда и ни кому не делать плохого, ведь плохие поступки и дела непременно к вам вернутся. Не зря и тема нашего занятия «Не надо больше ссориться».
        Сегодня мы поговорим о том, почему люди ссорятся и как этого можно избежать.
Как вы думаете, почему люди ссорятся? 
Из-за чего можно поссориться с родителями? 
С братом, сестрой? С приятелем? 
Поссориться можно с кем угодно — было бы желание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым. 
Вспомните, какие слова примирения вы знаете. («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», «Мир и дружба — навсегда, ну, а ссора — никогда! »)
И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссоры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать. Как это сделать? Прежде всего, следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотношения с родственниками или товарищами становятся 
« взрывоопасными ».
В одном хорошем рассказе я прочитала о девочке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доброжелательные отношения.
Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!»
Двум учащимся предлагается с использованием мягких игрушек — котёнка и щенка — разыграть 
следующие сцены:
1. «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его
миске и начинает поедать её содержимое. Щенок просыпается и набрасывается на котёнка».
Подумайте, как можно было избежать потасовки? 
Учащимся, нашедшим правильный выход из ситуации, предлагается разыграть данную ситуацию ещё раз, но уже с другой концовкой, используя волшебное слово «стоп!»
Пример Щенок просыпается, он готов наброситься на котёнка, но говорит себе «стоп!», а затем спокойным тоном произносит: «Приятного аппетита! Тебе помочь?» или «Можешь продолжать, если ты голоден, но в следующий раз тебе придётся поделиться со мной».
2. «Щенок спит. Котёнок, увлечённый своей игрой, бегает по квартире, шумит, в шутку набрасывается на щенка, приглашая его к игре. Но щенок просыпается, недовольно лает и кидается на котёнка».
Желающие разыгрывают данную сцену, изменяя концовку, а также используя слово «стоп!».
Пример Щенок, разбуженный котёнком, просыпается, лает, затем говорит себе «стоп!», после чего произносит ровным голосом: «Я вижу, что у тебя хорошее настроение, и я бы с удовольствием с тобой поиграл, но очень устал и хочу спать. Не мешай мне, пожалуйста» или «Когда ты спишь, я не мешаю тебе. Будь добр, не мешай и ты мне».
        В нашем классе тоже иногда случаются ссоры. Попробуйте найти правильный выход из следующих ситуаций:


• На уроке физкультуры во время игры Витя нечаянно толкнул Марину. Марина упала, заплакала, обиделась на Витю. (Витя должен извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, всели с ней в порядке.)


• Во время перемены Дима и Юра одновременнно захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга из рук. (Мальчики должны договориться друг с другом, кто будет играть первым, кто вторым.)


• Саша нарисовал на листке портрет Славика и передал ему. Славик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея. (Андрей должен сказать: «Извини, я думал, что тебе понравится», — и убрать мусор с парты.)


        К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Наверно, в данный момент кто-то из вас неправ. Но чтобы понять, кто именно, нужно время разобраться. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Поговорим об этом завтра». А завтра — вот увидите! — всё будет по-другому.
Сейчас я хочу вас познакомить с одним очень интересным рассказом «ТЫСЯЧЕЦВЕТ», который написала А. Неелова
        На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет.
Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.
– Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:
«Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».
Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

Вот такая грустная сказка и одновременно поучительная.
• На месте ручейка вы простили бы цветочек?
• Как вы думаете, изменился бы цветок, если бы ручеек его простил?
• Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?
ДОБРО ПОМНИ, А ЗЛО ЗАБЫВАЙ М. Скребцова


Не надо зло копить в душе,
Оно и так вокруг уже.
Не отдавай ему себя,
Живи, прощая и любя.
Попробуй зло на миг забыть –
И сразу станет легче жить!
Мгновенно исчезает зло,
Когда мы помним про добро.
Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы проведём игру «Ветер дует на того...».
Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,...»
• у кого много друзей.
• кто не любит ссориться.
• кто не грубит старшим.
• кто часто делится с товарищами тем, что имеет.
• кто умеет говорить комплименты.
• кто никогда не обзывается.
• кто не участвует в потасовках.
• кто не ябедничает.
• кто не стесняется извиняться.
• кто умеет быстро забывать обиду.
• кто умеет дружить.
• кто умеет прощать
Дети, относящие данную фразу на свой счёт, выходят к доске, выстраиваются вряд, берутся за руки и при произнесении учителем следующей фразы, дружно дуют, изображая ветер.
Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.
В заключение я предлагаю вам прочитать пословицу.
К магнитной доске прикрепляются карточки, повёрнутые обратной стороной. Учитель в любом порядке переворачивает карточку за карточкой, пока дети не догадаются, какая пословица записана на них.
Ответ. Как аукнется, так и откликнется. Как понимаете пословицу?
Хотелось бы вам предложить ещё 1 задание, которое вы выполните дома - перед сном вспомнить всех людей, на которых вы за что-либо обиделись, и постараться мысленно их простить.
Очень хочется, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату.
        На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Классного часа "Дружба - чудесное слово"

Программа внеурочной деятельности « Классный час» составлена на основе этико-правового курса « Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, рассчитана для учащихся начальной школы.Курс « Я и мой мир» для учащихся 1-...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить»

Сценарий праздника для начальной школы. Тема:" Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить."...

Методическая разработка классного часа для младших школьников "Дружба"

Материал содержит методическую разработку классного часа для младших школьников по теме "Дружба"...

Методическая разработка .Классный час "О дружбе".

Цели:Расширение знаний детей о дружбе.Развитие умения аргументировать свою точку зрения.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.Воспитание д...

Методическая разработка классного часа "В дружбе сила каждого из нас"

Важность и актуальность выбранной темы классного часа определяется необходимостью формировать у детей нравственные качества, присущие дружеским взаимоотношениям, толерантным людям; способствовать...

Методическая разработка классного часа на тему "Дружба"

Методическая разработка  классного часа на тему "Дружба"...