Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
учебно-методический материал на тему
результаты работы деятельности педагога-психолога за 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ii._rezultativnost_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 181.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ II
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта существенно меняет всю образовательную систему в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога, как участника образовательного процесса.
Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, так как результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание благоприятных социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и укрепления их здоровья.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям;
- своевременно предупреждать и преодолевать трудности в освоении учащимися адаптированных образовательных программ;
- оказывать психолого-педагогическую поддержку педагогам, реализующим требования новых ФГОС и родителям, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные направления деятельности школьного психолога:
Аналитико-диагностическое направление:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, раннего выявления познавательных интересов.
Комплексное психологическое обследование учащихся, сбор и анализ анамнестических данных; обработка результатов обследования, определение прогноза психофизиологического развития и коррекции, комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных, составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Коррекционно-развивающее направление:
- оказание систематической целенаправленной помощи детям, отнесенным к категории «группы риска» по тем или иным основаниям, снижение или устранение нарушений в психофизиологическом развитии, а также участие в разработке и внедрении комплексных развивающих и коррекционных программ для всех групп детей.
Основное направление в работе – коррекционно-развивающая деятельность с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В наиболее широком смысле, коррекция может рассматриваться как социально-психологическая взаимоадаптация учащегося и окружающей среды, созданием оптимальных условий для адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития ребенка. Основными задачами для реализации этой цели являются выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии психических функций и личностных свойств.
В узком смысле психологическая коррекция понимается как основной метод воздействия специалиста, получившего соответствующее психологическое образование, для "...оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств".
Профилактическое и просветительское направление:
– повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике психологической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, психологический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом, а также через проведение родительского клуба «Вдохновение» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организационно-методическое направление:
- повышение уровня психологической компетентности педагога-психолога;
- обеспечение связи и преемственности в работе педагога-психолога, педагогов и родителей в решении задач по преодолению психологического и психического нарушения у учащихся;
- повышение эффективности коррекционного психолого-педагогического процесса;
- совершенствование программно-методического оснащения коррекционного психолого-педагогического процесса.
Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Ежегодно мною проводится индивидуальное и групповое обследование детей, поступивших в первый класс, с целью выявления уровня актуального развития детей, получения представления о развитии каждого ребенка, выявления имеющихся проблем у детей седьмого-восьмого года жизни, для оказания своевременной коррекции отклонений в развитии их психических процессов и познавательной деятельности. Исследования провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.
Мониторинг результатов обследования учащихся, поступивших в 1-й класс
Кол-во Уч-ся | Высокий уровень готовности | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень | |
2014-2015 уч. г. | 115 | 77 (67%) | 10 (9%) | 14 (12%) | 14 (12%) |
2015-2016 уч. г. | 100 | 55 (55%) | 16 (16%) | 12 (12%) | 17 (17%) |
2016-2017 уч. г. | 115 | 92 (80%) | 16 (14%) | 5 (4,3%) | 2 (1,7%) |
2017-2018 уч. г. | 101 | 60 (61%) | 21 (20%) | 14 (13%) | 5 (7%) |
2018-2019 уч. г. | 132 | 76 (56,6%) | 29 (22%) | 15 (11,4%) | 12 (9%) |
Мониторинг результатов повторного обследования учащихся 1-х классов
Кол-во Уч-ся | Высокий уровень готовности | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень | |
2014-2015 уч. г. | 115 | 85% | 10% | 5% | 1% |
2015-2016 уч. г. | 100 | 60% | 29% | 9% | 2% |
2016-2017 уч. г. | 115 | 80% | 16% | 3% | 1% |
2017-2018 уч. г. | 101 | 80% | 16% | 3% | 1% |
Далее приведены диаграммы результатов обследования учащихся в сравнении с началом и окончанием учебного года с 2014-2018 уч. г. г.
Результаты сравнительной диагностики учащихся 1-х классов
2014-2015 уч. г. 2015-2016 уч. г.
2016-2017 уч. г. 2017-2018 уч. г.
В ходе проведения диагностики по результатам обученности в конце 1 класса, получены данные, представленные на гистограмме. Таким образом, проиллюстрирована эффективность психолого-педагогической работы и положительная динамика развития учащихся.
По результатам психолого-педагогического обследования, учитывая интеллектуальный уровень и индивидуальные особенности детей, в коррекционно-развивающих занятиях нуждается практически одинаковое количество учащихся. Статистические данные по России, говорят о том, что ежегодно удерживается стойкий процент детей, не готовых к школе 20%. Я думаю, такие результаты говорят о недостаточно серьезном уровне готовности детей к школе, родители не до конца понимают серьезность ситуации, думая о том, когда их ребенок пойдет в школу, проблемы исчезнут или не проявятся. С родителями будущих первоклассников ежегодно проводятся общие родительские собрания на тему: «Готовность к школе и возможные проблемы», консультации, даются рекомендации. Несмотря на это, процент детей, нуждающихся в психологической помощи, остается повышенным.
По результатам обследования формируются группы для организации коррекционно-развивающих занятий.
С учащимися, показавшими низкие результаты, проводятся коррекционно-развивающие занятия по формированию познавательных способностей, психологической культуры и компетенций для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Также в школе проходят занятия внеурочной деятельности по программе «Жизненные навыки», целью которой является развитие эмоционального интеллекта детей, способствование развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
С помощью данной программы психолог решает задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС начального общего образования, в частности, задачу формирования коммуникативных и личностных универсальных действий. У детей формируется позитивная Я-концепция, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Итоговая диагностика для оценки адаптации первоклассников к обучению во втором классе позволяет учитывать как объективные данные, полученные по итогам обученности в первом классе, так и субъективное отношение самого ребенка к различным сторонам его учебной деятельности. Оцениваются все составляющие адаптации: коммуникативная успешность, самооценка, эмоциональное благополучие и усвоение школьных норм поведения.
С этой целью использовались методики для выявления школьной мотивации первоклассника и его отношения к учебной деятельности («Настроение») и исследовалась самооценка учащихся, учитывая, что значительную роль в формировании самооценки ребенка играют его личные достижения, оценки значимых окружающих. Итоговая диагностика позволяет выявить факторы в школьной и семейной жизни (стиль взаимодействия с ребенком и др.), которые способствовали успешной адаптации, а также разработать практические рекомендации, как классному руководителю, так и родителям первоклассников для компенсации имеющихся проблем и успешной адаптации ребенка во втором классе. Особое значение уделялось результатам, полученным в ходе прохождения учащимися программы «Жизненные навыки».
Во 2-х классах проводится диагностика словесно-логического мышления по методике Замбацявичене Э.Ф. с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций. Оцениваемые УУД – познавательные УУД
Уровень развития словесно-логического мышления
Учебный год | Кол-во уучащихся | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2014-2015 | 110 | 25 (23%) учащихся | 61(55%) учащихся | 24 (22%) учащихся |
2015-2016 | 75 | 40 (47%) учащихся | 25 (29,4%) учащихся | 5 (5,9%) учащихся |
2016-2017 | 85 | 48 (64%) учащихся | 23 (30,7%) учащихся | 4 (5,3%) учащихся |
2017-2018 | 86 | 43 (50%) учащихся | 39 (45,3%) учащихся | 4 (4,7%) учащихся |
Диаграмма
Результаты диагностического исследования школьной тревожности по методике Филлипса учащихся 5-х классов в период адаптации к средней школе.
2014-2015 уч. г.
1 этап
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Количество Учащихся 86 | 37 | 8 | 6 | 56 | 57 | 32 | 24 | 36 |
% | 43 | 9 | 7 | 66 | 67 | 38 | 28 | 42 |
2 этап
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Количество учащихся 86 | 15 | 5 | 5 | 32 | 32 | 25 | 10 | 20 |
% | 17,4 | 5,8 | 5,8 | 37,2 | 37,2 | 29 | 11,6 | 23,2 |
2015-2016 уч. г.
1 этап
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Количество учащихся 94 | 35 | 25 | 28 | 42 | 42 | 34 | 15 | 47 |
% | 44% | 31% | 32% | 52,5% | 52,5% | 42,5% | 19% | 50% |
2 этап
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Количество Учащихся 95 | 15 | 2 | 3 | 10 | 20 | 10 | 8 | 10 |
% | 15,6 | 2,1 | 31,6 | 10,5 | 21 | 10,5 | 8,4 | 10,5 |
2016-2017 уч.г.
1 этап
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Количество Учащихся 75 | 27 | 15 | 12 | 64 | 66 | 43 | 10 | 54 |
% | 36 | 20 | 16 | 85,3 | 88 | 57,3 | 13,3 | 72 |
2 этап
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство Вать ожиданиям окружающих | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Количество учащихся 68 | 10 | 5 | 9 | 45 | 43 | 24 | 5 | 20 |
% | 14,7 | 7,3 | 13,2 | 66,1 | 63,2 | 35,3 | 7,3 | 29,4 |
2017-2018 уч.г.
1 этап
Общая тревож ность | Пережвание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Количество учащихся 102 | 24 | 15 | 10 | 62 | 62 | 51 | 12 | 32 |
% | 23,5 | 14,7 | 9,8 | 60,8 | 60,8 | 50 | 11,2 | 31,3 |
2 этап
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Количество учащихся 100 | 8 | 5 | 5 | 21 | 21 | 15 | 4 | 16 |
% | 8 | 5 | 5 | 21 | 21 | 15 | 4 | 16 |
2018-2019 уч.г.
1 этап
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Количество учащихся 98 | 5 | 5 | 6 | 23 | 20 | 16 | 10 | 3 |
% | 5,1 | 5,1 | 6,1 | 23,5 | 20,4 | 16,3 | 10,2 | 3,1 |
Результаты повторной диагностики свидетельствует о том, что у учащихся 5-х классов значительно снизился уровень школьной и личностной тревожности в чем помогли занятия адаптационного курса и значит, дети чувствуют себя психологически комфортнее в школе.
В 1,4,5 классах, когда изменяется мотивация в деятельности обучающихся веду отслеживание ведущих мотивов в учебной деятельности (по методике М.Лукьяновой). Ведь осознание и правильные установки к получению образования важны на последующих этапах обучения.
Результаты изучения учебной мотивации в 1-4 классах
Уч. год | Высокий и очень высокий | Нормальный | Сниженный |
2014-2015 | 2 6% | 24 75% | 6 19% |
2015-2016 | 2 5% | 23 73% | 6 22% |
2016-2017 | 3 10% | 24 80% | 3 10% |
2017-2018 | 6 17% | 26 72% | 4 11% |
Результаты диагностического исследования учащихся 5-х классов в период адаптации к средней школе.
В 5-х классах проводилась методика с целью измерения уровня удовлетворенности школьной жизнью, конфликтности в классе, сплоченность класса. Изучение состояния межличностных отношений. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.
Количество обследованных учащихся: 80
2015-2016 учебный год
Класс | Кол-во учащихся | Удовлетворенность школьной жизнью | Степень конфликтности в классе | Степень сплоченности класса | |||
% | уровень | % | уровень | % | уровень | ||
80 | 84 | высокий | 32 | средний | 68 | средний |
2016-2017 учебный год
Класс | Кол-во уч-ся | Уровень школьной мотивации | Степень конфликтности | Степень сплоченности | Степень удовлетворенности образовательным процессом | Уровень личностной тревожности |
5 класс (начало уч. года) | 102 | 51 % средний | средняя | средняя | 79% высокая | 45% |
2017-2018 учебный год
Класс | Кол-во уч-ся | Уровень школьной мотивации | Степень конфликтности | Степень сплоченности | Степень удовлетворенности образовательным процессом | Уровень личностной тревожности |
5 класс (начало уч. года) | 114 | 52 % средний | средняя | средняя | 82% высокая | 42% |
2018-2019 учебный год
Количество учащихся | Высокий уровень | % | Средний уровень | % | Низкий уровень | % |
289 | 211 | 73% | 68 | 23,5% | 10 | 3,5% |
73% учащихся высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.
У 23,5% учащихся выявлен средний уровень психологического климата в классе, у этих подростков, вероятно, есть другая группа, где общение для них более значимо.
3,5% учащихся показали низкий уровень психологического климата.
Классным руководителям даны рекомендации педагога-психолога по созданию благоприятного психологического климата в классах.
Таким образом, можно сделать вывод о там, что учащиеся 5-х классов успешно адаптировались к среднему звену. Уровень удовлетворенности находится на высоком уровне, степень сплоченности средняя, уровень школьной мотивации средний, уровень сплоченности на среднем уровне, конфликтности средний, школьной тревожности понизился.
Уровень школьной мотивации обучающихся 1-4 классов
Уч. год | Уровень школьной мотивации, % | ||||
высокий | средний | внешний | низкий | негативный | |
2014-2015 | 11 | 30 | 34 | 20 | 5 |
2015-2016 | 23 | 30 | 24 | 19 | 4 |
2016-2017 | 15 | 34 | 34 | 15 | 2 |
2017-2018 | 12 | 30 | 28 | 23 | 7 |
2018-2019 | 14 | 25 | 32 | 15 | 4 |
Уровень школьной мотивации обучающихся 5-х классов
Уч. год | Уровень школьной мотивации, % | ||||
высокий | средний | внешний | низкий | негативный | |
2014-2015 | 7 | 8 | 30 | 38 | 17 |
2015-2016 | 7 | 23 | 42 | 24 | 4 |
2016-2017 | 5 | 21 | 46 | 21 | 7 |
2017-2018 | 6 | 15 | 38 | 35 | 6 |
2018-2019 | 6 | 40 | 33 | 18 | 3 |
У пятиклассников отмечается и положительная динамика в развитии школьной мотивации (на протяжении 2-х лет количество обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации стабильно (6 %), уменьшилось количество обучающихся с негативным уровнем (на 3%), увеличилось количество обучающихся со средним (на 25 %).
Но не нужно забывать, что в подростковом возрасте положительная динамика в развитии школьной мотивации неустойчива и нестабильна, поэтому необходимо продолжать отслеживать уровень мотивации обучающихся.
Результаты исследования родителей по методике «Удовлетворенность качеством образовательного процесса в МБОУ «СОШ №23»
2014-2015 уч. год
Объект контроля: анкеты, заполненные родителями.
Предмет контроля:
- удовлетворённость родителей образовательным процессом;
- психологический климат в школе;
- качество материально-технической и учебно-методической базы школы;
- информирование родителей и учащихся.
Опрос мнения участников проводился анонимно.
В целом, родители удовлетворены образовательным процессом в школе и оценивают работу школы положительно:
В целом деятельность образовательного учреждения может быть признана успешной.
Психологический климат в школе | ||
Количество опрошенных родителей | % | |
Учителя относятся к моему ребенку так, как он этого заслуживает | 77 | 37% |
У моего ребенка складываются в основном нормальные взаимоотношения с учителями | 141 | 68% |
У моего ребенка складываются в основном нормальные взаимоотношения с одноклассниками | 132 | 64% |
Учителя прислушиваются к родительскому мнению и учитывают его | 71 | 34% |
Качество материально-технической и учебно-методической базы школы оценивается 100% родителями положительно. Школа имеет хорошую материально-техническую базу школы (кабинеты, спортивные залы, дополнительные помещения и сооружения, необходимые для образовательного процесса); школьная библиотека укомплектована учебниками и дополнительной литературой; учителя используют на уроках современные технические средства обучения (интерактивные доски, компьютеры и др.).
Информирование родителей и учащихся | ||
Количество опрошенных родителей | % | |
Классный руководитель своевременно информирует родителей об успеваемости и поведении ребенка | 183 | 88% |
На родительских собраниях затрагивают интересные темы воспитания и обучения детей | 122 | 59% |
Педагоги школы в достаточной степени информируют родителей о деятельности школы | 63 | 30% |
Родители всегда могут обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией к администрации, классному руководителю , психологу | 118 | 57% |
Выводы:
- удовлетворённость родителей образовательным процессом высокая.
- психологический климат в школе средний.
- качество материально-технической и учебно-методической базы школы высокое.
- информирование родителей и учащихся на среднем уровне.
2015-2016 учебный год
Результаты анкетирования 1 этап
Качество образовательного процесса высокое | Качество образовательного процесса находится на достаточно эффективном уровне | Качество образовательного процесса находится на недостаточно эффективном уровне | Качество образовательного процесса находится на низком уровне | |
1-4 классы (обследовано 342 родителя) | 230 человек (72,5%) | 112 человек (27,5%) | ---------------------- | ---------------------- |
5 классы (обследовано 78 родителя) | 53 человек (72,7%) | 25 человек (27,3%) | ---------------------- | ----------------------- |
Результаты анкетирования 2 этап
Качество образовательного процесса высокое | Качество образовательного процесса находится на достаточно эффективном уровне | Качество образовательного процесса находится на недостаточно эффективном уровне | Качество образовательного процесса находится на низком уровне | |
1-4 классы (обследовано 350 родителей) | 235 человек (67%%) | 115 человек (33%) | ---------------------- | ---------------------- |
5 классы (обследовано 65 родителя) | 52 родителя (80%%) | 13 человек (20%) | ---------------------- | ----------------------- |
2016-2017 учебный год
Результаты анкетирования 1 этап
Качество образовательного процесса высокое | Качество образовательного процесса находится на достаточно эффективном уровне | Качество образовательного процесса находится на недостаточно эффективном уровне | Качество образовательного процесса находится на низком уровне | |
1-4 классы (обследовано 326 родителя) | 215 человек (66%) | 109 человек (33,4%) | 2 человека (0,6%) | ---------------------- |
Результаты анкетирования 2 этап
Качество образовательного процесса высокое | Качество образовательного процесса находится на достаточно эффективном уровне | Качество образовательного процесса находится на недостаточно эффективном уровне | Качество образовательного процесса находится на низком уровне | |
1-4 классы (обследовано 350 родителей) | 181 человек (62%%) | 111 человек (38%) | ---------------------- | ---------------------- |
2017-2018 учебный год
Консультативно-просветительская работа
Консультативно-просветительская работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.
Мною проводились консультации педагогов, родителей, обучающихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, детям и подросткам помогала в раскрытии самого себя.
Психологическое индивидуальное консультирование
Учебный год | Кол-во Консультаций | педагоги | обучающиеся | родители (лица, их заменяющие) |
2014-2015 | 115 | 15 | 23 | 77 |
2015-2016 | 140 | 20 | 26 | 94 |
2016-2017 | 115 | 12 | 20 | 83 |
2017-2018 | 201 | 25 | 82 | 94 |
2018-2019 | 71 | 13 | 27 | 31 |
Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией из года в год возрастает. Это объясняется повышением уровня психологической компетентности родителей и указывает на эффективность проводимой работы. а также заинтересованностью в вопросах воспитания детей. Информация об основной тематике консультаций
В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.
Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Также важно знать специфические индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей, но и выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком, как в ситуации фронтального обучения, так и в индивидуальных для ребенка ситуациях. Более того, при разработке стратегии взаимодействия учитываются и личностные характеристики ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей могут находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами.
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Мною проводятся беседы в «Родительском лектории» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.
Результативность коррекционно-развивающей работы.
В моей работе проведение развивающих занятий является основным видом деятельности, на которую отводится не менее половины «практических часов».
При проведении коррекционно-развивающей работы предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым формам проведения занятий. Выбор методического пособия, по которому будет составляться программа коррекционно-развивающих занятий, зависит от итогов психодиагностического обследования.
Учебный год | Количество занятий | |
Групповых | Индивидуальных | |
2014-2015 | 271 | 92 |
2015-2016 | 237 | 127 |
2016-2017 | 140 | 127 |
2017-2018 | 281 | 198 |
В период с 2014 по 2018 уч. г.г. было проведено более 1473 коррекционно-развивающих занятий. На этих занятиях принимали участие учащиеся разной степени сложности: дети с особенностями и трудностями в развитии эмоционально-личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной, речевой, познавательной, поведенческой сферах, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В процессе работы происходит разрешение трудностей в детско-родительском общении и взаимодействии.
Качество коррекционно-развивающей работы составляет:
2014-2015 -73%
2015-2016 - 75,4%
2016-2017 - 82%
2017-2018 - 87%
2018-2019 - 87%
Анализ результатов диагностик показывает значительные улучшения в познавательной и эмоционально-волевой деятельности учащихся, уменьшение количества ошибок в корректурных пробах, концентрация и переключение внимания более устойчивы. В ходе коррекционно-развивающей работы, учащиеся, посещающие занятия владеют навыками релаксационных, кинезиологических методик. Отрадно отметить, что многие родители видят положительную динамику результатов психолого-педагогического воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
В справке представлен аналитический материал о результативности коррекционно -развивающей деятельности учителя-логопеда ОУ....
Аналитический отчет деятельности педагога - психолога за 2017 – 2018 учебный год
Аналитический отчет деятельностипедагога - психологаза 2017 – 2018 учебный год...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия с педагогом-психологом с использованием музыкотерапии и танцевально-двигательной терапии «Летал, летал воробей.....»
Данная разработка предназначена для учащихся с нарушениями слуха. Задачи: познакомить с народной песней «Летал, летал воробей.....», научить движениям танца и пе...
Групповое коррекционно-развивающее занятие у педагога-психолога для учеников 2-3х классов.
Данное занятие предназначено для проведения педагогом-психологом группового коррекционно-развивающего занятия для учеников 2-3х классов. В занятии представлены задания,упражнения и игры на развитие вн...
Аналитическая справка о результатах коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопеда 2018-2023 уч.год
В данной справке представлена результативность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в период 2018-2023 уч.год...
Коррекционно-развивающее занятие с педагогом-психологом для первоклассников.
Развитие познавательных процессов для освоения образовательной программы и успешной адаптации в школе.Цель занятия: познакомиться, снять барьер тревожности и стеснительности, развитие памяти, вн...
Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов
Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2. начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...