Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
учебно-методический материал на тему

Мартынова Эльвира Михайловна

результаты работы деятельности педагога-психолога за 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ii._rezultativnost_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx181.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ II

РЕЗУЛЬТАТЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта существенно меняет всю образовательную систему в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога, как участника образовательного процесса.

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, так как результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание благоприятных социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и укрепления их здоровья.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям;
  • своевременно предупреждать и преодолевать трудности в освоении учащимися адаптированных образовательных программ;
  • оказывать психолого-педагогическую поддержку педагогам, реализующим требования новых ФГОС и родителям, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Основные направления деятельности школьного психолога:

Аналитико-диагностическое направление:

- изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, раннего выявления познавательных интересов.

Комплексное психологическое обследование учащихся, сбор и анализ анамнестических данных; обработка результатов обследования, определение прогноза психофизиологического развития и коррекции, комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных, составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Коррекционно-развивающее направление:

- оказание систематической целенаправленной помощи детям, отнесенным к категории «группы риска» по тем или иным основаниям, снижение или устранение нарушений в психофизиологическом развитии, а также участие в разработке и внедрении комплексных развивающих и коррекционных программ для всех групп детей.

Основное направление в работе – коррекционно-развивающая деятельность с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

 В наиболее широком смысле, коррекция может рассматриваться как социально-психологическая взаимоадаптация учащегося и окружающей среды, созданием оптимальных условий для адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития ребенка. Основными задачами для реализации этой цели являются выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии психических функций и личностных свойств.

В узком смысле психологическая коррекция понимается как основной метод воздействия специалиста, получившего соответствующее психологическое образование, для "...оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств".

        Профилактическое и просветительское направление:

         – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике психологической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, психологический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом, а также через проведение родительского клуба «Вдохновение» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-методическое направление:

- повышение уровня психологической компетентности педагога-психолога;

- обеспечение связи и преемственности в работе педагога-психолога, педагогов и родителей в решении задач по преодолению психологического и психического нарушения у учащихся;

- повышение эффективности коррекционного психолого-педагогического процесса;

- совершенствование программно-методического оснащения коррекционного психолого-педагогического процесса.

Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Ежегодно мною проводится индивидуальное и групповое обследование детей, поступивших в первый класс, с целью выявления уровня актуального развития детей, получения представления о развитии каждого ребенка, выявления имеющихся проблем у детей седьмого-восьмого года жизни, для оказания своевременной коррекции отклонений в развитии их психических процессов и познавательной деятельности. Исследования  провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.

Мониторинг результатов обследования учащихся, поступивших в 1-й класс

Кол-во

Уч-ся

Высокий уровень готовности

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

2014-2015 уч. г.

115

77 (67%)

10 (9%)

14 (12%)

14 (12%)

2015-2016 уч. г.

100

55 (55%)

16 (16%)

12 (12%)

17 (17%)

2016-2017 уч. г.

115

92 (80%)

16 (14%)

5 (4,3%)

2  (1,7%)

2017-2018 уч. г.

101

60 (61%)

21 (20%)

14 (13%)

5 (7%)

2018-2019 уч. г.

132

76 (56,6%)

29 (22%)

15 (11,4%)

12 (9%)

Мониторинг результатов повторного обследования учащихся 1-х классов

Кол-во

Уч-ся

Высокий уровень готовности

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

2014-2015 уч. г.

115

85%

10%

5%

1%

2015-2016 уч. г.

100

60%

29%

9%

2%

2016-2017 уч. г.

115

80%

16%

3%

1%

2017-2018 уч. г.

101

80%

16%

3%

1%

Далее приведены диаграммы результатов обследования учащихся в сравнении с началом и окончанием учебного года с 2014-2018 уч. г. г.

Результаты сравнительной диагностики учащихся 1-х классов

2014-2015 уч. г.                                                        2015-2016 уч. г.

 

2016-2017 уч. г.                                        2017-2018 уч. г.

В ходе проведения диагностики по результатам обученности в конце 1 класса, получены данные, представленные на гистограмме. Таким образом, проиллюстрирована эффективность психолого-педагогической работы и положительная динамика развития учащихся.

По результатам психолого-педагогического  обследования, учитывая интеллектуальный уровень и индивидуальные особенности детей, в коррекционно-развивающих занятиях нуждается практически одинаковое количество учащихся. Статистические данные по России, говорят о том, что ежегодно удерживается стойкий процент детей, не готовых к школе 20%.  Я думаю, такие результаты    говорят о недостаточно серьезном уровне готовности детей к школе, родители не до конца понимают серьезность ситуации, думая о том, когда их ребенок пойдет в школу, проблемы исчезнут или не проявятся. С родителями будущих первоклассников ежегодно проводятся общие родительские собрания на тему: «Готовность к школе и возможные проблемы», консультации, даются рекомендации. Несмотря на это, процент детей, нуждающихся в психологической помощи, остается повышенным.

По результатам обследования формируются группы для организации коррекционно-развивающих занятий.

С учащимися, показавшими низкие результаты, проводятся коррекционно-развивающие занятия по формированию познавательных способностей, психологической культуры и компетенций для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Также в школе проходят занятия внеурочной деятельности по программе «Жизненные навыки», целью которой является развитие эмоционального интеллекта детей, способствование развитию   универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

С помощью данной программы психолог решает задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС начального общего образования, в частности, задачу формирования коммуникативных и личностных универсальных действий. У детей формируется позитивная  Я-концепция, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Итоговая диагностика для оценки адаптации первоклассников к обучению во втором классе позволяет учитывать как объективные данные, полученные по итогам обученности в первом классе, так и субъективное отношение самого ребенка к различным сторонам его учебной деятельности. Оцениваются все составляющие адаптации: коммуникативная успешность, самооценка, эмоциональное благополучие и усвоение школьных норм поведения.

С этой целью использовались методики для выявления школьной мотивации первоклассника и его отношения к учебной деятельности («Настроение») и исследовалась самооценка учащихся, учитывая, что значительную роль в формировании самооценки ребенка играют его личные достижения, оценки значимых окружающих. Итоговая диагностика позволяет выявить факторы в школьной и семейной жизни (стиль взаимодействия с ребенком и др.), которые способствовали успешной адаптации, а также разработать практические рекомендации, как классному руководителю, так и родителям первоклассников для компенсации имеющихся проблем и успешной адаптации ребенка во втором классе. Особое значение уделялось результатам, полученным в ходе прохождения учащимися программы «Жизненные навыки».

Во 2-х классах проводится диагностика словесно-логического мышления по методике Замбацявичене Э.Ф. с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.  Оцениваемые УУД – познавательные УУД

Уровень развития словесно-логического мышления

Учебный год

Кол-во уучащихся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2014-2015

110

25 (23%) учащихся

61(55%) учащихся

24 (22%) учащихся

2015-2016

75

40 (47%) учащихся

25 (29,4%) учащихся

5 (5,9%) учащихся

2016-2017

85

48 (64%) учащихся

23 (30,7%) учащихся

4 (5,3%) учащихся

2017-2018

86

43 (50%) учащихся

39 (45,3%) учащихся

4 (4,7%) учащихся

 Диаграмма

Результаты диагностического исследования школьной тревожности по методике Филлипса учащихся 5-х классов в период адаптации к средней школе.

2014-2015 уч. г.

1 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

Учащихся

86

37

8

6

56

57

32

24

36

%

43

9

7

66

67

38

28

42

2 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся

86

15

5

5

32

32

25

10

20

%

17,4

5,8

5,8

37,2

37,2

29

11,6

23,2

2015-2016 уч. г.

1 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся 94

35

25

28

42

42

34

15

47

%

44%

31%

32%

52,5%

52,5%

42,5%

19%

50%

 2 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

Учащихся 95

15

2

3

10

20

10

8

10

%

15,6

2,1

31,6

10,5

21

10,5

8,4

10,5

2016-2017 уч.г.

1 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

Учащихся 75

27

15

12

64

66

43

10

54

%

36

20

16

85,3

88

57,3

13,3

72

2 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

Вать ожиданиям окружающих

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся 68

10

5

9

45

43

24

5

20

%

14,7

7,3

13,2

66,1

63,2

35,3

7,3

29,4

2017-2018 уч.г.

1 этап

Общая тревож

ность

Пережвание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся 102

24

15

10

62

62

51

12

32

%

23,5

14,7

9,8

60,8

60,8

50

11,2

31,3

2 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся 100

8

5

5

21

21

15

4

16

%

8

5

5

21

21

15

4

16

2018-2019 уч.г.

1 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся 98

5

5

6

23

20

16

10

3

%

5,1

5,1

6,1

23,5

20,4

16,3

10,2

3,1

Результаты повторной диагностики свидетельствует о том, что у учащихся 5-х классов значительно снизился уровень школьной и личностной тревожности в чем помогли занятия адаптационного курса и значит, дети чувствуют себя психологически комфортнее в школе.

В 1,4,5 классах, когда изменяется  мотивация в деятельности обучающихся веду отслеживание ведущих мотивов в учебной деятельности (по методике М.Лукьяновой). Ведь осознание и правильные установки к получению образования важны на последующих этапах обучения.

Результаты изучения учебной мотивации в 1-4 классах

Уч. год

Высокий и очень высокий

Нормальный

Сниженный

2014-2015

2

6%

24

75%

6

19%

2015-2016

2

5%

23

73%

6

22%

2016-2017

3

10%

24

80%

3

10%

2017-2018

6

17%

26

72%

4

11%

Результаты  диагностического исследования  учащихся 5-х классов в период адаптации к средней школе.

В 5-х классах проводилась методика с целью измерения уровня удовлетворенности школьной жизнью, конфликтности в классе, сплоченность класса. Изучение состояния межличностных отношений. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.

Количество обследованных учащихся: 80

2015-2016 учебный год

Класс

Кол-во учащихся

Удовлетворенность школьной жизнью

Степень конфликтности в классе

Степень сплоченности класса

%

уровень

%

уровень

%

уровень

80

84

высокий

32

средний

68

средний

2016-2017 учебный год

Класс

Кол-во

уч-ся

Уровень школьной мотивации

Степень конфликтности

Степень

сплоченности

Степень удовлетворенности образовательным процессом

Уровень личностной тревожности

5 класс (начало уч. года)

102

51 % средний

средняя

средняя

79%  высокая

45%

2017-2018 учебный год

Класс

Кол-во

уч-ся

Уровень школьной мотивации

Степень конфликтности

Степень

сплоченности

Степень удовлетворенности образовательным процессом

Уровень личностной тревожности

5 класс (начало уч. года)

114

52 % средний

средняя

средняя

82%  высокая

42%

2018-2019 учебный год

Количество учащихся

Высокий уровень

%

Средний уровень

%

Низкий уровень

%

289

211

73%

68

23,5%

10

3,5%

73% учащихся высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.

У 23,5% учащихся выявлен средний уровень психологического климата в классе, у этих подростков, вероятно, есть другая группа, где общение для них более значимо.

3,5% учащихся показали низкий уровень психологического климата.

Классным руководителям даны рекомендации педагога-психолога по созданию благоприятного психологического климата в классах.

Таким образом, можно сделать вывод о там, что учащиеся 5-х классов успешно адаптировались к среднему звену. Уровень удовлетворенности находится на высоком уровне, степень сплоченности   средняя, уровень школьной мотивации средний, уровень сплоченности на среднем уровне, конфликтности средний, школьной тревожности понизился.

Уровень школьной мотивации обучающихся 1-4 классов

Уч. год

Уровень школьной мотивации, %

высокий

средний

внешний

низкий

негативный

2014-2015

11

30

34

20

5

2015-2016

23

30

24

19

4

2016-2017

15

34

34

15

2

2017-2018

12

30

28

23

7

2018-2019

14

25

32

15

4

Уровень школьной мотивации обучающихся 5-х классов

Уч. год

Уровень школьной мотивации, %

высокий

средний

внешний

низкий

негативный

2014-2015

7

8

30

38

17

2015-2016

7

23

42

24

4

2016-2017

5

21

46

21

7

2017-2018

6

15

38

35

6

2018-2019

6

40

33

18

3

У пятиклассников отмечается и положительная динамика в развитии школьной мотивации (на протяжении 2-х лет количество обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации стабильно (6 %), уменьшилось количество обучающихся с негативным уровнем (на 3%), увеличилось количество обучающихся со средним (на 25 %).

Но не нужно забывать, что в подростковом возрасте положительная динамика в развитии школьной мотивации неустойчива и нестабильна, поэтому необходимо продолжать отслеживать уровень мотивации обучающихся.

Результаты исследования родителей по методике «Удовлетворенность качеством образовательного процесса в МБОУ «СОШ №23»

2014-2015 уч. год

Объект контроля: анкеты, заполненные родителями.

Предмет контроля:

  1. удовлетворённость родителей образовательным процессом;
  2. психологический климат в школе;
  3. качество материально-технической и учебно-методической базы школы;
  4. информирование родителей и учащихся.

Опрос мнения участников проводился анонимно.

В целом, родители удовлетворены образовательным процессом в школе и оценивают работу школы положительно:

В целом деятельность образовательного учреждения может быть признана успешной.

Психологический климат в школе

Количество опрошенных родителей

%

Учителя относятся к моему ребенку так, как он этого заслуживает

77

37%

У моего ребенка складываются в основном нормальные взаимоотношения с учителями

141

68%

У моего ребенка складываются в основном нормальные взаимоотношения с одноклассниками

132

64%

Учителя прислушиваются к родительскому мнению и учитывают его

71

34%

Качество материально-технической и учебно-методической базы школы оценивается 100% родителями положительно. Школа имеет хорошую материально-техническую базу школы (кабинеты, спортивные залы, дополнительные помещения и сооружения, необходимые для образовательного процесса); школьная библиотека укомплектована учебниками и дополнительной литературой; учителя используют на уроках современные технические средства обучения (интерактивные доски, компьютеры и др.).

Информирование родителей и учащихся

Количество опрошенных родителей

%

Классный руководитель своевременно информирует родителей об успеваемости и поведении ребенка

183

88%

На родительских собраниях затрагивают интересные темы воспитания и обучения детей

122

59%

Педагоги школы в достаточной степени информируют родителей о деятельности школы

63

30%

Родители всегда могут обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией к администрации, классному руководителю , психологу

118

57%

Выводы:

  1. удовлетворённость родителей образовательным процессом высокая.
  2. психологический климат в школе средний.
  3. качество материально-технической и учебно-методической базы школы высокое.
  4. информирование родителей и учащихся на среднем уровне.

2015-2016 учебный год

Результаты анкетирования 1 этап

Качество образовательного процесса высокое

Качество образовательного процесса находится на достаточно эффективном уровне

Качество образовательного процесса находится на недостаточно эффективном уровне

Качество образовательного процесса находится на низком уровне

1-4 классы (обследовано 342 родителя)

230 человек (72,5%)

112 человек (27,5%)

----------------------

----------------------

5 классы (обследовано 78 родителя)

53 человек

(72,7%)

25 человек

(27,3%)

----------------------

-----------------------

Результаты анкетирования 2 этап

Качество образовательного процесса высокое

Качество образовательного процесса находится на достаточно эффективном уровне

Качество образовательного процесса находится на недостаточно эффективном уровне

Качество образовательного процесса находится на низком уровне

1-4 классы (обследовано 350 родителей)

235 человек (67%%)

115 человек (33%)

----------------------

----------------------

5 классы (обследовано 65 родителя)

52 родителя

(80%%)

13 человек

(20%)

----------------------

-----------------------

2016-2017 учебный год

Результаты анкетирования 1 этап

Качество образовательного процесса высокое

Качество образовательного процесса находится на достаточно эффективном уровне

Качество образовательного процесса находится на недостаточно эффективном уровне

Качество образовательного процесса находится на низком уровне

1-4 классы (обследовано 326 родителя)

215 человек (66%)

109 человек (33,4%)

2 человека (0,6%)

----------------------

Результаты анкетирования 2 этап

Качество образовательного процесса высокое

Качество образовательного процесса находится на достаточно эффективном уровне

Качество образовательного процесса находится на недостаточно эффективном уровне

Качество образовательного процесса находится на низком уровне

1-4 классы  (обследовано 350 родителей)

181 человек (62%%)

111 человек (38%)

----------------------

----------------------

2017-2018 учебный год

Консультативно-просветительская работа

Консультативно-просветительская работа   направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.

 Мною проводились консультации педагогов, родителей, обучающихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, детям и подросткам помогала в раскрытии самого себя.

Психологическое индивидуальное консультирование

Учебный год

Кол-во

Консультаций  

педагоги

обучающиеся

родители (лица, их заменяющие)

2014-2015

115

15

23

77

2015-2016

140

20

26

94

 2016-2017

115

12

20

83

2017-2018

201

25

82

94

2018-2019

71

13

27

31

 

Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией из года в год возрастает. Это объясняется повышением уровня психологической компетентности родителей и указывает на эффективность проводимой работы. а также заинтересованностью в вопросах воспитания детей. Информация об основной тематике консультаций


Перечень наиболее востребованных

консультационных тем

Консультации педагогов

  • консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних;
  • консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися:
  • консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;
  • консультации по способам и методам изучения личности ребёнка.

Консультации  родителей

- консультации по вопросам межличностных отношений в семье;

- консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей;

- консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;

- консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков;

- особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Консультации обучающихся

  • консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе;
  • консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения;
  • консультации подростков, стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения

В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.

Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Также важно знать специфические индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей, но и выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком, как в ситуации фронтального обучения, так и в индивидуальных для ребенка ситуациях. Более того, при разработке стратегии взаимодействия учитываются и личностные характеристики ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей могут находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами.

Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Мною проводятся беседы в «Родительском лектории» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.

 Результативность коррекционно-развивающей работы.

В моей работе проведение развивающих занятий является основным видом деятельности, на которую отводится не менее половины «практических часов».

При проведении коррекционно-развивающей работы предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым формам проведения занятий. Выбор методического пособия, по которому будет составляться программа коррекционно-развивающих занятий, зависит от итогов психодиагностического обследования.

 Учебный год

Количество занятий

Групповых

Индивидуальных

2014-2015  

271

92

 2015-2016  

237

127

 2016-2017  

140

127

2017-2018  

281

198

В период с 2014 по 2018 уч. г.г. было проведено более 1473    коррекционно-развивающих занятий. На этих занятиях принимали участие учащиеся разной степени сложности: дети с особенностями и трудностями в развитии эмоционально-личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной, речевой, познавательной, поведенческой сферах, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В процессе работы происходит разрешение трудностей в детско-родительском общении и взаимодействии.

Качество коррекционно-развивающей работы составляет:

2014-2015 -73%                                                      

2015-2016 - 75,4%                                                        

2016-2017 -  82%                                                                

 2017-2018 -  87%                                                              

2018-2019 -  87%                                                          

       Анализ результатов диагностик показывает значительные улучшения в познавательной и эмоционально-волевой деятельности учащихся, уменьшение количества ошибок в корректурных пробах, концентрация и переключение внимания более устойчивы. В ходе коррекционно-развивающей работы, учащиеся, посещающие занятия владеют навыками релаксационных, кинезиологических методик. Отрадно отметить, что многие родители видят положительную динамику результатов психолого-педагогического воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

В справке представлен  аналитический материал о результативности коррекционно -развивающей деятельности учителя-логопеда ОУ....

Аналитический отчет деятельности педагога - психолога за 2017 – 2018 учебный год

Аналитический отчет деятельностипедагога - психологаза 2017 – 2018 учебный год...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия с педагогом-психологом с использованием музыкотерапии и танцевально-двигательной терапии «Летал, летал воробей.....»

Данная разработка предназначена для учащихся с нарушениями слуха. Задачи: познакомить   с народной песней «Летал, летал воробей.....», научить движениям танца и пе...

Групповое коррекционно-развивающее занятие у педагога-психолога для учеников 2-3х классов.

Данное занятие предназначено для проведения педагогом-психологом группового коррекционно-развивающего занятия для учеников 2-3х классов. В занятии представлены задания,упражнения и игры на развитие вн...

Аналитическая справка о результатах коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопеда 2018-2023 уч.год

В данной справке представлена результативность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в период 2018-2023 уч.год...

Коррекционно-развивающее занятие с педагогом-психологом для первоклассников.

Развитие познавательных процессов для освоения образовательной программы и успешной адаптации в школе.Цель занятия: познакомиться, снять барьер тревожности и стеснительности, развитие памяти, вн...

Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2.  начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...