Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "Заниматика" 3 класс.
рабочая программа по математике (3 класс)

Балашова Екатерина Алексеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "Заниматика" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatika_3_klass.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Математика занимает особое место в образовании человека,  что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Дополнительная образовательная программа «Математический лабиринт» рассчитана на учащихся третьих классов (9-10 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Программа «Математический лабиринт» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

Рабочая программа составлена также на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторы программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, С.И. Волковой, Г.В. Бельтюковой, С.В. Степановой «Математика», утверждена МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании строгих математических фактов и занимательности. Программа дополнительного образования «Математический лабиринт» для третьеклассников является частью общего  курса для  1-4 классов  математического начального образования. В тоже время данная программа является самостоятельным курсом, отличительной особенностью которого является универсальность знаний, умений и навыков, полученных в результате ее прохождения.

           Цель программы –– вооружить школьников дополнительными знаниями по математике, развить у них познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному приобретению знаний и умений и применению их в своей практической деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников, подготовка их к участию в математических олимпиадах.

    Образовательные задачи:

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике
  • привитие интереса учащимся к математике
  • активизировать познавательную деятельность
  • показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

  • воспитание культуры личности
  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры
  • воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса
  • воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплину.

Развивающие задачи:

  • развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется истории математики и рассказам, каким-то образом связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца», составление графов и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

 

Программа «Математический лабиринт» рассчитана на один год  обучения (49 часов). В соответствии с программными требованиями по математике все задания у 3-классников охватывают вопросы нумерации в пределах 1000.

 Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.

Итогом реализации программы «Математический лабиринт» могут служить: успешные участие обучающихся в олимпиадах школьного уровня,  международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», создание предпосылок для успешных выступлений обучающихся на олимпиадах всех уровней.

Режим организации занятий

 Общее количество часов в год: 49 часов;

        Количество часов и занятий в неделю: 2 часа;

Периодичность занятий: 2 раза.

Содержание программы

1. Решение задач (9ч) Введение (1ч) Знакомство с программой работы факультета. Практикум.Математическая викторина: “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д. – 1ч. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; на движение, на пропорциональное деление, с вычислением времени, Практикум. Игра “Путешествие по стране математика” – 1ч.

2. Большие числа. Головоломки (8ч) Запись больших и малых чисел, действия с ними. Числовые головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Практикум. Игра “Поле математических чудес” – 1ч.

3. Элементы логики (5ч) Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Практикум. Решение задач конкурса “Кенгуру” – 2ч.

4. Геометрические головоломки (5 ч). Нахождение периметра и площади. Головоломки на сгибание, разрезание  фигур. Практикум: «Глазомерные измерения» - мастерская

5.  Решение олимпиадных задач и на проценты (5ч) История возникновения процента. Решение задач методом подбора. Практикум. Состязание эрудитов “Звездный час” – 1ч.

6. Решение уравнений (3ч) Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений.Практикум. Игра “Что? Где? Когда?” – 1ч.

7. Интересные случаи умножения и сложения (5ч)  «Молниеносные» способы умножения. Таблица на пальцах. Умножение многозначных чисел. Мастерская. Решение олимпиадных задач – 1ч.

8. Знаете ли вы дроби?(4ч) Простейшие дроби. Образование дробей. Действия с дробями.Практикум. Решение задач – 1ч.

9. Системы счисления (3ч) История возникновения десятичной и двоичной систем счисления.Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления – 1ч. Итоговое занятие (1ч) Практикум. Конкурс “Математический марафон” – 1ч.

Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры состязания, олимпиады.

Изучение каждого раздела завершается практикумом, акцент при этом делается на  проверку умения решать задачи нестандартного характера.

Методическое обеспечение программы

      Основной формой организации образовательного процесса по представленной программе является учебное занятие, ведущая цель которого: активный поиск и приобретение знаний учащимися, развитие опыта детей, включение их в атмосферу сотрудничества.

        Большая часть времени на занятии отводится на практическую часть. Но и теоретическая часть не менее важна и требует от педагога творческого подхода и внимания. Для того чтобы занятия не были утомительными, теоретический материал должен преподноситься в интересной и доступной форме. Целесообразно на занятиях использовать форму диалога, побуждая детей к самостоятельным размышлениям, спорам, доказательствам. При этом формируется аналитическое мышление, развивается навык публичных выступлений, расширяется объем знаний путем обмена информацией.

          Закрепление пройденного материала, приобретение умений и навыков происходит в практической деятельности учащихся, поэтому основное внимание при проектировании учебного занятия педагог должен уделить практической части программы. В практической работе желательно добиваться самостоятельности в действиях детей, вырабатывая у них систему собственных взглядов на способы решение задач, воспитывать ответственность за порученное дело. Учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста, которые активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат своей работы. В нестандартных задачах, в отличие от задач школьного курса, далеко не всегда удается указать рецепт решения, алгоритм, приводящий к успеху. Поэтому материал для практических занятий подбирается таким образом, чтобы ребенок мог постоянно быть непосредственным участником образовательного процесса.

   Для повышения эффективности процесса обучения необходимо создание на каждом занятии условий, при которых активизируется познавательная деятельность учащихся. Поэтому целесообразно применять нетрадиционных форм проведения занятий, таких как – игра, урок-путешествие, урок-творчество и т.д.

Большое значение в проведении занятий имеют наглядные пособия, помогающие разнообразить и конкретизировать процесс обучения, а также использование ТСО (компьютер, мультимедио-проектор, экран, телевизор).

При изучении той или иной темы немаловажное значение имеет литература. Детей необходимо знакомить с ней и рекомендовать для работы дома.

0сновные принципы, используемые в работе по данной программе: 

1.Принцип деятельности включает ребенка в учебно-позновательную деятельность.

2.Принцип научности. Речь идет и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3.Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения.

4.Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по минимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5.Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников.

6.Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.

7..Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию не творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

 Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренным детьми.

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь: 

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Литературы для учителя

  1. Волина В. Праздник числа, М.: «Просвещение», 2008г.
  2. Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 3-4 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2008.-142с
  3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 2011.
  4. Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва,2008.
  5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2008.
  6. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. Дом Литера, 2002.
  7. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1998.
  8. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 2007.
  9. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2008.
  10. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2008.
  11. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2009.
  12. Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 2009.
  13. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  14. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2011.
  15. Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М. : - Образование, 2008.  
  16. Орг А. О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по математике. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  17.  Тонких А.П., Кравцова Т.П., и др. Логические игры и задачи на уроках математики. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Литература для обучающихся

  1. Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 3-4 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2008.-142с

2.Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 2011.

3.Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2008.

4.Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва,2008.

5.Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2011.

     6.Орг А. О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по математике. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

     7. Николаева Л.П., Иванова И.В. 5000 заданий по математике. 3 класс. ФГОС.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.


Календарно - тематический план

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятия

1

Введение. Знакомство с программой

1

5.10

2

Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века;

1

12.10

3

Решение старинных задач на движение

1

19.10

4

Решение старинных задач  на пропорциональное деление

1

26.10

5

Решение старинных задач с вычислением времени

1

9.11

16

Игра “Путешествие по стране математика

1

16.11

17

Запись больших и малых чисел

1

23.11

18

Действия с большими числами

1

30.11

19

Числовые головоломки

1

7.12

20

Геометрические упражнения со спичками

1

14.12

21

Игра “Поле математических чудес”

1

21.12

22

Знакомство с правилами и способами рассуждений

1

28.12

23

Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.

1

18.01

24

Решение задач конкурса “Кенгуру”

1

25.01

25

Нахождение периметра и площади фигур сложной конфигурации

1

1.02

26

Головоломки на сгибание, разрезание  фигур.

1

8.02

27

«Глазомерные измерения» - мастерская

1

15.02

28

История возникновения процента

1

1.03

29

 Решение задач методом подбора.

1

15.03

30

Состязание эрудитов “Звездный час”

1

22.03

31

Простые и сложные уравнения. 

1

5.04

32

Способы сокращения уравнений.

1

12.04

33

Игра “Что? Где? Когда?”

1

19.04

34

«Молниеносные» способы умножения

1

26.04

35

Таблица на пальцах.

1

3.05

36

Решение олимпиадных задач

1

10.05

37

Простейшие дроби

1

17.05

38

Действия с дробями

1

24.05


                                                                      УТВЕРЖДЕНО
                                                                      решение педсовета протокол №1
                                                                      от 29.08.2017 года
                                                                      Председатель педсовета
                                                                      ________________Шепилова Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

«Заниматика»

Срок реализации программы – 1 год
(срок реализации программы)

9-10 лет
  (возраст обучающихся)

Составитель программы:

Балашова Екатерина Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс

Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для 3 – 4 классовС любовью к городу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....