Рабочая программа "Игротеропия".Уровень начального образования 4 год обучения
рабочая программа на тему
Аннотация «Игротерапия».
Название курса | «Игротерапия» |
Класс | С (К)КК для обучающихся с умственной отсталостью уровень начального образования 4 года обучения |
Количество часов | 34 ч. |
Составитель рабочей программы | Бицура Виктория Викторовна
|
Цель курса | Создать условия для обеспечения развития познавательной, личностной активности и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями средствами игровой деятельности; помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки |
Задачи курса | -формировать интерес к совместным со сверстниками и педагогом играм и общению, умения слушать и слышать собеседника, работать в группе; -развитие коммуникативных навыков, воображения, произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры; - развивать эмпатию, тактильное восприятие; -стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность; -развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе игровой деятельности; - воспитывать у детей интерес к играм. |
Структура курса | I.Формирование моторики и графомоторных навыков II.Формирование тактильно-двигательного восприятия III.Формирование кинестетических и кинетических ощущений IV.Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование. V. Формирование зрительного восприятия VI.Формирование представлений об особых свойствах предметов VII.Формирование слухового внимания, памяти. VIII.Формирование пространственных представлений |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_igroterapiya_4_god_obucheniya.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса «Игротерапия» для С (К)КК уровень начального образования составлена на основании следующих нормативно-правовых документах:
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16
- Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Устав Школы, утверждённого постановлением администрации г. Белогорск от 30 сентября 2015 г № 1782
- Примерная образовательная программа для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Учебный план образовательного учреждения.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с. - (Коррекционная педагогика).
В развитии личности ребенка наиболее важна игровая деятельность — предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры.
У детей с выраженным недоразвитием интеллекта игра развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками, как правило, не имеющими игрового содержания. Однако в процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр.
Программа для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида направлена на формирование у детей игровой деятельности. Программа составлена на основе примерной программы обучения по игре и игрокоррекции детей с выраженным недоразвитием интеллекта под ред. И.М.Бгажноковой.
Программа учитывает возрастные и психофизические особенности развития детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью и предусматривает поэтапность перехода от предметных игр к конструктивным, ролевым и сюжетно-ролевым. Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности — целевого, потребностно-мотивационного, операционного, содержательного.
При обучении используются игровые моменты, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.
Продолжительность урока в С (К)КК уровень начального образования - 45 минут (основание СаНПин).
Содержание и структура программы:
Программа рассчитана на 34 часов, при нагрузке 1 часа в неделю. В содержание программы входят следующие разделы:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- конструирование;
- игры-импровизации.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающиеся должны знать/ понимать:
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других
предметов на картинках;
- объединять предметы в различные множества.
Обучающиеся должны уметь:
- уметь различать и называть предметы, необходимые для игры;
- выполнять с помощью учителя игровые действия — по подражанию, а затем по образцу;
- моделировать совместно с учителем, по подражанию простейшие постройки из крупного и мелкого строительного материала (простой гараж для машины, корпус автобуса, корабля для сюжетно-ролевых игр, загородки для игрушечных животных и т.п.).
Содержание программы учебного курса:
I. Формирование моторики и графомоторных навыков
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия
III.Формирование кинестетических и кинетических ощущений
IV.Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.
V. Формирование зрительного восприятия
VI.Формирование представлений об особых свойствах предметов
VII.Формирование слухового внимания, памяти.
VIII.Формирование пространственных представлений
Календарно-тематическое планирование
34 часа, 1 час в неделю
№ п\п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
I. Формирование моторики и графомоторных навыков | ||||
1 | Упражнения на развитие меткости: «Кольцеброс», «Дартс». | 1 | 04.09 | |
2 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется». | 1 | 11.09 | |
3 | Обучение действиям по двух- и трехзвенной инструкции учителя. Дидактическая игра «Запомни и повтори». | 1 | 18.09 | |
4 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения: завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание… Дидактическая игра «Поможем братишке». | 1 | 25.09; | |
5 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Вырезание предметов по контуру. | 1 | 02.10 | |
6 | Работа в технике объемной и рваной аппликации. Дидактическая игра «Юный художник». | 1 | 09.10; | |
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия | ||||
7 | Определение предметов, поверхностей на ощупь, выделение их свойств и качеств: крупные, мелкие, гладкие, шершавые, колючие Дидактическая игра «Что бывает.. (пушистое)». | 1 | 16.10 | |
8 | Работа с пластилином. Техники: раскатывание, скатывание, вдавливание. Лепка «Овощи и фрукты». | 1 | 23.10 | |
III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений (игры с песком) | ||||
9 | Знакомство с песком Дидактическая игра «Пойми меня». | 1 | 06.11 | |
10 | «Мой песочный мир» | 1 | 13.11 | |
11 | «Страна наших чувств» | 1 | 20.11 | |
12 | «На оборот» | 1 | 27.11 | |
13 | «Что изменилось» | 1 | 04.12 | |
14 | «Меняемся местами» | 1 | 11.12 | |
15 | «Я создаю мир» | 1 | 18.12 | |
16 | «Выйди из лабиринта» | 1 | 25.12 | |
17 | «Мой песочный мир» | 1 | 15.01 | |
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование. | ||||
18 | Комбинирование различных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Строители». | 1 | 22.01 | |
19 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам: длинный и широкий, узкий и короткий. | 1 | 29.01 | |
20 | Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. | 1 | 05.02 | |
21 | Цветовой спектр. Тёплые и холодные тона. Составление полосок разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик - семицветик». | 1 | 12.02 | |
22 | Узнавание предмета по его частям. Дорисовывание незаконченных изображений предметов. Дидактическая игра «Угадай, что, кто это?». | 1 | 19.02 | |
23 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, «Лего»). | 1 | 26.02 | |
V. Формирование зрительного восприятия | ||||
24 | Формирование зрительно-двигательной координации рук и глаз: рисование бордюров по образцу (отличительные, общие признаки). | 1 | 05.03 | |
25 | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами, свойствами. Дидактическая игра «Что изменилось?». | 1 | 12.03 | |
26 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор». | 1 | 19.03 | |
VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов | ||||
27 | Формирование осязания, словесное обозначение (теплее – холоднее). Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). | 1 | 02.04 | |
28 | Формирование дифференционных ощущений: легче – тяжелее. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. Дидактическая игра «Продавец» | 1 | 09.04 | |
29 | Определение свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость, вязкость). Дидактическая игра «Пойми меня». | 1 | 16.04 | |
VII. Формирование слухового внимания, памяти. | ||||
30 | Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди - сзади). Дидактическая игра «Откуда звук?». | 1 | 23.04 | |
31 | Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу. | 1 | 30.04 | |
32 | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра « Мы – барабанщики». | 1 | 07.05 | |
VIII. Формирование пространственных представлений | ||||
33 | Ориентировка в пространстве (улица, класс), вербализация пространственных отношений. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь». | 1 | 14.05 | |
34 | Деление листа бумаги на глаз, на 2, 4 равные части. Расположение и перемещение предметов на поверхности листа, парты в разных положениях. | 21.05 | ||
34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии на 2016-2017 учебный год.Уровень общего образования: начальное общее образование 1А класс.
Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса составлена на основе программы по технологии («Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петровой, Москва, АСТ – А...
Рабочая программа «Игротерапия». Уровень начального образования 1 года обучения
Аннотация «Игротерапия».Название курса«Игротерапия»Класс С (К)КК для обучающихся с умственной отсталостью уровень начального образования 1 года обученияКоличество часов32...
Статья Современные концепции начального образования. Дифференцированное обучение.
Статья Современные концепции начального образования. Дифференцированное обучение....
Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее образование, 3 класс
Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству Уровень общего образования: начальное общее образование (4класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству Уровень общего образования: начальное общее образование (4класс) ...
Рабочая программа по шахматам начального общего образования класс / уровень общего образования 1-4 классы
Рабочая программа по шахматам для 1 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Предмет шахматы находится в вариативной части Учебного плана МБОУ Покровская СОШ «НОК...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Уровень начального образования
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной...