Рабочая программа по шахматам начального общего образования класс / уровень общего образования 1-4 классы
рабочая программа (1 класс)

Шапошникова Инна Алексеевна

Рабочая программа по шахматам для 1 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.

Предмет шахматы находится в вариативной части Учебного плана МБОУ Покровская СОШ «НОК». На изучение  в 1классе отводится 1 учебный час в неделю,33 часа за год    (в соответствии с годовым календарным графиком).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_shahmatam.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Неклиновский район, с. Покровское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Покровская средняя общеобразовательная школа

«Неклиновский образовательный комплекс»

 

                      «Утверждаю»

Директор МБОУ Покровской СОШ  «НОК»

Приказ от _________________ № ____

___________   / Тимошенко Е.А./

        

Рабочая программа

по шахматам начального общего образования

класс / уровень общего образования 1-4 классы/ Составители:  Шапошникова И.А. I категория                                      

Срок реализации рабочей программы 2019 – 2023уч. г.        

2019 г. с. Покровское

Пояснительная записка

        Рабочая программа по шахматам для 1 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Минобразования России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».

 Федерального государственного образовательного стандарта НОО,  программы «Шахматы в школе» автор И.Г. Сухин

    Предмет шахматы находится в вариативной части Учебного плана МБОУ Покровская СОШ «НОК». На изучение  в 1классе отводится 1 учебный час в неделю,33 часа за год    (в соответствии с годовым календарным графиком).

Цели:  создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи: 1.        Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

2.        Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции).  

3.        Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение 1 классов определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1.        Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2.        В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

3.        Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

4.        Развитие творческого потенциала ребенка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1.        Осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний.

        Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

2.        планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач.

3.        Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач.

4.        Определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога.

5.        Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников.

Познавательные УУД:

1.        Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной,  схематической,  условно-знаковой.

2.        Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

3.        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

4.        Делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

5.        Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

6.        Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

1.        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию.

2.        Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

3.        Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

4.        Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве  партнера и самого себя.

Предметные результаты

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

•        шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное  положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

•        название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

•        правила хода и взятия каждой фигуры.

 К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

•        ориентироваться на шахматной доске;

•        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

•        правильно помещать шахматную доску между партнерами;

•        правильно расставлять фигуры перед игрой;

•        различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

•        рокировать (делать рокировку);

•        объявлять шах;

•        ставить мат.

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

№ п/п

Наименование раздела/темы

Содержание

1.

Шахматная доска.

 Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

•        "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

•        "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

•        "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски

2.

Шахматные фигуры

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

•        "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

•        "Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, обучающиеся должны догадаться, что это за фигура.

•        "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, обучающиеся по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

•        "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а обучающиеся по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

•        "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

•        "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Обучающиеся называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

.

3.

Начальная расстановка фигур.

. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

•        "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

•        "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

•        "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

4.

 Ходы и взятие фигур.

 Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

•        "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

•        "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

•        "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

•        "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

•        "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

•        "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

•        "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

•        "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

•        "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

•        "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

•        "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

•        "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

•        "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

•        "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение

5.

 Цель шахматной партии.

 

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

•        "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

•        "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

•        "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

•        "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

•        "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

•        "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

•        "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6.

 Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

•        "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.

Шахматная доска

2

Знакомство с шахматной доской.

Шахматная доска

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные ноля квадратные

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали

2.

Шахматные фигуры

2

Знакомство с шахматными фигурами.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур

3

Начальная расстановка фигур.

1

Начальное положение

Начальное положение фигур.

4

Ходы и взятие фигур.

16

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья

Ладья в игре

Знакомство  с шахматной фигурой. Слон

Слон в игре

Ладья против слона

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь

Ферзь в игре

Ферзь против ладьи и слона

Знакомство с шахматной фигурой. Конь

Конь в игре

Конь против ферзя, ладьи, слона

Знакомство с пешкой

Пешка в игре

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

Знакомство с шахматной фигурой. Король

Король против других фигур.

Место ладьи в начальном положении

Ход ладьи. Взятие. «Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). "Ограничение подвижности"

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество

Легкая и тяжелая фигура. "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух). "Ограничение подвижности"

Игра на уничтожение: (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения).

Ограничение подвижности.

Термин "стоять под боем"

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.

Ферзь - тяжелая фигура

"Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя). Ограничение подвижности

«Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения). "Ограничение подвижности".

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие

Конь - легкая фигура."Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух). "Ограничение подвижности"

"Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения). "Ограничение подвижности"

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие

Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения

"Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения). "Ограничение подвижности"

Место короля в начальном положении.

Ход короля, взятие.

Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя

"Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король " против коня, король против пешки). "Ограничение подвижности"

5

Цель шахматной партии.

9

Шах

Мат

Ставим мат

Ничья, пат

Рокировка.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Открытый шах.

Двойной шах

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки

6

Игра всеми фигурами из начального положения.

3

Игра всеми фигурами из начального положения

Дидактическая игра "Два хода".

Шахматный турнир

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.Сегодняшняя школ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку Уровень образования (класс) начальное общее образование, 2-4 классы Количество часов 204 часа Учитель: Гагарина Мария Николаевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   по   английскому языку  Уровень образования (класс)   начальное общее образование, 2-4  классы Количество часов  204 часа...

Рабочая программа воспитания на уровнях начального общего образования и основного общего образования МКОУ Вараксинской ОШ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной...