Диагностика и анализ результатов психологической готовности к школьному обучению.
методическая разработка по теме

Хосонова Оксана Викторовна


Психологическая готовность ребенка к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Необходимо согласится с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющая готовность ребенка к школе, необходим комплекс методик. Для реализации первоначальной диагностики, составления общего представления об уровне готовности ребенка к школьному обучению я использовала ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования:

-не требует продолжительного времени для проведения;

-может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

-не требует специальных средств и условий для проведения.

Основные показатели благоприятной адаптации  ребенка к школе:

-формирование адекватного поведения;

-установления контакта с учащимися и учителем;

-овладение навыками учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ результатов17.27 КБ
Office presentation icon презентация1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Анализ результатов психологической готовности к школьному обучению.

Мною была проведена диагностика психологической готовности к школьному обучению.  Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика, состоит из трех заданий. Первое задание- рисование мужской фигуры, второе- срисовывание письменных букв, третье- срисовывание группы точек.

 Это первоначальная общая диагностика, которая проводится в массовых обследованиях детей, выявляет в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координации движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу.

Всего  117 обучающихся в первых классах.

Обследование прошли -  103 ученика первых классов, 88%.

Из них – 10чел. 8,5%  набрали  высокий результат, свидетельствует о высоком уровне психологической  готовности ребенка к школьному обучению.

89 чел. 76% – средний уровень развития готовности к школьному обучению, свидетельствует об успешной адаптации первоклассников.

12 чел. 10%  получили  низкий результат (дети, требуют дополнительного обследования для получения более объективных данных).

3 чел. 2,6% –ниже нормы (дети, нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств).

 Оценивая уровень адаптации детей  к школе, необходимо продолжить работу с детьми с низким и особо низким уровнем сформированности компонентов психологической готовности к школе, которые нуждаются в дополнительном психологическом обследовании.

Состоялось совещание педагогов по результатам диагностики психологической готовности к школьному обучению.

Цели: дать первоначальное  понятие психологической адаптации; обсудить результаты диагностики школьной готовности; установить общие рекомендации для успешной адаптации первоклассников.

 Адаптация – это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям.    Для многих детей и их родителей начало школьной жизни превращается в серьезное испытание. От того, как пройдет адаптация ребенка к школе, зависит его последующий интерес к учебе и успеваемость.

 В возрасте семи лет ребенок переживает кризис развития, связанный прежде всего с тем, что меняется социальная ситуация развития – он становится школьником.

Неготовность ребенка к школе можно выявить еще до поступления, в течение первого года обучения это выражается в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, проявляющихся в неуспеваемости.

Насколько простым  и естественным будет переход из детского сада в школу, зависит, конечно,  в первую очередь от подготовленности ребенка, его интеллектуального и эмоционального развития, навыков общения, особенностей характера. Несомненно, играет роль и обстановка в семье:  как общаются взрослые с ребенком и сколько уделяют ему внимания.

Адаптация длится от 2-3 недель до полугода, это зависит от нескольких факторов:

-индивидуальные особенности ребенка,

-характер взаимоотношений с окружающими,

-тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы),

-степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

На совещании была просмотрена презентация «Психологическая готовность ребенка к школе». В которой были рассмотрены   признаки и факторы  адаптации первоклассников и даны рекомендации для успешной учебной деятельности.

Рекомендации для успешной адаптации:

-Соблюдать  режим дня.

-Учить ребенка выражать свои чувства.

-Не требовать, а предлагать.

-Дать  школьнику самому оценить последствия своих поступков.

-Не предъявлять к ребенку завышенных требований.

-Поддерживать первоклассника в его желании добиться успеха .

 -Сохранять  спокойствие и терпение! Похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.

Совещание прошло эффективно и продуктивно. Дальнейшая развивающая  работа будет проходить в подгруппах, с целью  овладения навыками общения и установления контакта с учащимися и учителями; формирования адекватного поведения.

Педагог-психолог  МКОУ СОШ №6 г.Беслана                                                    Хосонова  О.В.

Дата   25.10.18г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация первоклассника в школе

Слайд 4

Чему необходимо научить ребенка Любить себя. Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Слайд 5

Общаться с помощью слов . Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

Слайд 6

Задавать вопросы . Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?», … . Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

Слайд 7

Не бояться неудач . Чтобы научить чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком.

Слайд 8

Думать самому . Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу и станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Слайд 9

Будите ребенка спокойно, проснувшись он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не торопитесь, а умейте рассчитывать время сами и учите этому своего ребенка.

Слайд 10

Не прощайтесь словами: « Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих оценок!» Не дергайте и не читайте нотаций перед школой. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти пару ласковых слов - ведь у него впереди трудный день.

Слайд 11

Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться и не радоваться слишком бурно. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Если ребенок обращается к Вам с вопросами, связанными с выполнением домашнего задания, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Подход "больше читать и писать" успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.

Слайд 12

Если вы увидели что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоиться, тогда и расскажет все сам. После школы не торопитесь садиться за уроки. Будьте выдержаны эмоционально общаясь с ребенком. В общении с ребенком старайтесь избегать условий « Если сделаешь, то,,,,» Найдите в течении дня пол часа, когда вы будете принадлежать ребенку, не отвлекаясь на другие дела.

Слайд 13

Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учится сложнее, быстрее наступает утомляемость, снижена работоспособность. Будьте внимательны к каждой жалобе ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние.

Слайд 14

Компьютер, телевизор и любые другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа Помните Ваш ребенок нуждается в Вашей поддержке, а кто-то и нет. Признавайте право ребенка на ошибки. Помните, ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Слайд 15

Родителям первоклассника Деятельность первоклассников должна быть успешной. Поэтому необходимо хвалить ученика. Первый класс - это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семьи и школы. Именно родители являются главными помощниками и союзниками педагогов. «Семья и школа должны быть спутниками по жизни, так как семья воспитывает основные качества человека, а школа их преобразует и дополняет».

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....

Психологическая готовность к школьному обучению

Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....

Психологическая готовность к школьному обучению.

Что такое психологическая готовность  к школьнему обучению!!!основные направления психологической готовности!...

Психологическая готовность к школьному обучению.

Данная статья раскрывает проблему о готовности детей к обучению  в школе,основные подходы к определению школьной готовности,такие как,педагогическая,психологическая и физиологическая готовность....

пути формирования различных аспектов психологической готовности к школьному обучению при ЗПР

ДАНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЗПР.                                 ...

КОМПЛЕКТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

КОМПЛЕКТ  МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ...