КОМПЛЕКТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
методическая разработка
КОМПЛЕКТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paket_metodik_po_diagnostike_gotovnosti_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 60.54 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКТ МЕТОДИК
ПО ДИАГНОСТИКЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, раскрывающая уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Готовность выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. Но вместе с тем в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия.
Существует точка зрения, что проблема готовности к школе в большей степени заключается в «низком уровне функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), то есть в несоответствии степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В.Дубровина, 1995, 1998). Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом (Семаго Н., Семаго М., 2005):
- Низкий уровень развития отдельных функций /групп функций (несформированность зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики, незрелость логических форм мышления)
- Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций (произвольность внимания, запоминания, произвольная регуляция поведения).
- Низкий уровень развития социальной зрелости, т.е. несформированность «внутренней позиции школьника», наличие трудностей коммуникации и т.п.
Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке:
- социально-коммуникативный
- мотивационно-потребностный
- произвольной регуляции деятельности
- интеллектуальный
- речевой
В настоящее время имеется большое число психодиагностических комплексов и программ изучения готовности к школе, так и просто наборов разнообразных тестов и методов.
Перечень методик_____________________________
№ | Методики | Стр. |
1 | Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе | 3-4 |
2 | Исследование уровня восприятия | 5 |
3 | Методика «Домик» | 5 |
4 | Методика «Запоминание 10 слов» /по А.Р.Лурия/ | 6 |
5 | Методика запоминание картинок Модификация методики Истоминой «25 картинок» | 6 |
6 | Методика «Составь квадрат» /Т.В. Чередникова/ | 6 |
7 | Методика «четвертый лишний» | 7 |
8 | Методика «последовательные картинки» Аналог тестам Бине-Симона и Векслера. | 7 |
9 | Методика «Аналогии» | 7 |
10 | Методика «звуковые прятки»/Н.И.Гуткина/ | 8 |
11 | Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов /Н.И.Гуткина/ | 9 |
12 | Методика «ДА И НЕТ»/Н.И.Гуткина/ | 10 |
13 | Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна - Я. Йирасека | 10-11 |
14 | Тест «Шифровка». | 12 |
15 | Протокол психологической готовности к школе | 13-14 |
- Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе
Вопросы:
1. Как тебя зовут?
2.Сколько тебе лет?
3.Как зовут твоих родителей?
4.Как называется город (село, деревня, поселок), где ты живешь?
5.Каких ты знаешь домашних животных?
Каких ты знаешь диких животных?
6.В какое время года на деревьях появляются листья?
7.Что остается на земле после дождя?
8.Чем отличается день от ночи?
9.Хочешь ли ты идти в школу?
10.Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
11.Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учительницей?
Ключ:
на каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Варианты верных ответов:
№ 1- 4: верный ответ (в том числе, если называются уменьшительные имена);
№ 5: названо не меньше 2 домашних и 2 диких животных;
№ 6: «весной», «когда зима кончилась»;
№ 7: «лужи, грязь, вода...»;
№ 8: «днем светло», т.д. №9: утвердительный ответ;
№ 10: указания на занятия, получение знаний и т.п.
№11: предпочтение школьного обучения домашнему.
- Итоговый уровень осведомленности определяется набранной суммой баллов по № 1-8
Высокий уровень 7-8 баллов;
Средний уровень 5-6 баллов;
Низкий уровень 4 и менее.
- Сформированности положительного отношения к школе определяется по вопросам №9-11
Положительное отношение -3 балла;
Безразличное - 2 балла;
Негативное - 1- 0 баллов.
Протокол
ФИО ребенка______________________________________________________
Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе
Вопросы:
1. Как тебя зовут? __________________________________________________
2. Сколько тебе лет? _________________________________________________
3. Как зовут твоих родителей? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4.Как называется город (село, деревня, поселок), где ты живешь? ___________________________________________________________________
Каких ты знаешь домашних животных? ______________________________
___________________________________________________________________
Каких ты знаешь диких животных? __________________________________
___________________________________________________________________
6.В какое время года на деревьях появляются листья? _________________
___________________________________________________________________
7.Что остается на земле после дождя?_________________________________
8.Чем отличается день от ночи? ______________________________________
9.Хочешь ли ты идти в школу? ______________________________________
10.Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? _________
___________________________________________________________________
11.Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учительницей? ____________________________________________________
Итоговый уровень осведомленности определяется набранной суммой баллов по № 1-8
Высокий уровень 7-8 баллов;
Средний уровень 5-6 баллов;
Низкий уровень 4 и менее.
Сформированности положительного отношения к школе определяется по вопросам №9-11
Положительное отношение - 3 балла;
Безразличное - 2 балла;
Негативное 1- 0 баллов.
Исследование уровня восприятия
Зрительное восприятие
- Задание: ребенку показывается таблица со схематичным изображением предмета.
Инструкция:
«Скажи из каких фигур составлены эти рисунки?» (фигуры представлены по степени сложности).
Ключ:
- Если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки, оценивается 3 баллами - высокий уровень;
- Ребенок выполнил задание, допустив 3-4 ошибки - 2 балла - средний уровень;
- Ребенок не выполнил задание, если допустил 5 ошибок и более - 1- 0 баллов - низкий уровень.
Слуховое восприятие
Инструкция: Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял игрушки и пошел в садик».
После этого его спрашивают о порядке действий Сережи.
Ключ:
- Если ребенок правильно ответил на все вопросы, задание оценивается 3 баллами - высокий уровень;
- Ребенок допустил 1 - 3 ошибки - 2 балла - средний уровень;
- Ребенок не выполнил задание, если допустил более 3 ошибок -1- 0 баллов -низкий уровень.
- Методика «Домик»
/Н.И.Гуткина/
Цель: методика позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсо-моторной координации и тонкой моторики.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке /перед ребенком кладется листок с «Домик». Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, стирать ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По окончании работы ребенку предлагают проверить, правильно ли он выполнил рисунок и исправить ошибки, если они есть. Ошибки:
• Неправильно воспроизведенный элемент,
• Замена одного элемента другим,
• Отсутствие элемента,
• Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть.
Ключ:
Оценивают работу по числу ошибок:
- 0 баллов - без ошибок - высокий уровень;
- 1-2 балла-1-2 ошибки - средний уровень;
- 4 балла - более 4-х ошибок - низкий уровень.
Методика «Запоминание 10 слов» /по А.Р.Лурия/
Цель: исследование объема слухоречевого запоминания, определенного количества слов.
Инструкция: «Сейчас я прочту тебе 10 слов
(Книга, сад, конь, звон, рак, дом, мир, куст, вода, мед) сразу, как я закончу, ты повторишь те слова, которые запомнишь в любом порядке».
При повторении заучивания инструкция заменяется: «Послушай и повтори еще раз».
Ключ:
- В норме: дети запомнившие сразу больше 5 слов, а через 3 повтора все 10 слов - получают 3 балла - высокий уровень;
- Если дети запоминают с первого раза 4-5 слов, а все 10 слов в среднем через 3-5 повторений -2 балла - средний уровень;
- Дети, запомнившие сразу менее 5 слов, а через 5 повторений, количество слов увеличилось на 1 -2 единицы - 1 балл - низкий уровень.
Методика запоминание картинок
Модификация методики Истоминой «25 картинок»
Цель: исследование объема зрительного запоминания, определенного количества слов.
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе 10 картинок (с изображением каких-либо знакомых предметов, животных, растений, игрушек). Время экспозиции каждой картинки 3 сек. Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.
Ключ:
- 3 балла - получают дети, запомнившие больше 8 картинок - высокий уровень;
- 2 балла - получают дети, которые запомнили 7-8 картинок - средний уровень;
- 1 балла - получают дети, которые запомнили меньше 6 картинок - низкий уровень.
Методика «Составь квадрат»
/Т.В. Чередникова/
Цель: исследование наглядно-образной формы мышления.
Ребенку предлагается, 4 квадрата по-разному разрезанных на несколько частей из однотонной бумаги по очереди (1, 2 ,3 ,4 - в порядке возрастающей трудности). Время фиксируется на каждый квадрат - 3 минуты. Для 4 квадрата время неограниченно.
Ключ:
- 3 балла - ребенок складывает все 4 квадрата без дополнительной помощи в указанное время - высокий уровень;
- 2 балла - ребенок складывает 2-3 квадрата (в указанное время), с стимулирующей помощью - средний уровень;
- 1 балл - ребенок складывает 1 квадрат (из 2 первых) - низкий уровень.
Методика «четвертый лишний»
Цель: определение уровня обобщающих операций ребенка, с опорой на наглядность.
Инструкция:
Ребенку предлагается серия карточек с 4-мя картинками на каждой. На каждой карточке одну картинку нужно исключить, так как она не похожа, не подходит, не такая, как три другие. Оценивается не только правильный ответ, но и умение сформулировать признак сходства, объединяющий другие три картинки (признаками сходства могут быть общие функции, принадлежность к одному виду, классу, роду явлений или предметов). 4 серии по 4 картинки.
Ключ:
- 3 балла получают дети, выполнившие все задания, обосновавшие свои ответы - высокий уровень;
- 2 балла - дети, выполнившие 2-3 и обосновавшие свои ответы самостоятельно - средний уровень;
- 1 балл - дети, выполнившие менее 2 заданий с дополнительной помощью.
Методика «последовательные картинки»
Аналог тестам Бине-Симона и Векслера.
Цель: выявление уровня сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровня развития монологической речи.
Инструкция: Детям предлагается набор из 6 картинок, со скрытым смыслом. Перемешав их, положить перед ребенком: «У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю, рассказ».
Ключ:
- 2 балла - если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ - высокий уровень;
- 1 балл - если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с стимулирующей помощью взрослого, наводящих вопросов), или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности - средний уровень;
- 0 баллов - если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок - низкий уровень.
Методика «Аналогии»
Цель: сформированность способности делать умозаключения по аналогии.
Инструкция:
«Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.
Варианты:
Окунь - рыба, а ромашка - ...? (цветок).
Морковь - огород, а грибы - ...? (лес).
Часы - время, а градусник - ...? (температура).
Глаз - зрение, а уши - ...? (слух).
Добро - зло, а день - ...? (ночь).
Утюг - гладить, а телефон - ...? (звонить).
Ключ:
- 2 балла - если ребенок нашел правильное слово в 5 случаях из 6 возможных - высокий уровень;
- 1 балл - если ребенок нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных - средний уровень;
- 0 баллов - если ребенок нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных - низкий уровень.
Методика «звуковые прятки»
/Н.И.Гуткина/
Цель: определение уровня сформированости у ребенка фонематического слуха.
Инструкция:
Ребенку рассказывают, о том, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и потому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в «прятки» со звуками.
Условия игры: каждый раз договариваться какой звук нужно будет искать, после чего называются слова, а ребенок должен определить есть или нет данный звук в слове.
Предлагается искать звук «О», звук «А», звук «Ш», и звук «С».
О | А | Ш | С |
Кошка | Палка | Шалаш | Свисток |
Стул | Сук | Тетрадь | Пенал |
Почта | Лампа | Штаны | Светофор |
Карандаш | Ведро | Камень | Луна |
Сок | Сталь | Шелест | Сеть |
Ключ:
- 3 балла - если ребенок не допустил ни одной ошибки - высокий уровень;
- 2 балла - если ребенок допустил 1 ошибку - средний уровень;
- 1 балл - если ребенок допустил более 1 ошибки - низкий уровень.
Методика по определению доминирования познавательного
или игрового мотивов
/Н.И.Гуткина/
Инструкция:
Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены игрушки, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем подзываем ребенку к себе и предлагаем ему послушать сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и спрашивают, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.
Сказка
Почему зайцы зимой белые шубки носят
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.
Мороз расхвастался:
- я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
- не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.
- нет, одолею!
- нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
-давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
-давай, согласился заяц. **
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, торит –
Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «до чего ж крепкий заяц!» а сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертоногом по лугу носится.
Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
- разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
Ключ:
- У детей предпочитающих дослушать сказку преобладает познавательная мотивация;
- Дети, предпочитающие игру - игровая мотивация.
Методика «ДА И НЕТ»
/Н.И.Гуткина/
Цель: исследование умения действовать по правилу, сформированность произвольной регуляции ребенка.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и «нет». Понятно?»
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь слушать сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Тебе нравится гулять в лесу?
5. Ты любишь играть в игрушки?
6. Ты хочешь учиться?
7. Ты хочешь играть во дворе с ребятами?
8. Тебе нравится болеть?
9. Ты любишь смотреть телевизор?
Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.
Ключ:
- 3 балла, если задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки - высокий уровень;
- 2 балла, если допущена одна ошибка - средний уровень;
- 1 балл, если допущена одна ошибка - низкий уровень.
Ориентировочный тест школьной зрелости
А.Керна - Я.Йирасека
Цель: установление степени школьной зрелости.
Задания теста выполняются детьми по инструкции и образцу. Тест может применяться индивидуально и в группе.
Выполнение задания оценивается по пятибальной системе (1 - высший балл, 5-низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по всем заданиям.
Ключ:
Оценка выполнения теста (отметки от 1 - 5) идет по каждой задаче отдельно.
Задача 1. Рисунок мужской фигуры.
Инструкция: «здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь».
Ключ:
- 1 балл - нарисованная фигура имеет, голову, туловище, конечности. Голова и туловище соединены шеей. На голове имеются волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с кистями на которых по 5 пальцев. Ноги внизу загнуты. Одежда - мужская. Фигура нарисована синтетическим методом.
- 2 балла - все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.
- 3 балла - рисунок имеет голову, туловище и конечности. Руки нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.
- 4 балла - примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.
- 5 баллов - не хватает ясного изображения туловища («головоногое» изображение ли преодоление «головоного» изображения) или обоих конечностей.
Задача 2. Подражание письменным буквам.
Инструкция: «посмотри, здесь, что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом (справа) на пустом месте напиши так же».
Ключ:
- 1 балл - удовлетворительное подражание. Начальная буква имеет заметную высоту. Буквы хорошо соединены в два слова. Переписанное не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.
- 2 балла разборчивое подражание. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.
- 3 балла - минимальное расчленение на две части. Можно разобрать хотя бы 4 буквы.
- 4 балла - похожи на образец 2 буквы. Целое образует еще строчку «писания».
- 5 баллов - черкание.
Задача 3. Срисовывание группы точек.
Инструкция: «посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй рядом точно так же».
Ключ:
- 1 балл - удовлетворительной. Допускается небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка не допустимо, увеличение не должно быть больше чем на половину. Рисунок должен быть параллелен с образцом.
- 2 балла количество и расположение точек отвечает образцу. Допускается отклонение 3 точек на половину промежутка между рядами или столбцами.
- 3 балла - целое по контуру похоже на образец. По высоте и ширине не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот - даже на 180 градусов.
- 4 балла - не похож на образец по контуру, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения.
- 5 баллов - черкание.
Подсчитывается общий результат - сумма баллов по отдельным заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматриваются как выше среднего, от 7 - 11 - как среднее, от 12 - 15 - ниже нормы. Детей, получивших 12 - 15 баллов, необходимо углубленно обследовать.
Методика Тест «Корректурная проба»
Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Выполнение: Время на выполнение данного теста жестко ограничивается 2 минутами. На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания.
Инструкция: «Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры (см. приложение к методике № 5). В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике – вертикальную палочку (сопровождается показом на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается показом), а ромбик остается пустым. В нем вы ничего не рисуете. У вас на листе показано, что надо рисовать. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.» Основную часть инструкции можно повторить дважды. С этого момента отсчитывается время выполнения задания. Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания.
Анализ результатов:
5 баллов – безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут. Допустимо единичный пропуск фигуры, одна случайная ошибка или наличие двух самостоятельных исправлений.
4 балла – наличие двух пропусков фигур, исправления или одна- две ошибки в заполнении. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает сделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла.
3 балла – наличие не только двух пропусков фигур, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.) В 3 балла также оценивается безошибочное (или с одной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также 1-2 самостоятельных исправления.
2 балла – выполнение, когда при 1-2-х ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задания за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки).
1 балл – выполнение, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах; ребенок не способен удержать инструкцию (начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадраты и т.п. и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более 2-х ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, также дается 1 балл.
0 баллов – невозможность выполнить задание в целом (н-р, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок).
Ключ:
4-5 баллов – готов к обучению в школе;
2-3 балла – условно готов к обучению в школе;
0 -1 балл – не готов к обучению в школе
Протокол психологической готовности к школе
ФИО РЕБЕНКА________________________________________
- Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе. Итоговый уровень осведомленности: Высокий уровень 7-8 баллов; средний уровень 5-6 баллов; низкий уровень 4 и менее.
№ | Вопросы: | баллы | |
Как тебя зовут? | |||
Сколько тебе лет? | |||
Как зовут твоих родителей? | |||
Как называется город (село, деревня, поселок), где ты живешь? | |||
Каких ты знаешь домашних животных? Каких ты знаешь домашних животных? | |||
В какое время года на деревьях появляются листья? | |||
Что остается на земле после дождя? | |||
Чем отличается день от ночи? | |||
УРОВЕНЬ |
Сформированности положительного отношения к школе. Положительное отношение - 3 балла; безразличное - 2 балла; негативное 1- 0 баллов.
№ | Вопросы | Ответы | Баллы |
Хочешь ли ты идти в школу? | |||
Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? | |||
Как, по-твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей? | |||
Критериии |
2. Исследование восприятия
- зрительное
слуховое__________________________________________________________________________
3. Методика «Составь квадрат»
4.Методика «Четвертый лишний»
5. Методика запоминание картинок
6. Методика «Запоминание 10 слов» /по А.Р.Лурия/
Слова | ||||||
Книга | ||||||
Сад | ||||||
Конь | ||||||
Звон | ||||||
Рак | ||||||
Дом | ||||||
Мир | ||||||
Куст | ||||||
Вода | ||||||
Мед |
7. Методика «звуковые прятки» /Н.И.Гуткина/
О | А | Ш | С |
Кошка | Палка | Шалаш | Свисток |
Стул | Сук | Тетрадь | Пенал |
Почта | Лампа | Штаны | Светофор |
Карандаш | Ведро | Камень | Луна |
Сок | Сталь | Шелест | Сеть |
8. Методика «ДА И НЕТ» /Н.И.Гуткина/
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь слушать сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Тебе нравится гулять в лесу?
5. Ты любишь играть в игрушки?
6. Ты хочешь учиться?
7. Ты хочешь играть во дворе с ребятами?
8. Тебе нравится болеть?
9. Ты любишь смотреть телевизор?
9. Методика «Аналогии»
Варинты: Окунь - рыба, а ромашка - ... ? ______________________ (цветок).
Морковь - огород, а грибы - ...? _______________________(лес).
Часы - время, а градусник - ...? ________________________(температура).
Глаз - зрение, а уши - ...? _____________________________(слух).
Добро - зло, а день - ...? ______________________________(ночь).
Утюг - гладить, а телефон - ...? ________________________(звонить).
10.Методика «Последовательные картинки»___________________________________________
Заключение ________________________________________________________________
Дата обследования «____»_______202__г. Педагог-психолог:____________ / ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....
Психологическая готовность к школьному обучению
Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....
Психологическая готовностьк школьному обучению.
Что такое психологическая готовность к школьнему обучению!!!основные направления психологической готовности!...
Психологическая готовность к школьному обучению.
Данная статья раскрывает проблему о готовности детей к обучению в школе,основные подходы к определению школьной готовности,такие как,педагогическая,психологическая и физиологическая готовность....
пути формирования различных аспектов психологической готовности к школьному обучению при ЗПР
ДАНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЗПР. ...
Диагностика и анализ результатов психологической готовности к школьному обучению.
Психологическая готовность ребенка к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной д...