Психологическая готовность к школьному обучению.
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Хосонова Оксана Викторовна

Здравствуйте, я педагог-психолог, Хосонова Оксана Викторовна. Основная цель маей работы - обеспечение психологического сопровождение и сохранение психоэмоционального здоровья обучающихся. На сайте, постараюсь показать свою практическую деятельность по всем направлениям: психодиагностика, психопросвещение, психопрофилактика, психоконсультирование; а также коррекционно-развивающую работу с обучающимися в форме тренингов и занятий с элементами тренинга; профилактическую  и просветительскую работу с педагогами и родителями.

Уверена, что на моем сайте вы найдете полезную и интересную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект35 КБ
Файл презентация1.31 МБ
Файл анализ занятия12.36 КБ

Предварительный просмотр:

  Открытое занятие  по адаптации первоклассников « Я и мои друзья. Дружба ».

Цель: повысить уровень адаптации детей к обучению в школе.

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.
  2. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
  3. Повысить самооценку детей.
  4. Создать условия для развития творческих способностей.

Оборудование: мягкая игрушка,  почтовый ящик, листочки с фамилией и именем каждого ученика, аудиозапись, видеозапись мультфильма, цветные карандаши или фломастеры.

Группа учащихся: 8-10 учащихся 1 класса.

                                    Ход занятия

  1. Приветствие.

Цель: создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.

Ведущий: « Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая друг другу мягкую игрушку, почувствуйте тепло, которое от нее исходит, возьмите немного тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите «Имя, здравствуй, мне приятно тебя видеть»  Молодцы!

Упражнение. Рукопожатие.

Ведущий: «С древних времен принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало: «В руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром». Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку.  По правилам этикета  старшие первыми протягивают руку младшим». А теперь тихонько сядьте за парты.

  1. Постановка цели.

 Ведущий: «Пятого сентября вы пришли в школу. Здесь вы познакомились с новыми детьми, а кто-то уже нашел себе друга или несколько друзей.  На нашем сегодняшнем занятии я бы хотела поговорить о дружбе.  У вас, наверное, у всех есть друзья. А кто такой друг? Чем друзья отличаются от знакомых?  А что такое дружба? Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Для того чтобы разобраться, кто же такой «настоящий друг», я  предлагаю посмотреть мультфильм».

  1. Просмотр мультфильма «Тимка и Димка».

Вопросы для обсуждения:

  1. Вам понравился мультфильм?
  2. Назовите главных героев мультфильма.
  3. Что случилось с Тимкой?
  4. А кто ему помог?
  5. А можно ли Димку назвать настоящим  другом? Почему?
  6. Кто же такой настоящий друг? Вспомните слова из песни.
  7. Что помогает дружбе?  (доброта, взаимопонимание, вежливость, чувство юмора)
  8. А что мешает дружбе? (грубость, драки, обиды, упрямство, обзывания)

Молодцы!

  1. Элементы тренинга.

Ведущий: « Ребята, а сейчас поставьте стульчики в круг так, чтобы не помешать друг другу. Как это можно сделать?» (Под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг).

1 упражнение. Игра «Волшебный мяч».

Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и  бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Что ты любишь, расскажи» и т.д.

2 упражнение.  Рассказ о своем друге.

Ведущий: «Ребята, у кого из вас есть друг? Каждый человек в течение жизни приобретает и теряет друзей. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как мы растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания.

По кругу, передавая мягкую игрушку, назовите своего друга и расскажите, почему вы его считаете другом».

Упражнение 3. Открытка-письмо другу.

Ведущий: «Ребята, а сейчас каждый из вас нарисует открытку-письмо другу-однокласснику» (Каждый ребенок вытягивает листок с написанной фамилией и именем учащегося класса)

Звучит музыка. Дети рисуют открытки. Затем каждый опускает открытку в почтовый ящик.

4 упражнение.

Ведущий: «Ребята, помимо дружбы людей, есть еще дружба животных. Скажите, пожалуйста, а животные умеют дружить? Давайте посмотрим слайды о дружбе животных».

Просмотр слайдов.

Ведущий: «Ребята, как называется профессия человека, который разносит письма, газеты, журналы?  ( Один из детей разносит открытки).  Что вы чувствовали, когда получили открытку? ( В дружбе важно внимание, забота друг о друге). А зачем нужен друг?»

 

5 упражнение.  Пожелание по кругу.

Ведущий: « Ребята, сейчас вам нужно будет продолжить предложение, обращаясь к соседу: «Мой друг, я желаю тебе…». Молодцы!

6.Рефлексия.

Ведущий: «О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось, удивило, обрадовало? В завершении нашей встречи прошу вас продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял (поняла)…»

7.Ритуал окончания занятия.

Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и благодарят за хорошую совместную работу.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анализ открытого занятия «Я и мои друзья»

   На занятии «Я и мои друзья» присутствовали педагоги-психологи РМО. Оно  проводилось в рамках программы по адаптации первоклассников к обучению в школе «Мы – первоклассники».

    Тема занятия: «Я и мои друзья. Дружба»

    Цель: повысить уровень адаптации детей к школе.

    Задачи: способствовать формированию навыков взаимодействия в группе, помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе, повысить самооценку детей, создать условия для развития творческих способностей.

    Форма  занятия с элементами тренинга была выбрана не случайно. Она позволяет осуществить деятельностный подход, организовать диалоговое пространство.

  При проведении занятия были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Занятие проходило в несколько этапов: приветствие, постановка цели, просмотр мультфильма и его обсуждение, элементы тренинга, демонстрация  презентации, рефлексия и ритуал окончания занятия.

    Было предусмотрено сочетание индивидуальной  групповой формы работы. Чередовались виды деятельности: анализ мультфильма, упражнения, игра, творческая работа.

    Дети приняли цель, поставленную мной в начале встречи, проявляли активность во время тренинга, увлеченно рисовали открытку для друга.

    Тема занятия актуальная, так как один из признаков успешной адаптации  – удовлетворенность межличностных отношений с одноклассниками и учителями.

 Считаю, что поставленные задачи выполнены.

Педагог-психолог МКОУ СОШ №6 г.Беслана Хосонова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....

Психологическая готовность к школьному обучению

Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....

Психологическая готовность к школьному обучению.

Что такое психологическая готовность  к школьнему обучению!!!основные направления психологической готовности!...

Психологическая готовность к школьному обучению.

Данная статья раскрывает проблему о готовности детей к обучению  в школе,основные подходы к определению школьной готовности,такие как,педагогическая,психологическая и физиологическая готовность....

пути формирования различных аспектов психологической готовности к школьному обучению при ЗПР

ДАНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЗПР.                                 ...

Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность к школьномуобучению состоит из следующихкомпонентов:•Интеллектуальная•Мотивационная•Эмоционально-волевая,  личностная•Коммуникативная...