Профилактика конфликтного поведения учащихся начальной школы
методическая разработка
Конспект родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_konfliktnogo_povedeniya_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
Родительское собрание
Тема: «Профилактика конфликтного поведения учащихся начальной школы»
Цель: создание условий для формирования у родителей навыков принятия эффективного способа решения выхода из конфликтной ситуации.
Задачи родительского собрания:
- Выяснить, что такое конфликт.
- Определить, причины конфликтных ситуаций.
- Формировать представления о способы разрешения конфликта.
- Способствовать тому, чтобы родители были заинтересованы в разрешении конфликтных ситуаций между младшими школьниками.
Ход собрания
Этапы собрания | Деятельность учителя | Деятельность родителей |
Вводная часть | -Здравствуйте уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена, на мой взгляд, очень важной и серьёзной проблеме. О какой именно, мы сейчас вместе попытаемся разобраться. -Предлагаю вам послушать ситуацию, которая произошла в нашем классе. -Во время перемены один из учащихся бежал по коридору и нечаянно толкнул другого, тот догнал бежавшего и сильно ударил. Между учащимися завязалась драка. - Уважаемые родители, как вы думаете, как называется ситуация, которая произошла между учащимися? -Вы правы! Между учащимися возник конфликт. К сожалению, конфликты межу детьми возникают часто. Проблема конфликтов очень распространена, с ней надо бороться как можно быстрее. Тема школьного конфликта возникает буквально с первых дней поступления ребёнка в школу. Новый коллектив, разные, неумение общаться в группе, затруднения в учёбе, всё это приводит к конфликтным ситуациям. -Уважаемые родители, как вы думаете, какой проблемной теме будет посвящено наше собрание? -Считаете ли вы, что проблема конфликтов актуальна? -Я с вами солидарна! Проблема конфликта всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек. Иногда конфликты улучшают результаты работы и отношения благодаря новой информации, учёты противоположных интересов, появлению креативных решений. Но чаще всего энергия сторон конфликта обращена против друг друга, конфликты могут стать разрушительными для самих участников. -Нам необходимо обозначить цель нашей сегодняшней встречи. Какие у вас есть предположения? -Вы правы! Цель нашего собрания – создание условий для формирования у родителей навыков принятия эффективного способа решения выхода из конфликтной ситуации. -Сегодня на собрании мы разберём, что такое конфликт, разберём причины возникновения конфликта и найдем способы разрешения конфликтной ситуации. | -Здравствуйте! Слушают ситуацию. -Конфликтная. -Проблема конфликтов между детьми. -Да, проблема актуальна. -Иметь представление о школьном конфликте и о способах его разрешения. |
Основная часть | -Уважаемые родители, чтобы нам было легче решить данную проблему, я предлагаю вам выделить основные вопросы, которые нам предстоит сегодня разобрать. (На слайде изображены задачи собрания) Обратите внимание на слайд, исходя из задач собрания, сформулируйте, пожалуйста, пункты плана. -Давайте перейдем к первому вопросу. Как вы понимаете слово «конфликт»? -Уважаемые родители, предлагаю поработать в парах. Вам необходимо написать какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «конфликт». -Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось. Отлично! Вы привели отрицательные стороны конфликта, а как вы думаете, существуют ли положительные моменты конфликта? -Вы правы! К положительным моментам конфликта относятся:
-Давайте попробуем дать определение слову «конфликт». -Я с вами полностью согласна! Конфликт — это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления; конфликт – это болезненное состояние его участников, которое может привести либо к примирению, либо к отчуждению. -Давайте перейдём к следующему вопросу. -Как вы думаете, каковы причины возникновения конфликтов у детей? -Уважаемые родители, вспомните себя в школьном возрасте, из-за чего у вас возникали конфликтные ситуации? -Предлагаю поделиться на три группы по рядам, давайте проверим, какая из групп приведёт больше причин возникновения конфликта. -Отлично! Вы привели все причины возникновения конфликта в младшем школьном возрасте. -Причинами конфликтов младших школьников является неудовлетворенность потребностей в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в классе. Кандидат психологических наук Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки («он умеет читать, а я – нет»), по причине разного возраста одноклассников («я тебя старше, так что ты вообще помолчи») и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее). -Уважаемые родители, у нас остался последний нерешённый вопрос. -Как вы думаете, как можно разрешить конфликт? Выскажите пожалуйста своё мнение. -Отлично! Спасибо, что так ответственно относитесь к данной проблеме. -У вас на столах лежат рекомендации психолога по разрешению конфликтных ситуаций у младших школьников. (Приложение) -Уважаемые родители, на основании своего жизненного опыта, знаний, которые вы получили на собрании и рекомендациях психолога, предлагаю составить памятку дня наших учащихся «Как нужно решать конфликты». Данная памятка будет расположена на нашем классном уголке. Каждый из учащихся сможет прочитать и запомнить, как нужно решать конфликты. -У вас на столах лежит бумага формата А3 и фломастеры, проявите свою креативность, фантазию и знания, чтобы заинтересовать наших детей на прочтение данной памятки. - Мы отлично поработали сегодня. Продуктом нашего собрания стала памятка ««Как нужно решать конфликты», давайте посмотрим, что у нас получилось. (Учитель показывает памятку родителям с помощью документ камеры). Я уверена, что школьники будут пользоваться данными советами, конфликтов между учащимися станет намного меньше. | Составления плана:
Высказывают своё мнение. Объединяются в пары и выполняют задание. После выполнения задания, родители читают свои ответы и аргументируют их -Существуют. Пробуют дать определение слову «конфликт» Высказывают своё мнение. Делятся на три группы и выполняют задание. Каждая группа приводит причины возникновения конфликта в младшем школьном возрасте. Высказывают своё мнение. Читают рекомендации психолога. Объединяются в одну группу и создают памятку для детей «Как нужно решать конфликты». |
Заключительная часть | Давайте подведём итог. - Извлекли ли вы для себя что-то новое и полезное из нашего собрания? -Какую цель мы ставили перед собой в начале собрания? -Добились ли мы её? -Ответили ли на все вопросы? -Я предлагаю вам заполнить карточку 2, которая лежит у вас на столах. Вам необходимо вписать в таблицу, что вы знали и что для вас было ново. - Хочу сказать большое спасибо, что уделили время, надеюсь, собрание прошло с пользой. И вы узнали для себя что-то новое. Спасибо за внимание! | -Да. Мы получили очень много полезной информации. -Создание условий для формирования навыков принятия эффективного способа решения выхода из конфликтной ситуации. -Да. -Ответили на все вопросы. Заполняют карточку-рефлексию. |
Приложение
Детские конфликты: памятка для родителей.
Обогащайте словарь ребёнка для описания эмоций и чувств.
С самых первых лет жизни обучайте детей словам, которые обозначают эмоции. Постоянно предлагайте ребёнку краткие рассказы с причинно-следственной связью, например: «Когда ты вертишься, я раздражаюсь, ведь мне неудобно одевать тебя. Постой спокойно».
Установите стандарты и пределы.
Дети – это всегда отражение родителей, они впитывают ваши приоритеты и стандарты. Поэтому утверждайте и на словах, и на деле право любого человека на безопасность – эмоциональную и физическую.
Подавайте хороший пример.
Объясните ребёнку, что он может чувствовать, что угодно, однако должен контролировать, что он делает в результате переживания сильных эмоций. И всегда показывайте ему пример именно в этом. Если вы хотите, чтобы ребёнок не кричал, не обзывался, не унижал других, начните с себя в этом же пункте.
Показывайте ребёнку, как с помощью речи можно разрешить конфликт.
Всегда просите ребёнка говорить вам, что он хочет, в чём нуждается. Подчёркивайте, что важно использовать речь, а не толкаться, хмыкать или драться: «Скажи мне, если ты хочешь взять яблоко перед обедом», «Попроси добавки, если не наелся» и т.п.
Показывайте детям, как говорить с другими об их поведении – без агрессии.
Постоянно объясняйте, что важно говорить о поведении (в конкретной ситуации), но не обзываться и не называть человека плохим в целом. Достучитесь до ребёнка с простой и гениальной идеей о том, что его цель в любом разговоре – исправить ситуацию БЕЗ обвинений другого человека.
Установите запрет на удары и физическую агрессию к другим детям.
Обучайте ребёнка, как сгладить обиду после конфликта.
После конфликтов большинство детей продолжают свои игры, и всё же иногда им стоит подсказать, как сгладить обиду после конфликта у второго участника событий.
Если ребёнок понял свою ошибку и искренне согласен с такой трактовкой, он может сказать «Мне жаль. Извини меня».
Примерна памятка, созданная родителями.
1.Прежде чем вы вступите в конфликт, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить;
2.Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен;
3.В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4.Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5.Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6.Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7.Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 8
.Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9.Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Нужно помочь ребёнку найти компромисс души и тела;
11.Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;
12.Необходимо помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе
организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...
Проект программы психолого-педагогического сопровождения внутришкольной работы по профилактике конфликтного поведения в начальной школе
Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Причинами столкновений могут быть самые разнообразные жизненные проблемы. В социа...
Правила поведения учащихся начальной школы
Правила поведения учащихся начальной школыЦель правил – создание в школе нормативной рабочей обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика, воспитание, уважение к ли...
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВдипломная работа...
Особенности и техники психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, в том числе школьников с ограниченными возможностями здоровья
Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем общества. В статье описываются упражнения, игры, техники для психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, ...
Профилактика конфликтного поведения
Материал по проведению интерактива с родителями на тему "Конфликтное поведение"...