Профилактика конфликтного поведения учащихся начальной школы
методическая разработка

Трафимова Анастасия Руслановна

Конспект родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

Родительское собрание

Тема: «Профилактика конфликтного поведения учащихся начальной школы»

Цель: создание условий для формирования у родителей навыков принятия эффективного способа решения выхода из конфликтной ситуации.

Задачи родительского собрания:

  1. Выяснить, что такое конфликт.
  2. Определить, причины конфликтных ситуаций.
  3. Формировать представления о способы разрешения конфликта.
  4. Способствовать тому, чтобы родители были заинтересованы в разрешении конфликтных ситуаций между младшими школьниками.

Ход собрания

Этапы собрания

Деятельность учителя

Деятельность родителей

Вводная часть

-Здравствуйте уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена, на мой взгляд, очень важной и серьёзной проблеме. О какой именно, мы сейчас вместе попытаемся разобраться.

-Предлагаю вам послушать ситуацию, которая произошла в нашем классе.

-Во время перемены один из учащихся бежал по коридору и нечаянно толкнул другого, тот догнал бежавшего и сильно ударил. Между учащимися завязалась драка.

- Уважаемые родители, как вы думаете, как называется ситуация, которая произошла между учащимися?

-Вы правы! Между учащимися возник конфликт. К сожалению, конфликты межу детьми возникают часто. Проблема конфликтов очень распространена, с ней надо бороться как можно быстрее. Тема школьного конфликта возникает буквально с первых дней поступления ребёнка в школу. Новый коллектив, разные, неумение общаться в группе, затруднения в учёбе, всё это приводит к конфликтным ситуациям.

-Уважаемые родители, как вы думаете, какой проблемной теме будет посвящено наше собрание?

-Считаете ли вы, что проблема конфликтов актуальна?

-Я с вами солидарна! Проблема конфликта всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек. Иногда конфликты улучшают результаты работы и отношения благодаря новой информации, учёты противоположных интересов, появлению креативных решений. Но чаще всего энергия сторон конфликта обращена против друг друга, конфликты могут стать разрушительными для самих участников.

-Нам необходимо обозначить цель нашей сегодняшней встречи. Какие у вас есть предположения?

-Вы правы! Цель нашего собрания – создание условий для формирования у родителей навыков принятия эффективного способа решения выхода из конфликтной ситуации.

-Сегодня на собрании мы разберём, что такое конфликт, разберём причины возникновения конфликта и найдем способы разрешения конфликтной ситуации.

-Здравствуйте!

Слушают ситуацию.

-Конфликтная.

-Проблема конфликтов между детьми.

-Да, проблема актуальна.

-Иметь представление о школьном конфликте и о способах его разрешения.

Основная часть

-Уважаемые родители, чтобы нам было легче решить данную проблему, я предлагаю вам выделить основные вопросы, которые нам предстоит сегодня разобрать. (На слайде изображены задачи собрания) Обратите внимание на слайд, исходя из задач собрания, сформулируйте, пожалуйста, пункты плана.

-Давайте перейдем к первому вопросу. Как вы понимаете слово «конфликт»?

-Уважаемые родители, предлагаю поработать в парах. Вам необходимо написать какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «конфликт».

-Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось.

Отлично! Вы привели отрицательные стороны конфликта, а как вы думаете, существуют ли положительные моменты конфликта?

-Вы правы! К положительным моментам конфликта относятся:

  • конфликт позволяет развить и разъяснить отношения между людьми или группами; 
  • конфликт позволяет прояснить недостатки и достоинства субъектов конфликта, и найти способ урегулирования;
  • разрешение одного конфликта и работа над выводами позволяет предотвратить другие конфликты;
  • конфликты развивают субъектов конфликта и дают им жизненный опыт;
  • конфликт выявляет проблемы, которые существуют во взаимоотношении;
  • решение конфликта может привести к более сплоченному взаимодействию.

-Давайте попробуем дать определение слову «конфликт».

-Я с вами полностью согласна! Конфликт — это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления; конфликт – это болезненное состояние его участников, которое может привести либо к примирению, либо к отчуждению.

-Давайте перейдём к следующему вопросу.

-Как вы думаете, каковы причины возникновения конфликтов у детей?

-Уважаемые родители, вспомните себя в школьном возрасте, из-за чего у вас возникали конфликтные ситуации?

-Предлагаю поделиться на три группы по рядам, давайте проверим, какая из групп приведёт больше причин возникновения конфликта.

-Отлично! Вы привели все причины возникновения конфликта в младшем школьном возрасте.

-Причинами конфликтов младших школьников является неудовлетворенность потребностей в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в классе. Кандидат психологических наук Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки («он умеет читать, а я – нет»), по причине разного возраста одноклассников («я тебя старше, так что ты вообще помолчи») и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее).

-Уважаемые родители, у нас остался последний нерешённый вопрос.

-Как вы думаете, как можно разрешить конфликт? Выскажите пожалуйста своё мнение.

-Отлично! Спасибо, что так ответственно относитесь к данной проблеме.

-У вас на столах лежат рекомендации психолога по разрешению конфликтных ситуаций у младших школьников. (Приложение)

-Уважаемые родители, на основании своего жизненного опыта, знаний, которые вы получили на собрании и рекомендациях психолога, предлагаю составить памятку дня наших учащихся «Как нужно решать конфликты». Данная памятка будет расположена на нашем классном уголке. Каждый из учащихся сможет прочитать и запомнить, как нужно решать конфликты.

-У вас на столах лежит бумага формата А3 и фломастеры, проявите свою креативность, фантазию и знания, чтобы заинтересовать наших детей на прочтение данной памятки.

- Мы отлично поработали сегодня. Продуктом нашего собрания стала памятка ««Как нужно решать конфликты», давайте посмотрим, что у нас получилось. (Учитель показывает памятку родителям с помощью документ камеры). Я уверена, что школьники будут пользоваться данными советами, конфликтов между учащимися станет намного меньше.

Составления плана:

  1. Что такое конфликт?
  2. Почему возникают конфликтные ситуации?
  3. Какие могут быть способы разрешения конфликта?

Высказывают своё мнение.

Объединяются в пары и выполняют задание.

После выполнения задания, родители читают свои ответы и аргументируют их

-Существуют.

Пробуют дать определение слову «конфликт»

Высказывают своё мнение.

Делятся на три группы и выполняют задание.

Каждая группа приводит причины возникновения конфликта в младшем школьном возрасте.

Высказывают своё мнение.

Читают рекомендации психолога.

Объединяются в одну группу и создают памятку для детей «Как нужно решать конфликты».

Заключительная часть

Давайте подведём итог.

- Извлекли ли вы для себя что-то новое и полезное из нашего собрания?

-Какую цель мы ставили перед собой в начале собрания?

-Добились ли мы её?

-Ответили ли на все вопросы?

-Я предлагаю вам заполнить карточку 2, которая лежит у вас на столах. Вам необходимо вписать в таблицу, что вы знали и что для вас было ново.

- Хочу сказать большое спасибо, что уделили время, надеюсь, собрание прошло с пользой. И вы узнали для себя что-то новое. Спасибо за внимание!

-Да. Мы получили очень много полезной информации.

-Создание условий для формирования навыков принятия эффективного способа решения выхода из конфликтной ситуации.

-Да.

-Ответили на все вопросы.

Заполняют карточку-рефлексию.

Приложение

Детские конфликты: памятка для родителей.

Обогащайте словарь ребёнка для описания эмоций и чувств.
С самых первых лет жизни обучайте детей словам, которые обозначают эмоции. Постоянно предлагайте ребёнку краткие рассказы с причинно-следственной связью, например: «Когда ты вертишься, я раздражаюсь, ведь мне неудобно одевать тебя. Постой спокойно».

Установите стандарты и пределы.

Дети – это всегда отражение родителей, они впитывают ваши приоритеты и стандарты. Поэтому утверждайте и на словах, и на деле право любого человека на безопасность – эмоциональную и физическую.

Подавайте хороший пример.
Объясните ребёнку, что он может чувствовать, что угодно, однако должен контролировать, что он делает в результате переживания сильных эмоций. И всегда показывайте ему пример именно в этом. Если вы хотите, чтобы ребёнок не кричал, не обзывался, не унижал других, начните с себя в этом же пункте.

Показывайте ребёнку, как с помощью речи можно разрешить конфликт.

Всегда просите ребёнка говорить вам, что он хочет, в чём нуждается. Подчёркивайте, что важно использовать речь, а не толкаться, хмыкать или драться: «Скажи мне, если ты хочешь взять яблоко перед обедом», «Попроси добавки, если не наелся» и т.п.

Показывайте детям, как говорить с другими об их поведении – без агрессии.

Постоянно объясняйте, что важно говорить о поведении (в конкретной ситуации), но не обзываться и не называть человека плохим в целом. Достучитесь до ребёнка с простой и гениальной идеей о том, что его цель в любом разговоре – исправить ситуацию БЕЗ обвинений другого человека.

Установите запрет на удары и физическую агрессию к другим детям.

Обучайте ребёнка, как сгладить обиду после конфликта.

После конфликтов большинство детей продолжают свои игры, и всё же иногда им стоит подсказать, как сгладить обиду после конфликта у второго участника событий.
Если ребёнок понял свою ошибку и искренне согласен с такой трактовкой, он может сказать «Мне жаль. Извини меня».

Примерна памятка, созданная родителями.

1.Прежде чем вы вступите в конфликт, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить;

2.Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен;

3.В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4.Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

5.Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6.Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7.Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 8

.Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9.Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Нужно помочь ребёнку найти компромисс души и тела;

11.Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;

12.Необходимо помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...

Проект программы психолого-педагогического сопровождения внутришкольной работы по профилактике конфликтного поведения в начальной школе

Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Причинами столкновений могут быть самые разнообразные жизненные проблемы. В социа...

Правила поведения учащихся начальной школы

Правила поведения учащихся начальной   школыЦель правил – создание в школе нормативной рабочей обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика, воспитание, уважение к ли...

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВдипломная работа...

Особенности и техники психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, в том числе школьников с ограниченными возможностями здоровья

Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем общества. В статье описываются упражнения, игры, техники для психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, ...

Профилактика конфликтного поведения

Материал по проведению интерактива с родителями на тему "Конфликтное поведение"...