Программа психологического тренинга для учащихся 1-4 классов «Мир эмоций»
учебно-методический материал на тему
Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и чужого эмоционального состояния и настроения, а так же выражения своих чувств и эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психологического тренинга для учащихся 1-4 классов «Мир эмоций»
(из опыта работы Опутиной Е.Е. педагога-психолога МАОУ «Школа №54 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми)
Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и чужого эмоционального состояния и настроения, а так же выражения своих чувств и эмоций.
Данный тренинг предполагает использование различных форм работы: индивидуальной, парной и групповой; а так же работу с использованием техник арт-терапии, медиа-ресурсов.
Цель тренинга – ознакомление учащихся с эмоциональной стороной жизни человека, отработка навыков понимания своего и чужого эмоционального состояния.
Задачи:
- Создание условий психологического комфорта учащихся, снятие эмоционально-психического напряжения;
- Ознакомление учащихся с понятием «эмоции», «чувства», «настроение», а так же с их разновидностями и признаками;
- Развитие умения определять свое эмоциональное состояние, других людей;
- Развитие у учащихся способности к рефлексии.
Общая продолжительность тренинга 3 часа (3 встречи)
Количество участников группы: 12-15 человек
Необходимое оборудование:
- листы бумаги
- ручки
- аудиозаписи
- видеоролики
- краски
- кисти
План тренинга
1. Приветствие участников тренинга. Положительный настрой на работу в тренинговой группе. Актуализация своего эмоционального состояния (Эмоциональное «появление в группе»): каждый участник по кругу приветствует остальных членов группы, а так же делится своим нынешним настроением, состоянием, мыслями (по желанию), интересными событиями, произошедшими с ним недавно. Продолжительность: 5 минут.
2. Беседа на тему : «Эмоции». Участники отвечают на вопросы ведущего с последующим общегрупповым обсуждением: Как вы думаете, что такое эмоции и для чего они нужны в жизни человека? Что такое положительные и отрицательные эмоции, и чем они отличаются? (Примеры). Какими способами человек может выразить свои эмоции (вербально, невербально)?
Продолжительность: 10 минут.
3. Упражнение «Иногда Я…».
Участникам предлагается подготовить мини-рассказ о нескольких примерах проявления собственных эмоций и причинах их проявления. Например: «Иногда я злюсь, потому что у меня что-то не получается» или «Иногда (всегда) я счастлив, когда мне дарят подарки!» и т.д. Далее, участники по очереди делятся своими рассказами с группой.
Продолжительность: 10 минут.
4. Упражнение «Зеркало». Выполняется в парах.
Каждой паре участников предлагается пример ситуации, в которой проявляется какая-то эмоция. Участники в паре должны обсудить данную ситуацию и изобразить ее перед группой, «инсценируя» предложенные эмоции. Остальные же участники группы должны угадать, какие эмоции показаны.
Примеры ситуаций:
1. Ученик плохо ведет себя на уроке, учительница делает ему замечания (эмоция – раздражение);
2. Ребенок получает подарок на день рождения (эмоция – радость);
3. Ребенка ведут к стоматологу, он боится (эмоция – страх);
4. Два друга поссорились и не разговаривают (эмоция – обида);
5. Ученик получил двойку за контрольную работу и очень огорчен (эмоция – грусть);
6. Ребенок увидел на небе радугу и очень удивился (эмоция – удивление).
Продолжительность: 15 минут
5. Просмотр видеоролика на тему «Настроение». Общегрупповое обсуждение.
Продолжительность: 5-7 минут
6. Арт-терапевтическое упражнение «Цвета моего настроения».
Продолжительность: 10 минут
Инструкция. Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и погрузиться «внутрь себя», ощутить свои эмоции, переживания, мысли; представить, как выглядит сейчас их настроение (какого оно цвета, на что похоже и т.д.) В это время воспроизводится спокойная, расслабляющая музыка. После этого участникам предлагаются листы бумаги, краски и кисти, на которых нужно изобразить то, что они представили (это может быть как что-то конкретное, так и абстрактное). Художественные способности при этом не важны, целью является творческое выражение на бумаге своего внутреннего мира, эмоционального состояния. После этого участники показывают и комментируют свои изображения (по желанию).
7. Подведение итогов тренинга.
Участники в кругу по очереди отвечают на вопросы ведущего.
- Понравился ли вам тренинг? О чем мы говорили? Что нового вы сегодня узнали?
- Какие эмоции было труднее всего угадать, изобразить, а какие – легче?
- С каким настроением сейчас вы уходите с нашего тренинга? Что хотите пожелать друг другу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по ОБЖ для учащихся 3-6 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида
Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сох...
Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов
Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на рас...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
Психологические игры для учащихся 1- 4 классов.
Психологические игры для учащихся 1- 4 классов.Как научить детей сотрудничать?К. ФопельПрогноз погодыЦели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает ...
Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов
Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во много...
Психологическое занятие ля учащихся 2-го класса "Поделись улыбкою своей"
Цели и задачи занятия:Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для з...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...